Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:17, курсовая работа
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, СТРУКТУРА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ВИДЫ И ФОРМЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОТ, МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ.
Введение
1 Теория и методика анализа формирования и эффективности использования фонда заработной платы на предприятии
1.1 Понятие и значение заработной платы
1.2 Общепринятые основные виды и формы системы оплаты труда
1.3 Основные методики анализа заработной платы на предприятии
2 Анализ заработной платы на предприятии и эффективности использования фонда оплаты труда в ЧП «РегионСервис»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ состава численности работников. Расчет показателей движения рабочей силы
2.3 Анализ динамики и структуры общего объема ФОТ
2.4 Анализ ФОТ в разрезе категорий работников
2.5 Анализ эффективности использования заработной платы
3 Пути повышения эффективности использования фонда оплаты труда в ЧП «РегионСервис»
3.1 Внедрение современных видов оплаты труда работников торговли в ЧП «РегионСервис»
3.2 Усиление связи заработной платы работников с результатами деятельности предприятия
3.3 Регламентация соотношения роста заработной платы работников и повышения производительности труда на предприятии
Заключение
Список литературных источников
Приложения
Приложение А. Исходные данные для анализа эффективности использования заработной платы
Приложение Б. Динамика основных технико-экономических показателей деятельности ЧП «РегионСервис»
Приложение В. Отчет об использовании рабочего времени ЧП «РегионСервис» за 1 полугодие 2003 г.
Приложение Г. Отчет по труду ЧП «РегионСервис» за 1 полугодие 2003 г
Приложение Д. Отчет об использовании рабочего времени ЧП «РегионСервис» за 2003 г.
Приложение Е. Отчет по труду ЧП «РегионСервис» за 2003 г
Приложение Ж. Отчет об использовании рабочего времени ЧП «РегионСервис» за 1 полугодие 2004 г.
Приложение И. Отчет по труду ЧП «РегионСервис» за 1 полугодие 2004 г
Приложение К. Отчет об использовании рабочего времени ЧП «РегионСервис» за 2004 г.
Приложение Л. Отчет по труду ЧП «РегионСервис» за 2004 г
ППП - среднесписочная
численность промышленно-
Факторный анализ влияния факторов необходимо выполнить способом цепной подстановки в следующей последовательности:
Расчет влияния факторов выполним по следующему алгоритму (формула 1.14):
- влияние среднегодового
заработка одного работника
- влияние удельного
веса рабочих в общей
- влияние количества отработанных дней одним рабочим:
- влияния средней
продолжительности рабочего
- влияние среднечасовой выработки рабочих:
Балансовую проверку выполняют следующим образом:
Выручка на одну гривну зарплаты, кроме выше перечисленных факторов зависит ещё и от соотношения реализованной и произведенной продукции.
Расчет показателя выручки на одну гривну заработной платы осуществляется по следующей формуле 1.15:
(1.15)
где УР - удельный
вес выручки в стоимости
- выручка на 1 грн. заработной платы, д.ед.
Анализ влияния факторов определяем таким же образом, методом цепной подстановки, выполняем балансовую проверку и делаем вывод.
Прибыль от реализации продукции на одну гривну заработной платы, кроме выше названных факторов зависит от уровня рентабельности продаж. Модель факторного анализа имеет вид в виде следующей формулы:
(1.16)
где Rоб - рентабельность продаж, %;
- прибыль на одну гривну заработной платы, д.ед.
При анализе размера чистой прибыли на гривну заработной платы добавляется такой фактор как доля чистой прибыли в общей сумме валовой прибыли. Модель факторного анализа имеет вид:
(1.17)
где Дчп - для чистой прибыли в общей сумме валовой прибыли, %;
- чистая прибыль на одну гривну заработной платы, д.ед.
2 АНАЛИЗ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА В ЧП «РЕГИОНСЕРВИС»
2.1 Общая характеристика предприятия
«РегионСервис»,
организационная форма - Частное
предприятие, зарегистрировано в качестве
субъекта предпринимательской
- в областном управлении статистики, с выдачей справки №7-25-67 о включении в Единый Государственный реестр предприятий и организаций Украины от 08.01.03 г. Согласно этой справке предприятие по форме собственности относится к частной собственности с присвоением КФВ(10), по форме финансирования - хозрасчет (2) , по организационно-правовой форме - частное предприятие КОПФГ (120), по виду деятельности - оптовая торговля негосударственных организаций, кроме потребительской кооперации (71130), по виду деятельности - другие виды оптовой торговли (51.70.0)
- в государственной
налоговой инспекции г.
- фонде социального
страхования от несчастных
- управлении пенсионного фонда и фонде социального страхования по временной потере трудоспособности;
Предприятием 21.03.03
г. был открыт расчетный счет в
отделении «Проминвестбанка»
На предприятии имеются уставные документы, а именно:
-Устав предприятия
зарегистрирован 26.12.02 г. нотариально,
а также в ГНИ Краматорска,
в котором определены
- Коллективный договор, согласно которому в обязанности администрации предприятия входят: внедрение системы материального и морального стимулирования, повышения производительности труда, качества выполнения работ, рационального использования техники, оборудования, сырья (п.п. 2.3. п. 2 «Производственные отношения», а также обеспечить соблюдение работниками трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка (п.п. 2.5. этого же пункта). П. 3 «Трудовые отношения» предусмотрено следующее:
На предприятии установлен следующий режим работы:
- начало работы - 8.30;
- окончание работы 18.30;
- перерыв для отдыха и питания - 12.00 - 13.00
- суббота и воскресенье - выходные дни
- накануне праздничных
и нерабочих дней
- работники предприятия должны быть уведомлены о сверхурочной работе не менее чем за сутки до ее начала.
Администрация обязана обеспечить нормальную продолжительность рабочего времени 40 час в неделю, 8 часов в день.
Компенсировать работу в праздничный (нерабочий) день в соответствии с действующим законодательством.
Установить гарантированную продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для всех категорий работников - 24 календарных дня.
Продолжительность дополнительных оплачиваемых отпусков установить в соответствии с действующим законодательством и настоящим коллективным договором сверх продолжительности основного оплачиваемого отпуска.
Установить дополнительные оплачиваемые отпуска в связи с семейными обстоятельствами:
- вступлением в брак - 3 дня;
Не допускать без согласия работника разделение отпуска на части, не предоставление отпуска по инициативе администрации.
Согласно коллективному договору заработная плата административному и обслуживающему персоналу устанавливается согласно штатного расписания, утвержденного руководителем. С целью оздоровления работникам предприятия ежегодно выдаются путевки на лечение, отдых, экскурсии и в детские оздоровительные лагеря с частичной оплатой: за счет средств предприятия 90%, за счет работника - 10% стоимости путевки. За высокое профессиональное мастерство и особые заслуги перед предприятием путевки работникам выдаются бесплатно. Та Также предприятие оказывает одноразовую денежную помощь работникам в связи с семейными обстоятельствами:
- в случае вступления в брак - 50,00 грн;
- при рождении ребенка - 100,00 грн;
- на лечение
и улучшение материального
- на погребение
(все расходы на погребение
работника - за счет предприятия;
на погребение близких
Предприятие занимается оптовой торговлей металлопрокатом, а именно прокатом черных металлов:
- листовая сталь (толщина листов от 1,5 мм до 30мм марок сталей: обыкновенного качества, высоколегированных, конструкционных, инструментальных, и др.);
- сортовой прокат (круги диаметром Ш 8,0…80 мм, полоса, шестигранник, квадрат, и фасонный прокат (арматура, балка, уголок, швеллер);
- трубы разного диаметра и назначения.
Т.е. для получения прибыли, в размере 20% предприятие имеет постоянных поставщиков и покупателей, что дает возможность получать этот определенный процент прибыли. Но оптовая торговля металлопрокатом имеет неярко выраженный сезонный характер. Имеется в виду, что потребность в вышеуказанной продукции возникает как правило во 2 половине года, о чем свидетельствует большие объемы реализации продукции. Кроме этого предприятие занимается оптовой и мелкооптовой торговлей шифером (плоский и 8-ми волновой) и цементом, производства Цементного завода «Пушка» г. Краматорск. Предприятие арендует для административного персонала комнаты в здании Института «Стройремпроект» по адресу б. Машиностроителей 30 к. 24, 24/6 ,24/7, оснащенные необходимой техникой для выполнения работниками своих обязанностей. Для хранения продукции предприятие имеет склад. Организационная структура анализируемого предприятия представлена на рисунке 2.1.
Управление коммерческой
деятельностью предприятия
В отдел бухгалтерии входят главный бухгалтер и 1 заместитель, младший бухгалтер, кассир и 2 единицы экономист и секретарь, подчиняющиеся непосредственно генеральному и коммерческому директору.
В отдел сбыта входят менеджер по продаже и приобретению продукции, операторы по набору расходных документов (документов на отгрузку) и водитель-экспедитор.
В состав младшего обслуживающего персонала отнесен персонал, непосредственно помогающий основному процессу торговли, а именно: кладовщик, уборщица, грузчик, сторож. При этом заработная плата грузчикам начисляется исходя из выполненного объема погрузо-разгрузочных работ и сдельной расценки, из расчета 1 тн.
Всем выше перечисленным
категориям работников заработная плата
начисляется по тарифной системе
оплаты труда, исходя из сумм окладов,
указанных в штатном
2.2 Анализ состава численности работников. Расчет показателей движения рабочей силы
Для анализа
численности персонала
Для анализа движения рабочей силы рассчитаем общепринятые показатели: такие, как коэффициент оборота по приему работников, по выбыванию, коэффициент постоянства персонала предприятия, а также дающий наиболее максимальную оценку движения кадров - коэффициент текучести кадров.
Результаты анализа оформим в виде таблицы 2.1:
Таблица 2.1 - Исходные данные для динамики показателей текучести кадров
Показатель |
2003 год |
2004 год |
|||
I полуго дие |
II Полуго дие |
I Полуго дие |
II Полуго дие |
||
Среднесписочная численность персонала |
8 |
17 |
20 |
19 |
|
Количество принятого персонала |
10 |
5 |
6 |
7 |
|
Количество уволившихся работников |
1 |
2 |
7 |
1 |
|
Количество уволившихся по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины |
1 |
2 |
6 |
1 |
|
Количество работников проработавших весь п/д |
7 |
15 |
13 |
18 |
|
Коэффициент оборота по приему рабочих |
1,250 |
0,294 |
0,300 |
0,368 |
|
Коэффициент оборота по выбытию |
0,125 |
0,118 |
0,350 |
0,053 |
|
Коэффициент текучести кадров |
0,100 |
0,094 |
0,280 |
0,042 |
|
Коэффициент постоянства персонала предприятия |
0,875 |
0,882 |
0,650 |
0,947 |
|
На основании выше приведенной таблицы, рассчитаем абсолютные отклонения численности и рассчитанных коэффициентов, а также темпы прироста вышеназванных показателей в сравнении с плановыми показателями анализируемого периода, а также с аналогичными показателями прошлого года. Результаты расчетов оформим в виде следующей таблицы 2.2.
Среднесписочная численность персонала во 2 полугодии 2003 г. увеличилась на 9 чел. (112,50%) и составила 17 чел. В 2004 г. во 2 полугодии - меньше на 1 чел. или 5%, а в сравнении с аналогичным периодом 2004 г больше на 2 чел. или 11,76 %. К оборота по приему персонала на начало 1 полугодия выше на 0,956 из-за увеличения приема на роботу в 2р. (т.к. для начала осуществления своей деятельности предприятию необходимы были квалифицированные кадры). Во 2 же полугодие 2004г. также наблюдается рост этого показателя на 0,068 (22,81%),, в сравнении с 2004 г. на 0,074 (25,63%). К постоянства персонала на 2 полугодие 2003 г. выше, чем в 1 пол. Рост определяется на уровне 0,07 (0,84%). За счет увеличения количества принятых и уменьшения кол-ва увольнений, К, характеризующий степень постоянства персонала на конец 2 полугодия 2004 г. на уровне 0,947, что на 45,75%, выше, чем в 1 полугодии этого же года. Показатель, характеризующий общую текучесть кадров во 2 полугодии 2004 г. имеет самое лучшее (min) значение 0,042, что на 55,26% ниже, чем в аналогичном периоде предыдущего года, и на 84,96% - в предыдущем периоде отчетного года.
2.3 Анализ динамики и структуры общего объема ФОТ на предприятии
Анализ общего ФОТ в абсолютных и относительных показателях.
Выполним анализ динамики общего ФОТ (см. Приложение А) по полугодиям в абсолютном выражении, т.е. проанализируем фонд оплаты труда по полугодиям за два года в абсолютном выражении по формуле 1.4: т.е. отклонения фактического показателя ФОТ от планового в каждом году, а также от фактического показателя прошлого года. Результаты анализ оформим в виде таблицы 2.3.
Таблица 2.3 - Абсолютные показатели изменения общего ФОТ по полугодиям
Вид оплаты |
2003 год |
2004 год |
||||||
Сумма зарплаты тыс. грн.. |
Откло- нение |
Сумма зарплаты тыс. грн.. |
Откло- нение |
|||||
План |
Факт |
План |
План |
Факт |
Пр. год |
План |
||
Общий фонд заработной платы |
7,40 |
18,92 |
11,52 |
28,18 |
30,16 |
11,24 |
1,98 |
|