Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Переход России от плановой экономики к рыночной, законодательное закрепление многообразия форм собственности, придание законного статуса предпринимательской деятельности и определение ее организационно-правовых форм - все это способствовало созданию потребительского рынка, расширению ассортимента в сфере выпуска товаров, производства работ и оказания услуг. Необходимость государственного управления рыночной экономикой до недавнего времени в России отвергалась. Однако опыт абсолютно «свободного рынка» привел отечественных ученых - юристов, экономистов, а также и политиков к выводу о регулируемом рынке и вмешательстве государства в экономические процессы. В силу этого, регулирующее воздействие государства на данном этапе на потребительскую политику, на защиту прав потребителей от недобросовестных предпринимателей не только оправдано, но и необходимо.

Содержание работы

Введение 3


Возникновение и развитие потребительского права 4


Анализ работы органов государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения
в области защиты прав потребителей 15


Результаты работы органов государственного контроля за
соблюдением законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации, регулирующих отношения
в области защиты прав потребителей 56


Заключение 69


Список литературы 71

Файлы: 1 файл

ЗПП1.docx

— 199.32 Кб (Скачать файл)

ответственности.

График 40

Динамика  обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей

 

 

 

 

 

График 41

Динамика обращений граждан  по вопросам защиты прав потребителей

 

График 42

Динамика обращений граждан  по вопросам защиты прав потребителей

График 43

Динамика  обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей

 

Как видно  из графиков, количество обращений  в службу по надзору в сфере  защиты прав потребителей и благополучия человека имеет динамику роста. Общее  количество обращений, к 2014 году, вырастит примерно да 8000 обращений. Количество устных вырастит до 5500 обращений, а  письменных до 2500, исходя из графика  41. Эта тенденция объясняется  большим количеством на рынке  товаров ненадлежащего качества. Также одной из главных причин является несоблюдение договора одной  из сторон по разным причинам. К этому  приводит не желание изучения договора (чаще всего встречается в малых  и средних сделках ).

Самыми  распространенными нарушениями, выявленными  в сфере оказания населению услуг  являются –  не предоставление потребителям полной и достоверной информации об оказываемой услуге, исполнителе; включение в договор условий, ущемляющих права потребителей; ненадлежащее качество оказываемых услуг.

В ходе проверок установлено, что заключение договора в сфере предоставления услуг  происходит, как правило, посредством  присоединения потребителя к  предложенному договору, что лишает его участия в определении  условий договора. Тем более, что  потребитель в большинстве недостаточно информирован о своих правах и  юридически грамотен. Используя свое преимущественное положение, исполнители услуг порой предусматривают в проектах договоров явно несправедливые условия, ограничивающие его права и противоречащие действующему законодательству.

Так, при  анализе договоров потребительского кредитования, на оказание жилищно-коммунальных услуг, услуг связи устанавливаются  факты включения в договоры условий  ущемляющих права потребителей по сравнению  с требованиями, установленными действующим  законодательством.

Основными причинами обращений граждан  явились: продажа товаров, не соответствующих  требованиям нормативных документов, предоставление услуг  ненадлежащего  качества, отсутствие необходимой и  достоверной информации о товаре (работе, услуге), нарушение сроков исполнения услуг, включение в договоры условий, ущемляющих права потребителей.

Объективно  необходимым является работа по укреплению взаимодействия с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями  потребителей по актуальным вопросам защиты прав потребителей.

Управлением  с 19 муниципальными образованиями области  заключены  Соглашения о взаимодействии по вопросам защиты прав потребителей.

    Предметом данных соглашений  является проведение консультативных  и рабочих встреч в части  обмена информацией, совместное  проведение обучающих семинаров,  использование внешних информационных  контактов для организации диалога  со всеми заинтересованными сторонами,  включая общественные организации  по защите прав потребителей.

   Специалисты Управления  участвуют  в межведомственных комиссиях,  Совете по обеспечению качества  пищевых продуктов, услуг торговли, общественного питания, бытового  обслуживания и защите прав  потребителей, конкурсах, предлагают  рассмотрение вопросов  по  защите  прав потребителей на заседаниях  органов местного самоуправления  муниципальных образований. 

 Во  исполнение Плана мероприятий  по защите прав потребителей  на территории Иркутской области  на 2010-2015 годы, утвержденного распоряжением  Правительства Иркутской области  от 21.06.2010г. №111/1-рп  проводятся  различные мероприятия по просвещению   потребителей, учащихся образовательных  учреждений, предпринимателей, проведению  конференций, «круглых столов»,  рассмотрению обращений и жалоб  потребителей, проведению социологических  опросов по защите прав потребителей, проведению месячников качества и безопасности товаров (работ, услуг) и т.д. 

В целях  дальнейшего совершенствования  деятельности   по координации  и взаимодействию с общественными  объединениями и органами местного самоуправления  в Управлении работает  Консультативный совет по защите прав потребителей, в состав которого вошли   представители   Службы потребительского рынка и лицензирования Правительства Иркутской области, администрации г.Иркутска,   ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии  в  Иркутской области», общественных объединений по защите прав потребителей

Практика  показывает, что работа по защите прав потребителей более эффективна и  результативна в тех муниципальных  образованиях, где имеются самостоятельные  подразделения или специалисты,  занимающиеся этой работой.

График 44

Из графика 44 видно тенденцию спада величины количества проверок.  К 2014 году данная тенденция поменяется на обратную исходя из прогноза полиномиальной функции. Остальные  функции утверждают обратное.

График 45

 

 

График 46

 

На графике 45 видна динамика роста нарушений, за которой последует спад. Прогноз, сделанный по  линейной, логарифмической, степенной функции, показывает дальнейший рост нарушений в сфере розничной  торговле непродовольственными товарами. Из прогноза полиномиальной функции  виден спад.

Прогноз по графику 46 показывает стремительный  рост нарушений в сфере розничной  торговли продовольственными товарами.

         Причинами обращений граждан  по торговле продовольственными  товарами является:

- отсутствие  информации о весе, цене за  килограмм, стоимости отвеса, дате  фасования, сроке годности на  предварительно расфасованных продавцом   продовольственных товарах; 

   - отказ продавца предоставить  документы о подтверждении соответствия  товаров установленным требованиям;

-  продавцом  производится   дополнительное  взвешивание и перемаркировка  расфасованных и упакованных  изготовителем продовольственных  товаров; 

-   отсутствие книги отзывов и  предложений или отказ в ее  предоставлении;

- отсутствие  информации о наименовании юридического  лица, его адресе или  государственной  регистрации индивидуального предпринимателя;

- не доведение   до сведения потребителей правил  продажи отдельных видов товаров; 

- отсутствие  режима  работы магазина, павильона,  киоска;

-  продажа  товаров ненадлежащего качества, с истекшим сроком годности;

- отказ  производить расчет с покупателями  из-за отсутствия разменной монеты;

- отказ  в допуске покупателей в магазины  с сумками, детскими колясками;

- продажа  алкогольной продукции без лицензии;

- не соответствие  цены указанной  в реквизите  кассового  чека с ценником  на товар; 

- дополнительное  взимание за упаковку на развесные  продовольственные товары;

- отказ  в отпуске бакалейных товаров  (кондитерские, крупы) малым весом  или разрезать гастрономические  и неупакованные  хлебобулочные  товары;

- отказ  при отпуске товара убрать  оберточные и увязочные материалы,  металлические клипсы;

- отсутствие  информации о стране происхождения  на плодоовощную продукцию;

- измерительное  оборудование (весы) установлено так,  что не виден циферблат;

- не соблюдение  санитарных правил;

- обвес,  обсчет, обман;

- грубость, хамство.

На территории подведомственной  Управлению, зарегистрировано и  работает 8 общественных объединений  по защите прав потребителей.

Со своей стороны, Управление   в целях поддержки общественного движения в защиту прав потребителей в области

-  обеспечивает общественным  организациям потребителей доступ  к информации о результатах  контрольно-надзорной деятельности, экспертиз качества товаров (работ,  услуг), судебной защиты прав потребителей, к ведомственным нормативным  актам и методическим материалам, необходимым для осуществления  указанными организациями деятельности  в соответствии с законодательством  о защите прав потребителей;

- заключает с заинтересованными  общественными организациями по  защите прав потребителей соглашения  о сотрудничестве и взаимодействии, основные направления которого  определяются как:

           - обмен  актуальной информацией по вопросам  защиты прав потребителей;

          - проведение совместных «горячих линий» для потребителей;

          - совместная  подготовка информационных материалов  по актуальным вопросам защиты  прав потребителей;

           - совместное  проведение круглых столов, совещаний  по вопросам потребительской  тематики;

           - проведение  совместных мероприятий, направленных  на широкое информирование населения  по основам потребительских знаний.

В 2012г. Управлением заключено 2 соглашения о сотрудничестве с общественными  организациями по защите прав потребителей.

В соответствии приказа Федеральной  службы от 19 января 2006г. №3   «О создании Консультативного совета по защите прав потребителей»,   в  целях дальнейшего  совершенствования  деятельности  Управления    создан постоянно действующий совещательный орган – Консультативный совет по защите прав потребителей под председательством руководителя  Управления. В состав Консультативного совета вошли   представители  общественных организаций по защите прав потребителей,  администрации г.Иркутска, правительства Иркутской области (Служба потребительского рынка и лицензирования)  и зав.отделением защиты прав потребителей –  консультационного   центра   ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в  Иркутской области.

На заседаниях Консультативного совета по защите прав потребителей рассматриваются  проблемы развития потребительского просвещения,  областные аспекты взаимодействия между органами государственной  власти, общественными организациями  потребителей и органами местного самоуправления, а также вопросы, касающиеся совершенствования  законодательства о защите прав потребителей.

12 апреля  2012г.  в Управлении  состоялось заседание Консультативного  совета по защите прав потребителей  в котором приняли участие  представители Службы  потребительского  рынка и лицензирования Иркутской  области, администрации г.Иркутска, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии  в Иркутской области, 7 общественных  объединений по защите прав  потребителей:

- Иркутской городской общественной  организации «Иркутский центр  защиты прав потребителей,

- Иркутской региональной общественной  организации «Защита прав потребителей  и заемщиков»,

- Иркутской региональной общественной  организации по защите прав  потребителей «Мангуст», 

-  Иркутской региональной общественной  организации по защите прав  потребителей финансовых услуг  «Дельфин», 

- Общественного движения «За  кредитную амнистию», 

- региональной общественной организации  «Иркутский центр защиты прав  потребителей», 

-  Иркутской областной общественной  организации по защите прав  потребителей.

Одной из первоочередных задач  по защите прав потребителей является  реализация полномочий по оказанию гражданско-правовой защиты потребителей: по – прежнему наиболее распространенной формой таких  полномочий – это   вступление Управления в судебный процесс для  дачи заключения по делу в целях  защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации. 

При рассмотрении каждого обращения (жалобы) Управлением  принимаются все меры для защиты нарушенных прав потребителя, в том  числе: меры административного реагирования, направление для рассмотрения по подведомственности,  письменные разъяснения  в соответствии с законодательством  РФ, рекомендации по обращению в  суд для разрешения имущественных  споров, дача  заключений в судах, подача  заявления в суд в  защиту прав потребителей, в том  числе  в защиту неопределенного  круга потребителей.

 

 

 

 

Заключение

 

 

Вышеизложенное  позволяет сделать вывод , что  в законодательной базе РФ по гражданско-правовой защите прав потребителей нашла отражение  тенденция усиления законодательного регулирования отношений , направленных на охрану прав граждан.

Информация о работе Защита прав потребителей