Внутрифирмовое планирование, его роль в эффективной коммерческой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение построения схемы по которым начинает действовать предприятие, закрепление полученных теоретических знаний, сопоставить теорию с практикой. Основной задачей является выработка навыков работы с учебной и научной литературой, знакомство с проблемами организации и планирования финансово-экономической деятельности фирмы, приобретение опыта по разработке и реализации управленческих решений в финансовой сфере деятельности предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ________________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ _____________________________________________________________5
1.1. Цели планирования _______________________________________________________ 5
1.2. Стратегическое планирование. Основные функции и задачи _________________ 6
1.3. Прогнозирование в системе планирования _________________________________ 8
1.4. Нормативная база планирования и прогнозирования _______________________ 11
1.5. Сущность и задачи бизнес планирования ___________________________________ 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА ЗАО «ФИРМА БЕЛСВИТ» _________________________________________________________________ 17
2.1. Описание проекта _______________________________________________________ 17
2.2. Общая характеристика предприятия и продукции __________________________ 18
2.3. Анализ рынка и основных конкурентов ____________________________________ 19
2.4. План маркетинга и производства __________________________________________ 21
2.5. Организационный план управления предприятием __________________________ 23
2.6. Оценка рисков и экономическая оценка ___________________________________ 24
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ __________________________ 25
3.1. Пути совершенствования организации и планирования производства _________ 25
3.2. Проблемы совершенствования финансового планирования на предприятиях __ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ __________________________________________________________ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ __________

Файлы: 1 файл

курс.раб.по планированию.doc

— 314.00 Кб (Скачать файл)

   материалов, топлива, энергии и т.д. на изготовление единицы продукции (работ, услуг),

                                                                      12

   установленного качества. С помощью нормы, определенной натуральными, стоимостными

   и трудовыми измерителями, регламентируются все расходы, связанные с производством   

   изделия, в данном случае – пальто. Если умножить расходы на единицу изделия на общее

   количество предполагаемых к выпуску изделий, то можно определить общие расходы

   предприятия, связанные с производством данного вида продукции.

      Норматив – это относительный показатель, отражающий не абсолютную величину, а установленную меру использования производственных ресурсов, характеристику продукции или организационно-экономического действия. (11, с.26-30)

       Нормы и нормативы, кроме измерительных и лимитирующих функций (нижний или верхний предел затрат или расходов, использования, применения, употребления) также выполняют функции учета, контроля и стимулирования. Они являются основой планирования и регулирования производства, соизмерения затрат с достигнутыми результатами, разграничения ответственности изначально и по результатам деятельности, объективной оценки достигнутых результатов.

       Нормы и нормативы разрабатываются на практике по следующим основным группам:

- нормы затрат живого труда;

 - нормы материальных затрат;

- нормы времени (основного, вспомогательного и т.п.);

- нормы использования машин, оборудования и в целом производственных мощностей;

- нормативы организации производственного процесса;

- нормативы охраны окружающей среды;

- нормативы оборотных средств, производственных запасов и др.

       С течением времени и изменением условий работы, а также под влиянием научно-технического прогресса действующие нормы и нормативы должны пересматриваться. При их пересмотре должны быть учтены передовой производственный опыт, достижения передовиков производства. (11, с.44-49)

      Нормы и нормативы различаются по масштабам применения и по объектам нормирования. По масштабам применения нормативная база делится на:

- нормативы, установленные на основе государственных и отраслевых стандартов и требований;

- общезаводские нормативы, то есть нормативы, разработанные и применяемые на предприятии;

- цеховые нормативы;

- предметные, подетальные и операционные нормативы.

                                                                     13

          По объектам нормирования нормативная база классифицируется по трудовым,  

   материальным, техническим и финансовым ресурсам. (11, с.60-61)

производства. Она позволяет более точно и безошибочно определить как общие издержки

производства, так и себестоимость каждой единицы выпускаемой продукции.

       В целом нормы и нормативы разрабатываются и устанавливаются с целью, во-первых, недопущения излишнего расходования ресурсов, во-вторых, обеспечения установленного режима работы предприятия, в-третьих, недопущения отклонения от заданных характеристик выпускаемой продукции, в-четвертых, соблюдения нормальных условий труда и охраны окружающей среды и, в-пятых, создания баз данных для планирования и прогнозирования деятельности предприятия. (15, с.14-24)

       Работу по созданию нормативной базы, причем независимо от места и органа ее разработки, целесообразно возлагать на специалистов, на профессиональные нормативные группы, хорошо знающих технику, технологию и экономику производства. Квалифицированно и обоснованно разработанные нормы и нормативы имеют более длительный жизненный цикл и не подвергаются частым изменениям.

 

           1.5. Сущность и задачи бизнес планирования. 

           Бизнес план как основа внутрифирменного  планирования. Основной целью планирования  является разработка перспективных  задач развития фирмы. Планирование  основывается на основных принципах: (10,с.24-30)

- Научность  – достигается путем учета  все экономических законов, достижений  и факторов влияющих на развитие  фирмы.

- Сочетание  стратегических и текущих планов. Прежде чем составить стратегический  план необходимо составить текущий.

- Выделение ведущих звеньев в экономике позволяет проанализировать ситуацию на рынке и перспективу в производстве нужного товара

- Контроль  за выполнение плана.

Любая деятельность основывается на составлении бизнес плана.

       Бизнес план – это основной  документ планирования деятельности, служит для привлечения дополнительных средств (инвестиций). 

      Цель разработки бизнес планирования  – спланировать хозяйственную  деятельность фирмы на ближайший  и отдаленные периоды в соответствии  с    потребностями рынка  и возможностями получения необходимых ресурсов. (10, с. 43-55)        

       Бизнес-план помогает предпринимателю  решить следующие основные задачи:

    - определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирм

                                                                    14

фирмы на этих рынках;

  • сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
  • выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
  • оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
  • предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

      Главное  достоинство  бизнес  планирования  заключается  в  том,  что  правильно

составленный подобный план дает перспективы развития фирмы, т.е. в конечном счете, отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты и силы средств.

          В нем предельно четко и подробно указываются:

- цель  деятельности предприятия и его  структуры на плановый период, количественно выраженная системой  установленных показателей (с указанием  конкретных видов выпускаемой  продукции и характера работ);

-  правила  и сроки увязки целей и средств  по этапам на весь период действия плана;

-  этапы  и сроки выполнения работ;

-  исполнители  плана по срокам и видам  работ;

-  методы, этапы и средства контроля  выполнения плана.

      Цели, которые преследует  бизнес-план:

- убедить инициатора или себя  в эффективности проекта;

- аргументировать инвестору эффективность  данного проекта.

       Цель разработки бизнес-плана  – спланировать хозяйственную  деятельность фирмы на ближайший  и отдаленные периоды в соответствии  с потребностями рынка и возможностями  получения необходимых ресурсов. (12, с.43-52)

       Главное достоинство бизнес планирования  заключается в том, что правильно  составленный подобный план дает  перспективы развития фирмы, т.е. в конечном счете, отвечает на  самый важный для бизнесмена  вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты и силы средств. Бизнес-план – документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на ряд лет вперед. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке, а при возможности,  даже в помесячной. Начиная с третьего года можно

                                                                     15

ограничиться годовыми показателями.

       В рыночной экономике бизнес-план  является рабочим инструментом и для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства. Многие бизнесмены его недооценивают. Они не представляют, насколько наличие хорошего бизнес

-плана  способно помочь новому бизнесу  добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по которым можно будет оценивать, как развивается дело. Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия. (12, с.60-64)

    В характеристике предприятия и продукции указываются следующие сведения:

- полное и сокращенное наименование предприятия, дата и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический адрес, банковские реквизиты

- организационно-правовая форма предприятия

- размер уставного капитала

- учредители предприятия с указанием их доли в уставном капитале

- характеристики менеджеров высшего звена управления – директора, главного бухгалтера;

- оценка сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия.

      Анализ рынка и основных конкурентов.

      В этом разделе бизнес-плана уделяется внимание следующим вопросам:

  • степень насыщенности рынка
  • выявление наиболее перспективных рынков сбыта
  • оценка основных конкурентов

       Оценка рынков сбыта включает  выяснение:

  • уровня спроса
  • степени удовлетворения спроса
  • уровня конкуренции

       Анализ и оценка конкурентов  предполагает следующие параметры  характеристики:

  • объем продаж, натуральные показатели
  • занимаемая доля рынка, %
  • уровень цены
  • финансовое положение (рентабельность)
  • качество продукции
  • время деятельности предприятия, лет.

       После анализа рынка и основных  конкурентов для дальнейшего  бизнес планирования можно перейти  к планированию инвестиций.

                                                                    16

       Планирование  инвестиций.

         Цель плана – дальнейшее развитие предприятия, увеличение его финансового потенциала. (22, с. 11-16)

       План инвестиций  строится из стратегического  плана производства и задания  по инвестициям.

        В отличии от текущего плана, план инвестиций:

  1. Рассчитан на длительный период, на длительный период замораживаются денежные средства.
  2. Наличие степени риска.
  3. Критическая зона экономической отдачи у любого объекта инвестирования.

       Самым основным  вопросом при планировании инвестиций являются источники

финансирования.(22, с. 24-27)

    Внешние (дополнительные) источники :

  1. Кредиты от финансовых структур.
  2. Косвенное (поставка оборудования) или прямое финансирование зарубежными партнерами.
  3. Лизинговые операции (финансирование через лизинг).
  4. Покупка ценных бумаг (вложения в быстро ликвидный рынок)

    Основные показатели  плана инвестиций:

  1. Ввод в действие новых производственных мощностей (в год).
  2. Прирост производственных мощностей за счет технического перевооружения, прогрессивности используемых технологий.
  3. Социальная часть: показатели ввода объектов непроизводственного назначения.

          Хозяйственный  риск в принятии плановых решений.

Когда существует риск, его надо учитывать:

  • при определении объемов материальных ресурсов
  • при определении спроса и предложения и доли рынка
  • при расчете цен и затрат на производство

На плановый риск влияют:

  • стабильность внешней среды
  • достоверность и достаточность информации

На величину риска влияют:

  • вероятность совпадения нескольких неблагоприятных ситуаций.
  • вероятность совпадения нескольких благоприятных ситуаций.
  • абсолютный ущерб (неблагоприятные ситуации)

                                                                     17

  Глава 2. Анализ и оценка разработки бизнес-плана ЗАО « Фирма Белсвит»

          2.1  Описание проекта.

       Цели бизнес-плана:

  1. обосновать прибыльность и рентабельность инвестиционного проекта изготовления новой продукции;
  2. доказать возможность возвратности кредитных средств на заданных условиях и в фиксированные сроки кредитования.

       Задачами фирмы в инвестиционный период являются:

  • осуществить ввод в строй и эксплуатацию различного универсального оборудования с целью обеспечения сквозного технологического процесса: закупка сырья, производство готовой продукции, реализация конечного продукта потребителю;
  • внедрить «ноу-хау» в производственный процесс выпуска продукции;
  • проникнуть и закрепиться на рынке с новым товаром;
  • вернуть в течении 3-х лет заемные средства кредитору.

Информация о работе Внутрифирмовое планирование, его роль в эффективной коммерческой деятельности предприятия