Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:37, реферат
Формирование Таможенного союза на сегодняшний день является одним из наиболее важных
факторов влияющих на внешнюю торговлю Кыргызской Республики, так как около половины
товарооборота Кыргызстана осуществляется со странами ТС. В настоящий момент, несмотря на
политические заявления, перспективы вступления Кыргызстана в эту организацию еще не ясны,
учитывая не определенность процедур принятия новых членов и ряд других серьезных
противоречий внутри союза.
Введение ......................................................................................................................................................3
1. Тенденции во внешней торговле Кыргызской Республике..................................................................4
1.1 Состояние и условия ведения внешней торговли в Кыргызской Республике .............................4
1.2 Внешняя торговля Кыргызской Республики и создание Таможенного Союза (ТС) ....................5
1.3 Последствия закрытия границы с Казахстаном..............................................................................6
1.3.1 Потери торгового бизнеса .........................................................................................................8
1.3.2 Потери отраслей производства.................................................................................................9
1.3.3 Выводы по потерям бизнеса ...................................................................................................13
1.4 Потери государственного бюджета ...............................................................................................14
2. Возможные сценарии развития внешней торговли............................................................................16
3. Рекомендации........................................................................................................................................18
4. Приложения ...........................................................................................................................................19
4.1 Расчет индекса выявленных конкурентных преимуществ для различных групп товаров .......19
4.2 Анализ фискальной политики КР в сфере внешнеэкономической деятельности.....................20
4.3 Анализ применения механизма контрольных цен в Таможенном союзе и Кыргызстане.........24
4.4 Анализ системы выдачи сертификатов происхождения в Таможенном союзе и Кыргызстане
.................................................................................................................................................................273
свободной торговли (ЗСТ) СНГ, который позволяет взаимную торговлю по нулевым ставкам.
Перспективы пересмотра странами ТС своих обязательств в рамках ЗСТ пока не ясны.
В рамках исследования были проанализированы внешнеторговые потоки, формирующиеся в
Кыргызстане и проходящие транзитом через него. Очевидно, что значительная их часть носит не
официальный характер. Эти потоки формируются преимущественно в Китае. Некоторые
экспортоориентированные производства в стране прямо зависят от импортных поставок.
Неофициальные транзитные потоки, проходят через Кыргызстан в страны ближнего зарубежья
двумя способами: 1) один способ предусматривает то, что часть из них получает сертификаты
подтверждающие происхождение товара в КР, для получения тарифных преференций15; 2) другой
способ предполагает, что остальная часть вывозится контрабандным способом или через
челночных торговцев. Кроме того, эти потоки разделены по двум направлениям: в северном
направлении (страны ТС) и южном (РУ и РТ).
На сегодняшний день, система выдачи сертификатов происхождения вызывает многочисленные
нарекания со стороны таможенных органов стран ТС. По результатам опроса около 40%
предпринимателей сталкивается с проблемами признания в ТС сертификатов происхождения из
КР.
Объемы и номенклатуру неофициальных потоков крайне сложно оценить, ввиду особенностей
учета при импорте и экспорте товаров. Однако, очевидно, что функционирование ТС значительно
повлияет на северное направление транзита, которое составляет большую часть всего транзита
из Китая. Исследование показало, что эти реэкспортные потоки сократятся до минимума,
предположительно, на не менее чем 70% на «Дордое», и останутся в части контрабанды, а также
для реализации населению приграничных районов Казахстана ввиду более низкой стоимости в
Кыргызстане (см. раздел 1.3.1).
В этой ситуации, необходимо вести речь о смене фокуса торговой политики с реэкспорта на
создание необходимой доли добавленной стоимости к ввозимой продукции или локализации, в
целях реального перевода импортной продукции в разряд произведенной в КР и последующим
экспортом, либо освоение новых рынков сбыта.
Конечно, значительная часть номенклатуры в виде готовых изделий не удастся локализовать.
Однако, учитывая преференции Кыргызстана в торговле со странами ТС, основной источник
реэкспорта, Китай косвенно заинтересован в таком варианте развития внешней торговли16. В этом
случае, использование упрощенной процедуры таможенного оформления при импорте товаров из
Китая, будет терять свои преимущества.
Говоря об упрощенной процедуре таможенного оформления, необходимо отметить, что еѐ
наличие, в виду искаженности учета товарных потоков, не позволит осуществлять меры защитного
характера, для некоторых, конкурентоспособных на внешнем рынке товаров17, производимых в КР.
Очевидно,
что локализация потребует от
государства политического
развития. При этом необходимо будет пересмотреть и фискальную политику в отношении
экспортоориентированного бизнеса18
.
15 Более
подробно вопросы выдачи
«Анализ системы выдачи сертификатов происхождения в Таможенном союзе и Кыргызстане»
16 В данном случае китайские товары в виде сырья или полуфабрикатов будут перерабатываться в Кыргызстане и
поставляться в страны ТС, пользуясь преференциями КР. В противном случае, поставки из Китая напрямую будут
облагаться таможенными пошлинами на основании Единого внешнего тарифа ТС.
17 Смотри приложение «Расчет индекса выявленных конкурентных преимуществ для различных групп товаров»
18 Смотри приложение «Анализ
фискальной политики КР в
Некоторая часть экспорта (продукции произведенной в КР), поставляемая в страны ТС
неофициально, также испытает на себе влияние от ужесточения администрирования на границах и
сократится. По всей видимости, часть таких потоков перейдет в разряд легальных поставок, по
аналогии со швейным сектором. Актуальным является активизация усилий по упрощению
процедур при осуществлении экспорта товаров из КР в страны ТС19. В этой связи, надо отметить
практику сотрудничества между таможенными администрациями КР и РФ, в рамках которой, был
внедрен механизм предотгрузочных инспекций и предварительного декларирования,
отрегулированы величины контрольных цен.
В экономике России и Казахстана отмечается небольшое оживление, увеличение доходов
населения, а, следовательно, и к росту потребления. Эти факторы говорят в пользу оживления
кыргызско-российско-казахской
продукция сельскохозяйственного производства, стройматериалы.
Таким образом, проблемы ограничения внешней торговли Кыргызстана с основными торговыми
партнерами, связанные с созданием и функционированием Таможенного союза, требует от
Кыргызстана принятия мер по определению
приоритетов и выработке
стимулирования экспорта кыргызской продукции, обеспечения условий ее доступа на рынки ТС. На
этом сконцентрирован
19 В рамках исследования вопросы нетарифного регулирования не рассматривались. Однако, на
сегодняшний день, планы по изменению процедур доступа на рынок ТС с позиции нетарифных барьеров
озвучены. Для выработки конкретных рекомендаций необходимы отдельные исследования.
Исследованием не охвачены вопросы
нетарифного регулирования
3. Рекомендации
Необходимо определить комплекс мер фискальной и таможенной политик для поддержки
производства и экспорта конкурентоспособной отечественной продукции, а также развития
производства, использующего импортное сырье и полуфабрикаты. Основной фокус мер должен
быть направлен на перевод теневых
потоков в легальную сферу
путем локализации
1. Учитывая, что значительная часть охваченных исследованием экспортных товарных позиций,
в основном имеют сырьевой характер, соответственно формирование повестки торговой
политики в сторону увеличения добавленной стоимости, возникающей при переработке
продукции, производимой в стране, логично начинать с ограничений вывоза сырья. Однако
опыт с применением вывозных пошлин для немытой шерсти в 2009 году привел к резкому
падению экспорта данного продукта, а ожидаемый эффект в виде роста экспорта мытой
шерсти данная мера не принесла. В этой связи, при применении каких-либо ограничений
необходимо тщательно
2. В целях стимулирования
продукции, а также уменьшения ее «теневой» составляющей следует скорректировать
проводимую государством фискальную политику. В этой сфере предлагается:
a. упростить процедуру и
из бюджета сумм переплаты по НДС;
b. предлагается предоставить субъектам право относить суммы переплаты по НДС в
счет уплаты задолженности по другим налогам, независимо от вида и формы
образования переплаты;
c. расширить перечень
осуществляется в упрощенном порядке, пересмотрев соответствующие критерии. В
перспективе проблему оперативного возмещения переплаты по НДС в счет оплаты
налога по импорту, можно решить через внедрение единой лицевой карточки по
НДС;
d. отменить обложение налогом с продаж экспорт товаров.
3. В целях упрощения процедур доступа на рынок стран ТС:
a. Целесообразным является
предотгрузочных инспекций и предварительного декларирования швейной
продукции при экспорте в РФ, на другие виды товаров;
b. Учитывая схожую специфику
вопросов в сфере внешней
секторам, бизнесу необходима выработка консолидированной позиции в вопросах
поддержки кыргызских предприятий за рубежом, которая будет целевыми
ориентирами для государства. Для этого следует создавать объединения или
ассоциации, которые станут площадкой для выработки согласованных
предложений, которые будут затем доведены до соответствующих
государственных органов, и предусмотреть, в целом, механизм отчетности
государственных органов за исполнение предложений бизнеса;
c. В условиях действия ТС, особую актуальность принимает вопрос применения
механизма контрольных цен. В этой
сфере следует проработать
оперативного взаимодействия таможенных администраций в целях корректировки
контрольного уровня цен;
d. Пересмотреть контрольные цены на товары, ввозимые в Кыргызстан, принимая во
внимание возможность их переработки на территории страны.
4. Принимая во внимание
продукции, необходима выработка мер, направленных на адаптацию условиям внешней
торговли с ТС, включая:
a. обеспечение соблюдения
соглашений и решений в сфере признания кыргызских сертификатов
происхождения товаров;
b. расширение практики
РФ и РК, аналогично существующей по швейной продукции. Распространение
подобной практики на другие экспортные товары (сельхозпродукцию и продукты ее
переработки);19
4. Приложения
4.1 Расчет индекса выявленных конкурентных преимуществ
для различных групп товаров
Создание Таможенного союза, в который вошли основные торговые партнеры Кыргызстана,
начиная с 2011 года, приведет к значительному пересмотру условий доступа на рынок России и
Казахстана. Это требует от Кыргызской Республики принятия мер по определению дальнейшей
политики в сфере внешней торговли, определению приоритетов и выработке эффективных мер
стимулирования
этой связи актуальным является определение перечня товаров, которые имеют потенциал для
конкурирования на внешних рынках.
Примерный перечень таких товаров можно определить, используя индекс выявленных
сравнительных преимуществ (ВСП), который, несмотря на свою простоту, достаточно широко
используется в мире.
Выявленное сравнительное
потенциала страны. В зависимости от детализации торговой статистики, результаты, получаемые
при расчете данного индекса, также улучшают свое качество, с точки зрения конкретности
указания на соответствующие продукты.
Данный индекс, несмотря на ряд недостатков, применяется рядом международных организаций,
в том числе и Всемирным Банком20,
а также рядом других исследовательских организаций21, как
наиболее простой для расчета
показатель, описывающий
внешнем рынке.
Индекс ВСП продукта j страны i рассчитывается следующим образом:
где Xij и Xwj – соответственно, значения экспорта страны i и мирового экспорта продукта j, а Xit и
Xwt – соответственно, значения общего экспорта страны i и мирового экспорта. Значение индекса
ВСП выше единицы указывает на то, что страна имеет значительное выявленное сравнительное
преимущество в сфере экспорта данного продукта. Тогда как значение индекса ВСП ниже
единицы указывает на сравнительно невыгодное положение страны по данному продукту, а
значение индекса ВСП, равное единице, свидетельствует о том, что данный продукт не дает
стране преимуществ, но и не ставит ее в невыгодное положение.
Учитывая ограниченность товарной номенклатуры внешнеторговой деятельности Кыргызстана,
относительно мировой, с которой в данном случае происходит сравнение, зачастую, значения
индекс ВСП принимают значения равное нулю, либо не определены. Это связано с тем, что
значения в числителе и
Для целей настоящего исследования были использованные данные по внешней торговле
Всемирного торгового центра (ВТЦ)22, основанные на сведениях из базы данных КОМТРЕЙД
(COMTRADE)23.Товарная
ТНВЭД 2002, на уровне 4х знаков.
20 ―The World Bank Economic Review‖, 1999
21 Case – Исследования и анализ №233 – И.Точицкая, Р.Могилевский.
22 International Trade Center, ITC
23 Доступно по адресу http://www.intracen.org20
Данные по ВСП для «традиционной» экспортной группы товаров из Кыргызстана приведены в
таблице ниже. Надо отметить, что значения по указанным позициями остаются стабильно выше
«1», однако имеют четкую тенденцию к снижению.
Таблица 10. Значения ВСП для отдельных товарных позиций24
Информация о работе Влияние Таможенного Союза на экономику Кыргызстана