Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 10:27, курсовая работа
Переход России от плановой экономики к рыночной, законодательное закрепление многообразия форм собственности, придание законного статуса предпринимательской деятельности и определение ее организационно-правовых форм - все это способствовало созданию потребительского рынка, расширению ассортимента в сфере выпуска товаров, производства работ и оказания услуг. Необходимость государственного управления рыночной экономикой до недавнего времени в России отвергалась. Однако опыт абсолютно «свободного рынка» привел отечественных ученых - юристов, экономистов, а также и политиков к выводу о регулируемом рынке и вмешательстве государства в экономические процессы. В силу этого, регулирующее воздействие государства на данном этапе на потребительскую политику, на защиту прав потребителей от недобросовестных предпринимателей не только оправдано, но и необходимо.
Введение 3
Возникновение и развитие потребительского права 4
Анализ работы органов государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения
в области защиты прав потребителей 15
Результаты работы органов государственного контроля за
соблюдением законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации, регулирующих отношения
в области защиты прав потребителей 56
Заключение 69
Список литературы 71
причинения ущерба
Руководители предприятий и
ответственность за нарушения в размере до трех должностных окладов.
Штрафы,
предусмотренные в настоящей
статьи, наложенные на изготовителей,
взыскиваются в без акцептном
порядке в тридцатидневный срок
со дня вынесения соответствующих
решений о взыскании штрафов.
Изготовители (исполнители, продавцы) вправе обжаловать предписания и постановления о наложении штрафов в течении шести месяцев со дня их вынесения.
Органы занимающиеся защитой прав потребителя.
Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления.
В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
анализировать договоры, заключаемые продавцом с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;
при выявлении
товаров ненадлежащего
в случаях выявления продажи товаров не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостанавливать продажу товаров до представления информации или прекращать продажу товаров;обращаться в суды в защиту прав потребителей.
Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры.
Анализ работы органов государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей
Анализ за 2012 год
Впервые
за 20 лет на государственном уровне
вопросы эффективности
По дальнейшему совершенствованию федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей исходя из итогов деятельности по основным направлениям Управлением были определены первоочередные задачи на 2012 год с учетом изменений федерального законодательства, как по данному направлению в целом, так и на отдельных сегментах потребительского рынка, в том числе на основе реализации планов и программ взаимодействия с гражданским обществом.
В целях
осуществления федерального государственного
надзора в области защиты прав
потребителей в рамках Федерального
закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав
юридических лиц и
Проверками было охвачено более 17 видов экономической деятельности, подконтрольных органам Роспотребнадзора.
В отношении хозяйствующих субъектов, предоставляющих платные медицинские услуги проверки увеличились в 1,4 раза, в сфере предоставления услуг связи на 60%, туристских услуг на 15%, транспортных на 8%, финансовой деятельности на 7,6%.
В ходе проведения надзорных мероприятий выявлено 6823 нарушения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей, в среднем на каждую проверку, административное расследование пришлось 2,8 выявленных нарушения (в 2011г. – 2,2).
Структура выявленных нарушений по видам деятельности
Таблица1
Виды экономической |
Выявлено нарушений |
Нарушение статей Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» |
Нарушения иных нормативных актов |
из них требований техн. регламентов | |||||||
ст. 4 |
ст. 5,6 |
ст. 7 |
ст. 8-10,12 |
ст. 11 |
ст. 16 |
др. статьи | |||||
Всего нарушений, в том числе по видам деятельности: |
6823 |
360 |
136 |
314 |
1978 |
351 |
274 |
695 |
2714 |
94 | |
Розничная торговля |
4540 |
333 |
124 |
264 |
1259 |
284 |
56 |
441 |
1779 |
92 | |
Общественное питание |
258 |
13 |
1 |
26 |
84 |
6 |
3 |
28 |
97 |
||
Бытовое обслуживание населения |
670 |
10 |
9 |
17 |
195 |
28 |
44 |
111 |
256 |
||
Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств |
84 |
1 |
1 |
26 |
19 |
6 |
31 | ||||
Услуги автостоянок |
26 |
10 |
1 |
2 |
13 |
||||||
Гостиничные услуги |
25 |
11 |
2 |
5 |
7 |
||||||
Туристские услуги |
105 |
1 |
15 |
21 |
15 |
53 |
|||||
Транспортные услуги |
190 |
3 |
66 |
5 |
2 |
6 |
108 |
||||
Услуги связи |
49 |
15 |
10 |
4 |
20 |
||||||
Деятельность на финансовом рынке |
169 |
6 |
34 |
15 |
114 |
||||||
Долевое строительство |
13 |
1 |
2 |
10 |
|||||||
Жилищно-коммунальные услуги |
331 |
1 |
1 |
1 |
160 |
41 |
20 |
107 |
|||
Образовательные услуги |
45 |
15 |
7 |
6 |
1 |
16 |
|||||
Медицинские услуги |
208 |
2 |
83 |
4 |
16 |
15 |
88 |
||||
Риэлтерская деятельность |
36 |
13 |
2 |
13 |
4 |
4 |
|||||
Услуги киновидеообслуживания |
3 |
1 |
2 |
||||||||
Прочие виды деятельности |
71 |
1 |
1 |
18 |
15 |
4 |
10 |
21 |
2 |
Анализ нарушений норм Закона РФ «О защите прав потребителей» показал, что в 2012 году преобладали нарушения:
прав потребителей на информацию – 29%;
других статей Закона – 10,2%;
иных законов и нормативных правовых актов – 39,7%.
Нарушения,
связанные с непредставлением потребителям
информации об изготовителях (исполнителях,
продавцах) и о товарах (работах,
услугах), характерны практически для
всех видов деятельности, и более
всего для сферы услуг
Из анализа структуры
Как показал анализ обращений, наиболее востребованы у населения консультации в сфере торговли (61%): о процедуре предъявления претензий при приобретении некачественного товара; о возврате денежной суммы уплаченной за товар ненадлежащего качества; о порядке замены товара надлежащего качества; о сроках проведения гарантийного ремонта технически-сложных товаров и т.д В связи с работой консультационных пунктов при филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» прием граждан специалистами по защите прав потребителей и «общественными приемными» в Управлении и в территориальных отделах области за отчетный период сократился на 25% (с 1976 до 1487 консультаций). В свою очередь консультации проводимые специалистами консультационных пунктов ФБУЗ увеличились в 2 раза (с 2007 до 4030 консультаций).
.
В сфере
услуг наиболее востребованы
консультации по вопросам
График 1
Также можно проанализировать какие статьи закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» были нарушены. Из диаграммы видно, что больше всего нарушаются иные нормативные акты 2714 нарушений или 40%, статьи 8-10,12 1978 нарушений или 29% другие статьи закона 695 нарушений или 10%. Меньше всего нарушений наблюдается за 5-ой и 6-ой статьей закона. Всего наблюдается 136 нарушений или 2%.
График 2
Анализ за 2011 год
В целях
контроля за соблюдением законодательства
на потребительском рынке товаров
и услуг в рамках Федерального
закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав
юридических лиц и
Одновременно в 2011г. произошел рост в 1,6 раза количества административных расследований (в 2011г. - 215, 2010г. – 133), что соответствует общей положительной динамике административной активности в соответствии указаний Федеральной Службы.
Управление,
реализуя свои полномочия во всех сферах
потребительских
В отношении
хозяйствующих субъектов –
Например,
за 2011г. Управлением в
отношении хозяйствующих
При проведении
надзорных мероприятий в отчетном
периоде выявлено 6020 нарушений законов
и иных правовых актов Российской
Федерации, регулирующих отношения
в сфере защиты прав потребителей.
При этом соотношение абсолютных
показателей выявленных нарушений
к общему количеству соответствующих
проверок на протяжении последних трех
лет имеет устойчивую положительную
тенденцию к росту, что в целом
свидетельствует о повышении
эффективности контрольно-
Структура выявленных нарушений по видам деятельности
Таблица 2
Виды экономической |
Выявлено нарушений |
Нарушение статей Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» |
Нарушения иных нормативных актов | ||||||
ст. 4 |
ст. 5,6 |
ст. 7 |
ст. 8-10,12 |
ст. 11 |
ст. 16 |
др. статьи | |||
Всего нарушений, в том числе по видам деятельности: |
6020 |
157 |
132 |
307 |
1935 |
151 |
307 |
398 |
2630 |
Розничная торговля |
4025 |
142 |
124 |
281 |
1366 |
102 |
123 |
245 |
1639 |
Услуги общественного питания |
167 |
10 |
3 |
7 |
37 |
5 |
3 |
110 | |
Бытовое обслуживание населения |
707 |
10 |
5 |
14 |
184 |
32 |
80 |
94 |
288 |
Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств |
96 |
21 |
2 |
13 |
8 |
52 | |||
Туристские услуги |
79 |
13 |
17 |
2 |
47 | ||||
Транспортные услуги |
173 |
1 |
4 |
54 |
1 |
3 |
4 |
106 | |
Услуги связи |
18 |
6 |
1 |
2 |
9 | ||||
Деятельность на финансовом рынке |
178 |
7 |
23 |
6 |
142 | ||||
Жилищно-коммунальные услуги |
236 |
1 |
1 |
82 |
1 |
15 |
3 |
133 | |
Образовательные услуги |
22 |
12 |
2 |
8 | |||||
Мдицинские услуги |
148 |
1 |
1 |
1 |
63 |
7 |
4 |
71 | |
Прочие виды деятельности |
98 |
1 |
1 |
28 |
2 |
16 |
25 |
26 |