Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Переход России от плановой экономики к рыночной, законодательное закрепление многообразия форм собственности, придание законного статуса предпринимательской деятельности и определение ее организационно-правовых форм - все это способствовало созданию потребительского рынка, расширению ассортимента в сфере выпуска товаров, производства работ и оказания услуг. Необходимость государственного управления рыночной экономикой до недавнего времени в России отвергалась. Однако опыт абсолютно «свободного рынка» привел отечественных ученых - юристов, экономистов, а также и политиков к выводу о регулируемом рынке и вмешательстве государства в экономические процессы. В силу этого, регулирующее воздействие государства на данном этапе на потребительскую политику, на защиту прав потребителей от недобросовестных предпринимателей не только оправдано, но и необходимо.

Содержание работы

Введение 3


Возникновение и развитие потребительского права 4


Анализ работы органов государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения
в области защиты прав потребителей 15


Результаты работы органов государственного контроля за
соблюдением законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации, регулирующих отношения
в области защиты прав потребителей 56


Заключение 69


Список литературы 71

Файлы: 1 файл

ЗПП1.docx

— 199.32 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение                    3

 

 

Возникновение и развитие потребительского права    4          

 

 

Анализ  работы органов государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения

 в  области защиты прав потребителей      15               

 

 

Результаты работы органов государственного контроля за

соблюдением законов и иных нормативных  правовых

актов Российской Федерации, регулирующих отношения

в области защиты прав потребителей      56 

 

 

Заключение          69

 

 

Список литературы         71 

Введение

 

 

 

Переход России от плановой экономики к рыночной, законодательное закрепление многообразия форм собственности, придание законного  статуса предпринимательской деятельности и определение ее организационно-правовых форм - все это способствовало созданию потребительского рынка, расширению ассортимента в сфере выпуска товаров, производства работ и оказания услуг. Необходимость  государственного управления рыночной экономикой до недавнего времени  в России отвергалась. Однако опыт абсолютно  «свободного рынка» привел отечественных  ученых - юристов, экономистов, а также  и политиков к выводу о регулируемом рынке и вмешательстве государства  в экономические процессы. В силу этого, регулирующее воздействие государства  на данном этапе на потребительскую  политику, на защиту прав потребителей от недобросовестных предпринимателей не только оправдано, но и необходимо. Одним из способов государственной  защиты прав потребителей является ответственность, возникающая из нормативно правовых актов, регулирующих данную область. Только с принятием 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» у граждан  появилась возможность реализовать  свои права, закрепленные в Резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН (№ 39/248 от 9 апреля 1985 г.)

Для того, чтобы обеспечить защиту прав потребителей в сфере предпринимательской  деятельности, необходимо создание таких  организационно-правовых форм защиты, которые были бы достаточно эффективны. К ним можно отнести: осуществление  контроля за выполнением предпринимателями  при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам, работам, услугам и, в случаях  обнаружения нарушений применять  к ним меры административного  принуждения в целях прекращения  правонарушений и наказания виновных (при нарушениях которые повлекли тяжкие последствия применять уголовное  законодательство); рассмотрение жалоб  граждан, принятие мер к удовлетворению их претензий в административном и судебном порядке и др.

Диапазон  средств охраны прав потребителей необычайно широк и направлен против мошенничества, нарушения правил торговли, оказания услуг, торговли некачественными товарами, недостоверной рекламы и т.п. В  этих условиях возникла необходимость  установления правового положения  потребителя, закрепление способов защиты его прав и законных интересов.

 

Возникновение и развитие потребительского права.  Законодательство РФ о защите прав потребителей.

 

Потребительское право – комплексная отрасль  права, состоящая из норм различных  отраслей права (гражданского, административного, уголовного и т.д.), регулирующих отношения  по удовлетворению материальных, культурных и иных потребностей граждан.

Изначально  потребительское движение носило общественный характер. Начиная с 90-х годов XIX века для защиты потребительского права  в Америке, Англии, а позднее и  в других странах, стали создаваться  лиги покупателей. Основной целью этих организаций было формирование потребительской  культуры, оказание воздействия как  на изготовителей, так и на продавцов  товаров. Для этого правление  лиги составляло т.н. «белые списки»  предпринимателей, которые соблюдали  определенные принципы во взаимоотношениях с потребителями. Это было определенным стимулом для других торговцев. Однако только общественного давления было явно недостаточно. Официальным признанием необходимости создания системы  государственного регулирования взаимоотношений  с участием потребителя считается  выступление Президента США Дж. Кеннеди  в Конгрессе США 15 марта 1962 г. Президент  в своем выступлении впервые  сформулировал четыре основных права  потребителя:

           Право на безопасность. Это означает, что товар, работа, услуга, при  обычных условиях его использования,  хранения, транспортировки, должен  быть безопасен для жизни, здоровья  потребителя, безопасен для окружающей  среды, и не причинять вреда  имуществу потребителя.

Право на информацию. Одним из основных критериев  потребительского выбора является информация. Только на основе достоверной и полной информации человек может товар, обладающий необходимыми ему свойствами. С правом на информацию связано право  на потребительское образование  и право на выбор, поскольку информация – критерий правильного выбора.

Право на свободу убеждений и их свободное  выражение. Это право включает свободу  беспрепятственно придерживаться своих  убеждений и свободу, искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст. 19 Всеобщей декларации 128 прав человека). Это же право гарантировано и Конституцией РФ (ст. 29 - каждому гарантируется свобода мысли и слова).

Право на здоровую окружающую среду. Это право  закреплено в Конституции РФ ст. 42 - каждый имеет право на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба,

Причиненного  его здоровью или имуществу экологическим  правонарушением). С тех пор 15-го марта отмечается Всемирный день защиты потребителей.

      В настоящее время основным  международным правовым документом  в рассматриваемой области является  Резолюция Генеральной Ассамблеи  ООН от 9 апреля 1985 года №39/248 «Руководящие  принципы для защиты прав потребителей».  В ней содержится перечисление  законных нужд потребителей, на  удовлетворение которых направлены  законные принципы:

 Защита  потребителей от ущерба их  здоровью и безопасности;

 Содействие  экономическим интересам потребителей  и защита этих интересов;

 Соступ  потребителей к соответствующей  информации, необходимой для компетентного  выбора товара в соответствии  с индивидуальными запросами  и потребностями;

Сросвещение потребителей;

Саличие эффективных процедур рассмотрения жалоб потребителей;

Свобода создавать потребительские и  другие соответствующие группы или  организации и возможность для  таких организаций высказывать  свою точку зрения в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы.

В Российской Федерации как самостоятельная  отрасль права потребительское  право возникло в начале 90-х годов.До этого отношения по удовлетворению материальных и культурных потребностей граждан в основном регулировались нормами гражданского законодательства.

С момента  принятия Закона РФ «О защите прав потребителей»  до настоящего времени сложилась  разветвленная система потребительского законодательства. Несмотря на значительное количество принятых нормативных правовых актов в этой области, их можно  объединить в следующие основные группы:

1. Законодательные  акты общего характера (Конституция,  Гражданский кодекс РФ, Кодекс  РФ об административных правонарушениях,  Уголовный кодекс РФ и т.д. )

2. Закон  РФ «О защите прав потребителей»;

3. Перечни  товаров, работ, услуг, на которые  имеются ссылки в законе

РФ «О защите прав потребителей»;

4. Постановления  Правительства РФ, устанавливающие  особенности выполнения продажи  отдельных видов работ, оказания  услуг

5. Нормативные  правовые акты, регулирующие отношения  в области

производства, размещения и распространения рекламы  и в области технического регулирования.

6. Нормативные  правовые акты, устанавливающие  полномочия, функции и обязанности  органов государственной власти, занимающихся защитой прав

потребителей.

 

Права потребителя и ответственность  за нарушение прав потребителя.

 

Потребитель имеет право на просвещение в  области защиты прав потребителей обеспечивается  посредством включения соответствующих  требований  в государственные  образовательные  стандарты  и  общеобразовательные стандарты.

 

Статья 7. Право потребителей на безопасность товаров 

(работ,  услуг).

 

     Потребитель имеет право на  то,  чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования,  при их хранении и  транспортировке  были безопасны для его жизни,  здоровья, имущества, а также окружающей  среды.  Если стандарты, содержащие  требования безопасности отсутствуют,  то  выпуск данного продукта  должен быть приостановлен до  внедрения таких стандартов.  На товары, использование которых  дольше определенного срока   представляет  опасность,  должны  устанавливаться  сроки службы (годности). Потребитель должен быть  предупрежден об этих сроках, необходимых действиях  по  его  истечении а также о возможных последствиях при невыполнении указанных действий.  Изготовитель обязан обеспечить безопасность  товаров  в течение установленного срока их службы (годности), а если срок службы не установлен то в течение 10 лет.

     Убытки, причиненные потребителю  вследствие нарушения дынного  требования, подлежат возмещению  изготовителем  в полном объеме. Если  для  безопасного хранения,  транспортировки и утилизации  необходимо соблюдение специальных  правил, изготовитель обязан разработать  такие правила и довести их  до сведения потребителя. Товары (в том числе импортные) без  сертификатов обеспечивающих безопасность  реализовывать запрещается. 

     Если установлено, что при соблюдении  потребителем всех 

инструкций  по хранению и эксплуатации товара он причиняет вред, изготовитель обязан приостановить их производство до устранения причин вреда,  а в необходимых  случаях  изъять  их из производства и отозвать от потребителей. Если причины  наносящие вред  устранить  невозможно,  изготовитель обязан снять товары с  производства. 

Убытки, причиненные потребителю в связи  с отзывом товаров, 

подлежат  возмещению изготовителем  в  полном объеме.

     Если товар причинил вред из-за  того,  что изготовитель не  предоставил потребителю  информацию  о  правильной эксплуатации,  хранению и транспортировке то  он несет  обязательную  ответственность.

 

Статья 8. Право потребителя на информацию.

 

     Потребитель вправе потребовать  от продавца (изготовителя,  исполнителя)  предоставления необходимой   и  достоверной  информации  о  его предприятии, реализуемых  им товарах (работах,  услугах)  и о режиме его работы. Если  в подобной информации потребителю  отказано или она  доводится  не в полной форме, то он  имеет право добиться получения  ее с помощью статьи 8.

Указания  в настоящей статьи  информация в наглядной  и доступной форме  доводится до сведения  потребителей при заключении договоров купли-продажи  и договоров о выполнении работ (оказание услуг) способами, принятыми  в отдельных  сферах обслуживания  потребителей, на русском языке, а по усмотрению  изготовителя на государственных языках  субъектов Российской Федерации и родных языках народов РФ .

 

Статья 12. Ответственность изготовителя  за ненадлежащую информацию о товаре.

 

     В случае  если предоставление  недостоверной или недостаточно  полной информации о товаре (работе, услуге), а также изготовителе (исполнителе,  продавце) повлекло:

     приобретение товара (работы,  услуги) не обладающего 

необходимыми  потребителю свойствами, потребитель  вправе расторгнуть договор и  потребовать возмещение причиненных  ему убытков;    

невозможность использования приобретенного товара (работы, услуги) по назначению, потребитель  вправе  потребовать  предоставления  в разумно короткий срок надлежащей информации.  Если информация в оговоренный  срок не будет предоставлена, потребитель  вправе расторгнуть договор и  потребовать возмещения причиненных  ему убытков. При этом потребитель  обязан возвратить товар изготовителю;

     Причинению вреда жизни,  здоровью  и имуществу  потребителя  -  он вправе предъявить продавцу (изготовителю, исполнителю) требования  предусмотренные статьей 14настоящего  Закона,  а также потребовать  возмещения убытков, причиненных  природным объектом, находящимся  во владении потребителя на  праве собственности,  либо по  иным основаниям,  предусмотренным  законом или договором.

Информация о работе Защита прав потребителей