Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:37, реферат
Формирование Таможенного союза на сегодняшний день является одним из наиболее важных
факторов влияющих на внешнюю торговлю Кыргызской Республики, так как около половины
товарооборота Кыргызстана осуществляется со странами ТС. В настоящий момент, несмотря на
политические заявления, перспективы вступления Кыргызстана в эту организацию еще не ясны,
учитывая не определенность процедур принятия новых членов и ряд других серьезных
противоречий внутри союза.
Введение ......................................................................................................................................................3
1. Тенденции во внешней торговле Кыргызской Республике..................................................................4
1.1 Состояние и условия ведения внешней торговли в Кыргызской Республике .............................4
1.2 Внешняя торговля Кыргызской Республики и создание Таможенного Союза (ТС) ....................5
1.3 Последствия закрытия границы с Казахстаном..............................................................................6
1.3.1 Потери торгового бизнеса .........................................................................................................8
1.3.2 Потери отраслей производства.................................................................................................9
1.3.3 Выводы по потерям бизнеса ...................................................................................................13
1.4 Потери государственного бюджета ...............................................................................................14
2. Возможные сценарии развития внешней торговли............................................................................16
3. Рекомендации........................................................................................................................................18
4. Приложения ...........................................................................................................................................19
4.1 Расчет индекса выявленных конкурентных преимуществ для различных групп товаров .......19
4.2 Анализ фискальной политики КР в сфере внешнеэкономической деятельности.....................20
4.3 Анализ применения механизма контрольных цен в Таможенном союзе и Кыргызстане.........24
4.4 Анализ системы выдачи сертификатов происхождения в Таможенном союзе и Кыргызстане
.................................................................................................................................................................273
К долгосрочным последствиям закрытия границ можно отнести потери молочными
производителями своих ниш на казахском рынке. Пустующие ниши уже заняли конкуренты из
России, Беларуси и Украины, а также местные производители. Для того чтобы возобновить
торговлю на рынке Казахстана, компаниям приходится предпринимать шаги, которые обычны при
осваивании новых рынков: снижение цены, проведение различных акций, рекламных и пиар-
кампаний и др., что влечет за собой дополнительные затраты.
Производство строительных материалов
Для оценки ущерба в строительном секторе бизнес был поделен на производителей строительных
материалов (8), торгово-закупочных компаний(25) и строительных компаний (12).
Рынок строительных материалов в значительной степени зависит от единственного
производителя цемента Кантского цементного завода, который в свою очередь был построен для
месторождения в Казахстане. Производители изделий из цемента целиком связывают потери с
остановкой Кантского
пика производственной деятельности. По результатам опроса, снижение продаж только одной
компании (производителя строительных блоков) от закрытия границы составили порядка 7 млн.
сом (или 0,15 млн. долл.).
В основном в стране производится и экспортируется следующие строительные материалы:
цемент, кирпич, шифер, стекло и изделия из цемента. Оценка производителей основных
строительных материалов потерь от закрытия кыргызско-казахской границы представлена в
таблице 4.
Таблица 4. Оценка потерь для строительного бизнеса
Производители Ед. изм.
Ожид.
объем
произв.
за 2 кв.
2010г.
Цена за
тонну до
закрытия,
тыс. сом
Факт.
объем
произв.
за 2 кв.
2010г.
Цена за
тонну
после
закрытия,
тыс. сом
Снижени
е
объемов
продаж,
млн. сом
(расчет)
Цемент тыс. тонн 316,27 2,95 228,30 2,95 259,07
Шифер тыс. тонн 27,87 15,00 11,73 15,00 242,17
Сборные строит.
конструкции из бетона тыс. тонн 38,64 5,00 22,87 5,00 78,89
Всего 580,1
Источник: НСК КР (раздел-производство строительных материалов)
Расчет был проведен на основе ретроспективных данных об объеме производства строительных
материалов за последние 5 лет. Цены производителей не поменялись после закрытия границы.
Таким образом, ущерб от закрытия границы
для строительного сектора
580 млн. сом (или 12, 68 млн. долл. США).
Сельское хозяйство
Для оценки потерь сельского хозяйства был произведены опрос фермеров и экспертов в области
животноводства (25), растениеводства и агробизнеса (30). 12
Период закрытия границы относился к сезону посева, который является наиболее затратным в
течение года. Кроме того, в весенний период осуществляется реализация некоторых видов
продукции растениеводства, до появления первых урожаев, так как цена на такую продукцию
достигает пика. Это обеспечивает необходимые финансовые ресурсы для организации посевной и
последующей уборки урожая. Однако 52% респондентов считают основной причиной опоздания с
посевом плохие погодные условия (в апреле 2010 года шли непрекращающиеся проливные
дожди).
Диаграмма 5. Причины опоздания с посевом
В ходе интервью было выяснено, что недостаток финансирования (22%) был вызван
невозможностью сбыта продукции сельского хозяйства, так как в рассматриваемый период рынок
в Кыргызстане был перенасыщен, вследствие проблем с экспортом продукции.
Цепочка взаимосвязи закрытия границы на сельское хозяйство выглядит следующим
образом.
Таким образом, потери сельскохозяйственных производителей складываются из двух
составляющих: 1) колебание (снижение) цен на их продукцию за счет перенасыщения рынка; 2)
несвоевременность весенних посевных работ, вероятнее всего снизит урожай 2010 г.
Таблица 5. Потери фермеров от закрытия границы
Исходные данные
Площадь
посева в
2009, тыс. га
Урожайность ц с
га в 2009 г.
Площадь
посева в
2010 г.
тыс. га
Урожайность
ц с га в 2010
г.
Урожай
2010 тыс.
тонн
Пшеница 402 26,3 385,7 22,58 871
Картофель 87,1 158,6 83 145,6 1208,48
Расчет потерь
фермеров от снижения
уровня урожайности
Урожай
2010 тыс.
тонн
(возможный)
Недополученный
урожай (тыс.
тонн)
Цена за
1 тыс.
тонн
(млн.
сом)
Убытки от
снижения
урожайности
(в млн. сом)
Потери,
относимые
к
закрытию
границы,
(млн. сом)
Пшеница 1014,4 143,4 10,0 1433,9 315,5
Картофель 1316,4 107,9 5,0 539,5 118,713
Всего 434,2
Для определения влияния закрытия границ были взяты результаты опроса. В соответствии с ними,
22% опрошенных указали на
урожайности в 2010 году. В свою очередь, недостаток финансирования связан с закрытием
границы, т.к. многие фермеры сбывают свою продукцию в период максимального уровня цен,
который достигается в весеннее время года.
К примеру, недополученный урожай по картофелю, рассчитывается как разность между
произведением посевной площади 2010 года на урожайность 2009 года и полученным
фактическим урожаем 2010. Получается 107,9 тыс.т. Недополученный урожай 107,9 тыс.т.
умножается на предполагаемую стоимость картофеля осенью 2010 г., по 5,0 сом/кг и получается
539,5 млн. сом. Взвесив полученные потери на 22% (доля недостатка финансирования в снижении
урожайности), выходим на сумму потерь производителей картофеля, относимую к закрытию
границы – 118,7 млн. сом.
Данные по посевным площадям и урожайности были предоставлены Министерством сельского
хозяйства КР. Как видно из таблицы расчет сделан для пшеницы и картофеля, что обусловлено
тем, что эти культуры занимают 80% всей посевной площади.
Также опрос показал, что на момент закрытия границ наблюдались значительные колебания цен
на продукцию. В частности, цены на картофель (основная экспортная сельскохозяйственная
культура) снизились в несколько раз.
Закупочные цены на молоко также снизились почти наполовину. За счет проблем с экспортом
молочной продукции были снижены объемы закупок сырья от фермеров, что повлекло снижение
цены на молоко.
Таблица 6. Расчет потерь от колебания цен
Наименование
Средняя цена
за 1 т., тыс.
сом
Ср. цена за 1
т. на время
закрытия,
тыс. сом
Объем т/о за
2 месяца,
тыс. т.
Уд. вес
Чуйской,
Таласской и
Иссык-
Кульской
долин
Потери от
колебания
цен, млн. сом
Картофель 15,0 5,0 233, 3 69% 1 610, 0
Молоко 12,0 5,0 100, 0 66% 462,0
Итого 2 072, 0
Итого потери от закрытия границы
для сельского хозяйства
53,9 млн. долл.). В целом, итоговый
расчетный размер снижения
исследованным (основным) секторам составил от 320 до 360 млн. долл. или более
16,5млрд. сом.
1.3.3 Выводы по потерям бизнеса
Таблица 7. Потери бизнеса от закрытия кыргызско-казахской границы 2010 г. (за 2 месяца)
Наименование сектора млн. долл.
Торговый бизнес (реэкспорт) 220 - 260
Швейное производство 12,9
Молочное производство 11
Производство строительных
материалов
1314
Наименование сектора млн. долл.
Сельское хозяйство 54
Итого 311 - 351
Как было показано выше, начиная с момента функционирования ТС, официальные объемы
внешней торговли Кыргызстана со странами союза не снизились, а увеличились. Особо следует
отметить, что экспорт в период с 7 апреля по 30 мая сохранял положительную динамику. Таким
образом, закрытие границы и ужесточение администрирования отрицательно повлияло, главным
образом, на теневые потоки, что подтверждается итогами опроса. В основном это касается
товаров из Китая, реэкспортируемых в страны-члены ТС без какой либо переработки в КР.
Учитывая ранее упомянутую гипотезу о применении жесткого режима администрирования,
применявшегося в период с апреля по май, можно сказать, что в нынешней форме и объеме
сохранение теневых торговых потоков из Кыргызстана в страны ТС невозможно, следовательно,
существование инфраструктуры их обслуживающих перестанет быть оправданным. Это означает,
что размеры неофициальных потоков по маршруту Китай – Кыргызстан – ТС снизятся на
$1,5млрд.12, а количество занятых уменьшится пропорционально и составит не менее 35 тыс.
человек непосредственно занятых на рынке.
Основным выводом по этой части исследования является необходимость изменения политики в
отношении торговых потоков из Китая в страны ТС через Кыргызстан, выражающаяся в адаптации
к новым условиям. Эти изменения должны затрагивать все этапы осуществления поставок,
начиная от ввоза и заканчивая экспортом. Ряд экспертов полагает, что в краткосрочной
перспективе после создания ТС стоит ожидать изменения в логистике товарных потоков между
Китаем и странами СНГ в пользу стран Центральной Азии вместо Дальнего Востока РФ ввиду его
меньшей затратности13. Сохранение реэкспортных потоков возможно через локализацию
китайских предприятий на территории Кыргызстана.
1.4 Потери государственного
При оценке возможных потерь государственного бюджета от закрытия границ, ограничений
провоза товаров учитывались как в целом показатели поступления в бюджет налоговых платежей
за отчетный период, так и платежи по импорту в частности.
Таблица 8. Сравнительная информация
о налоговых доходах
(в млрд. сом)
Платежи в бюджет
Факт 7
месяцев
2009г.
План 7
месяцев
2010г.
Факт 7
месяцев
2010г.
Отклонен
Вып.
плана в
%
К аналог.
периоду
2009г.
(в %)
Налоговые
доходы,
19,58 22,69 22,02 -0,67 97,0 112,4
в т.ч. доходы без
Кумтор 18,60,6 20,24 18,95 -0,13 93,6 101,8
налоговые
доходы ГТК 7,290 8,59 7,83 -0,76 91,1 107,4
из них налоги на
международную
торговлю
2,05 2,38 2,10 -0,28 88,3
102,2
в т.ч. таможенный
платеж по единым
ставкам
1,44 1,41 98,4
12 Сумма сокращения на 1,5 млрд. долл. США в год исходит из потерь за два месяца на 220-260 млн. долл. США, занятость
оценена пропорционально.
13 Оценка компании United China Logistic:‖Расходы
по маршруту Гуанжоу-Москва (вагон
обуви) через ж/д Дальний
8000$, морской – 5000$, через ж/д Хоргос Казахстан, далее авто до Москвы – 4000$».
14 Министерство финансов КР15
Платежи в бюджет
Факт 7
месяцев
2009г.
План 7
месяцев
2010г.
Факт 7
месяцев
2010г.
Отклонен
Вып.
плана в
%
К аналог.
периоду
2009г.
(в %)
налоговые
доходы ГКНС 12,29 14,10 14,19 0,09 100,6 115,4
доходы ГНС без
Кумтор 11,31 11,65 11,12 -0,53 95,4 98,3
Анализ исполнения доходной части госбюджета страны, показал, что, несмотря на факт
неисполнения в отчетном периоде плана-прогноза по налоговым доходам, отмечается рост
доходов по отношению к прошлому году. Так согласно данным Министерства финансов КР за 7
месяцев 2010 года, налоговые доходы госбюджета КР обеспечены в объеме 22,69 млрд. сомов
(без учета поступления от Кумтор) или рост 1,8% к прошлому году. При этом поступления
таможенных платежей увеличились на 0,76 млрд.сом или 7.4% к прошлому году.
На фоне роста в целом таможенных платежей отмечается небольшое снижение сборов единого
таможенного платежа (на 1,6% или 0,02 млрд. сом), что во многом было связно с уменьшением
поступления платежей от импорта из Китая, так как именно на него приходится основная доля
поступления данного вида платежа.
Также отмечается снижение поступления налоговых доходов и по внутренним налогам (без учета
поступлений от Кумтор) на 1,7% или 0,53 млрд. сом. Потери бюджета были в основном связанны с
произошедшими апрельскими и июньскими событиями.
Следует отметить, что согласно действующему законодательству такие сферы экономики как
сельское хозяйство, переработка сельхозпродукции находятся в «льготном» секторе
налогообложения. К «льготному» сектору налогообложения можно также отнести сферу оптовой
торговли на рынке «Дордой». Субъекты данной сферы осуществляют свою деятельность на
основе патента, стоимость которого минимальна и не отражает фактических доходов
предпринимателя.
Таким образом, можно сделать вывод, что потери от введения ограничений на границе по
отношению к государственному бюджету были сравнительно небольшими и затронули
главным образом налоговые и таможенные поступления от субъектов
предпринимательства, осуществляющих импорт и реализацию продукции через
упрощенную систему
что налоги на международную торговлю занимают небольшую долю в формировании
бюджета из-за наличия теневого характера внешнеторговых потоков, которые в
стоимостном выражении, не отражаются в официальной статистике.16
2. Возможные сценарии развития внешней торговли
В настоящем исследовании были рассмотрены последствия функционирования Таможенного
союза на Кыргызстан. На наш взгляд, режим администрирования на границе с ТС (автомобильные
пункты пропуска) имевший место в апреле-мае т.г. наиболее приближен к режиму, который в
дальнейшем будет применяться в отношении третьих стран.
Для внешней торговли Кыргызстана принципиально важным является вопрос сохранения Зоны
Информация о работе Влияние Таможенного Союза на экономику Кыргызстана