Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Переход России от плановой экономики к рыночной, законодательное закрепление многообразия форм собственности, придание законного статуса предпринимательской деятельности и определение ее организационно-правовых форм - все это способствовало созданию потребительского рынка, расширению ассортимента в сфере выпуска товаров, производства работ и оказания услуг. Необходимость государственного управления рыночной экономикой до недавнего времени в России отвергалась. Однако опыт абсолютно «свободного рынка» привел отечественных ученых - юристов, экономистов, а также и политиков к выводу о регулируемом рынке и вмешательстве государства в экономические процессы. В силу этого, регулирующее воздействие государства на данном этапе на потребительскую политику, на защиту прав потребителей от недобросовестных предпринимателей не только оправдано, но и необходимо.

Содержание работы

Введение 3


Возникновение и развитие потребительского права 4


Анализ работы органов государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения
в области защиты прав потребителей 15


Результаты работы органов государственного контроля за
соблюдением законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации, регулирующих отношения
в области защиты прав потребителей 56


Заключение 69


Список литературы 71

Файлы: 1 файл

ЗПП1.docx

— 199.32 Кб (Скачать файл)

     причинения ущерба потребителям  товарами (работами,  услугами), не  отвечающими предъявляемым к  последним требованиям по безопасности  в размере суммы ущерба,  причиненного  потребителям; если такой ущерб  -оплаты труда;нарушения правил  сертификации товаров (работ,  услуг) органами по сертификации, испытательными лабораториями - в размере двукратной стоимости  работ по сертификации,  а изготовителем  (исполнителем,  продавцом) - в размере  стоимости товаров (работ, услуг), реализованных с нарушениями  правил по сертификации.

     Руководители предприятий и органов  по сертификации несут  

ответственность за нарушения в размере до трех должностных окладов.

Штрафы, предусмотренные в настоящей  статьи, наложенные на изготовителей, взыскиваются в без акцептном  порядке  в тридцатидневный срок со дня вынесения соответствующих  решений о взыскании штрафов.     

Изготовители (исполнители,  продавцы) вправе обжаловать предписания и постановления  о наложении штрафов в течении  шести месяцев со дня их вынесения.

 

Органы  занимающиеся защитой прав потребителя.

 

Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления.

 

В целях  защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

рассматривать жалобы потребителей, консультировать  их по вопросам защиты прав потребителей;

анализировать договоры, заключаемые продавцом  с потребителями, в целях выявления  условий, ущемляющих права потребителей;

при выявлении  товаров ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и  окружающей среды незамедлительно  извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью  товаров;

в случаях  выявления продажи  товаров не сопровождающихся  достоверной и  достаточной информацией, или просроченными  сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостанавливать продажу  товаров до представления  информации  или прекращать продажу товаров;обращаться в суды в защиту прав потребителей.

Для обеспечения  защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют  соответствующие структуры.

 

 

Анализ работы органов государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей

Анализ за 2012 год

Впервые за 20 лет на государственном уровне вопросы эффективности функционирования национальной системы защиты прав потребителей были рассмотрены Президентом Российской Федерации  на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации 16 января 2012 г., что стало важнейшим импульсом к дальнейшему совершенствованию всей работы, связанной с осуществлением государственного надзора в области защиты прав потребителей.

 По  дальнейшему совершенствованию  федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей исходя из итогов деятельности  по основным направлениям  Управлением были определены первоочередные задачи на 2012 год  с учетом изменений федерального законодательства, как по данному направлению в целом, так и на отдельных сегментах потребительского рынка,  в том числе на основе реализации планов и программ взаимодействия с гражданским обществом. 

В целях  осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей   в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзор) и  муниципального контроля»  проведено 1911 мероприятий по надзору за исполнением  требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей (в 2011г. - 2080),  кроме того 238 административных расследований (в 2011г. – 215).

Проверками  было  охвачено более  17 видов  экономической деятельности, подконтрольных органам Роспотребнадзора.

В отношении  хозяйствующих субъектов, предоставляющих  платные медицинские услуги    проверки увеличились в 1,4 раза,  в сфере предоставления услуг  связи на 60%, туристских услуг  на 15%,  транспортных   на 8%,  финансовой деятельности  на 7,6%.

В ходе проведения надзорных мероприятий  выявлено 6823 нарушения  законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей,  в среднем на каждую проверку, административное расследование  пришлось 2,8 выявленных нарушения (в 2011г. – 2,2).

 

Структура выявленных нарушений по видам деятельности

Таблица1

Виды экономической деятельности

Выявлено нарушений

Нарушение статей Закона РФ от 07.02.1992  г.   № 2300-1 «О защите прав потребителей»

Нарушения иных нормативных актов

из них требований техн. регламентов

ст.

4

ст.

5,6

ст.

7

ст.

8-10,12

  ст.

11

ст.

16

др.

статьи

Всего нарушений,

в том числе по видам деятельности:

6823

360

136

314

1978

351

274

695

2714

94

Розничная торговля

4540

333

124

264

1259

284

56

441

1779

92

Общественное питание

258

13

1

26

84

6

3

28

97

 

Бытовое обслуживание населения

670

10

9

17

195

28

44

111

256

 

Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств

84

1

 

1

26

 

19

6

31

Услуги автостоянок

26

     

10

 

1

2

13

 

Гостиничные услуги

25

     

11

 

2

5

7

 

Туристские услуги

105

1

   

15

 

21

15

53

 

Транспортные услуги

190

   

3

66

5

2

6

108

 

Услуги связи

49

     

15

 

10

4

20

 

Деятельность на финансовом рынке

169

     

6

 

34

15

114

 

Долевое строительство

13

     

1

 

2

10

   

Жилищно-коммунальные услуги

331

1

1

1

160

 

41

20

107

 

 Образовательные услуги

45

     

15

7

6

1

16

 

 Медицинские услуги

208

   

2

83

4

16

15

88

 

Риэлтерская деятельность

36

     

13

2

13

4

4

 

Услуги киновидеообслуживания

3

     

1

   

2

   

Прочие виды деятельности

71

1

1

 

18

15

4

10

21

2


 

                                                                                                                      

      

 

Анализ  нарушений норм Закона РФ «О защите прав потребителей» показал, что  в 2012 году преобладали нарушения:

прав  потребителей на информацию – 29%;

других  статей Закона – 10,2%;

иных  законов и нормативных правовых актов – 39,7%.

Нарушения, связанные с непредставлением потребителям информации об изготовителях (исполнителях, продавцах) и о товарах (работах, услугах), характерны практически для  всех видов деятельности, и более  всего для сферы услуг торговли, общественного питания, гостиничных  услуг, технического обслуживания автотранспортных средств, услуг автостоянок, бытовых  и транспортных услуг.

          Из анализа структуры нарушений   следует,  что больше всего   правонарушений выявляется в  сфере торговли – 4540 или  67%, в сфере бытового обслуживания – 10%, при предоставлении жилищно-коммунальных услуг – 5%, медицинских услуг – 3,0%, транспортных услуг – 3%, финансовых – 2,5%.

Как показал  анализ  обращений,  наиболее востребованы у населения консультации в сфере  торговли (61%): о процедуре предъявления претензий при приобретении некачественного  товара;  о возврате денежной суммы  уплаченной за товар ненадлежащего  качества;   о порядке замены  товара надлежащего качества;  о  сроках проведения гарантийного ремонта  технически-сложных товаров и  т.д В связи с работой консультационных пунктов при филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» прием граждан специалистами по защите прав потребителей и «общественными приемными»  в Управлении и в территориальных отделах области за отчетный период сократился  на 25% (с 1976 до 1487 консультаций). В свою очередь консультации проводимые специалистами консультационных пунктов ФБУЗ  увеличились  в 2  раза  (с 2007 до 4030 консультаций).

          В сфере   услуг наиболее востребованы  консультации по вопросам потребительского  кредитования, предоставления услуг  ЖКХ, связи, перевозки граждан  различными видами транспорта, также  консультации по судопроизводству -  порядке подачи исков в  суды,  обжалования судебных решений  и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

График 1

           Также можно проанализировать какие статьи закона РФ от 07.02.1992  г.   № 2300-1 «О защите прав потребителей» были нарушены. Из диаграммы видно, что больше всего нарушаются иные нормативные акты 2714 нарушений или 40%, статьи 8-10,12 1978 нарушений или 29% другие статьи закона 695 нарушений или 10%. Меньше всего нарушений наблюдается за 5-ой и 6-ой статьей закона. Всего наблюдается 136 нарушений или 2%.

 

 

 

 

 

 

График 2

 

 

Анализ за 2011 год

В целях  контроля за соблюдением законодательства на потребительском рынке  товаров  и услуг   в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзор) и  муниципального контроля»  проведено  2080 мероприятий по надзору за исполнением  требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, кроме того 215 административных расследований. В общем объеме  надзорной деятельности  Управления     доля проверок, приходящаяся на сферу защиты прав потребителей в 2011г. составила 27%.

  Одновременно в 2011г. произошел рост  в 1,6 раза  количества административных расследований (в 2011г. - 215, 2010г. – 133), что соответствует общей положительной динамике административной активности в соответствии указаний  Федеральной Службы.

Управление, реализуя свои полномочия во всех сферах потребительских правоотношений, продолжает отстаивать интересы граждан, прежде всего  на приоритетных направлениях: оказание  финансовых услуг, предоставление услуг  ЖКХ, услуг по перевозке граждан  различными видами транспорта, туристских,  медицинских услуг,  то есть там, где уровень как государственной, так и общественной (муниципальной) защиты соответствующих потребительских прав граждан до последнего времени не отвечал реальным запросам населения.

В отношении  хозяйствующих субъектов – исполнителей услуг ЖКХ  проверки увеличились   на 17,4%,   в таких сферах, как  платные медицинские услуги  (на19,6%), туристские (на13%).

Например, за  2011г.   Управлением  в  отношении хозяйствующих субъектов  – исполнителей услуг ЖКХ проведено  155 мероприятий по надзору (в 2010г.-132),  кроме того 15 административных расследований.

При проведении надзорных мероприятий в  отчетном периоде выявлено 6020 нарушений законов  и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения  в сфере защиты прав потребителей. При этом соотношение абсолютных показателей выявленных нарушений  к общему количеству соответствующих  проверок на протяжении последних трех лет имеет устойчивую положительную  тенденцию к росту, что в целом  свидетельствует о повышении  эффективности контрольно-надзорной  деятельности в данной области: в 2009 году на одну проверку в среднем  пришлось 1,37 выявленных нарушений (по России – 1,39),   в 2010 году – 1,76 (по России – 1,56), в 2011г. -  2,2.

 

Структура выявленных нарушений по видам деятельности

Таблица 2

Виды экономической деятельности

Выявлено нарушений

Нарушение статей Закона РФ от 07.02.1992  г.   № 2300-1 «О защите прав потребителей»

Нарушения иных нормативных актов

ст.

4

ст.

5,6

ст.

7

ст.

8-10,12

  ст.

11

ст.

16

др.

статьи

Всего нарушений,

в том числе по видам деятельности:

6020

157

132

307

1935

151

307

398

2630

Розничная торговля

4025

142

124

281

1366

102

123

245

1639

Услуги общественного питания

167

10

3

7

37

5

 

3

110

Бытовое обслуживание населения

707

10

5

14

184

32

80

94

288

Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств

96

     

21

2

13

8

52

Туристские услуги

79

     

13

 

17

2

47

Транспортные услуги

173

1

 

4

54

1

3

4

106

Услуги связи

18

     

6

 

1

2

9

Деятельность на финансовом рынке

178

     

7

 

23

6

142

Жилищно-коммунальные услуги

236

1

1

 

82

1

15

3

133

 Образовательные услуги

22

     

12

 

2

 

8

 Мдицинские услуги

148

1

1

1

63

 

7

4

71

Прочие виды деятельности

98

1

 

1

28

2

16

25

26

Информация о работе Защита прав потребителей