Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:48, курсовая работа
Актуальность темы исследования продиктована тем, что духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Следует признать, что современный этап развития культуры пока не имеет адекватной системы образования. Этим обусловлены интенсивные поиски, в разных странах, оптимальной модели образования, прежде всего гуманитарного.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ВОКАЛЬНЫМ АНСАМБЛЕМ ДДТ 10
1.1.Особенности современного дополнительного музыкального образования 10
1.2.Психологические особенности и вокальные возможности младшего юношеского возраста 13
1.3.Содержание вокальных навыков участников вокальных ансамблей 16
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ВОКАЛЬНЫМ АНСАМБЛЕМ НА ПРИМЕРЕ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «КVINTA» 20
2.1. Условия работы вокального ансамбля «КVINTA» 20
2.2.Методы и приемы формирования вокальных навыков у учащихся младшего юношеского возраста. Содержание деятельности вокального ансамбля «КVINTA» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Президент России Д. А. Медведев в своем послании участникам прошедших 11-12 февраля 2011 года в городе Магадане XI Рождественских областных чтений «Воспитание нового поколения на основе христианских ценностей и традиций: современность и перспективы» отметил: «… Нам не должно быть стыдно за то, какую страну мы передадим нашим детям и внукам, но не менее важно, в каких руках будет находиться судьба России. 26 миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать ее достойными гражданами. Это - задача номер один для всех нас» [2].
Воспитание учащихся в ходе образовательного процесса происходит не только в системе общеобразовательной школы, но и в иных образовательных учреждениях. Одним из таких учреждений является дом детского творчества, где происходит не только передача детям определенных знаний, но также формируются профессиональные умения и навыки, которые возможно определят в будущем профессию ученика.
Актуальность темы исследования продиктована тем, что духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Следует признать, что современный этап развития культуры пока не имеет адекватной системы образования. Этим обусловлены интенсивные поиски, в разных странах, оптимальной модели образования, прежде всего гуманитарного.
Современное
российское общество поставило перед
системой образования весьма значимые
задачи, связанные с воспитанием
и обучением подрастающего
Большой
исследовательский интерес
Воспитание личности школьника – актуальная проблема, привлекающая внимание исследователей в современной отечественной и зарубежной психологии и педагогике. Главная задача воспитания – формирование личности в соответствии с культурой, её общечеловеческими ценностями и духовным содержанием, нравственными основами общественной жизни. Важнейшая роль в этом направлении принадлежит искусству и, в частности, музыке. Ещё со времён Пифагора и Платона именно музыка считалась главным средством гармонизации повседневной жизни человека, его связи с космосом, рассматривалась как символ порядка и цивилизации, незаменимое средство воспитания человека.
Наряду с таким широким подходом педагогические функции музыки в истории образования нередко сводились к обучению конкретным знаниям и действиям, а весь педагогический процесс базировался на их отшлифовке и закреплении.
Новые задачи общего музыкального образования, выдвинутые в начале XX века Б.В.Асафьевым[4] и направленные главным образом на выработку творческих способностей учащихся, их эстетического вкуса и восприятия, остаются по-прежнему нереализованными. В связи с этим воспитание личности школьника на основе формирования его духовной культуры, творческого потенциала, ценностных художественно-эстетических ориентаций является актуальной педагогической проблемой.
Особенно важным и малоразработанным является вопрос воспитания средствами музыки личности старшеклассника (15-16 лет), для которого искусство, и музыка в первую очередь, становится жизненной потребностью, действенным фактором социализации. Потребность в музыке обусловлена не только возросшим стремлением старшеклассника к постижению собственного духовного мира, самовыражению, но и сложившейся социокультурной ситуацией, в которой музыкальная компетентность молодого человека является одним из главных показателей его социометрического статуса. Максимализм, свойственный молодёжи, диктует необходимость быстрого и динамичного освоения всего нового, передового, в том числе, в музыке. Сегодня нельзя не разбираться в современных музыкальных направлениях, не знать названий групп и имён исполнителей, занимающих ведущие строчки еженедельных хит-парадов, не иметь хотя бы элементарных навыков игры на каком-либо музыкальном инструменте, - одним словом, быть вне музыки – самой востребованной сферы личностной активности молодежи.
Интенсивное развитие индустрии развлечений, важнейшим компонентом которой является музыка, возросшее число клубных организаций, имеющих целью привлечение к себе внимания молодёжной аудитории, помещает старшеклассника в звуковой хаос. Это создаёт в его сознании иллюзию личностной самодостаточности и свободы выбора в музыкальных пристрастиях. В результате самодвижение молодого человека к истинным ценностям затрудняется, что неизбежно отражается на его личностных характеристиках.
Однако именно в тот момент, когда старшеклассник более всего нуждается в помощи, грамотном руководстве и организации своей жизнедеятельности, в общении со знающим, в том числе, компетентным в музыке человеком, он этой возможности лишен, поскольку в старших классах школы музыка не преподается.
Таким образом, возникают противоречия:
между потребностью старшеклассников в компетентном наставнике и реальным отсутствием такового в старших классах общеобразовательной школы;
между ориентацией молодежи на современную музыку, компьютерные технологии и сложившейся профессиональной подготовкой учителей музыки с ориентацией на классическое наследие и традиционные методы обучения;
между стремлением старшеклассников к самопознанию и самореализации и недостаточным владением средствами их осуществления;
между желанием старшеклассников к практическому освоению музыкального искусства и невозможностью быстрого получения оптимального результата.
Разрешение указанных противоречий видится в разработке новых направлений в работе с данной возрастной категорией учащихся, учитывающих возросший интерес к современным видам и формам музыкальной деятельности, новым информационным технологиям, электронному инструментарию, а также возможности творческой самореализации в том или ином её виде.
Создание условий для решения подобных задач может успешно осуществляться в системе дополнительного образования. Оно способно компенсировать дефицит творческой самореализации учащихся старших классов общеобразовательной школы и помочь ему сориентироваться в музыкальной культуре таким образом, чтобы способ деятельности отвечал не только уровню музыкальных способностей, но и актуальным духовным потребностям личности.
Одним из шагов в этом направлении может быть участие в вокальном ансамбле, занимающем устойчивые позиции в системе дополнительного образования.
Объектом исследования является процесс дополнительного музыкального образования в детском доме творчества (далее ДДТ).
Предметом исследования в настоящей работе выступают методы, принципы, содержание, условия и особенности формирования вокальных навыков у учащихся младшего юношеского возраста в условиях вокального ансамбля в системе дополнительного музыкального образования на примере конкретного вокального ансамбля.
Исходя из предмета исследования обозначена цель исследования, каковой является изучение особенностей дополнительного музыкального образования на примере вокального ансамбля «KVINTA» с точки зрения теоретико-познавательной и практически-прикладной направленности.
В интересах достижения поставленной цели в ходе исследования ставятся следующие задачи:
1. проанализировать особенности дополнительного музыкального образования в условиях ДДТ;
2.
определить конкретную
3.
рассмотреть систему
4. раскрыть особенности возраста (психологические и индивидуальные) учащихся младшего юношеского возраста.
Изучение методической и научной литературы, анализ опыта ведущих музыкальных педагогов и методистов, а также моей личной работы с вокальным ансамблем «KVINTA» позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие вокально-певческих навыков у учащихся младшего юношеского возраста в условиях ДДТ проходит более эффективно тогда, когда музыкальное обучение осуществляется систематически, в тесной связи педагога и учеников, на фоне формирования общей музыкальной культуры учащегося, с учётом возрастных и личностных качеств.
Теоретическую
(методологическую)
основу исследования составляют работы
в области теории и практики музыкального
образования и воспитании О. А. Апраксина,
Б. В. Асафьева, С. Н. Гладкой,
В процессе исследования применялись следующие методы исследования:
теоретический анализ философско-эстетической, педагогической, культорологической и музыковедческой литературы;
сопоставительный анализ, отечественной практики дополнительного образования детей младшего юношеского возраста в системе дополнительного образования;
обобщение, сравнение, систематизация, педагогического опыта, направленного на формирование вокально-певческих навыков у учащихся младшего юношеского возраста с привлечением собственного практического опыта;
опытная работа по изучению эффективных путей и методов формирования вокально-певческих навыков у учащихся младшего юношеского возраста в условиях вокального ансамбля ДДТ;
длительное наблюдение (прямое и косвенное);
анкетирование и описание педагогического опыта.
Местом проведения опытно-поисковой работы является дом детского творчества «Жемчужина» (г. Кострома). Исследование проводилось в период 2010-2011 учебного года на примере вокального ансамбля «KVINTA».
Результаты настоящего исследования апробированы и частично внедрены в ходе формирования вокальных навыков у учащихся вокального ансамбля «KVINTA» в процессе их подготовки и участия в различных конкурсах.
Настоящая
работа состоит из введения, располагающегося
на страницах 1-8, двух основных глав (страницы
9-32), заключения и библиографического
списка.
Дополнительное образование детей — составная часть общего образования, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ[11, 407]. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании»[1].
В инфраструктуру системы дополнительного образования детей в настоящее время входят более 16 тыс. учреждений, в которых обучается более 10 млн. российских детей в возрасте от 6 до 18 лет системы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, общественных организаций. Большинство учреждений входит в систему образования (почти 8,5 учреждений и около 8 млн. детей). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года № 752[14] в России была изменена номенклатура (типология) учреждений дополнительного образования детей.