Формирование вокальных навыков ансабля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования продиктована тем, что духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Следует признать, что современный этап развития культуры пока не имеет адекватной системы образования. Этим обусловлены интенсивные поиски, в разных странах, оптимальной модели образования, прежде всего гуманитарного.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ВОКАЛЬНЫМ АНСАМБЛЕМ ДДТ 10
1.1.Особенности современного дополнительного музыкального образования 10
1.2.Психологические особенности и вокальные возможности младшего юношеского возраста 13
1.3.Содержание вокальных навыков участников вокальных ансамблей 16
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ВОКАЛЬНЫМ АНСАМБЛЕМ НА ПРИМЕРЕ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «КVINTA» 20
2.1. Условия работы вокального ансамбля «КVINTA» 20
2.2.Методы и приемы формирования вокальных навыков у учащихся младшего юношеского возраста. Содержание деятельности вокального ансамбля «КVINTA» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Чепова Формирование вокальных навыков в условиях вокального ансамбля.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

     Тембр является главным музыкальным качеством  любого солирующего инструмента. При  отсутствии определенных эстетических ценностей в тембре голоса мы не можем говорить о какой-либо музыкальной  деятельности певца.

     Исходной задачей педагога и певца является воспитание и совершенствование тембра. Надо помнить, что этим особым качеством никогда нельзя жертвовать в угоду громкости или умению «брать» более высокую ноту.

     В академическом стиле пения тембр  формируется на основе смешанного типа голосообразования, когда «голосовые связки колеблются ни по чисто грудному, ни по чисто фальцетному типу, а в их колебаниях одновременно присутствуют и грудной, и фальцетный механизмы работы». Причем «характер смешения должен диктоваться не столько вкусом педагога, сколько индивидуальными особенностями голосового аппарата каждого ученика» [17, с. 243].

     В связи с последним для формирования естественного смешанного голосообразования  у певцов особое значение приобретает  форма и система применяемых  вокальных упражнений и умелое использование их педагогом.

     Опыт  показывает, что, заботясь при воспитании певца в первую очередь о качестве тембра, удается достигнуть успеха в выявлении и развитии всех других качеств его голоса и вокальной  речи.

     Так, одним из ценнейших тембровых  свойств является звонкость, полетность. Акустически это связано с присутствием в спектре голоса группы высоких обертонов (высокой певческой форманты). При наличии этого качества голос лучше отзвучивает в верхних резонаторах. Это,            во-первых, служит для поющего контролем правильности формирования голоса, во-вторых, благодаря той же форманте голос свободнее «движется вверх», и певец легче овладевает этой частью диапазона[13, с. 91].

     Показательно, что в прямой зависимости от тембра находится и ясная, выразительная певческая дикция. Это также вполне объяснимо.

     Известно, что характер и тембр каждой гласной  связан с наличием в спектре ее звучания особых областей усиленных  обертонов, так называемых формант гласных. Из этого следует, что чистота и выразительность гласных, выраженных в их тембре, отражается на разборчивости вокальной речи. Более того, теперь доказано, что информационной единицей речи является не отдельный звук — гласный или согласный, а их сочетание, т. е. слог. При этом гласные с их тембром оказываются как бы «несущими» для согласных[8, с. 254]. Это значит, что наше ухо воспринимает целостно тембр слога. Вне слога, без гласной, согласные, особенно глухие, были бы вообще плохо слышны и различимы. В пении — тем более[8, с. 185].

     В том случае, если звонкие согласные и звучат в пении отдельно (например, м, н), они воспринимаются нами через свой специфический тембр, обусловленный и тембром самого голоса.

     Отсюда  становится понятным значение окраски  голоса для ясности и выразительности  певческой дикции. Важнейшее качество голоса — певческое вибрато — непосредственно относится к тембру. На последнем отражается и такое свойство пения, как «опертость».

     Выяснилось  также, что при соответствующей  работе над голосом, над его тембром, не возникает проблемы чистоты интонации, как таковой, ни в ансамбле, ни в сольном пении. И это понятно, поскольку, как уже говорилось, музыкальный слух развивается в тесной связи с развитием голоса и зависит от богатства, гибкости, управляемости последнего.

     Таким образом, в тембре, как в зерне, заключены почти все качества голоса. Красивый, правильно оформленный тембр — показатель полноценной и наиболее совершенной работы голосового аппарата. 
 
 
 

Глава  2  Особенности  работы с вокальным  ансамблем на примере вокального ансамбля  «Кvinta»

2.1. Условия работы вокального ансамбля «Кvinta»

 

      Вокальный ансамбль «KVINTA», руководителем которого являюсь,  был сформирован при доме детского творчества «Жемчужина» в городе Кострома  в августе 2009 года. При выборе названия ансамбля в основу было положено, то, что первоначальный коллектив вокальной группы составлял пять человек. Квинта (лат. quinta — пятая. Один из простых интервалов, вершина которого является V ступенью по отношению к основанию)            [5, с. 286] – один из основных интервалов в музыке, охватывающий пять ступеней. В состав ансамбля входят 5 девочек младшего юношеского возраста. 

      Занятия проходят на базе дома детского творчества «Жемчужина» в актовом зале. В  ходе проведения занятий с ансамблем  используются музыкальные инструменты, например, фортепиано, а также используется необходимое для занятия эстрадным вокалом современное сценическое оборудование: микрофоны, микшерский пульт, музыкальный центр, звукозаписывающая аппаратура.

        На работу непосредственно с ансамблем мной отводится не менее        6 часов в неделю, а также проводятся сводные репетиции перед конкурсами и концертами. Занятия с участниками вокального ансамбля организованы в максимально удобные для них время, с учетом графика занятий в общеобразовательной школе.

      В целях формирования сценического образа коллектива сшиты специальные костюмы, благодаря которым коллектив  легко узнаваем на многих конкурсах.

      Существуют  некоторые трудности с расширением  возможностей ансамбля, в связи с  незначительным финансированием дома детского творчества, который является бюджетным учреждением и содержится за счет бюджета муниципального образования. Потребность в обновлении музыкальной и сценической аппаратуры, костюмов частично решается за счет спонсорской помощи со стороны организаций города, частных лиц и родителей.

      Таким образом, существуют все необходимые  условия, для организации занятий.

2.2. Методы и приемы формирования   вокальных навыков у учащихся  младшего  юношеского возраста. Содержание деятельности вокального ансамбля «KVINTA»

 

     Основные  принципы вокального воспитания едины  как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе; как для  взрослых певцов, так и для детей. Существует различие лишь в специфике  воспитания детского голоса, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте. Обязательно при работе с детьми, особенно в мутационный период, применение голососберегающих технологий. Кроме того, вокальное воспитание детей осуществляется на несколько ином музыкальном материале.

     Одной из важнейших задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у  обучающихся основных певческих  навыков. К ним мы можем отнести:

     певческую установку;

     певческое дыхание и опору звука;

     высокую вокальную позицию;

     точное  интонирование;

     ровность  звучания на протяжении всего диапазона  голоса;

     использование различных видов звуковедения;

     дикционные: артикуляционные и орфоэпические  навыки.

     Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях[7, с.187].

     На  первоначальном этапе необходимо воспитывать  эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

     Примером  универсальности приемов служит «концентрический» метод М. И. Глинки. Являясь фундаментом русской  вокальной школы, он может быть и  основой певческого воспитания детей. Сформулированные                М. И. Глинкой требования эффективны в работе с детьми и с взрослыми, с мало подготовленными певцами и с певцами профессиональными. Данные современных исследований подтверждают правильность всех основных положений Глинки. Конечно, постепенно они дополняются на основе выявленных закономерностей развития голоса.

     «Концентрический» метод включает в себя стабильные упражнения, которые разработаны  М. И. Глинкой для систематического использования из года в год. В  них представлены элементы, встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах. Сущность метода такова, что

развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.

     Объем, диапазон голоса, в пределах которого можно в основном работать, для  слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) – всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения.

     Работать  надо постепенно, без торопливости.

     Ни  в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.

     Петь  следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).

     Наибольшее  внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.

     Большое значение имеет работа над ровностью  силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.

     Необходимо  уравнивание всех звуков по качеству звучания.

     Хочется отметить, что абсолютно все рекомендации М.И. Глинки отвечают современным требованиям  здоровьесбережения. Ведь, как мне  кажется, основная задача преподавателя вокала научить пользоваться голосом во всём многообразии его нюансов, выявить красоту тембра, развить выносливость голосовых связок. Наши ученики далеко не всегда становятся профессиональными исполнителями, но навык правильного использования голосового аппарата поможет им не только в профессиональной деятельности, связанной с большой голосовой нагрузкой, но и в общении с людьми, поможет сделать речь интонационно разнообразной и грамотной    [9, с. 367].

     Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

     Голосовой аппарат – это живой музыкальный  инструмент, поэтому в нём возможно развитие явлений утомления, особенно на начальных этапах. Наиболее рациональным типом фонационного дыхания является нижнерёбернодиафрагмальным. Запрещается форсированная работа над расширением тонового и динамического диапазона. Подбор вокального репертуара должен основываться на соблюдении трёх компонентов: технической, физической и психологической готовности учащихся.

     Выявляя и воспитывая тембр голоса певца, педагог должен не только улавливать, различать качество самого звука, но и чувствовать характер работы голосового аппарата (прежде всего гортани) поющего, то есть обладать «вокальным слухом». Его можно развить и у себя, и у учащихся, если, работая в ансамбле или с солистами, знать, что художественно полноценный, наилучший для данного голоса тембр можно сформировать только на основе физиологически верного и полноценного функционирования голосового аппарата, правильного характера голосообразования. Поэтому наряду с художественно-эстетическим должен существовать критерий физиологической стороны звучания голоса, характеризующий степень легкости, не напряженности работы голосового аппарата, минимальности усилий певца, затрачиваемых им на достижение наилучшего результата, наилучшего звучания. Установлено, что «погоня за силой, как и погоня за звучностью, яркостью, на первых этапах... может помешать формированию смешанного голосообразования»; что «связки тогда легко найдут новую для них работу в смешанном регистре, когда они будут максимально освобождены от нагрузки. Поэтому полезны: умеренная сила, мягкость атаки, мягкость звучания, плавное, без толчков дыхание. Сила звучания голоса и наличие в нем высоких нот сами по себе ничего не доказывают. Часто слабый и небольшой по диапазону голос вырастает в сильный и большой. Звучность и объем приходят как бы сами собой, развиваясь от упражнений, на основе правильно сформированного тембра голоса. В этом случае целесообразно говорить о непринужденном характере звукоизвлечения, поскольку этот термин (в отличие от чаще употребляемого выражения «легкий») значительно более верно отражает физиологическую сторону дела[9, 369].

Информация о работе Формирование вокальных навыков ансабля