Формирование вокальных навыков ансабля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования продиктована тем, что духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Следует признать, что современный этап развития культуры пока не имеет адекватной системы образования. Этим обусловлены интенсивные поиски, в разных странах, оптимальной модели образования, прежде всего гуманитарного.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ВОКАЛЬНЫМ АНСАМБЛЕМ ДДТ 10
1.1.Особенности современного дополнительного музыкального образования 10
1.2.Психологические особенности и вокальные возможности младшего юношеского возраста 13
1.3.Содержание вокальных навыков участников вокальных ансамблей 16
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ВОКАЛЬНЫМ АНСАМБЛЕМ НА ПРИМЕРЕ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «КVINTA» 20
2.1. Условия работы вокального ансамбля «КVINTA» 20
2.2.Методы и приемы формирования вокальных навыков у учащихся младшего юношеского возраста. Содержание деятельности вокального ансамбля «КVINTA» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Чепова Формирование вокальных навыков в условиях вокального ансамбля.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

     Понятие «легкий» можно отнести к звуку («легкий звук»). Говоря же о непринужденности, мы имеем в виду именно работу самого певческого аппарата. Непринужденными могут быть также манера пения, характер звукоизвлечения, артикуляции. Но во всех случаях этот термин имеет в виду физиологическое движение, и его никак нельзя отнести ни к звуку, ни тем более к музыкальному материалу. Понятие «непринужденность» привлекает внимание как раз к тому, чему обычно многие педагоги придают недостаточно значения, но что является самым главным при подходе к голосу: к самой сути процесса пения. Активизируя «вокальный слух» педагога, оно очень верно и содержательно отражает сущность наиболее естественного режима работы певческого аппарата. Это значит — пение без насилия, без нажима, а следовательно — охотно, с удовольствием; но и не «облегчая», как, например, в фальцете, а органично, полноценно и активно.

     Непринужденность  не дается сразу, а приобретается, отыскивается в процессе приспособления певческого аппарата к заданным условиям работы и достигается путем многократного  повторения одного и того же, но каждый раз уже качественно другого движения. В тренировке оно все более совершенствуется, приобретает характер автоматизма, становится привычкой, «второй натурой», природой данного голоса. Стремление к непринужденности ограждает певца от попыток извлекать звуки выше его возможностей и предохраняет от предвзятости в выработке характера тембра. Благодаря этому и при коллективной работе каждому данному голосу предоставляется возможность развиваться в присущем ему направлении. При этом, естественно, выявляются не только общие тембровые и звуковысотные качества голосов (альт, второе и первое сопрано), но и специфические, неповторимые, индивидуальные свойства каждого голоса. Понятие «непринужденность», безусловно, содержит эстетический элемент: всякое движение может оцениваться как красивое только при условии непринужденности его выполнения. Певческое движение в этом отношении не является исключением.

     Характерной чертой работы над упражнениями является то, что они всегда должны сопоставляться между собой ладово, метроритмически, артикуляционно и т. д. Часто сопоставление содержится внутри одного и того же упражнения (тогда оно состоит из двух частей). Второй вариант как бы накладывается на след, оставленный в коре головного мозга от пения первого. Это способствует в отдельных случаях и выработке нужной артикуляции, и нивелировке гласных, и округлению звука. Сопоставление вносит в работу элемент сознательности, активности, надежней закрепляет навык[15, с. 123].

     С другой стороны, упражнения предоставляют педагогу широкое поле для собственного педагогического творчества, поскольку они обладают свойством вариативности.

     Педагог, освоив принцип их построения и целенаправленно  используя дидактический материал, может по собственному усмотрению подбирать те или иные варианты, подменять в них гласные, изменять ритм и метр, или даже составлять новые упражнения, не забывая того, что главная их цель — организация правильной работы голосового аппарата.

     Любое упражнение, без нарушения основной его структуры, может быть целенаправленно видоизменено в интересах наилучшего решения стоящей перед педагогом задачи. Это позволяет дифференцировать их по партиям в ансамбле и осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Педагог может назначать певцам разные «дозы» тех или иных фонем, помещая их на сильной или слабой доле такта, на долгом или коротком звуке, на устойчивой или неустойчивой ступени лада.

     Основные  вокально-ладовые упражнения начинаются с сильной доли такта. Практика показывает, что, не организовав дыхания, трудно добиться от неподготовленного певца, чтобы он вслед за стаккато свободно протянул звук на легато. Да и вся манера пения у не обучавшихся серьезно певцов (у многих из них зажата нижняя челюсть) требует активного вмешательства педагога. На слабой же доле и дыхание, и артикуляция труднее поддаются контролю.

     В дальнейшей работе, когда педагог  найдет нужным, те же упражнения можно  начинать и с затакта: легкое стаккато на слабой доле наилучшим образом  обеспечивает непринужденность звукоизвлечения. Все упражнение при этом звучит легче, подвижнее. Дыхание углубляется. Но сначала надо его организовать.

     Работая над художественными произведениями, педагог всегда должен помнить не только об исполнительских задачах, но и о совершенствовании вокальных  и творческих навыков певцов. Выбирая репертуар, нужно учитывать, насколько он полезен для певца и насколько полноценно и непринужденно будет функционировать при этом его голосовой аппарат.

     Поскольку не только воспроизведение звука  голосом, но и его восприятие протекают при активном участии вокальной моторики, постольку и музыкальная память тесно связана с работой голосового аппарата. Правильная его настройка позволяет певцу легче преодолевать не только вокальные, но и слуховые трудности. Возьмем для примера известную песню В. Соловьева-Седого «Подмосковные вечера». В первой фразе в словах «Не слышны в саду даже шорохи...» гласные находятся в невыгодном для свободного интонирования положении. Гласная высокой позиции «е» — на самом низком звуке песни; глубокое «ы» — на интонации, идущей вверх. Особенно напряженно вокализируется верхнее (второе) «ы» на V ступени. Сказанное становится особенно ясным, если пропеть эти слова интонационно в обратном порядке — на минорном трезвучии сверху вниз.

     То  же относится и ко второй части фразы, где гласные «е», и особенно «и» в слове «шорохи», требуют для правильной вокализации большого умения. Такие трудности содержатся во всякой песне. Каждый последующий куплет с новым фонетическим материалом ставит перед учениками неожиданные интонационные задачи, решать которые надо средствами вокала. Процедура разучивания песни в обычном понимании, то есть запоминание, усвоение мелодии и текста, представляет собой самый неблагоприятный и опасный для голоса момент. Поэтому целесообразно разучивание с самого начала вести как полноценную вокально-художественную работу.

     Такой подход к делу может быть обеспечен:

       подбором песенного материала,  который бы действительно соответствовал  уровню развития вокальных навыков  учащихся;

     применением в работе над песней приема дробления на части с последующим соединением усвоенных порознь элементов;

     использованием  нотного текста и других наглядных  способов изображения.

     Рассмотрим  эти случаи. Во-первых, педагог должен знать, что при невозможности  строгой систематизации художественного материала полезна длительная и упорная вокальная работа над небольшим количеством отобранных песен. Многократное исполнение одного и того же материала создает благоприятные условия для тренировки голосового аппарата, для совершенствования певческих навыков.

     Отобранные  песни должны отличаться выразительной, но несложной, ясной в ладовом  отношении мелодией с небольшим  диапазоном; немногословным и поэтическим  образным текстом, желательно с повторениями; вокальностью текста, с минимумом  на первом этапе гласных «е» и «и» на сильной доле.

     Занятия в ансамбле нужно начинать с двухголосных, лучше народных песен. Мелодически они обычно проще одноголосных, а второй голос вращается вокруг тоники, что благоприятствует развитию ладового чувства. Текст их более слит с мелодией в вокальном отношении.

     Полезно начинать разучивание со второго голоса. Это приводит к тому, что учащиеся, которым позволяет диапазон и у которых есть естественное желание петь выше, сами «подстраиваются», находят первый голос. Непринужденная манера пения в такой работе естественно выявляет и тип голоса[15, c.154].

     Прием дробления на части находит наиболее полное применение и приносит максимальную пользу при достаточной подготовленности певца к работе над данной песней, когда внимание поющего может фокусироваться на тщательной и тонкой отделке гласных, штрихов и других элементов.

     Вслед за преодолением частных вокальных  трудностей с одновременным решением художественных задач осуществляется объединение разрозненных деталей  в одно целое. При этом применяются разнообразные средства музыкальной выразительности — темповые, динамические и др. Но и здесь ни на минуту нельзя забывать, что настоящего успеха можно достигнуть только при постоянном внимании к качеству голоса, вокальных навыков учащегося на всем протяжении работы над песней.

     Разучивание песни должно стать естественным продолжением вокальной работы над  упражнениями. Художественный образ, ставящий перед учащимися более сложные  исполнительские задачи, выявляется прежде всего средствами вокала. Как ни парадоксально, в обычной практике эта ценнейшая часть работы часто отодвигается на второй план. Но песня и выучивается гораздо скорее, и помнится лучше, когда при этом ведется планомерная и тщательная работа над вокальной стороной. Именно тогда включаются в действие многие и разнообразные «рычаги»: эмоциональность, воображение, сознательность, артистизм, творческое начало.

     Большое значение имеет качество показа песни  самим педагогом. Нужно позаботиться о вокальной стороне исполнения, о непринужденном, свободном звучании собственного голоса, о выразительной артикуляции, образности.

     После краткого художественного и технического разбора произведения педагог переходит  к отработке всех его деталей. Объяснение и собственный показ  желательно чередовать с пением самих учащихся. В случае надобности надо уметь транспонировать всю песню или отдельные ее части. Необходимо постоянно применяться к голосам учащихся и никогда не допускать нарушения принципа непринужденности в их пении. Это должно быть законом и при самостоятельных занятиях учащихся.

     Работа  над произведением, как правило, проводится в тесситуре более  низкой, чем та, в которой оно  впоследствии будет исполняться. Тональность  выбирается соответственно характеру  и состоянию голосов поющих:

     Хочется напомнить, что для создания условий наилучшего восприятия и усвоения песни, а также для наибольшей эффективности всей вокальной тренировки следует стимулировать и поощрять негромкое пение, на уровне mezzo (средний) voce (в пол голоса). Эту часть занятий полезно проводить вообще без сопровождения.

     Работу  над трудно вокализируемыми словами  и даже отдельными гласными легче  проводить по принципу «дробления на части», учитывая при этом закономерности вокализации, позиционные свойства гласных и другие.

     Подготовленные предшествующими упражнениями, учащиеся без особого труда, с интересом и с пользой решают поставленные перед ними вокально-художественные задачи. При правильно сформированном певческом звуке, органично связанном с артикуляцией, у них естественно, как отклик на музыкальный образ, выраженный в мелодии и в поэтическом тексте, рождаются эмоции. Они проявляются и в характере тембра голоса, и в манере артикуляции, и в выражении лица.

     Применение  вышеуказанных методов и приемов  формирования вокальных навыков  у учащихся, позволило за непродолжительное время добиться значительных успехов.

     С момента сформирования вокального ансамбля «KVINTA» коллектив принял участия во многих городских конкурсах. Наиболее значимым был конкурс военно-патриотической песни «Пока горит свеча», прошедший в феврале 2011 года. На этом конкурсе коллектив выступил с песнями «Закаты алые» (музыка – Виталий Осошник, Слова – Наталия Осошник) и «Не отнимайте солнце у детей» (музыка Е. Лучникова, слова В. Попкова). По результатам конкурса «KVINTA» была награждена дипломом первой степени.

     В декабре 2010 года коллектив принял участие  в областном фестивале-конкурсе «Звезды», который является регулярным и ежегодно проводится в Костромской  области, финал которого проходит в  одном из лучших залов города Костромы – КВЦ «Губернский». Подготовка к этому конкурсу потребовала значительного времени и усилий. В ходе подготовки использовались многие методы и приемы формирования вокальных навыков, рассмотренные в настоящем исследовании.

     Жюри  конкурса была представлена песня «Наши судьбы» из репертуара вокальной студии «Родники». Из более чем десяти вокальных ансамблей «KVINTA» стала лауреатом конкурса  первой степени, получила соответствующий диплом и ценный приз.

     С 31 марта по 3 апреля 2011 года в городе Кострома впервые проходил всероссийский конкурс (любительского и профессионального) детского и юношеского творчества «Москва – Кострома транзит» «Роза ветров – 2011». На этот конкурс вокальный ансамбль «KVINTA» подготовил новую программу, соответствующую рамкам конкурса. Основу программы составили две песни: «Апрель» (музыка и слова А. Ермолова) и «Праздник» (музыка и слова А. Ермолова). На этом конкурсе ансамбль получил диплом второй степени.

     В промежутках между конкурсами вокальный  ансамбль принимал активное участие во многих городских мероприятиях.  Выступал с концертами в управлении образования Костромской области, в госпитале ветеранов, в санатории «Волгарь», а также принимал участие в мероприятиях, проводимых в доме детского творчества «Жемчужина».

Информация о работе Формирование вокальных навыков ансабля