Внутрифирмовое планирование, его роль в эффективной коммерческой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение построения схемы по которым начинает действовать предприятие, закрепление полученных теоретических знаний, сопоставить теорию с практикой. Основной задачей является выработка навыков работы с учебной и научной литературой, знакомство с проблемами организации и планирования финансово-экономической деятельности фирмы, приобретение опыта по разработке и реализации управленческих решений в финансовой сфере деятельности предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ________________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ _____________________________________________________________5
1.1. Цели планирования _______________________________________________________ 5
1.2. Стратегическое планирование. Основные функции и задачи _________________ 6
1.3. Прогнозирование в системе планирования _________________________________ 8
1.4. Нормативная база планирования и прогнозирования _______________________ 11
1.5. Сущность и задачи бизнес планирования ___________________________________ 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА ЗАО «ФИРМА БЕЛСВИТ» _________________________________________________________________ 17
2.1. Описание проекта _______________________________________________________ 17
2.2. Общая характеристика предприятия и продукции __________________________ 18
2.3. Анализ рынка и основных конкурентов ____________________________________ 19
2.4. План маркетинга и производства __________________________________________ 21
2.5. Организационный план управления предприятием __________________________ 23
2.6. Оценка рисков и экономическая оценка ___________________________________ 24
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ __________________________ 25
3.1. Пути совершенствования организации и планирования производства _________ 25
3.2. Проблемы совершенствования финансового планирования на предприятиях __ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ __________________________________________________________ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ __________

Файлы: 1 файл

курс.раб.по планированию.doc

— 314.00 Кб (Скачать файл)

   -  в-пятых, будет ли обеспечен желаемый уровень рентабельности, предполагаемый объем прибыли и другие денежные поступления. (3, с.40-58)

        Без ответа на эти вопросы планирование приобретет формальный и не обоснованный характер, не будет обеспечен нормальный дальнейший ход производства, а само предприятие попадет в трудное финансовое положение и потеряет свою экономическую устойчивость. Поэтому перед планированием или же прежде чем приступить к разработке плана, важно провести экономический анализ, основными задачами которого являются:

-  оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

-  определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

- выявление внутрипроизводственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

-  разработка мероприятий по осуществлению выявленных резервов.

        Если планированием и выявлением резервов или неиспользованных возможностей, как правило, занимаются экономические службы предприятия (плановый отдел, производственный отдел, отдел труда и заработной платы и др.), то к осуществлению резервов производства могут быть подключены технические, технологические и другие службы и подразделения, в зависимости от причастности их к тем или иным мероприятиям. Иначе говоря, обеспечение эффективной работы предприятия и его экономической устойчивости – задача всего коллектива предприятия.

     

         1.2. Стратегическое планирование. Основные функции и задачи.

          Стратегическое планирование является основной частью внутрифирменного планирования и выполняет следующие функции:

- формирование стратегии развития предприятия;

- планирование основных направлений действий;

- оценка потенциальных возможностей фирмы (комплексная) по реализационной стратегии;

- определение необходимых ресурсов и организационно-финансовое сопровождение стратегического плана.

      И выполняет следующие задачи:

                                                                       7

- анализ состояния и перспектив развития рынка;

- определение соотношений объемов продаж по внутреннему и внешнему рынку планируемых изделий;

- определение целевых установок на основе маркетинговых исследований;

- разработка дерева целей;

- установление требований к сбытовым, основным и обеспечивающим производствам (подразделениям);

- оценка восприимчивости рынка к планируемой продукции. (7,с.12-124)

      Алгоритм стратегического планирования:

    1. Сбор информации о внешней среде.

 2. Анализ состояния рынка и определение стратегических целей и ключевых условий их достижения.

  1. Анализ конкурентоспособности фирм и разработка стратегии поведения по

отношению к конкурентам.

  1. Анализ и оценка необходимых ресурсов для успеха.
  2. Моделирование и анализ воздействия внешних факторов на стратегическое развитие бизнеса и оценка хозяйственного риска.
  3. Анализ эффективности плановых решений.
  4. Разработка организационно-финансового сопровождения стратегических планов.

        Сущностью стратегического планирования является разработка стратегий которая предполагает прежде всего: (8, с. 24-48)

  1. Строгая формулировка стратегических целей.
  2. Оценка, диагностика, анализ внешней среды.
  3. Диагностика сильных и слабых сторон.
  4. Анализ стратегических альтернатив.
  5. Реализация стратегии.

        И основывается по следующим видам стратегий:

    - Корпоративные

    - Функциональные

     - маркетинговая

      - финансовая

      - производственная

      - кадровая

        Главным инструментом разработки стратегии выступает дерево целей. Под каждую цель создается стратегическая хозяйственная цель.

                                                                        8

        По словам Эмерсона: «Если нет цели, то нет смысла выбирать дорогу» значит цели должны быть: (15, с.15-30)

    - реальными и достижимыми;

    -  измеримыми;

   - однозначными.

      По условиям определения цели составляются с учетом:

    - объема работ;

    - сроков выполнения;

    - количества исполнителей;

    - возможностей предприятия.

      С учетом внешних факторов:

    - законодательных;

    - политических;

    - международных;

    - финансовых;

    - технологических.

       С учетом внутренних факторов:

     - организационных;

     - технических;

     - деловой философии фирмы.

     Существуют различные подходы к разработке стратегического плана:

  1. От прошлого к будущему (прогноз).
  2. От будущего к настоящему.

       Отличительные черты стратегии:

  1. Разработка стратегии не завершается немедленным действием.
  2. Для реализации стратегии необходим набор – дерево целей.
  3. На основе стратегии разрабатывается стратегический план.

 

    1. Прогнозирование в системе планирования.

       Прогнозирование – это научно обоснованное предвидение состояния экономики как на уровне предприятий, отраслей и отдельных производств, так и страны в целом. Прогнозирование также означает выбор или суждение об альтернативных путях, методах и сроках достижения этого или иного состояния экономики. (7, с.14-24)

                Действительно, трудно не признать догматизм прежнего партийного руководства экономикой, сосредоточившего всю государственную и политическую власть и не

                                                                       9

допускавшего отступлений от застывших доктрин. Именно из-за этого некогда неплохо работавшая плановая система дала серьезную трещину и оказалась недееспособной. Кроме того делу мешали различные централизованные директивы и указания, контрольные цифры и лимиты, ограничивающие свободу действий хозяйствующих субъектов, отраслей и

регионов.

       Между тем для предприятия не имеет принципиального значения, какой орган планирует и прогнозирует его работу: собственный плановый отдел или другая экономическая служба или орган. Важно качество планирования и критерии, по которым оценивается работа предприятия и которые обеспечивают его устойчивость в рыночных условиях. Поэтому предположение, что рынок исключает планирование, думается, не совсем обоснованно. Наоборот, в условиях конкурентной борьбы за потребителей производители и поставщики товарной массы вынуждены более тщательно планировать свою деятельность. Рыночный механизм действует более жестко, чем централизованное распределение ресурсов, где большую роль играет субъективный фактор. Представляется, что противники планирования в рыночных условиях «выплескивают из корыта ребенка вместе с водой».( 7, с. 60-72)

       Именно планирование и прогнозирование дают ответ на вопрос: что производить, кому производить и сколько производить. С планирования, собственно, начинается как создание, так и дальнейшее функционирование многих предприятий. Планирование дает возможность максимального использования имеющихся производственных мощностей, конкурентные преимущества, предотвращать возможные ошибки и просчеты, отслеживать новые тенденции в экономике и использовать их в производственной деятельности, позволяет смягчить влияние слабых сторон деятельности предприятия и своевременно принять меры по предотвращению необоснованного риска.

       .Как при планировании, так и при прогнозировании взаимосвязь экономических процессов или явлений изучается методом корреляции. Основные задачи корреляционного анализа – это определение и выражение формы аналитической зависимости результативного  признака от факторных признаков и измерение тесноты корреляционной связи. Чем выше теснота связи, тем, соответственно, выше уровень обоснованности и безошибочности сделанных прогнозов. (8, с.36-48)

        В отличие от планирования в процессе прогнозирования определяется возможность достижения поставленных целей. Прогноз носит вероятностный характер. В нем обычно указывается вероятная степень отклонения от тех или иных целей в зависимости от способа будущих действий и влияния различных внешних факторов (природно-климатических, экономических, научно-технических и др.).

                                                                      10

       План и прогноз – это не  два альтернативных подхода к  установлению перспектив развития  предприятия, а взаимно дополняющие  друг друга стадии разработки  хозяйственной стратегии при  определяющей роли плана как главного инструмента управления предприятием. Поэтому во всех случаях должен быть обеспечен переход от прогнозируемых показателей к планируемым с учетом их различия.

       На практике различают научный, технический, экономический, социальный, демографический и др. виды прогноза. Нередко используется комплексный прогноз – научно-технический, технико-экономический, социально-политический и т.п. В любом виде прогноз должен в максимальной степени соответствовать требованиям объективных процессов. (8,с. 52-64)

       Прогнозирование, являясь авангардной  частью системы планирования, должно  охватывать значительно более  широкий круг вопросов, чем внутренняя  деятельность предприятия. Например, сюда могут войти технические, экономические, инвестиционные проблемы, уже решенные, но не получившее практического применения; материалы, технологические процессы, оборудование, предназначенные для изготовления новой перспективной продукции; потребность в кадрах в связи модернизацией производства и внедрения других новшеств и т.д. При прогнозировании также дается оценка важности проводящихся исследований, требующих к себе внимания и затрат для решения будущих проблем.

       Надежность прогнозирования в значительной степени определяется полнотой и достоверностью используемой информации, которую предприятие должно накапливать и систематизировать в банке данных (информационном каталоге). Неточная или искаженная информация может привести к ошибочным прогнозам. (8,с.72-74)

           Прогноз – это один из подходов разработки стратегического плана и в процесс

прогнозирования решаются следующие основные задачи: (15, с.16-19)

     1. Установление целей развития.

     2. Определение рациональных путей и средств достижения..

     3. Расчет необходимых ресурсов.

       Прогноз составляется по следующему алгоритму.

    1. Предпрогнозная ориентация (системно-структурный анализ объекта).

    2. Постановка задачи для разработки прогноза (уточняются характеристики объекта;

 определяются масштабы; определяются периоды прогнозирования; устанавливаются

  условия и ограничения, при которых будет проводиться прогноз).

  1. Анализ и установление факторов прогнозного (активного) фона.
  2. Формирование информационной базы для прогноза активного фона и объекта.

                                                                  11

   5.  Разработка собственно прогнозной модели и выбор метода прогнозирования.

  1. Разработка плановых решений (по результатам прогноза).

       Исходя из всего этого можно выделить некоторые особенности прогнозирования:

- при прогнозировании необходимо знать предельные значения параметров развития;

- при прогнозировании прогнозируют не объект как таковой, а прогнозируют развитие объекта через параметры эффективности. (15, с. 26-30)

        Формирование стратегического планирования осуществляется по следующим требованиям:

- Наличие высококвалифицированного планового персонала (менеджеров).

- Активное использование методов моделирования (имитационного).

- Установление резервных мощностей (резервные «подушки безопасности»).

       Здесь могут выступать возможные генеральные цели:

- Повышение уровня конкурентоспособности.

- Обеспечение динамики роста собственной доли рынка.

- Повышение прибыльности и рентабельности.

- Обеспечение социальной защиты работников.

      Элементами процесса стратегического планирования являются:

- Анализ внешней среды;

- Построение, формирование целей предприятия;

- Взаимосвязь планирования с источником финансирования (бюджетом).

 

    1. Нормативная база планирования и прогнозирования.

        В условиях развивающейся коммерциализации и свободы экономической деятельности, когда мы чаще говорим о современном бизнесе и предпринимательстве, чем о былых заводах и фабриках, нормы и нормативы (нормативная база), выражаясь математическим языком, как-то слабо коррелируются с понятием «рынок». Их статус и роль сегодня воспринимается несколько слабее еще и потому, что они, по мнению предпринимательского корпуса, скорее тяготеют к плановой экономике, чем к рынку.(11,с.14-18)

        В хозяйственной практике нормирование – это метод разработки и установления предельных величин запаса и расходования производственных и иных ресурсов, необходимых для обеспечения нормального процесса производства и сбыта продукции. Элементами нормирования являются нормы и нормативы.

         Норма – это максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья,   

Информация о работе Внутрифирмовое планирование, его роль в эффективной коммерческой деятельности предприятия