Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:37, реферат
Формирование Таможенного союза на сегодняшний день является одним из наиболее важных
факторов влияющих на внешнюю торговлю Кыргызской Республики, так как около половины
товарооборота Кыргызстана осуществляется со странами ТС. В настоящий момент, несмотря на
политические заявления, перспективы вступления Кыргызстана в эту организацию еще не ясны,
учитывая не определенность процедур принятия новых членов и ряд других серьезных
противоречий внутри союза.
Введение ......................................................................................................................................................3
1. Тенденции во внешней торговле Кыргызской Республике..................................................................4
1.1 Состояние и условия ведения внешней торговли в Кыргызской Республике .............................4
1.2 Внешняя торговля Кыргызской Республики и создание Таможенного Союза (ТС) ....................5
1.3 Последствия закрытия границы с Казахстаном..............................................................................6
1.3.1 Потери торгового бизнеса .........................................................................................................8
1.3.2 Потери отраслей производства.................................................................................................9
1.3.3 Выводы по потерям бизнеса ...................................................................................................13
1.4 Потери государственного бюджета ...............................................................................................14
2. Возможные сценарии развития внешней торговли............................................................................16
3. Рекомендации........................................................................................................................................18
4. Приложения ...........................................................................................................................................19
4.1 Расчет индекса выявленных конкурентных преимуществ для различных групп товаров .......19
4.2 Анализ фискальной политики КР в сфере внешнеэкономической деятельности.....................20
4.3 Анализ применения механизма контрольных цен в Таможенном союзе и Кыргызстане.........24
4.4 Анализ системы выдачи сертификатов происхождения в Таможенном союзе и Кыргызстане
.................................................................................................................................................................273
до 30% в общем объеме поставок. Кроме того, можно было бы исключить требования по не
превышению суммы начисленных налогов по результатам налоговых проверок (10 процентов от
общей суммы обязательств), учитывая наличие следующих требований: отсутствие налоговой
задолженности у субъекта и отсутствие по нему возбужденного уголовного дела.
В перспективе проблему оперативного возмещения переплаты по НДС в счет оплаты налога по
импорту, можно решить через внедрение единой лицевой карточки по НДС.
26 Официальные данные ГТС и ГНС24
Нелогичным и несправедливым является ситуация когда участник ВЭД, при наличии в налоговом
органе переплаты по НДС, вынужден еще оплачивать НДС при импорте товара, в таможенную
службу, либо оформлять все необходимые документы и ожидать процедуры возмещения (зачета)
налоговым органом переплаты по НДС в счет обязательств по НДС на импорт. Процедура
рассмотрения вопроса
специальный перечень, на практике затягивается на несколько месяцев, в особенности, когда
такая процедура осуществляется через специальную комиссию.
При внедрении единой лицевой карточки в названной ситуации таможенный орган производит
только оформление товара, далее ГТД (или другой соответствующий документ) передается
налоговому органу. Налоговые орган на основании ГТД производит начисление обязательства по
НДС в лицевой карточке, которое автоматически погашается, имеющейся переплатой. Таким
образом, субъекту не приходится дополнительно оплачивать налог или ожидать длительную
процедуру возмещения.
2) отменить обложение налогом с продаж экспорт товаров
Отмена налога с продаж с экспортных поставок товаров выступит дополнительным стимулом
экспортной деятельности, через
снижение фискального бремени
мера, учитывая, что в странах наших основных торговых партнерах подобной фискальной нагрузки
на экспортную деятельность не существует. Кроме того, отмена данного налога будет иметь
минимальное последствие для бюджета страны (около 300 млн. сомов).
4.3 Анализ применения механизма контрольных цен в
Таможенном союзе и Кыргызстане
Опросы экспертов и
значительные пробелы в системе учета кыргызских предприятий поставляющих продукцию на
экспорт. Зачастую, экспортеры не могут представить документы, подтверждающие стоимость
своей продукции. В этой ситуации, исчисление налоговой базы для взимания налогов, при
осуществлении поставок за рубеж базируется на резервном методе определения стоимости,
который реализован, в том числе, через механизм контрольных цен.
Таможенная стоимость и ГАТТ
Одной из наиболее актуальных проблем в работе таможенных органов является контроль над
определением таможенной стоимости товаров. Надо отметить, что таможенные органы
неоднократно пытались создать механизмы контроля над декларируемой стоимостью.
Развитие международной
регулирующих институт таможенной стоимости. На сегодняшний день, международный стандарт
определения таможенной стоимости базируется на Соглашении о применении статьи VII ГАТТ,
иначе именуемой Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ, первоначальный вариант которого
был принят в рамках Токийского раунда переговоров, с редакцией по результатам Уругвайского
раунда многосторонних торговых переговоров. Именно эти стандарты лежат в основе норм стран
СНГ по определению таможенной стоимости, в том числе и КР, РК и РФ.
В тексте ГАТТ (ч. 2 ст. VII) определено: "Оценка ввезенного товара для таможенных целей
должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается
пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара
отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках". В этой же статье
ГАТТ (ч. 5) закреплены принципы гласности и стабильности правил определения таможенной
стоимости. Реализация на практике этих
принципов позволяет
разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей" (ст. VII ГАТТ).
В рассматриваемых странах
стоимости:
1) метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
2) метод по стоимости сделки с идентичными товарами;
3) метод по стоимости сделки с однородными товарами;25
Таможенная стоимость и ГАТТ
4) метод вычитания;
5) метод сложения;
6) резервный метод.
На практике существует целый комплекс проблем, связанных с неправильным определением
таможенной стоимости товаров, например манипуляции с таможенной стоимостью, а также
трудности в применении установленных законодательством методов ее исчисления. Говоря о
манипуляциях с таможенной стоимостью, обычно имеют в виду ее занижение. Это вполне
справедливо, если подразумевать фискальную функцию таможенной стоимости как базы для
взимания таможенных пошлин, сборов, налогов и иных платежей. В этом случае занижение
таможенной стоимости
Деятельность таможенных органов, в КР, РК и РФ направлена, в том числе и на снижение
вышеназванных рисков. В целом, в РК и РФ применяется система управления рисками,
содержащая, помимо прочего и профили рисков, связанные с таможенной стоимостью. Надо
отметить, что большая часть профилей рисков ориентирована на таможенную стоимость.
Профили рисков, в данном контексте и являются механизмом реализации и применения
контрольных цен при таможенном оформлении.
Российская Федерация
Таможенная стоимость товара - стоимость товара, определяемая в соответствии с Законом РФ "О
таможенном тарифе" (ред. от 28.06.2009). Порядок определения таможенной стоимости
осуществляется согласно Постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 500 (ред. от
02.10.2009) "О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через
таможенную границу Российской Федерации"27.
Система управления рисками (СУР) применяемая в РФ, в части касающейся контроля таможенной
стоимости, практически полностью автоматизирована. Контрольные цены, представлены в виде
индекса таможенной стоимости, определяемого комплексным методом, по данным внутренней
статистики; информации, полученной в рамках информационного обмена между таможенными
администрациями контрагентов и т.д. на основе методов, указанных выше. Физически,
контрольные цены представляют собой средние цены на определенные виды товаров,
различающихся по некоторым факторам, например по стране происхождения.
Особенностью СУР РФ является то, что доступ к информации, содержащейся в профилях риска,
является регламентированным. С учетом возможностей автоматизированных систем, СУР на
местах предоставляет
посту не информирован о фактических размерах индексов цен, в целях минимизации
коррупционной составляющей в его деятельности.
Республика Казахстан
Правовой основной применения СУР в РК является ст. 470 Таможенного кодекса РК от 5 апреля
2003 г., предполагающая организацию
деятельности таможенных
управления рисками. Во исполнение требований указанной статьи Приказом Председателя
Агентства таможенного контроля РК от 5 апреля 2004 года N 161 были утверждены «Правила
определения критериев показателей рисков», среди которых указаны объекты риска, включающие
и таможенную стоимость.
27 Источник – веб-сайт ФТС РФ http://www.customs.ru/ru/26
Кроме того, в РК принят «Закон о государственном контроле при применении трансфертных цен»,
который устанавливает меры государственного контроля при применении трансфертных цен для
предотвращения потерь государственного дохода в международных деловых операциях.
В целом, ценовая информация в РК применяется при наличии у декларанта соответствующих
документов, позволяющих определить таможенную стоимость по методам, принятым в
международной практике, или, если ценовая информация, предоставляемая декларантом, на 20%
ниже, чем цены указанные в справочниках Комитета таможенного контроля Министерства
финансов Республики Казахстан (далее КТК МФ РК). Ценовая информация публикуется КТК на
ежеквартальной основе и представляет собой таблицу, с указанием ориентировочной
минимальной цены на товар (по номенклатуре ТНВЭД), в зависимости от страны происхождения.
Таблица 12. Пример. Ценовая информация КТК МФ РК на 1 квартал 2010г.28
Код ТНВЭД Название из ТНВЭД Страна
происхождения
Ед.
изм.
Там.
стоим.,
$/ед.
101 101 000 Чистопородные племенные лошади Великобритания шт. 4 354,00
101 101 000 Чистопородные племенные лошади Ирландия шт. 4 446,00
101 101 000 Чистопородные племенные лошади Польша шт. 3 841,00
101 101 000 Чистопородные племенные лошади Германия шт. 2 852,33
Кыргызская Республика
Таможенная стоимость
кодекса КР. В соответствии с «Порядком формирования и использования сведений по ввозимым
товарам на таможенную территорию Кыргызской Республики», утвержденным Постановлением
ПКР от 11 марта 2005 года N 123, ценовая информация, имеющаяся у таможенного органа,
применяется им при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной
декларантом таможенной стоимости товара в соответствии со статьями 228-232 Таможенного
кодекса КР, либо при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не
являются достоверными и (или) достаточными.
Установление таможенным органом заявленной таможенной стоимости ниже ценовой
информации, имеющейся у таможенного органа, является основанием для требования
таможенным органом
подлинности и достоверности для принятия решения таможенным органом.
Помимо прочего, ценовая информация является инструментом антикоррупционного характера.
При соответствующем
минимальный уровень, по которому может происходить таможенная очистка поставок в страну (в
случае импорта по ГТД).
Ценовая информация в КР до 2010 года определялась и утверждалась Приказом уполномоченного
органа (ГТС КР) на ежегодной основе, с правом внесения изменения. Однако, с принятием закона
«О нормативно-правовых актах» такое утверждение ценовой информации прекратилось. На
данный момент, ценовая информация не пересматривалась с мая 2009 года. В этой связи,
учитывая высокую скорость изменения цен на номенклатуру, поставляемых товаров в КР,
актуальность ценовой
является главным критерием уместности применения данного механизма.
Контрольные цены, применяемые в Кыргызской Республике, можно внедрить в систему СУР. Это
даст возможность, при регламентации доступа к СУР, обойти требования закона «О нормативно-
правовых актах» и оперативно изменять контрольные цены, а также значения критериев, на
основе которых они
28 Источник – веб-сайт КТК МФ
РК http://www.customs.kz/exec/
Для кыргызских экспортеров, механизм контрольных цен зачастую является единственным
способом легального входа на рынки соседних стран, с точки зрения осуществления таможенной
очистки. Это происходит в связи с общей «неорганизованностью» экспортеров, например
сельхозпроизводителей, которые не
могут представить
подтверждающие стоимость
другие налоги.
Контрольные цены, применяемые в КР, могут стать инструментом регулирования экспорта, в
случае если импортированные на территорию страны товары, применяются в производственном
процессе.
Наиболее существенным фактором для кыргызских экспортеров в этом контексте является
величина контрольной цены, которая применяется для кыргызских товаров. Однако, с учетом
относительной незначительности поставок из Кыргызстана, контрольные цены чаще всего не
конкретизируются под КР. В то же время следует отметить, что во многом благодаря усилиям
Государственной таможенной службы и заинтересованных ассоциаций удалось ввести в перечень
контрольных цен РФ, цены на товары 62-63 группы из Кыргызстана, что позволило вкупе с рядом
других факторов как предотгрузочная инспекция и др. получить относительно безболезненный
доступ на рынок России.
Таким образом, механизм контрольных цен, применяемый в отношении кыргызских товаров, может
быть и заслоном и фактором, который продвигает экспорт товаров на соответствующие рынки.
4.4 Анализ системы выдачи сертификатов происхождения в
Таможенном союзе и Кыргызстане
В соответствии международными соглашениями
и национальными
Информация о работе Влияние Таможенного Союза на экономику Кыргызстана