Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 10:27, курсовая работа
Переход России от плановой экономики к рыночной, законодательное закрепление многообразия форм собственности, придание законного статуса предпринимательской деятельности и определение ее организационно-правовых форм - все это способствовало созданию потребительского рынка, расширению ассортимента в сфере выпуска товаров, производства работ и оказания услуг. Необходимость государственного управления рыночной экономикой до недавнего времени в России отвергалась. Однако опыт абсолютно «свободного рынка» привел отечественных ученых - юристов, экономистов, а также и политиков к выводу о регулируемом рынке и вмешательстве государства в экономические процессы. В силу этого, регулирующее воздействие государства на данном этапе на потребительскую политику, на защиту прав потребителей от недобросовестных предпринимателей не только оправдано, но и необходимо.
Введение 3
Возникновение и развитие потребительского права 4
Анализ работы органов государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения
в области защиты прав потребителей 15
Результаты работы органов государственного контроля за
соблюдением законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации, регулирующих отношения
в области защиты прав потребителей 56
Заключение 69
Список литературы 71
Из анализа таблицы следует, что больше всего выявляется правонарушений в сфере торговли – 68%, в сфере бытового обслуживания – 12%, при предоставлении жилищно-коммунальных услуг – 4%, транспортных услуг – 2,9%.
Наиболее распространенным нарушением законодательства о защите прав потребителей остается отсутствие полной и достоверной информации для потребителей о товарах (работах, услугах), изготовителях и продавцах, в том числе информации на русском языке на товарах иностранного производства, информации об обязательном подтверждении соответствия установленным требованиям продукции и услуг и составляет 32 %.
Нарушения, связанные с качеством товаров (работ, услуг), составляют 2,6%, с безопасностью товаров (работ, услуг) – 5,1%, установлением гарантийных сроков, а также сроков службы, годности – 2,2%, по факту недействительности условий договора, ущемляющих права потребителей, - 5,1%, иные нарушения Закона РФ «О защите прав потребителей» - 6,6%, нарушений иных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей – 43,7%.
При постатейном анализе выявленных нарушений в разрезе видов деятельности можно отметить следующее.
В торговле самыми распространенными остаются нарушения ст. ст. 8-10,12 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", связанные с предоставлением ненадлежащей информации об изготовителе (продавце), товарах и составляют 33,9% от общего числа нарушений, выявленных в торговле. На нарушения, связанные с качеством товаров, приходится 3,5%, с безопасностью – 3,1% от общего числа нарушений, выявленных в торговле.
Аналогичная ситуации сложилась при оказании услуг связи, предоставлении жилищно-коммунальных, туристских, медицинских и услуг бытового обслуживания, где устанавливаются нарушения с предоставлением ненадлежащей информации о предоставляемых услугах (ст. 8-10,12 Закона).
Наибольшее количество нарушений по факту недействительности условий договора, ущемляющих права потребителя, отмечается при оказании финансовых услуг – 7,5%, бытового обслуживания населения - 26%, туристских услуг – 5,5%, жилищно-коммунальных – 5%, технического обслуживания и ремонт автотранспортных средств – 4,2% от общего числа выявленных нарушений ст. 16 Закона.
График 3
График 4
Количество обращений по статьям закона «о защите прав потребителей»
Проанализировав, статьи закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» можно выявить проблемные. Из диаграммы видно, что больше всего нарушаются иные нормативные акты 2630 нарушений или 44%, статьи 8-10,12 1935 нарушений или 32% другие статьи закона398 нарушений или 7%. Меньше всего нарушений наблюдается за 5-ой и 6-ой статьей закона. Всего наблюдается 132 нарушений или 2%.
Анализ работы Управления в сфере защиты прав потребителей за 2007-2011г.г.
Практическая деятельность Управления Роспотребнадзора по Иркутской области по реализации государственной функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей основана на приоритетах определяющих необходимость дальнейшего совершенствования и повышения эффективности государственного контроля и надзора как по данному направлению в целом, так и на отдельных сегментах потребительского рынка, в том числе на основе реализации планов взаимодействия с гражданским обществом в лице органов местного самоуправления и общественных потребительских объединений.
График 5
Динамика проведенных проверок
В общем объеме надзорной деятельности Управления за 5 лет доля проверок, приходящаяся на сферу защиты прав потребителей, увеличилась с 18% до 27%, при этом результативность надзорной деятельности составила 80,8%. Удельный вес мероприятий по контролю в сфере услуг увеличился с 27% до 38% от общего количества проверок на потребительском рынке.
Управление,
реализуя свои полномочия во всех сферах
потребительских
За данный период проведено 12556 проверок (22 % от общего количества проверок Управлением) и 346 административных расследований, выявлено 18641 нарушение действующего законодательства о защите прав потребителей.
Выявленные нарушения прав потребителей во всех сферах потребительских отношений требуют принятия адекватных мер. По результатам рассмотрения административных дел по 35 статьям КоАП РФ вынесено 10865 постановлений, в том числе 816 на юридических лиц, о привлечении к административной ответственности в виде штрафов. Общая сумма наложенных штрафов за совершение правонарушений в сфере защиты прав потребителей составила 26906,2 т.р., оплачено в добровольном и принудительном порядке - 23264,7 т. р. (86,5 %), кроме того, 384 дела направлено на рассмотрение в суды.
Работа
Управления в сфере защиты прав потребителей
связана, в том числе и с
рассмотрением обращений
График 6
Динамика обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей
Анализ динамики обращений граждан за 5 лет свидетельствует о
повышении гражданской активности населения, понимании своих прав, как потребителей и намерении восстановить законную справедливость, в случае нарушения этих прав.
Основными
причинами обращений граждан
явились: продажа товаров, не соответствующих
требованиям нормативных
В группу товаров и услуг, в отношении которых наиболее часто поступают жалобы потребителей, вошли:
- технически
сложные товары бытового
- сотовые телефоны;
- меховые изделия (шубы), обувь;
- некачественная
установка изделий из ПВХ (
- нарушение
сроков ремонта технически
- предоставление услуг ЖКХ;
- предоставление финансовых услуг.
В результате
рассмотрения обращений, поступивших
в Управление за 5 лет урегулировано
в добровольном досудебном порядке
41,5% (3465) обращений, по которым руководителями
хозяйствующих субъектов
Необходимо
отметить, что по информации общественных
объединений по защите прав потребителей
(Иркутская областная
Анализ обследований в рамках проведения мероприятий по контролю .
2009
В 2009 году государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения провел 6133плановых проверки и 6443 внеплановых.. Наибольшее внимание уделяется сферам: оптовая и розничная торговля 2706 проверок или 21,5%, образовательная деятельность 3483 проверок или 27,7%, здравоохранение 1899 проверки или 15,1%. «Обделены вниманием» сферы: деятельность железнодорожного транспорта 0 проверок, деятельность электрического транспорта 0 проверок, деятельность по предоставлению социальных услуг 30 проверок или 0,23%.
График 7
Количество проверок по сферам деятельности 2009
График 8
Количество проверок по сферам деятельности 2009
2010
В 2010 году государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения провел 4641 плановых проверок и 4372 внеплановых.
График 9
Количество проверок по сферам деятельности 201
График 10
Количество проверок по сферам деятельности 2010
Наибольшее внимание уделяется сферам: оптовая и розничная торговля 2466 проверки или 27,4%, образовательная деятельность 2117 проверок или 23,5%, сельское хозяйство 834 проверки или 9,2%. «Обделены вниманием» сферы: деятельность железнодорожного транспорта 1 проверка или 0,01%, деятельность электрического транспорта 3 проверки или 0,33%, деятельность воздушного транспорта 7 проверок или 0,08%.
2011
График 11
Количество проверок по сферам деятельности 2011
График 11.1
Количество проверок по сферам деятельности
В 2011 году государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения провел 4063плановых проверок и 3445 внеплановых. Наибольшее внимание уделяется сферам: оптовая и розничная торговля 2206 проверки или 29,4%, образовательная деятельность 2425 проверок или 32,3%, здравоохранение 2043 проверки или 27,2%. «Обделены вниманием» сферы: деятельность железнодорожного транспорта 0 проверок, деятельность электрического транспорта 12 проверок или 0,16%.
2012
График 12
Количество проверок по сферам деятельности 201
В 2012 году государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения провел 4812плановых проверок и 3916 внеплановых. Наибольшее внимание уделяется сферам: оптовая и розничная торговля 2745 проверки или 31,6%, образовательная деятельность 2324 проверок или 26,6%, здравоохранение 2643 проверки или 30,3%. «Обделены вниманием» сферы: деятельность железнодорожного транспорта 0 проверок, деятельность электрического транспорта 0 проверок.
График 13
График 14
График 15
График 16
График 17
Из анализа
данных по работе государственного санитарно-эпидемиологический
надзора за соблюдением законодательства
в области обеспечения
Проверки в розничной торговли значительно снижаются с 2009-2011 год, затем идет рост до первоначального уровня.
Проверки в области здравоохранения с 2009-2010 года критически снизились, после чего идет резкий рост большими шагами, в результате на конец 2011 года количество проверок увеличились в 2,5 раза, а к концу 2012 увеличились еще в 1,3 раза.
Проверки в области образования имеют динамику спада. Резкий спад наблюдается в 2010 году и составил 39,2%. В 2011 году наблюдается незначительный рост и затем в 2012 году снова спад. На конец 2012 года спад составил 33,3%.
Анализируя данные по количеству проверок можно увидеть их цикличность, но для более точного утверждения необходимо брать более широкий расчетный период. Количество проверок за расчетный период снизились на 30,5%.
Анализ государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
2009
График 18
Количество проверок по сферам деятельности 2009
График 19
Количество проверок по сферам деятельности 2009
Данные графики показывают, что больше всего нарушений в 2009 году наблюдаются в розничной торговле непродовольственными товарами 1170 нарушений или 32,7% и розничная торговля пищевыми продуктами 1024 нарушений или 28,5%. Также данные области имеют повышенный интерес надзорных органов, из 2619 проверок на розничную торговлю непродовольственными товарами пришлось 874 проверки или 33,4%, на розничную торговлю пищевыми продуктами пришлось 641 проверка или 24,5%. Также можно сказать, на одну компанию приходится больше чем одно нарушение. Наибольшее количество нарушений по статьям 8,9,10,12 закона «о защите прав потребителей» и по иным нормативным правовым актам.