Формирование вокальных навыков ансабля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования продиктована тем, что духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Следует признать, что современный этап развития культуры пока не имеет адекватной системы образования. Этим обусловлены интенсивные поиски, в разных странах, оптимальной модели образования, прежде всего гуманитарного.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ВОКАЛЬНЫМ АНСАМБЛЕМ ДДТ 10
1.1.Особенности современного дополнительного музыкального образования 10
1.2.Психологические особенности и вокальные возможности младшего юношеского возраста 13
1.3.Содержание вокальных навыков участников вокальных ансамблей 16
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ВОКАЛЬНЫМ АНСАМБЛЕМ НА ПРИМЕРЕ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «КVINTA» 20
2.1. Условия работы вокального ансамбля «КVINTA» 20
2.2.Методы и приемы формирования вокальных навыков у учащихся младшего юношеского возраста. Содержание деятельности вокального ансамбля «КVINTA» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Чепова Формирование вокальных навыков в условиях вокального ансамбля.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

     Важной  чертой функционирования системы в Российской Федерации является её бесплатность и общедоступность. Доля платных услуг в учреждениях этого типа не превышает 10-25 процентов, в некоторых объединениях (информатики, спортивных единоборств, художественного творчества, раннего развития ребёнка) уровень платности несколько выше, в других (юных туристов, краеведов, экологов, военно-патриотической направленности) сводится к нулю.

     Задачи  углубленной музыкальной подготовки, в первую очередь, - музыкально-инструментальной, решаются в системе дополнительного образования и сфере частных образовательных услуг. Обучение осуществляется на платной основе, добровольно, по желанию ребенка и (или) его семьи. Для некоторых учащихся оно может послужить основой будущего профессионального самоопределения.

     Очевидно, что каждому уровню музыкального образования должны соответствовать свои образовательные стандарты. Этот вопрос решается однозначно применительно к системе профессионального музыкального образования, где итоговые образовательные стандарты представляют собой профессиограммы различных музыкальных специальностей. Исходя из этого, образовательные стандарты отечественных детских музыкальных школ (школ искусств, хоровых студий и т.п.) определяют уровень музыкального образования, необходимый и достаточный для поступления в средние и высшие учебные заведения музыкально-исполнительской и музыкально - педагогической направленности. Постоянная востребованность в мировом масштабе отечественных музыкантов убедительно свидетельствует о повышенном уровне образовательных стандартов системы профессионального музыкального образования в СССР и постсоветской России на всех его этапах[12, с. 62].

     Вплоть до середины 80-х годов ХХ века отечественная система дополнительного музыкального образования базировалась на конкурсном отборе музыкально-одаренных учащихся. В настоящее время дополнительное музыкальное образование могут получить все желающие. Детское музыкальное образование устойчиво востребуется родителями на рынке образовательных услуг. Однако для значительного числа учащихся, не прошедших конкурсного отбора при поступлении, профессионально ориентированные стандарты музыкального образования оказываются чрезмерно сложными. Одновременно встает вопрос о целесообразности их применения в условиях получения ребенком музыкального образования «для себя». Таким образом, проблема стандартизации дополнительного музыкального образования в России в настоящее время является остро дискуссионной.

     Значительную  роль в трансформации стандартов дополнительного музыкального образования  играют родители учащихся, выступающие в роли его заказчиков. Так, например, стандартные требования к домашнему музыкальному образованию в семьях имущих классов в России XIX - начала ХХ веков по своему уровню были сопоставимы с профессиональными. В советский период обучение ребенка музыке в учреждениях дополнительного образования предполагало наличие у него ярких музыкальных способностей, что ограничивало возможности выбора со стороны семьи. По мере развития дополнительного образования и расширения сети образовательных учреждений роль семьи как заказчика музыкального образования значительно активизировалась[12, c. 63]. В 70-80-е годы ХХ века обучение ребенка в системе дополнительного музыкального образования стало восприниматься в обществе в качестве неотъемлемого компонента семейного воспитания.

     В наши дни, в условиях приема в музыкальные  школы всех желающих, вопрос о наличии  у ребенка ярких музыкальных  способностей утрачивает свою былую  актуальность. Откликаясь на запросы  населения, учреждения музыкального образования предлагают обновленный спектр музыкально-образовательных услуг различной содержательной направленности. 
 
 
 

1.2.Психологические  особенности   и  вокальные возможности  младшего  юношеского возраста

 

     Ранняя  юность (от 14-15 до 18 лет) – в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости. Социальный статус юношества неоднороден. Юность – завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств.

     Главная социальная задача этого возраста –  выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути девушек и юношей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности[6, с. 98].

     Промежуточность общественного положения и статуса  юношества определяет и некоторые  особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственная  возрастная специфика, право на автономию от старших и т.д. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

     Юность  – завершающий этап созревания и  формирования личности. Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа «я», т.е. целостного представления о самом себе.

     Образ «я» включает 3 компонента:

     1. Познавательный – знание себя, представление о своих качествах  и свойствах.

     2. Эмоциональный – оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и т.д.

     3. Поведенческий – практичное отношение  к себе.

     Юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что он способен. Есть два способа самооценки. Один состоит  в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй путь самооценки – социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих.

     Образы  собственного «я», как известно, сложны и неоднозначны. Тут и реальное «я» (каким я вижу себя в реальный момент), и динамическое «я» (каким я стараюсь стать), и идеальное «я» (каким я должен стать, исходя из своих моральных принципов), и фантастическое «я» (каким я хотел бы быть, если бы все было возможным), и целый ряд других представляемых «я». Даже самосознание зрелой личности не свободно от противоречий и не все самооценки адекватны.

     Адекватность  самооценки с возрастом повышается. Несовпадение реального и идеального «я» вполне естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.

     Исключительно важной чертой личности, во многом закладываемой  в ранней юности, является самоуважение, т.е. обобщенная самооценка, степень  принятия или неприятия себя как  личности. На формирование самоуважения влияют многие факторы – отношение родителей, положение среди сверстников и другие[6, с.107].

     Одной из важных потребностей переходного  возраста становится потребность в  освобождении от контроля и опеки  родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими  правил и порядков. Значительное влияние на личность юноши оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

     Существует  несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством  которых родители влияют на своих детей.

      1) подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью;

     2) идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они;

     3) понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества;

     4) механизм психологического  противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым.

     Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

     «Значимость» для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально не одинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций       [6. с. 108].  
 

1.3.Содержание  вокальных навыков   участников вокальных  ансамблей

 

     Вокал (в музыкальной терминологии идентифицируется понятию пение – исполнение музыки при помощи певческого голоса)[18, с. 168] – это важнейшее средство обучения совершенному владению голосом. Уроки вокала – это тренинговая работа голосового аппарата на основе музыкальных звуков. Вокальные занятия дают возможность ощутить мышечную работу голоса и скорректировать ее. Для занятий вокалом не требуется специальная музыкальная подготовка. Слух и голосовой аппарат есть у всех, следовательно, каждый может научиться извлекать голосом музыкальные звуки, которые складываются в мелодию.

     Искусство вокала создает в воображении  определенные образы, отражает эмоциональные состояния. В процессе пения принимает участие не только звук, но и, что важно, осмысленное слово.

     Вокал в данном случае можно рассматривать  как некий процесс пения. Любой  исполнитель, безусловно, должен владеть  вокальной техникой. Благодаря вокальной технике, исполнитель может свободно управлять голосом.

     Развитие  природных вокальных возможностей человека происходит постепенно. Оптимальным  считается прохождение нескольких этапов:

     На  первом этапе осуществляется постановка голоса, причем это актуально для любых видов вокала (академический, эстрадный, джазовый).

     Далее происходит усвоение подходящих для конкретного человека приемов эстрадного вокала.

     И, наконец, на последнем этапе осуществляется самое важное и самое сложное – формируется уникальный, узнаваемый голос, с характерной манерой пения и конкретным сценическим образом.

     Принято считать, при правильной постановке даже небольшой голос может звучать  сильно. Вокал, кроме всего прочего, это еще и просто хорошее дыхание, что в свою очередь означает отличную работу всех внутренних органов человека. Поэтому занятия вокалом оздоравливают организм. Что касается профессионального пения, то это, прежде всего, тяжелый и упорный труд.

     Эстрадный вокал обычно по своему звучанию определяют как нечто среднее между академическим (классическим) вокалом и народным вокалом.

     Задача  эстрадного вокала заключается в  поиске оригинального звука, собственного сценического образа.

     Конечно, для того, чтобы добиться этой цели и найти свою оригинальную манеру пения, необходимо овладеть достаточно широким диапазоном вокальных техник. Так, к примеру, в эстрадном вокале, в отличие от народного и классического, имеет значение внятная дикция, поскольку слова являются одной из значимых составляющих любой хорошей песни. Для выработки этих навыков у участников вокального ансамбля «KVINTA» мной используются такие упражнения на дикцию, как:

     распев  на одной ноте скороговорок, например, «от топота копыт пыль по полю летит»; « У быка бела губа была тупа»;

     упражнения  гласных, например, « А Э И О У» (проговорить, а затем распеть на одной ноте).

     Также особенность эстрадного вокала заключается  в том, что в эстрадных песнях гораздо чаще можно встретить  трудные фразы, которые требуют  от исполнителя быстрой смены  дыхания[8, с. 446].

     В эстрадном вокале сочетается техника академического вокала и народного пения, а также ряд специфических приемов, характерных именно для эстрады. Иногда многие, кто только начинает постигать азы техники пения, невольно, а порой и сознательно, пытаются подражать любимым исполнителям, слепо копируя их манеру пения. Как показывает практика, далеко не всем это идет на пользу в будущем. Здесь все индивидуально: для одних рождение красивого певческого голоса будет счастливой неожиданностью, а для других – результатом кропотливого труда.

Информация о работе Формирование вокальных навыков ансабля