Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Переход России от плановой экономики к рыночной, законодательное закрепление многообразия форм собственности, придание законного статуса предпринимательской деятельности и определение ее организационно-правовых форм - все это способствовало созданию потребительского рынка, расширению ассортимента в сфере выпуска товаров, производства работ и оказания услуг. Необходимость государственного управления рыночной экономикой до недавнего времени в России отвергалась. Однако опыт абсолютно «свободного рынка» привел отечественных ученых - юристов, экономистов, а также и политиков к выводу о регулируемом рынке и вмешательстве государства в экономические процессы. В силу этого, регулирующее воздействие государства на данном этапе на потребительскую политику, на защиту прав потребителей от недобросовестных предпринимателей не только оправдано, но и необходимо.

Содержание работы

Введение 3


Возникновение и развитие потребительского права 4


Анализ работы органов государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения
в области защиты прав потребителей 15


Результаты работы органов государственного контроля за
соблюдением законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации, регулирующих отношения
в области защиты прав потребителей 56


Заключение 69


Список литературы 71

Файлы: 1 файл

ЗПП1.docx

— 199.32 Кб (Скачать файл)

При рассмотрении  требований  потребителя  о  возмещении

убытков, причиненных недостоверной или  недостаточно полной информации о товаре, необходимо исходить  из предположения  об отсутствии у потребителя специальных  познаний о его свойствах и  характеристиках.

 

Статья 19. Сроки предъявления требований по поводу недостатков товара.

 

     Потребитель вправе  предъявить  требования,  которые 

установленные статьей 18, если недостатки товара были обнаружены в течении гарантийного срока.  Если  гарантийного срока  нет то в течение 6 месяцев,  а в отношении недвижимого имущества - не позднее 2 лет,  если  более  длительные сроки не были предусмотрены договором.

     На товары потребительские свойства, которых могут ухудшаться с  течением  времени  или могут  представлять опасность по истечении  определенного периода времени,  устанавливаются сроки годности.

Продажа товаров с просроченным сроком годности запрещается.

     В отношении указанных  товаров   требования  потребителя  

подлежат  удовлетворению, если  их  недостатки  были  обнаружены в течении срока  годности.

     Гарантийные сроки  и сроки  службы исчисляются со дня  продажи потребителю. Если день  продажи установить невозможно,  эти сроки исчисляются со дня  изготовления.

Для сезонных товаров эти сроки исчисляются  с момента 

наступления соответствующего сезона, определяемого  исходя из климатических условий  места потребителя.

     Сроки, указанные в настоящей  статье, доводятся до сведения  потребителя в информации о  товаре,  предоставляемой ему  в  соответствии  со статьей  12.

    Потребитель вправе предъявить  изготовителю требование  о   безвозмездном устранении недостатков  товара по истечении гарантийных  сроков.

Указанное требование может быть предъявлено  в  течении 

установленного  срока службы, а если срок службы не установлен - в течение 10 лет, если в товаре были выявлены существенные недостатки,  допущенные по вине изготовителя. Если данное требование не удовлетворено  в сроки, предусмотренные статьей 20,  потребитель вправе по своему выбору  предъявить изготовителю иные требования, установленные статьей 18.

     Требования потребителя,  установленные   статьей  18  должны  быть предъявлены  продавцу, изготовителю (предприятию,  выполняющему их функции) не  позднее десяти дней по истечении  сроков,  предусмотренных этой  статьей.

 

Статья 25. Право потребителя на обмен  товара надлежащего качества.

 

Потребитель вправе обменять непродовольственный  товар надлежащего качества на аналогичный  товар у продавца, у которого этот товар не подошел по форме, габаритам  или по иным причинам  не может  быть использован потребителем по назначению.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара ненадлежащего качества в  течении четырнадцати дней , не считая дня его покупки.

Обмен не продовольственного товара надлежащего  качества производится , если указанный  товар не был в употреблении, сохранены  его товарный вид, потребительские  свойства ,пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный чек  выданные потребителю  вместе с проданным  указанным товаром .

Перечень  товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством  РФ.

В случае, если аналогичный товар отсутствует  в продаже на день обращения потребителя  к  продавцу, потребитель вправе  по своему  выбору расторгнуть договор  купли –продажи и потребовать  возврата уплаченной за указанный товар  денежной суммы  или обменять его  на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить потребителю обмена непродовольственного товара  ненадлежащего качества, о его поступлении в продажу.

 

Статья 29. Права потребителя при обнаружении  недостатков в выполненной работе (оказанной услуге).

 

     Потребитель при  обнаружении   недостатков  в  выполненной   работе вправе по своему выбору  потребовать:

     безвозмездного устранения недостатков  в выполненной работе; соответствующего  уменьшения вознаграждения за  выполненную работу;

безвозмездного  изготовления другой вещи из однородного 

материала такого же качества или повторного выполнения работы (стирки,  химической чистки),  или возмещение понесенных им расходов по исправлению недостатков  своими средствами или третьим лицом.

     Потребитель вправе расторгнуть  договор и  потребовать  

возмещения  убытков, если в установленный срок если недостатки в выполненной работе не были устранены исполнителем.  Потребитель также вправе  расторгнуть договор,  если  им обнаружены существенные отступления от условий

договора.

     Эти требования могут быть  предъявлены в случае обнаружения  недостатков при принятии работы  или в ходе ее выполнения, а  в случае невозможности  обнаружения  недостатков при принятии работы  в течение гарантийного срока,  а при его отсутствии - в течение  6 месяцев со дня принятия  работы.  Требования  по  поводу недостатков  в строении или ином недвижимом  имуществе,  которые невозможно  было обнаружить при принятии  работы,  могут  быть предъявлены  при обнаружении недостатков  в течение гарантийного срока,  а при его отсутствии - в течение  2 лет со дня принятия работы.

     Потребитель вправе предъявить  требование о безвозмездном 

устранении  недостатков  работы  по истечении  гарантийных сроков. 

Потребитель может предъявить указанное требование,  если в течение  установленного срока  службы  (а  если  срок службы не установлен - в течение 10 лет с  момента принятия работы) будут выявлены существенные недостатки, допущенные по вине исполнителя.  Если данное требование не удовлетворено в сроки, установленные  статьей 30,  потребитель по своему выбору  вправе требовать:

     соответствующего уменьшения вознаграждения  за работу;

     возмещения понесенных им расходов  по устранению недостатков своими  средствами либо третьим лицом;  расторжения договора и возмещения  убытков.

 

Статья 32. Право потребителя на расторжение  договора о выполнение работы.

 

     Потребитель вправе расторгнуть  договор  о  выполнении  работы  во всякое время, уплатив исполнителю  вознаграждение за 

выполненную работу и возместив ему прямые убытки, причиненные расторжением договора.

 

Статья 45. Права общественных объединений  потребителей (их ассоциаций, союзов).

 

     Граждане вправе объединяться  на добровольной основе в  

общественные  объединения  потребителей.

     Общественные организации потребителей  вправе:

 участвовать  в  разработке  требований по  безопасности товаров,  а также  стандартов, устанавливающих эти  требования;

 проводить  независимую экспертизу качества  и безопасности 

товаров;

проверять соблюдение прав потребителей;

 вносить  в органы государственного управления, на предприятия, организации и  учреждения предложения о мерах  по повышению качества товаров  (работ, услуг), снятии с производства, изъятии из оборота товаров,  опасных для жизни,  здоровья, имущества потребителей и окружающей  среды;

     участвовать совместно с соответствующими  органами государственного управления  в  осуществлении  контроля  за применением регулируемых  цен;

     вносить в  прокуратуру и  органы государственного управления  материалы о привлечении к  ответственности лиц, виновных  в выпуске и реализации товаров  (работ,  услуг), не соответствующих  установленным требованиям по  безопасности и качеству;

     предъявлять иски в интересах  потребителей,  не являющихся 

членами общественных организаций потребителей,  в случае 

нарушения  их  прав, предусмотренных законодательством  о 

защите  прав потребителей Российской Федерации  и республик в составе Российской Федерации.

 

Способы защиты прав  потребителя.

 

Статья 17. Судебная защита прав потребителей.

 

     Защита прав потребителей, предусмотренных  законодательством, осуществляется  судом.  Иски предъявляются в  суд по месту жительства истца  либо по  месту  нахождения  ответчика,  либо по месту причинения  вреда.

Если  дело связано с нарушением прав потребителя,  то он  освобождается от уплаты пошлины  по искам.

 

Статья 40. Полномочия федерального антимонопольного органа.

 

          Федеральный антимонопольный орган  осуществляет государственный контроль  за соблюдением  законов и  иных правовых актов Российской  Федерации, регулирующих отношения  в области защиты прав потребителей.

Этот  орган направляет:

В пределах своей компетенции предписания  изготовителям о прекращении  нарушений прав потребителей, в том  числе о прекращении продажи  товаров, на которые должны быть установлены  сроки годности или сроки службы, но не установлены , и о приостановлении  продажи товаров.

Материалы о нарушении прав потребителя  в орган, выдавший лицензию на осуществление  соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении  действия данной лицензии.

Федеральный антимонопольный орган дает официальные 

разъяснения по вопросам применения  законов  и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения  в области защиты прав потребителей.

Федеральный антимонопольный орган  вправе обращаться в суд в защиту прав потребителя в случаях обнаружения нарушений прав потребителей. Может быть привлечен судом к участию в процессе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

 

Статья 42. Полномочия федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью  товаров (работ, услуг).

 

     В целях обеспечения безопасности  товаров (работ, услуг) федеральный  орган по стандартизации, метрологии  и сертификации, санитарно-эпидемиологического  надзора при  Министерство  экологии и природных ресурсов  Российской Федерации и другие  органы государственного  управления, осуществляющие контроль за безопасностью  товаров (работ, услуг) в пределах  своей компетенции:

     устанавливают обязательные  требования  по  безопасности  товаров (работ,  услуг),  снятии с производства, прекращении выпуска и реализации  таких товаров (работ,  услуг),  отзыве их от потребителей, а также информировании об этом потребителей; предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований по  безопасности товаров (работ, услуг).

     Координация действий органов  в этой области деятельности 

возлагается на Госстандарт России.

     Госстандарт России является  национальным органом по 

сертификации  товаров (работ, услуг). В соответствии с этим

Госстандарт России: определяет порядок сертификации товаров (работ, услуг); определяет номенклатуру товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации;

     аккредитует органы  по сертификации  конкретных видов товаров (работ,  услуг),  а также испытательные  лаборатории для  проведения  соответствующих испытаний,  предоставляет   другим  юридическим лицам право  аккредитации;

     осуществляет контроль  за  правильностью   проведения сертификации товаров  (работ, услуг);

     ведет государственный  реестр  сертифицированных  товаров 

(работ,  услуг), аккредитованных органов  по сертификации,

испытательных лабораторий;  принимает решения  о признании сертификатов,  выданных зарубежными и международными органами; представляет Российскую Федерацию  во взаимоотношениях с  зарубежными  странами  и международными организациями  по вопросам сертификации товаров (работ, услуг).

 

Статья 43.  Санкции, налагаемые федеральным  антимонопольным органом, федеральным  органом по стандартизации, метрологии и сертификации и другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими  контроль за качеством и безопасностью  товаров (работ, услуг).Федеральный  антимонопольный орган вправе налагать штраф на изготовителей (исполнителей, продавцов) за  уклонение  от исполнения или несвоевременное исполнение его предписаний о прекращении  нарушений прав потребителей в размере  до пяти тысяч минимальных  размеров оплаты труда, установленных федеральным  законом.

     Федеральный орган по стандартизации, и другие органы  исполнительной  власти, осуществляющие контроль  за  безопасностью товаров 

(работ,  услуг),  в пределах своей компетенции  вправе налагать штраф в случаях:

     уклонения от  исполнения или  несвоевременного исполнения их  предписаний изготовителем (исполнителем, продавцом) – в размере до 5 тысяч  минимальных размеров  оплаты труда, установленных федеральным  законом;

Информация о работе Защита прав потребителей