Влияние Таможенного Союза на экономику Кыргызстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:37, реферат

Описание работы

Формирование Таможенного союза на сегодняшний день является одним из наиболее важных
факторов влияющих на внешнюю торговлю Кыргызской Республики, так как около половины
товарооборота Кыргызстана осуществляется со странами ТС. В настоящий момент, несмотря на
политические заявления, перспективы вступления Кыргызстана в эту организацию еще не ясны,
учитывая не определенность процедур принятия новых членов и ряд других серьезных
противоречий внутри союза.

Содержание работы

Введение ......................................................................................................................................................3
1. Тенденции во внешней торговле Кыргызской Республике..................................................................4
1.1 Состояние и условия ведения внешней торговли в Кыргызской Республике .............................4
1.2 Внешняя торговля Кыргызской Республики и создание Таможенного Союза (ТС) ....................5
1.3 Последствия закрытия границы с Казахстаном..............................................................................6
1.3.1 Потери торгового бизнеса .........................................................................................................8
1.3.2 Потери отраслей производства.................................................................................................9
1.3.3 Выводы по потерям бизнеса ...................................................................................................13
1.4 Потери государственного бюджета ...............................................................................................14
2. Возможные сценарии развития внешней торговли............................................................................16
3. Рекомендации........................................................................................................................................18
4. Приложения ...........................................................................................................................................19
4.1 Расчет индекса выявленных конкурентных преимуществ для различных групп товаров .......19
4.2 Анализ фискальной политики КР в сфере внешнеэкономической деятельности.....................20
4.3 Анализ применения механизма контрольных цен в Таможенном союзе и Кыргызстане.........24
4.4 Анализ системы выдачи сертификатов происхождения в Таможенном союзе и Кыргызстане
.................................................................................................................................................................273

Файлы: 1 файл

Влияние Таможенного Союза на.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Код

товара

Название товара 2005 2006 2007 2008 2009

'6203

Костюмы, комплекты, пиджаки,

блейзеры, брюки, шорты (кроме 

купальных) мужские

2,17 2,65 3,06 2,54 1,80

'6204

Костюмы, комплекты, жакеты,

блейзеры, платья, юбки, юбки-брюки,

брюки женские или для девочек

3,04 7,07 8,91 8,71 6,80

'6206 Женские блузки и майки  9,26 20,85 26,12 27,15 24,47

'6208 Женское нижнее белье 11,10 8,25 4,77 2,34 1,48

'6305 Мешки и пакеты упаковочные  7,72 11,15 8,92 4,35 1,32

'6810

Изделия из цемента, бетона или 

искусственного камня,

неармированные или армированные

3,76 9,61 9,02 5,28 4,79

'6811

Изделия из асбоцемента, из цемента

с волокнами целлюлозы или из

аналогичных материалов

233,03 172,69 82,42 48,62 1,02

В целом, анализ показывает, что значения индекса, для товаров индекс ВСП  которых был выше

«1» последние пять лет, снижаются. Необходимо отметить, что стабильную динамику роста из

этих товаров демонстрирует  лишь два (2) продукта: «Необработанный  человеческий волос» и 

«Картонки, ящики, коробки, мешки, пакеты и другая упаковочная тара, из бумаги, картона,

целлюлозной ваты или полотна из целлюлозных волокон». В тоже время, объем экспорта для этих

позиций (товарные группы со значением  ВСП выше «1» за 5 лет) последние  годы имеет 

устойчивую тенденцию к росту. За последние пять лет экспорт  товаров этих групп увеличился на

173% (с учетом золота), а без учета золота на 120%25.

Из приведенных выше таблиц 9 и 10 видно, что традиционно причисляемые

экспортоориентированные товарные группы, значительно снизили свою конкурентоспособность  по

индексу ВСП. Надо отметить, что пик  экономического кризиса пришелся именно на 2009 год для

основных внешнеторговых партнеров, что отражается в изменении ВСП  для кыргызских товаров и 

является еще одним свидетельством высокой степени зависимости  Кыргызстана от экономической 

ситуации в России и Казахстане.

Учитывая, что индекс рассчитывался на статистике до начала функционирования ТС, его значения

никоим образом нельзя связывать  с условиями доступа на рынок  кыргызских товаров. Однако,

принимая во внимание данные за первое полугодие, в соответствии с которыми, официальный

экспорт в страны ТС не уменьшился, можно сделать вывод о том, что и в будущем его (ТС)

функционирование существенным образом  не повлияет на конкурентоспособность  официального

экспорта, при прочих равных условиях.

4.2 Анализ фискальной политики  КР в сфере

внешнеэкономической деятельности

В ходе анализа действующего в стране фискального законодательства и  налогового

администрирования были установлены  наличие отдельных законодательных  норм и системы 

администрирования, серьезно препятствующих развитию внешней торговли, а также

24 Расчеты авторов

25 В этом случае, следует отметить, что в 2007 году, по сравнению  с 2005 объем экспорта этих товарных  групп (без учета 

золота) удвоился, затем произошло  резкое снижение в объеме (2008-2009гг.)21

способствующие сохранению «теневого» сектора. В частности, следует отметить наличие

следующих проблем:

1. Сложная и длительная процедура  возмещения и возврата переплаты  по НДС.

2. Обложение налогом с продаж  экспорт товаров.

Действующим налоговым законодательством  возврат и возмещение суммы переплаты по НДС

предусматривается только для постоянных экспортеров продукции (услуг) и  только по суммам,

образовавшимся по экспортным поставкам. При этом установлена чрезмерно  усложненная 

процедура возврата переплаты. Так  чтобы получить возврат либо возмещение суммы переплаты в

размере более 300 тыс. сом в месяц, необходимо представить соответствующие  подтверждающие

документы (в количестве 7 документов). После чего факт обоснованности образования  переплаты 

и возможность получения возврата проверяется налоговым территориальным органом. После

положительного заключения аналогичную  проверку осуществляет соответствующее 

подразделение центрального органа Налоговой  службы. Затем материалы передаются на

рассмотрение в специальную  межведомственную комиссию, после положительного решения

которой, территориальный налоговый  органа осуществляет возврат. Таким  образом, процедура 

возмещения и возврата затягивается до 6 и более месяцев.

По суммам менее 300 тыс. сом в  месяц решение о возмещении и возврате переплаты по НДС

принимается территориальным подразделением налогового органа, которым также  проводится

необходимая проверка представленных документов и достоверности образования  переплаты.

Для отдельных крупных налогоплательщиков - постоянных экспортеров предусмотрен

упрощенный порядок возмещения переплаты (без предварительной  проверки). Перечень и 

порядок включения в перечень субъектов  устанавливается Правительством КР, которой, имеет 

ряд излишних и необоснованных требований. Всего в данный перечень включен 31 субъект.

Для определения облагаемых субъектов  с целью включения в Перечень уполномоченным

налоговым органом и его органами на местах применяются следующие  критерии:

1) осуществление экономической  деятельности - не менее 3 лет, в том числе экспортной поставки

- не менее 2 лет;

2) стоимость собственных активов  (активы минус обязательства) 15,0 млн. сомов и выше;

3) стоимость поставок, облагаемых  по нулевой ставке, за последние  12 календарных месяцев -

40,0 млн. сомов и выше (в  случае если у субъекта объем поставок, облагаемых по нулевой ставке,

в течение шести последовательных календарных месяцев составлял  не менее 50 процентов от

общей стоимости поставок);

4) сумма сокрытых налогов, выявленных  по результатам проведенных налоговых проверок в

течение последних 2 лет, - не превышает 10 процентов от общей суммы налоговых  обязательств

перед бюджетом;

5) отсутствие уголовного дела, возбужденного  за нарушения налогового или  таможенного 

законодательства Кыргызской Республики;

6) отсутствие задолженности по налогам (включая таможенные платежи).

В Перечень включаются облагаемые субъекты, экономические показатели которых  отвечают всем

вышеуказанным критериям.

С начала 2009 года были ужесточены критерии включения субъектов в указанный  выше перечень.

В частности, увеличены критерии соответствия по стоимости «чистых» собственных  активов 

(активы минус обязательства)  в три раза. Увеличен в два  раза с 20 до 40 млн. сом необходимый 

минимальный объем экспортных поставок. Кроме того, считаем чрезмерно высоким требованием

для включения в перечень, предусматривающим  наличие не менее 50% экспортных поставок в 

общем объеме поставок.

В непростых экономических условиях, в которых находится Кыргызская Республика,

одновременное выполнение всех установленных требований субъектами предпринимательства

весьма проблематично.

Результатами ужесточения требований явилось сокращение количества таких  субъектов с 46 до

31 субъекта.22

Согласно данным ГНС за прошедшие 2,5 года переплаченная в бюджет сумма  НДС возросла

почти в 2 раза и составила на 1 июля 2010 года 4674,8 млн. сом, что свидетельствует  о наличии 

проблем с возвратом из бюджета  переплаты. Ситуация осложнилась введением  в новом 

Налоговом кодексе КР ограничений, предусматривающих запрет на возмещение переплаты по

НДС в счет уплаты задолженности  по другим видам налогов (за исключением  случаев 

образования переплаты у субъектов, основная деятельность которых связана  с поставками на

экспорт).

Невозможность своевременного возврата налоговой переплаты (а в отдельных случаях – ее

«замораживание» на длительный срок) отвлекает значительную часть оборотных  средств,

замедляет их оборачиваемость, что  в целом отрицательно сказывается  на финансовом состоянии 

субъекта.

Результаты опроса предпринимателей, проведенного в рамках настоящего исследования,

подтверждают наличие проблем  с возвратом из бюджета переплаты  по налогу. Так, 20%

опрошенных сельхозпроизводителей  указали, что требуют возмещения переплаты из бюджета, из

которых только 40% получают полностью или частично возмещение переплаты. Аналогичная

ситуация по производителям швейной  продукции, 14% которых требовали  возмещения

переплаченной суммы налога, из них  только половине была полностью или  частично возмещена 

переплата.

Необходимо отметить, что проблемы возмещения НДС не актуальны для производителей

«первичной» сельхозпродукции, а также  для отдельных субъектов –  переработчиков с/х 

продукции, так как они согласно законодательству освобождаются от уплаты НДС. Кроме того,

часть швейного сектора, осуществляющая свою деятельность на основе налогового патента,

также освобождена от уплаты НДС.

Негативное влияние на развитие внешнеторговой деятельности также  оказывают существующие

нормы по обложению экспортных поставок налогом с продаж. Обложение экспортных поставок

налогом с продаж (который по своей  сути, является оборотным, каскадным  налогом) значительно 

увеличивает фискальное бремя экспортера. Это, в свою очередь, ставит в неравные условия 

кыргызских экспортеров с субъектами соседних стран, где экспортные поставки не облагаются

подобным налогом.

В Кыргызской Республике при реализации товаров, работ, услуг на экспорт (поставки с 

нулевой ставкой НДС) ставка налога с продаж установлена:

а) в размере 2,0 процента - для торговой деятельности;

б) в размере 3,0 процента - для реализации произведенных товаров, работ (услуг)

Перечисленные выше проблемы с возмещением  и возвратом переплаты по НДС  и обложением

экспортных поставок налогом с  продаж создают серьезные препятствия  для развития внешней 

торговли, и в первую очередь – в сфере экспорта товаров. Более того, существующее положение

не предоставляет стимулов для  выхода из «тени» экспортной деятельности, увеличения

производств, создающих добавленную  стоимость.

При существующей ситуации предпринимателям-экспортерам выгодно работать раздробленно на

основе упрощенной внутренней системы  налогообложении (на патенте) и производить 

таможенное оформление по упрощенной схеме. В данном случае, предприниматель  получает

существенную «фискальную экономию».

В настоящее время предприниматель – физическое лицо, с годовым оборотом менее 4 млн. сомов

в год (регистрационный порог по НДС), вправе уплачивать налоги на основе добровольного 

патента. Приобретение патента заменяет уплату налога на прибыль и налога с продаж. При этом

в данном режиме налогообложения могут  работать также и субъекты, осуществляющие экспортно-

импортные операции.

Согласно официальным данным объем  импорта в Кыргызскую Республику по единой таможенной

ставке (по весу, таможенным приходным  ордерам), составил в 2009 году - 272 тыс. тонн на сумму

14 263,7 млн. сом (331 млн. долларов). Указанный ввоз и оформление  осуществлялось в основном 

субъектами на основе налоговых  патентов. Учитывая, что установленный  верхний порог для 23

деятельности по патенту составляет 4 млн. сом в год, можно предположить, что количество

субъектов, осуществивших ввоз товаров  по патенту (или на которых оформлен такой ввоз) в 2009

году составляет порядка 4 тыс. физических лиц.

Таблица 11. Сведения о выданных патентах и объемах ввоза товаров по патенту26

Показатель 2007 год 2008 год 2009 год

Ввоз товаров в КР по ТПО:

- объем (в тоннах) 334 140,1 423 055,2 272 620,2

- на сумму (в млн. сом) 11 868,0 27 306,8 14 263,7

Добровольные патенты:

Всего выдано патентов на

производство и торговлю ТМЦ:

- количество (тыс.шт.);

- на сумму (млн. сом)

480,0

324,5

505,2

490,0

384,2*

724,3*

Примечание: Согласно новой отчетности в данный показатель включается торговля и услуги (по

единому статистическому классификатору ЭД)

С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в условиях функционирования ТС и,

связанного с этим, усиления таможенного  контроля на границах союза, государству  необходимо

выработать меры фискального регулирования, направленные на стимулирование экспорта

товаров, а именно для:

· поддержки существующих производств;

· вывода из «тени» нелегального экспорта;

· стимулирования перевода предпринимателей из сферы «реэкспорта» в сферу

производства добавленной стоимости  с использованием импортного сырья  и 

полуфабрикатов.

В данном случае, с одной стороны  новые условия таможенного контроля на границах ТС де-факто 

будут сужать сферу нелегального экспорта (включая реэкспорт товаров), с  другой - государство 

через фискальные стимулы создаст  условия для его перехода в  официальный сектор.

В этой связи предлагается:

1) упростить процедуру и расширить  права субъектов в сфере возмещения  и возврата из 

бюджета сумм переплаты по НДС. В  данном направлении на первом этапе  предлагается

предоставить субъектам право  относить суммы переплаты по НДС в счет уплаты задолженности

по другим налогам, независимо от вида и формы образования переплаты. Одновременно следует 

расширить перечень предприятий, для  которых возмещение и возврат  переплаты осуществляется

в упрощенном порядке, пересмотрев соответствующие критерии включения субъектов в этот

перечень.

В частности, предлагается уменьшить  критерий наличия у субъектов  минимального объема

экспортных поставок с 40 до 20 млн. сом  в год, а также критерий объема экспортных поставок с 50

Информация о работе Влияние Таможенного Союза на экономику Кыргызстана