Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 22:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение построения схемы по которым начинает действовать предприятие, закрепление полученных теоретических знаний, сопоставить теорию с практикой. Основной задачей является выработка навыков работы с учебной и научной литературой, знакомство с проблемами организации и планирования финансово-экономической деятельности фирмы, приобретение опыта по разработке и реализации управленческих решений в финансовой сфере деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ ________________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ _____________________________________________________________5
1.1. Цели планирования _______________________________________________________ 5
1.2. Стратегическое планирование. Основные функции и задачи _________________ 6
1.3. Прогнозирование в системе планирования _________________________________ 8
1.4. Нормативная база планирования и прогнозирования _______________________ 11
1.5. Сущность и задачи бизнес планирования ___________________________________ 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА ЗАО «ФИРМА БЕЛСВИТ» _________________________________________________________________ 17
2.1. Описание проекта _______________________________________________________ 17
2.2. Общая характеристика предприятия и продукции __________________________ 18
2.3. Анализ рынка и основных конкурентов ____________________________________ 19
2.4. План маркетинга и производства __________________________________________ 21
2.5. Организационный план управления предприятием __________________________ 23
2.6. Оценка рисков и экономическая оценка ___________________________________ 24
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ __________________________ 25
3.1. Пути совершенствования организации и планирования производства _________ 25
3.2. Проблемы совершенствования финансового планирования на предприятиях __ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ __________________________________________________________ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ __________
Руководство предприятия имеет соответствующую задачам проекта квалификацию и опыт работы на аналогичных производствах. Генеральный директор и главный бухгалтер имеют профильное высшее образование и значительный опыт практической работы на руководящих должностях.
Характерной особенностью продукции предприятия является то, что потребитель сам (или с помощью специалиста – дизайнера) определяет внешний вид продукции в соответствии со вкусами или запросами, поэтому на рынке потребителей с высоким уровнем дохода предприятие не будет иметь проблем с конкуренцией по крайней мере в ближайшее время.
Миссией предприятия является удовлетворение потребности строительных фирм и населения в изразцовых материалах для отделки и облицовки каминов, саун, ванных комнат, бассейнов, фонтанов и др.
Объем производства планируется увеличить с 48900 штук изделий в 2010 году до 53790 штук в 2012 году. За этот же период времени чистая прибыль должна возрасти с 110560,1 тыс.руб. в 2010 году до 120920,9 тыс.руб. в 2012 году.
Имеющиеся конкуренты занимают 69,3% доли рынка , однако по ряду экономических показателей уступают ЗАО «Фирме Белсвит», особенно по качеству продукции. В настоящее время заключены договора с 9 юридическими лицами на изготовление плитки керамической для каминов, с магазином «Гнои» на реализацию продукции по образцам, что обеспечит ее 100 % реализацию.
Анализ финансового риска показал, что уровень рентабельности по пессимистическо-
му прогнозу составит 13,7 %, а по оптимистическому – 23,5 %. Проект вполне реален,
поскольку планируется достичь в 2010 году уровень рентабельности по балансовой
прибыли равный 19,3 %..
Первый этап развития предприятия потребует время равное одному году, по истечении которого процесс становления предприятия закончится, к этому времени оно завоюет определенную репутацию и приобретет имидж надежного делового партнера, четко выполняющего взятые на себя обязательства как среди взаимодействующих предприятий, так и потенциальных клиентов за счет повышенного внимания к их нуждам и потребностям.
При условии достижения планируемого уровня прибыли стоимость проекта окупится через 2,4 года.
2.2. Общая характеристика предприятия и продукции.
1. Полное наименование предприятия – закрытое акционерное общество «Фирма Белсвит»
2. Дата образования – 16.02.1994 г. Перерегистрация – 14.08.1996г.
3. Юридический адрес: 222660 Минская область г. Столбцы ул. Задворенская-2
4. Место головного офиса: Минская область г. Столбцы ул. Задворенская-2
5. Банковские реквизиты: филиал № 624 ОАО «АСБ Беларусбанк» г.Столбцы Минская
6. Телефон 5-32-92; т/факс 5-30-80
7. Форма собственности – коллективная.
8. Сумма уставного капитала – 1378917,4 млн. руб.
9. Количество работающих на
10. Руководитель предприятия – генеральный директор: Островский Чеслав Михайлович, 1953 г. рождения. Образование – высшее. Специальность – инженер-технолог. Опыт работы (количество лет, занимаемая должность) -16 лет.
11. Главный бухгалтер: Климович Николай Николаевич, 1958 г. рождения, Образование – высшее. Специальность – экономист по бухгалтерскому учету. Опыт работы (количество лет, занимаемая должность) -12 лет.
12. Основной род деятельности – оптовая торговля автомобилями, сельскохозяйственной техникой и запасными частями к ним, производство строительных материалов (плитка керамическая для каминов, саун, ванных комнат, бассейнов)
Анализ сильных и слабых сторон основных конкурентов и ЗАО «Фирмы Белсвит» представлены в таблице1.
(приложение к работе 1)
ЗАО «Фирма Белсвит» превосходит конкурентов в области научных исследований и разработок, по организации сбыта, качеству продукции. Уступает в области финансов и организации производства, так как, находится в начале своей производственной деятельности.
Производственный процесс, применяемый на ЗАО «Фирме Белсвит» носит тип единичного производства, что характеризуется широкой номенклатурой изготовляемых изделий, небольшим объемом выпуска, а так же малой повторяемостью. При этом производственный процесс осуществляется на различном универсальном оборудовании с применением большой доли ручного творческого труда.
Наименование продукции – плитка керамическая.
Основная область применения – благоустройство жилых и служебных помещений.
Деятельность предприятия нацелена на индивидуального потребителя, который занимается строительством нового и реконструкцией имеющегося жилья (квартиры, частного дома), на оборудование и благоустройство офисов и других служебных помещений, на ценителей высокохудожественных изделий из керамики несерийного производства.
Плитка керамическая отличается высоким качеством, долговечностью, надежностью в эксплуатации, она производится из экологически чистого сырья. Художники предприятия предлагают несколько вариантов рисунков плитки. Имеется патент № 13341 и сертификат качества на плитку керамическую.
В перспективе предполагается расширить ассортимент продукции: изготавливать керамическое декоративное полотно и фонтаны офисные.
Анализ сильных и слабых сторон товара приведен в таблице 2.
(приложение к работе 2)
К сильным сторонам продукции относится ее высокое качество, долговечность, надежность, наличие патента и то, что ее производство находится в начале «жизненного цикла». Недостатком является не слишком разнообразный ассортимент и отсутствие разработок новых видов продукции.
2.3. Анализ рынка и основных конкурентов
Платежеспособный спрос (емкость рынка) в настоящее время – 130 тыс. штук плитки керамической в год. Как уже отмечалось продукция предприятия предназначается в основном для индивидуальных потребителей, которые занимаются строительством нового и реконструкцией имеющегося жилья, а также для предприятий и фирм, осуществляющих оборудование и благоустройство офисов и других служебных помещений. Учитывая, что
объемы индивидуального жилищного строительства постоянно возрастают, за 2008 год, например, было введено 493,7 тыс. кв. м общей площади индивидуальных жилых домов, а в 2009 году – 374,4 тыс. кв. м, прирост – 32%, есть все основания предполагать, что емкость рынка будет увеличиваться. Увеличению емкости рынка будет способствовать также и применение индивидуального подхода к потребителям и расширение ассортимента продукции.
Насыщенность рынка в данном виде продукции достаточно высокая. С учетом конкурентов 138,9 тыс. штук в год. Как видим предложение, с учетом конкурентов, превышает спрос на 8,9 тыс. штук, что с учетом планируемого увеличения объемов производства в 2011 году на 5% и в 2012 году на 10%, остро ставит вопрос поиска новых рынков сбыта и повышения качества продукции при сохранении приемлемого уровня цен. Основные сведения о рынках сбыта представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Оценка рынков сбыта
№ п/п |
Показатели |
Близлежащий город или населенный пункт местонахождения предприятия |
Населенные пункты в радиусе 100 км |
Рынки, удаленные за 100 км |
1 |
Уровень спроса |
высокий |
высокий |
средний |
2 |
Степень удовлетворения спроса |
низкий |
средний |
средний |
3 |
Уровень конкуренции |
средний |
средний |
высокий |
4 |
Доля потребителей, готовых купить продукцию |
25% |
10% |
3% |
Наиболее предпочтительным рынком сбыта является г. Минск. В больших городах, как правило, выше уровень жизни населения, больше строится жилых домов, офисов, фирм. Можно доставлять готовую продукцию оперативно и любыми партиями. Перспективным и достаточно емким является рынок сбыта в радиусе 100 км от г.Столбцов, где имеются населенные пункты, железнодорожные станции, развита сеть автомобильных дорог. Сведения по анализу и оценке конкурентов представлены в таблице 4.
(приложение к работе 3)
По объему продаж в натуральном выражении конкуренты примерно соответствуют ЗАО «Фирме Белсвит», причем второй конкурент действует на рынке уже 20 лет, что свидетельствует о его относительной устойчивости, учитывая что много предприятий
ликвидируются, не проработав и одного года. Недостатком второго конкурента является
недостаточная привлекательность упаковки и недостаточно высокий уровень технологии.
Первый конкурент действует на рынке не более 1 года. Уступает тем, что не всё сырье, используемое для производства плитки экологически чистое, уровень технологии не высокий, в то время как процесс производства продукции ЗАО «Фирмы Белсвит» является «ноу-хау» предприятия и экологически чистым.
Уровень рентабельности обеих конкурентов не уступает среднеотраслевому, при этом у второго конкурента он выше, чем у первого, а отпускная цена ниже, что является свидетельством его более устойчивого финансового положения.
Наиболее серьезную конкуренцию следует ожидать от второго предприятия. Для завоевания рынка сбыта необходимо наращивать уже имеющиеся преимущества: уровень технологии, внешний вид продукции, в то же время стремится к снижению цены, улучшению ассортимента и повышению качества продукции.
2.4. План маркетинга и производства.
Производственный процесс изготовления продукции ЗАО «Фирмы Белсвит» является «ноу-хау» предприятия и является экологически чистым, так как в качестве технологического топлива используется природный газ, электроэнергия и экологически чистое сырье и материалы. В результате применения современного оборудования и технологического процесса вредных выбросов ни в атмосферу, ни в виде промышленных стоков не производится.
Производственный процесс связан с относительно большим выделением тепла в атмосферу и в окружающую среду, что связано с такими операциями как сушка и обжиг.
Производственный процесс изготовления плитки керамической состоит из трех стадий: подготовительной, обрабатывающей, заключительной. Подготовительная стадия механизирована и включает следующие операции: помол, сушка материалов, развес компонентов и смешивание. На обрабатывающей стадии производственного процесса изделие приобретает законченную форму путем штамповки, отливки, лепки и подвергается термообработке. заключительная стадия подразумевает нанесение защитных и декоративных покрытий.
Производственный процесс характеризуется большими затратами времени на естественные процессы, связанные, как правило, со временем охлаждения изделий и временем вспомогательных процессов, направленных на изготовление форм для литья, инструментов, пресс-штампов. Технологический процесс требует также наличия относительно значительных промышленных площадей и предъявляет требования к высоте
помещения не менее 4-х метров, что вызвано применением оборудования и последовательным видом движения изготавливаемой продукции. Исходя из данного производственного процесса, и требований, предъявляемых к размещению промышленных предприятий, предприятие имеет производственные помещения площадью 600 кв. м.
Производственная программа предприятия на планируемые три года представлена в таблице 5.
(приложение к работе 4)
Объем производства в 2010 году составит 48900 штук плитки керамической в год. Рост объемов производства на 2011 и 2012 г.г. планируется соответственно 5% и 10% . Вся продукция будет реализовываться в соответствии с заключенными договорами по предварительно согласованным ценам .
Для выпуска продукции в 2010 году потребуется 342300 кг. сырья. Для успешной работы ЗАО «Фирмы Белсвит» необходимы основные производственные фонды на сумму 243926,0 тыс. рублей. Потребность в используемом оборудовании определяется исходя из его производительности и нужд технологического процесса (таблица 6. в приложении к работе 5). В 2011 году дополнительное количество оборудования приобретаться не будет. В 2012году дополнительно будет приобретен 1 весовой накопитель по цене 6500*1,04=6760,0 тыс.руб. и пресс форма по цене 5000*1,04=5200,0 тыс. руб. и стоимость основных производственных фондов в 2012 году составит 255886,0 тыс. рублей.
Приобретение основных фондов планируется с помощью долгосрочного кредита сроком на три года с погашением в конце 2011 и 2012 гг.. Ставка кредита на момент планирования – 21% годовых.
В начале любой сделки идет поиск товара, продукции, которая в данный момент и в будущем будет иметь сбыт. Затем ведутся переговоры с возможными поставщиками, изготовителями белорусской продукции. Производится заключение договоров и начинается поиск покупателей в Республике Беларусь и России. Заключаются договора. Затем фирма своим транспортом производит доставку товара покупателю. Производится акт купли-продажи товара. Обратно ведется поиск товара, который будет иметь сбыт в Беларуси. Заключаются договора и продукция обратно своим транспортом везется в Беларусь. На все это уходит около 2 месяцев. На фирме в это же время ведется поиск покупателя, заключаются договора, доставляется товар в 14 филиалов, размещенных на всей территории Беларуси, и производится продажа товара. На все это уходит тоже около 1 месяца.