Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Переход России от плановой экономики к рыночной, законодательное закрепление многообразия форм собственности, придание законного статуса предпринимательской деятельности и определение ее организационно-правовых форм - все это способствовало созданию потребительского рынка, расширению ассортимента в сфере выпуска товаров, производства работ и оказания услуг. Необходимость государственного управления рыночной экономикой до недавнего времени в России отвергалась. Однако опыт абсолютно «свободного рынка» привел отечественных ученых - юристов, экономистов, а также и политиков к выводу о регулируемом рынке и вмешательстве государства в экономические процессы. В силу этого, регулирующее воздействие государства на данном этапе на потребительскую политику, на защиту прав потребителей от недобросовестных предпринимателей не только оправдано, но и необходимо.

Содержание работы

Введение 3


Возникновение и развитие потребительского права 4


Анализ работы органов государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения
в области защиты прав потребителей 15


Результаты работы органов государственного контроля за
соблюдением законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации, регулирующих отношения
в области защиты прав потребителей 56


Заключение 69


Список литературы 71

Файлы: 1 файл

ЗПП1.docx

— 199.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

График 20

Количество нарушений по статьям  закона «о защите прав потребителей»  по сферам деятельности  2009

 

График 21

Количество нарушений по статьям  закона «о защите прав потребителей» по сферам деятельности 2009

 

График 22

Количество  нарушений по статьям закона «о защите прав потребителей» 2009

 

2010

График 23

Количество проверок по сферам деятельности 2010

 

График 24

Количество проверок по сферам деятельности 2010

 

График 25

Количество нарушений по статьям  закона «о защите прав потребителей»  по сферам деятельности 2010

График 26

Количество нарушений по статьям  закона «о защите прав потребителей»  по сферам деятельности 2010

 

Данные  графики показывают, что больше всего  нарушений в 2010 году наблюдаются  в розничной торговле непродовольственными товарами 1323 нарушений или 33,4% и розничная  торговля пищевыми продуктами 1124 нарушений  или 28,4%. Также данные области имеют  повышенный интерес надзорных органов, из 2257 проверок на розничную торговлю непродовольственными товарами пришлось 720 проверок или 31,9%, на розничную торговлю пищевыми продуктами пришлось 597 проверок или 26,5%. Также можно сказать, на одну компанию приходится больше чем одно нарушение. Наибольшее количество нарушений  по статьям 8,9,10,12 4,7закона «о защите прав потребителей».

График 27

Количество  нарушений по статьям закона «о защите прав потребителей» 2010

 

 

 

 

 

2011

График 28

Количество проверок по сферам деятельности 2011

 

График 29

Количество проверок по сферам деятельности 2011

График 30

Количество нарушений по статьям  закона «о защите прав потребителей»  по сферам деятельности 2011

График 31

Количество нарушений по статьям  закона «о защите прав потребителей»  по сферам деятельности 2011

Данные графики  показывают, что больше всего нарушений  в 2011 году наблюдаются в розничной  торговле 4025 нарушений, а именно розничная  торговля   непродовольственными товарами 2272 нарушений или 37,7% и розничная  торговля пищевыми продуктами 1753 нарушений  или 29,1%. Также данные области имеют  повышенный интерес надзорных органов, из 2701 проверок на розничную торговлю непродовольственными товарами пришлось 742 проверок или 27,3%, на розничную торговлю пищевыми продуктами пришлось 1113 проверок или 41,2%. Также можно сказать, на одну компанию приходится больше чем одно нарушение. Наибольшее количество нарушений  по статьям 8,9,10,12,7 закона «о защите прав потребителей» и по иным нормативным  правовым актам.

График 32

Количество  нарушений по статьям закона «о защите прав потребителей» 2011

 

 

2012

График 33

Количество проверок по сферам деятельности 2012

График 34

Количество проверок по сферам деятельности 2012

График 35

Количество нарушений по статьям  закона «о защите прав потребителей»  по сферам деятельности 2012

График 36

Количество нарушений по статьям  закона «о защите прав потребителей»  по сферам деятельности 2012

График 37

Количество  нарушений по статьям закона «о защите прав потребителей» 2012

 

Данные графики  показывают, что больше всего нарушений  в 2012 году наблюдаются в розничной  торговле 4540 нарушений, а именно розничная  торговля   непродовольственными товарами 2154 нарушений или 31,9% и розничная  торговля пищевыми продуктами 2386 нарушений  или 35,4%. Также данные области имеют  повышенный интерес надзорных органов, из 2155 проверок на розничную торговлю непродовольственными товарами пришлось 1475 проверок или 68,5%, на розничную торговлю пищевыми продуктами пришлось 680 проверок или 31,5%. Также можно сказать, на одну компанию приходится больше чем одно нарушение. Наибольшее количество нарушений  по статьям 8,9,10,12,4 закона «о защите прав потребителей» и по иным нормативным  правовым актам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График 38

Количество  нарушений

График 39

Количество  нарушений

Из анализа  данных по работе службы по надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека можно сделать  следующие выводы: больше нарушений  наблюдается в сфере розничной  торговли, а именно розничная торговля непродовольственными товарами 6919 нарушений  за 2009-2012 год или 34%, розничная торговля продовольственными товарами 6287 нарушений  или 34%.

Анализируя  данные по количеству нарушений можно  сказать об отсутствии цикличности, но для более точного утверждения  необходимо брать более широкий расчетный период. Количество нарушений за расчетный период увеличилось в розничной торговли продовольственными товарами  на 43%, в розничной торговли непродовольственными товарами на 54,3%. 

Результаты  работы органов государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей

 

Одним из основных направлений деятельности  Управления  является  реализация  разработанного комплекса превентивных мер, направленных на предупреждение и  минимизацию нарушений прав потребителей – это  просвещение потребителей, повышение степени их правовой грамотности, консультирование по вопросам потребительского законодательства и его применения в различных сферах деятельности.   В результате информирования населения  о деятельности Управления в данном направлении количество обращений  граждан за получением разъяснений  и консультаций по вопросам применения  действующего законодательства о защите прав потребителей, по сравнению с 2007  годом увеличилось в 3  раза.

Кроме того, основным направлением деятельности Управления является систематическая работа по координации соответствующего взаимодействия с органами исполнительной власти, местного самоуправления и общественными  объединениями потребителей по актуальным вопросам защиты прав потребителей.

      В рамках взаимодействия с органами исполнительной власти Управлением с 19 муниципальными образованиями области заключены соглашения о взаимодействии по вопросам защиты прав потребителей.  Как пример, по взаимодействию с органами местного самоуправления – это ежегодное проведение  Всемирного дня защиты прав потребителей, многие мероприятия проводятся совместно с администрациями муниципальных образований в городах и районах области.  

  Как  показал анализ поступивших обращений,  наиболее востребованы у населения  консультации в сфере торговли   -  о процедуре предъявления  претензий при приобретении некачественного  товара;     о возврате  денежной суммы уплаченной за  товар ненадлежащего качества;   о порядке замены  товара надлежащего  качества;  о сроках проведения  гарантийного ремонта  технически-сложных  товаров и т.д.  Продолжают оставаться  актуальными вопросы потребителей  об ответственности продавцов  за нарушение срока поставки  товара, приобретенного  по образцам, как правило, это касается  купли продажи мебели, оконных  конструкций из ПВХ, дверей.

В сфере  услуг наиболее востребованы консультации по вопросам оказания финансовых услуг  кредитными организациями, предоставления услуг ЖКХ, связи, перевозки различными видами транспорта, также востребованными остаются консультации по судопроизводству,  порядке подачи исков в суды,  обжалования судебных решений и т.д.

Одним из важных  направлений деятельности по просвещению населения является создание на территории области консультационных пунктов  по вопросам защиты прав потребителей при филиалах ФБУЗ «Центр гигиены  и эпидемиологии в Иркутской  области. Данная работа получила положительную  оценку на региональном совещании  Федеральной Службой Роспотребнадзора  по вопросам  организации и развития системы информирования и консультирования потребителей.

Информирование  жителей  о деятельности Управления и законодательства по защите прав потребителей также является одним  из главных приоритетов  потребительской  политики -  пропаганда правовых знаний в области защиты прав потребителей через средства массовой информации, различные лекции, семинары по вопросам защиты прав потребителей, проведение различных мероприятий, в т.ч. с  участием самих потребителей.

 За  период 2012г.   было организовано 75 выступлений на телевидении, 15 выступлений на радио по вопросам деятельности Управления по защите прав потребителей,  средствах массовой информации было опубликовано  195 материалов. На телевидении и радио проводились «прямые эфиры», в ходе которых давались практические советы по выбору товаров и услуг, ответы на интересующие потребителей вопросы. Организовано и проведено 3 конференции на интернет портале г.Иркутска в режиме он-лайн.

В рамках проведения    Всемирного дня  защиты прав потребителей,  в марте 2012 года специалистами  Управления, ФБУЗ  и во всех территориальных  отделах и филиалах  для потребителей проведены «горячие линии» по темам: наши деньги – наши права, нарушение  прав потребителей финансовых, туристских услуг,  услуг ЖКХ; нарушение прав потребителей при покупке сложно-технических  товаров.   В ходе проведения  телефонных «горячих линий» консультации получили 353 жителя  области.

Кроме того, во всех территориальных  отделах Управления и филиалах ФБУЗ  15.03.2012г. проведен «День открытых дверей». Специалистами организовано тематическое консультирование потребителей по вопросам защиты прав потребителей, в том числе в сфере финансовых услуг.

            При работе с обращениями граждан Управлением использовались различные формы и методы защиты нарушенных прав потребителей, в том числе сочетание мер административной и гражданско-правовой.

В целях  принятия дополнительных практических мер, направленных на реализацию права  потребителей на просвещение в области  защиты прав потребителей проведены  встречи с населением, на которых  специалисты Управления и территориальных  отделов   проинформировали о  своей работе и ответили на вопросы  присутствующих, раздавали памятки  по различным вопросам защиты потребительских  прав. 

Управлением и филиалами ФБУЗ организованы передвижные консультационные пункты в отдаленных сельских районах и  крупных торговых предприятиях области: в Боханском, Усть-Илимском, Казаченско-Ленском, Киренском  районах, г.г. Иркутске, Бодайбо, Ангарске, Усолье-Сибирское, всего выездных консультаций  дано 178 гражданам. 

Для  повышения  интереса к изучению основ законодательства о защите прав потребителей среди учащихся школ, гимназий, лицеев, техникумов, колледжей  и студентов ВУЗов во всех городах  и районах области  проведены  факультативные занятия, уроки-практикумы, лекции, беседы, семинары  по пропаганде,  разъяснению и применению на практике потребительского законодательства, в  том числе при предоставлении финансовых услуг.  Всего специалистами  Управления и  ФБУЗ проведено 71 просветительское мероприятие в учебных учреждениях  области с  присутствием  2427 участников, в том числе в общеобразовательных  учреждениях – 59 выступлений (1933 участника), средних специальных учебных  учреждениях - 9 (354 участника), высших учебных  заведениях – 3 (140 участников).

Кроме того, в 11 районах области   проведено анкетирование учащихся и населения области по актуальным вопросам защиты прав потребителей. Опросы проводились в общеобразовательных школах, учебных заведениях,  торговых центрах, в трудовых коллективах,  библиотеках, филиалах банков, территориальных отделах и филиалах ФБУЗ, всего было опрошено 2199 респондентов.

Анкетирование проводилось с целью:

- изучить мнение респондентов  относительно темы;

- выявить уровень правовой грамотности,  опрошенных по теме;

- изучить  мнение респондентов  относительно эффективности реализации  различных форм защиты прав  и законных интересов;

- выявить  наиболее талантливую   молодежь в рамках тематики, представить   их работы на суд публики,  содействовать  их творческому  росту и известности, а также  привлечь внимание широкой общественности  к теме защиты прав потребителей;

- выявить самого грамотного  потребителя;

- определить уровень правовой  грамотности  потребителей финансовых  услуг.

В период с 01.03.2012г. по 15.03.2012г. проведено  анкетирование граждан в офисе  филиала банка ВТБ-24 (г.Нижнеудинск),  в анкеты были включены вопросы: на что вы обращаете внимание при  заключении договора на получение  кредита; чем вы руководствуетесь при  выборе банка; нарушались ли Ваши права  кредитными организациями; читаете  ли Вы условия договора при его  подписании? По результатам анализа  100 анкет, следует, что 77% опрошенных, при подписании кредитного договора не читают его содержание, а права потребителей нарушались в 1% случаев. Уровень правовой грамотности потребителей финансовых услуг по 5 бальной шкале составил 3 балла.

Анализ  анкетирования в общеобразовательных  школах показал низкий уровень знания законодательства о защите прав потребителей.

Информация о работе Защита прав потребителей