Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Переход России от плановой экономики к рыночной, законодательное закрепление многообразия форм собственности, придание законного статуса предпринимательской деятельности и определение ее организационно-правовых форм - все это способствовало созданию потребительского рынка, расширению ассортимента в сфере выпуска товаров, производства работ и оказания услуг. Необходимость государственного управления рыночной экономикой до недавнего времени в России отвергалась. Однако опыт абсолютно «свободного рынка» привел отечественных ученых - юристов, экономистов, а также и политиков к выводу о регулируемом рынке и вмешательстве государства в экономические процессы. В силу этого, регулирующее воздействие государства на данном этапе на потребительскую политику, на защиту прав потребителей от недобросовестных предпринимателей не только оправдано, но и необходимо.

Содержание работы

Введение 3


Возникновение и развитие потребительского права 4


Анализ работы органов государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения
в области защиты прав потребителей 15


Результаты работы органов государственного контроля за
соблюдением законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации, регулирующих отношения
в области защиты прав потребителей 56


Заключение 69


Список литературы 71

Файлы: 1 файл

ЗПП1.docx

— 199.32 Кб (Скачать файл)

 Из анализа таблицы следует,  что больше всего выявляется правонарушений в сфере торговли – 68%, в сфере бытового обслуживания – 12%, при предоставлении жилищно-коммунальных услуг – 4%, транспортных услуг – 2,9%.

Наиболее  распространенным нарушением законодательства о защите прав потребителей остается отсутствие полной и достоверной  информации для потребителей о товарах (работах, услугах), изготовителях и  продавцах, в том числе информации на русском языке на товарах иностранного производства, информации об обязательном подтверждении соответствия установленным  требованиям продукции и услуг  и составляет 32 %.

Нарушения, связанные с качеством товаров (работ, услуг), составляют 2,6%, с безопасностью  товаров (работ, услуг) – 5,1%, установлением  гарантийных сроков,  а также  сроков службы, годности – 2,2%, по факту  недействительности условий договора, ущемляющих права потребителей, - 5,1%, иные нарушения Закона РФ «О защите прав потребителей» - 6,6%,  нарушений  иных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей – 43,7%.

При постатейном  анализе выявленных нарушений в  разрезе видов деятельности можно  отметить следующее.

В торговле самыми распространенными остаются нарушения ст. ст. 8-10,12 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", связанные с предоставлением  ненадлежащей информации об изготовителе (продавце), товарах и составляют 33,9% от общего числа нарушений, выявленных в торговле. На нарушения, связанные  с качеством товаров, приходится 3,5%, с безопасностью – 3,1% от общего числа нарушений, выявленных в торговле.

Аналогичная ситуации сложилась при оказании услуг связи, предоставлении жилищно-коммунальных, туристских, медицинских и услуг  бытового обслуживания, где устанавливаются  нарушения  с предоставлением  ненадлежащей информации о предоставляемых  услугах (ст. 8-10,12 Закона).

Наибольшее  количество нарушений по факту недействительности условий договора, ущемляющих права  потребителя, отмечается при оказании финансовых услуг –  7,5%, бытового обслуживания населения  - 26%,   туристских услуг – 5,5%,   жилищно-коммунальных  – 5%,  технического обслуживания и  ремонт автотранспортных средств – 4,2%  от общего числа выявленных нарушений ст. 16 Закона.

График 3

 

 

 

 

 

График 4

Количество обращений по статьям  закона «о защите прав потребителей»

 

Проанализировав, статьи закона РФ от 07.02.1992  г.   № 2300-1 «О защите прав потребителей» можно выявить проблемные. Из диаграммы видно, что больше всего нарушаются иные нормативные акты 2630 нарушений или 44%, статьи 8-10,12 1935 нарушений или 32% другие статьи закона398 нарушений или 7%. Меньше всего нарушений наблюдается за 5-ой и 6-ой статьей закона. Всего наблюдается 132 нарушений или 2%.

 

 

 

Анализ работы Управления в сфере защиты прав потребителей  за 2007-2011г.г.

Практическая  деятельность Управления Роспотребнадзора по Иркутской области по реализации государственной функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей  основана на приоритетах  определяющих необходимость дальнейшего  совершенствования и повышения  эффективности государственного контроля и надзора как по данному направлению  в целом, так и на отдельных  сегментах потребительского рынка, в том числе на основе реализации планов взаимодействия с гражданским обществом в лице органов местного самоуправления и общественных потребительских объединений.

 

 

 

 

 

График 5

 

Динамика проведенных проверок

 

В общем  объеме  надзорной деятельности  Управления  за 5 лет    доля проверок, приходящаяся на сферу защиты прав потребителей, увеличилась с 18% до 27%, при этом результативность надзорной  деятельности составила 80,8%. Удельный вес мероприятий по контролю в  сфере услуг увеличился с 27% до 38% от общего количества  проверок  на потребительском рынке.

Управление, реализуя свои полномочия во всех сферах потребительских правоотношений, продолжает отстаивать интересы граждан, прежде всего  на приоритетных направлениях: оказание  финансовых услуг, предоставление услуг  ЖКХ, услуг по перевозке граждан  различными видами транспорта, туристских,  медицинских услуг,  то есть там, где уровень как государственной, так и общественной (муниципальной) защиты соответствующих потребительских  прав граждан до последнего времени  не отвечал реальным запросам населения.

За данный период  проведено 12556 проверок (22 % от общего количества проверок Управлением)  и 346 административных расследований,   выявлено 18641 нарушение действующего законодательства о защите прав потребителей.

Выявленные    нарушения прав потребителей во всех сферах потребительских отношений  требуют  принятия адекватных мер. По  результатам рассмотрения административных  дел по 35 статьям КоАП РФ  вынесено 10865 постановлений, в том числе 816 на  юридических лиц,  о привлечении  к административной ответственности  в виде штрафов. Общая сумма наложенных штрафов за совершение правонарушений в сфере защиты прав потребителей составила 26906,2 т.р., оплачено  в добровольном и принудительном порядке  - 23264,7  т. р. (86,5 %),  кроме того, 384 дела направлено  на рассмотрение в суды. 

Работа  Управления в сфере защиты прав потребителей  связана, в том числе и с  рассмотрением обращений граждан, число которых по сравнению с  уровнем 2007 года увеличилось на 44% (с 2569 до 5765) и   в  общем объеме поступивших  за отчетный период в  Управление  обращений граждан, доля «потребительских» достигла 76% (2007г. -  56%), в том числе письменных 57% (2007г. - 42%).

График 6

Динамика обращений граждан  по вопросам защиты прав потребителей

 

Анализ  динамики обращений граждан   за 5 лет свидетельствует  о 

повышении гражданской  активности населения, понимании своих  прав, как потребителей и намерении  восстановить законную справедливость, в случае нарушения этих прав.

Основными причинами обращений граждан  явились: продажа товаров, не соответствующих  требованиям нормативных документов, предоставление услуг  ненадлежащего  качества, отсутствие необходимой и  достоверной информации о товаре (работе, услуге), нарушение сроков исполнения услуг, включение в договоры условий, ущемляющих права потребителей.

В группу товаров и услуг, в отношении  которых наиболее часто поступают  жалобы потребителей, вошли:

-  технически  сложные товары бытового назначения;

-  сотовые  телефоны;

-  меховые  изделия (шубы), обувь;

-  некачественная  установка изделий из ПВХ (окон, дверей);

-  нарушение  сроков ремонта технически сложных  товаров;

-  предоставление  услуг ЖКХ; 

-  предоставление  финансовых услуг.

В результате  рассмотрения обращений,  поступивших  в Управление за 5 лет  урегулировано  в добровольном досудебном порядке 41,5% (3465) обращений, по которым руководителями хозяйствующих субъектов приняты  решения удовлетворить требования потребителей согласно действующего законодательства.

Необходимо  отметить, что по информации общественных объединений по защите прав потребителей (Иркутская областная общественная организация «Защита прав потребителей и других участников гражданского оборота») 9 судебных решений  из 10 остаются без  исполнения из-за отсутствия у ответчика  средств и какого-либо имущества, поэтому нет материальной заинтересованности у общественных объединений  в  подготовке исковых заявлений в  защиту интересов потребителей, поэтому   работа общественных объединений по защите прав потребителей в области  не получила большой значимости и  не заняла прочную позицию в системе  защиты прав потребителей. 

Анализ обследований в рамках проведения мероприятий по контролю .

2009

В 2009 году государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения  провел 6133плановых проверки и 6443 внеплановых.. Наибольшее внимание уделяется сферам: оптовая и розничная торговля 2706 проверок или 21,5%, образовательная деятельность 3483 проверок или 27,7%, здравоохранение 1899 проверки или 15,1%. «Обделены вниманием» сферы: деятельность железнодорожного транспорта 0 проверок, деятельность электрического транспорта 0 проверок, деятельность по предоставлению социальных услуг 30 проверок или 0,23%.

График 7

Количество проверок по сферам деятельности 2009

 

График  8

Количество проверок по сферам деятельности 2009

2010

В 2010 году государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения  провел 4641 плановых проверок и 4372 внеплановых.

График 9

Количество проверок по сферам деятельности 201

 

График 10

Количество проверок по сферам деятельности 2010

Наибольшее  внимание уделяется сферам: оптовая  и розничная торговля 2466 проверки или 27,4%, образовательная деятельность  2117 проверок или 23,5%, сельское хозяйство 834 проверки или 9,2%. «Обделены вниманием» сферы: деятельность железнодорожного транспорта 1 проверка или 0,01%, деятельность электрического транспорта 3 проверки или 0,33%, деятельность воздушного транспорта 7 проверок или 0,08%.

2011

График 11

Количество проверок по сферам деятельности 2011

График 11.1

Количество проверок по сферам деятельности

В 2011 году государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения  провел 4063плановых проверок и 3445 внеплановых. Наибольшее внимание уделяется сферам: оптовая и розничная торговля 2206 проверки или 29,4%, образовательная деятельность 2425 проверок или 32,3%, здравоохранение 2043 проверки или 27,2%. «Обделены вниманием» сферы: деятельность железнодорожного транспорта 0 проверок, деятельность электрического транспорта 12 проверок или 0,16%.

2012

График 12

Количество проверок по сферам деятельности 201

 

В 2012 году государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения  провел 4812плановых проверок и 3916 внеплановых. Наибольшее внимание уделяется сферам: оптовая и розничная торговля 2745 проверки или 31,6%, образовательная деятельность 2324 проверок или 26,6%, здравоохранение 2643 проверки или 30,3%. «Обделены вниманием» сферы: деятельность железнодорожного транспорта 0 проверок, деятельность электрического транспорта 0 проверок.

 

График 13

График 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График 15

 

График 16

График 17

Из анализа  данных по работе государственного санитарно-эпидемиологический надзора за соблюдением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения можно сделать  следующие выводы: больше проверок проводится по сферам розничная торговля 10349 за 2009-2012 год или 37%, образование 10123 или 36%, здравоохранение 7392 или 27%. Проверки железнодорожного и электрического транспорта практически отсутствуют.

Проверки  в розничной торговли значительно  снижаются с 2009-2011 год, затем идет рост до первоначального уровня.

Проверки  в области здравоохранения с 2009-2010 года критически снизились, после чего идет резкий рост большими шагами, в  результате на конец 2011 года количество проверок увеличились в 2,5 раза, а  к концу 2012 увеличились еще в 1,3 раза.

Проверки  в области образования имеют  динамику спада. Резкий спад наблюдается  в 2010 году и составил 39,2%. В 2011 году наблюдается  незначительный рост и затем в 2012 году снова спад. На конец 2012 года спад составил 33,3%.

Анализируя  данные по количеству проверок можно  увидеть их цикличность, но для более  точного утверждения необходимо брать более широкий расчетный  период. Количество проверок за расчетный  период снизились на 30,5%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ  государственного контроля за соблюдением  законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

 

2009

График 18

Количество проверок по сферам деятельности 2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График 19

Количество проверок по сферам деятельности 2009

Данные  графики показывают, что больше всего  нарушений в 2009 году наблюдаются  в розничной торговле непродовольственными товарами 1170 нарушений или 32,7% и розничная  торговля пищевыми продуктами 1024 нарушений  или 28,5%. Также данные области имеют  повышенный интерес надзорных органов, из 2619 проверок на розничную торговлю непродовольственными товарами пришлось 874 проверки или 33,4%, на розничную торговлю пищевыми продуктами пришлось 641 проверка или 24,5%. Также можно сказать, на одну компанию приходится больше чем одно нарушение. Наибольшее количество нарушений  по статьям 8,9,10,12 закона «о защите прав потребителей» и по иным нормативным  правовым актам.

Информация о работе Защита прав потребителей