Заработная плата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, СТРУКТУРА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ВИДЫ И ФОРМЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОТ, МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ.

Содержание работы

Введение
1 Теория и методика анализа формирования и эффективности использования фонда заработной платы на предприятии
1.1 Понятие и значение заработной платы
1.2 Общепринятые основные виды и формы системы оплаты труда
1.3 Основные методики анализа заработной платы на предприятии
2 Анализ заработной платы на предприятии и эффективности использования фонда оплаты труда в ЧП «РегионСервис»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ состава численности работников. Расчет показателей движения рабочей силы
2.3 Анализ динамики и структуры общего объема ФОТ
2.4 Анализ ФОТ в разрезе категорий работников
2.5 Анализ эффективности использования заработной платы
3 Пути повышения эффективности использования фонда оплаты труда в ЧП «РегионСервис»
3.1 Внедрение современных видов оплаты труда работников торговли в ЧП «РегионСервис»
3.2 Усиление связи заработной платы работников с результатами деятельности предприятия
3.3 Регламентация соотношения роста заработной платы работников и повышения производительности труда на предприятии
Заключение
Список литературных источников
Приложения
Приложение А. Исходные данные для анализа эффективности использования заработной платы
Приложение Б. Динамика основных технико-экономических показателей деятельности ЧП «РегионСервис»
Приложение В. Отчет об использовании рабочего времени ЧП «РегионСервис» за 1 полугодие 2003 г.
Приложение Г. Отчет по труду ЧП «РегионСервис» за 1 полугодие 2003 г
Приложение Д. Отчет об использовании рабочего времени ЧП «РегионСервис» за 2003 г.
Приложение Е. Отчет по труду ЧП «РегионСервис» за 2003 г
Приложение Ж. Отчет об использовании рабочего времени ЧП «РегионСервис» за 1 полугодие 2004 г.
Приложение И. Отчет по труду ЧП «РегионСервис» за 1 полугодие 2004 г
Приложение К. Отчет об использовании рабочего времени ЧП «РегионСервис» за 2004 г.
Приложение Л. Отчет по труду ЧП «РегионСервис» за 2004 г

Файлы: 1 файл

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА.doc

— 697.00 Кб (Скачать файл)

ППП - среднесписочная  численность промышленно-производственного  персонала, чел.;

Факторный анализ влияния факторов необходимо выполнить  способом цепной подстановки в следующей последовательности:

Расчет влияния  факторов выполним по следующему алгоритму (формула 1.14):

- влияние среднегодового  заработка одного работника предприятия:

- влияние удельного  веса рабочих в общей численности  ППП:

- влияние количества  отработанных дней одним рабочим:

- влияния средней  продолжительности рабочего дня:

- влияние среднечасовой  выработки рабочих:

Балансовую проверку выполняют следующим образом:

Выручка на одну гривну зарплаты, кроме выше перечисленных  факторов зависит ещё и от соотношения реализованной и произведенной продукции.

Расчет показателя выручки на одну гривну заработной платы осуществляется по следующей  формуле 1.15:

(1.15)

где УР - удельный вес выручки в стоимости реализованной  продукции, %;

- выручка на 1 грн. заработной платы, д.ед.

Анализ влияния  факторов определяем таким же образом, методом цепной подстановки, выполняем  балансовую проверку и делаем вывод.

Прибыль от реализации продукции на одну гривну заработной платы, кроме выше названных факторов зависит от уровня рентабельности продаж. Модель факторного анализа имеет вид в виде следующей формулы:

(1.16)

где Rоб - рентабельность продаж, %;

- прибыль на  одну гривну заработной платы,  д.ед.

При анализе  размера чистой прибыли на гривну заработной платы добавляется такой фактор как доля чистой прибыли в общей сумме валовой прибыли. Модель факторного анализа имеет вид:

(1.17)

где Дчп - для чистой прибыли в общей сумме валовой прибыли, %;

- чистая прибыль  на одну гривну заработной  платы, д.ед.

 

2 АНАЛИЗ ЗАРАБОТНОЙ  ПЛАТЫ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА В ЧП «РЕГИОНСЕРВИС»

2.1 Общая характеристика  предприятия

«РегионСервис», организационная форма - Частное  предприятие, зарегистрировано в качестве субъекта предпринимательской деятельности с выдачей свидетельства о государственной регистрации №4р от 03.01.03 г. и присвоением кода ОКПО 32321357 Краматорским исполнительным комитетом местной власти. Зарегистрировано во всех фондах, установленных для юридических лиц, а именно:

- в областном  управлении статистики, с выдачей справки №7-25-67 о включении в Единый Государственный реестр предприятий и организаций Украины от 08.01.03 г. Согласно этой справке предприятие по форме собственности относится к частной собственности с присвоением КФВ(10), по форме финансирования - хозрасчет (2) , по организационно-правовой форме - частное предприятие КОПФГ (120), по виду деятельности - оптовая торговля негосударственных организаций, кроме потребительской кооперации (71130), по виду деятельности - другие виды оптовой торговли (51.70.0)

- в государственной  налоговой инспекции г. Краматорска,  с выдачей справки о взятии  на учет плательщиков налогов  №59 от 16.01.03 г. и свидетельства  о регистрации плательщика налога  на добавленную стоимость №06292122 от 23.01.03 г., с присвоением индивидуального налогового номера №323213505155;

- фонде социального  страхования от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний Украины с присвоением  регистрационного номера №0536001583 от 21.01.03 г. Согласно вышеуказанному  уведомлению, и постановления Кабмина Украины от 13.09.2000 г. №1423 «Об утверждении Порядка определения страховых тарифов для предприятий, учреждений и организаций на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастных случаев на предприятии и профессиональных заболеваниях», предприятие относится к 7 классу профессионального риска производства. Вследствие чего предприятие уплачивает страховой тариф в размере 1,02% фактических затрат на оплату труда наемных работников;

- управлении  пенсионного фонда и фонде социального страхования по временной потере трудоспособности;

Предприятием 21.03.03 г. был открыт расчетный счет в  отделении «Проминвестбанка» для  расчетов с покупателями и заказчиками, а также для снятия денежной наличности, необходимой для погашения обязательств перед работниками предприятия по оплате труда.

На предприятии  имеются уставные документы, а именно:

-Устав предприятия  зарегистрирован 26.12.02 г. нотариально,  а также в ГНИ Краматорска,  в котором определены структура  и стоимость имущества предприятия, источники его финансирования, ответственность собственника по долгам в случае банкротства, права и обязанности директора и трудового коллектива, затронут раздел финансы и планирование, законодательная база…

- Коллективный  договор, согласно которому в обязанности администрации предприятия входят: внедрение системы материального и морального стимулирования, повышения производительности труда, качества выполнения работ, рационального использования техники, оборудования, сырья (п.п. 2.3. п. 2 «Производственные отношения», а также обеспечить соблюдение работниками трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка (п.п. 2.5. этого же пункта). П. 3 «Трудовые отношения» предусмотрено следующее:

На предприятии  установлен следующий режим работы:

- начало работы - 8.30;

- окончание работы 18.30;

- перерыв для  отдыха и питания - 12.00 - 13.00

- суббота и  воскресенье - выходные дни

- накануне праздничных  и нерабочих дней продолжительность  рабочего дня сокращается на  один час

- работники предприятия должны быть уведомлены о сверхурочной работе не менее чем за сутки до ее начала.

Администрация обязана обеспечить нормальную продолжительность  рабочего времени 40 час в неделю, 8 часов в день.

Компенсировать  работу в праздничный (нерабочий) день в соответствии с действующим законодательством.

Установить гарантированную  продолжительность ежегодного оплачиваемого  отпуска для всех категорий работников - 24 календарных дня.

Продолжительность дополнительных оплачиваемых отпусков установить в соответствии с действующим законодательством и настоящим коллективным договором сверх продолжительности основного оплачиваемого отпуска.

Установить дополнительные оплачиваемые отпуска в связи  с семейными обстоятельствами:

- вступлением  в брак - 3 дня;

Не допускать  без согласия работника разделение отпуска на части, не предоставление отпуска по инициативе администрации.

Согласно коллективному  договору заработная плата административному  и обслуживающему персоналу устанавливается  согласно штатного расписания, утвержденного  руководителем. С целью оздоровления работникам предприятия ежегодно выдаются путевки на лечение, отдых, экскурсии и в детские оздоровительные лагеря с частичной оплатой: за счет средств предприятия 90%, за счет работника - 10% стоимости путевки. За высокое профессиональное мастерство и особые заслуги перед предприятием путевки работникам выдаются бесплатно. Та Также предприятие оказывает одноразовую денежную помощь работникам в связи с семейными обстоятельствами:

- в случае  вступления в брак - 50,00 грн;

- при рождении ребенка - 100,00 грн;

- на лечение  и улучшение материального положения  - до 500,00 грн;

- на погребение (все расходы на погребение  работника - за счет предприятия;  на погребение близких родственников  в сумме 300,00 грн).

Предприятие занимается оптовой торговлей металлопрокатом, а именно прокатом черных металлов:

- листовая сталь  (толщина листов от 1,5 мм до 30мм  марок сталей: обыкновенного качества, высоколегированных, конструкционных,  инструментальных, и др.);

- сортовой прокат (круги диаметром Ш 8,0…80 мм, полоса, шестигранник, квадрат, и фасонный прокат (арматура, балка, уголок, швеллер);

- трубы разного  диаметра и назначения.

Т.е. для получения  прибыли, в размере 20% предприятие  имеет постоянных поставщиков и  покупателей, что дает возможность  получать этот определенный процент прибыли. Но оптовая торговля металлопрокатом имеет неярко выраженный сезонный характер. Имеется в виду, что потребность в вышеуказанной продукции возникает как правило во 2 половине года, о чем свидетельствует большие объемы реализации продукции. Кроме этого предприятие занимается оптовой и мелкооптовой торговлей шифером (плоский и 8-ми волновой) и цементом, производства Цементного завода «Пушка» г. Краматорск. Предприятие арендует для административного персонала комнаты в здании Института «Стройремпроект» по адресу б. Машиностроителей 30 к. 24, 24/6 ,24/7, оснащенные необходимой техникой для выполнения работниками своих обязанностей. Для хранения продукции предприятие имеет склад. Организационная структура анализируемого предприятия представлена на рисунке 2.1.

Управление коммерческой деятельностью предприятия осуществляет коммерческий директор предприятия, который  в свою очередь подчиняется генеральному директору.

В отдел бухгалтерии  входят главный бухгалтер и 1 заместитель, младший бухгалтер, кассир и 2 единицы экономист и секретарь, подчиняющиеся непосредственно генеральному и коммерческому директору.

В отдел сбыта  входят менеджер по продаже и приобретению продукции, операторы по набору расходных  документов (документов на отгрузку) и водитель-экспедитор.

В состав младшего обслуживающего персонала отнесен  персонал, непосредственно помогающий основному процессу торговли, а именно: кладовщик, уборщица, грузчик, сторож. При этом заработная плата грузчикам  начисляется исходя из выполненного объема погрузо-разгрузочных работ и сдельной расценки, из расчета 1 тн.

Всем выше перечисленным  категориям работников заработная плата  начисляется по тарифной системе  оплаты труда, исходя из сумм окладов, указанных в штатном расписании.

2.2 Анализ состава численности работников. Расчет показателей движения рабочей силы

Для анализа  численности персонала используем данные статистической отчетности (Приложения В,Д,Ж,К) а именно: Раздела I „Використання  робочого часу ” „Звіта про використання робочого часу” по строке 3170 „Середньо облікова чисельність штатних працівників облікового складу”, а также раздела II „Рух робочої сили” по строке 5010 „Прийнято працівників” и по строке 5020 „Вибуло працівників”, в т.ч. по строке 5040 „За власним бажанням, звільнено за прогул та інші порушення трудової дисципліни, невідповідність займаній посаді” ”форми № 1-ПВ за каждый анализируемый период.

Для анализа  движения рабочей силы рассчитаем общепринятые показатели: такие, как коэффициент  оборота по приему работников, по выбыванию, коэффициент постоянства персонала предприятия, а также дающий наиболее максимальную оценку движения кадров - коэффициент текучести кадров.

Результаты анализа  оформим в виде таблицы 2.1:

Таблица 2.1 - Исходные данные для динамики показателей текучести кадров

 

Показатель

2003 год

2004 год

 
 

I

полуго

дие

II

Полуго

дие

I

Полуго

дие

II

Полуго

дие

 

Среднесписочная численность персонала

8

17

20

19

 

Количество принятого  персонала

10

5

6

7

 

Количество уволившихся  работников

1

2

7

1

 

Количество уволившихся по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины

1

2

6

1

 

Количество работников проработавших весь п/д

7

15

13

18

 

Коэффициент оборота  по приему рабочих

1,250

0,294

0,300

0,368

 

Коэффициент оборота  по выбытию

0,125

0,118

0,350

0,053

 

Коэффициент текучести  кадров

0,100

0,094

0,280

0,042

 

Коэффициент постоянства  персонала предприятия

0,875

0,882

0,650

0,947

 
           

На основании  выше приведенной таблицы, рассчитаем абсолютные отклонения численности  и рассчитанных коэффициентов, а  также темпы прироста вышеназванных показателей в сравнении с плановыми показателями анализируемого периода, а также с аналогичными показателями прошлого года. Результаты расчетов оформим в виде следующей таблицы 2.2.

Среднесписочная численность персонала во 2 полугодии 2003 г. увеличилась на 9 чел. (112,50%) и составила 17 чел. В 2004 г. во 2 полугодии - меньше на 1 чел. или 5%, а в сравнении с аналогичным периодом 2004 г больше на 2 чел. или 11,76 %. К оборота по приему персонала на начало 1 полугодия выше на 0,956 из-за увеличения приема на роботу в 2р. (т.к. для начала осуществления своей деятельности предприятию необходимы были квалифицированные кадры). Во 2 же полугодие 2004г. также наблюдается рост этого показателя на 0,068 (22,81%),, в сравнении с 2004 г. на 0,074 (25,63%). К постоянства персонала на 2 полугодие 2003 г. выше, чем в 1 пол. Рост определяется на уровне 0,07 (0,84%). За счет увеличения количества принятых и уменьшения кол-ва увольнений, К, характеризующий степень постоянства персонала на конец 2 полугодия 2004 г. на уровне 0,947, что на 45,75%, выше, чем в 1 полугодии этого же года. Показатель, характеризующий общую текучесть кадров во 2 полугодии 2004 г. имеет самое лучшее (min) значение 0,042, что на 55,26% ниже, чем в аналогичном периоде предыдущего года, и на 84,96% - в предыдущем периоде отчетного года.

2.3 Анализ динамики  и структуры общего объема  ФОТ на предприятии

Анализ общего ФОТ в абсолютных и относительных  показателях.

Выполним анализ динамики общего ФОТ (см. Приложение А) по полугодиям в абсолютном выражении, т.е. проанализируем фонд оплаты труда по полугодиям за два года в абсолютном выражении по формуле 1.4: т.е. отклонения фактического показателя ФОТ от планового в каждом году, а также от фактического показателя прошлого года. Результаты анализ оформим в виде таблицы 2.3.

 

Таблица 2.3 - Абсолютные показатели изменения общего ФОТ  по полугодиям

 

Вид оплаты

2003 год

2004 год

 
 

Сумма зарплаты тыс. грн..

Откло-

нение

Сумма зарплаты тыс. грн..

Откло-

нение

 
 

План

Факт

План

План

Факт

Пр.

год

План

 
                 

Общий фонд заработной платы

7,40

18,92

11,52

28,18

30,16

11,24

1,98

 
                 

Информация о работе Заработная плата