Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 08:59, реферат
В жанр сонаты Метнер вложил большую часть своих творческих сил. Треть сочинений композитора написана в крупной ,преимущественно сонатной форме: четырнадцать фортепианных сонат, три скрипичные, соната для голоса и фортепиано. Сонатная форма положена им в основу трех фортепианных концертов, она применена композитором ив ряде пьес малой формы (например, р. «Сказках»).Фортепианные сонаты, большинство из которых относится к числу лучши хсочинений Метнера, не только составляют значительную часть творческого наследия композитора, но и являются важнейшей вехой на пути развития сонаты.
Первый концерт выделяется
своей концепцией. В музыке концерта
Метнерпоказывает путь от мужественно-скорбных
образов первого раздела
В первом концерте Метнер отказывается от более обычного для этогожанра трехчастного цикла. Он соз-
<стр. 135>
дает масштабное сочинение в форме развернутого сонатного аллегро, гдекаждый раздел предельно развит. Сонатное аллегро становится как бысжатым до одной части сонатно-симфоническим циклом, в котороммедленные разделы и скерцозные эпизоды разработки становятсясвоеобразно преломленными средними частями концерта, а кода,насыщенная тематически и динамически, выполняет роль финала. Подобнаяформа, развивающая листовские принципы, уже применялась Метнером всонате op. 22.
Своеобразие формы концерта
во многом усиливается
Таким образом, в рамках первого концерта можно говорить о синтезедвух форм — сонатной и вариационной, занимающих стользначительное место в сочинениях Метнера разных жанров. Причем отпервой из них наследуются общие контуры формы, от второй —многоплановость, контрастность и некоторая фрагментарность изложения.
Четырьмя вступительными резко звучащими возгласами солирующегофортепиано открывается первый концерт Метнера
Роль вступительноготакта нельзя считать малозначительной: готовя появление главнойпартии, оно затем активно включается в процесс развития.
На первой странице автографа концерта композитор делает запись,ставшую своеобразным авторским кредо в жанре фортепианного концерта:«…минимум тяжести в оркестре… отсутствие параллельностидвижения всего
[1] Вариационность как
принцип развития
<стр. 136>
ансамбля, отсутствие ритмической
и фигурационной
Всем этим требованиям уже полностью отвечает основной образ концерта— превосходная, ярко очерченная тема. Трагический порыв,несокрушимая воля и большая внутренняя определенность приближают этутему к патетическим рахманиновским образам:
[1] ГЦММК, фонд 132, № 192, лист. 3.
<стр. 137>
Все важнейшие разделы концерта — экспозиция, вариации, репризаи кода — в целом исходят из главной партии, которая становитсяздесь ведущей мыслью, раскрывающей основное содержание. Монотематизмконцерта подчеркивается и тональным единством: в до миноре написаныглавная партия, тема вариаций, первая вариация и реприза. Кода звучитм до мажоре [1].
Позднее Метнер сформулировал
роль ведущих тем в
Исходя из этого тезиса, первый концерт можно было бы назвать«концертом об одном герое», и в этом, на наш взгляд, егобольшое достоинство.
Известный американский музыковед Й. Яссер в своей работе «Метнери русский мелос» [2] называет первый концерт и, в частности,его основную тему одним из самых подчеркнуто русских творенийкомпозитора, имеющего множество точек касания с рядом выдающихсяобразцов русской классической музыки. Й. Яссер приводит убедительныепримеры сходства некоторых тем первого концерта с известнымиобразцами из музыки Рахманинова, Калинникова и Римского-Корсакова:
[1] Увлечение Метнера
[2] Й. Яссер. Метнер и
русский мелос. Сборник «
<стр. 138>
Приведенные примеры [1] (число их можно значительноувеличить) Й. Яссер привлекает для доказательства своей мысли о«существовании какого-то общего в России «музыкальногоклимата», сходным образом питавшего творческое воображение всехее художников звука» [2]
. Ибо в то же время приведенные темы,звучащие в общем контексте сочинения, являются типичнейшими образцамимелодизма Метнера, ярко окрашенные его творческой индивидуальностью.
Согласно замыслу композитора, оркестр в концерте «подает новыемысли»; первое проведение мотива связующего раздела изложено впартии виолончелей:
[1] Темы из произведений
Римского-Корсакова,
[2] Цитата дается по
переводу статьи в газете «
<стр. 139>
Фортепианный вариант этой темы представляет большойлирический раздел экспозиции. Один из ярких, впечатляющих образов —первая тема побочной партии — первоначально звучит воркестровом изложении. Новая тема появляется в контрапункте с главнойпартией, рождаясь как еще одна грань основного образа:
Первая тема побочной партии получает широкоеразвитие в большом сольном эпизоде пианиста (Abbandonamente,7). Написанный в подчеркнуто импровизационной, несколькорапсодической манере, эпизод становится первой развернутой каденциейсолиста и одной из значительных лирических кульминаций концерта.
Первая тема побочной партии изложена в виде само-
<стр. 140>
стоятельного маленького цикла вариаций, в котором композитор преждевсего использует тембровое разнообразие красок. Тема побочной партиипервоначально «подается» квартетом духовых, интенсивноразвивается и оформляется в протяженную кантилену у солиста и затемпоследовательно проводится у скрипок, солирующего гобоя, гобоя скларнетом.
Вторая побочная партия (molto espressivo tranquillo) — образецтипично метнеровских канцон, мягких, возвышенных, но внешнесдержанных. В фактуре темы (и фортепианной, и оркестровой) все линиирождены самой мелодией и легко сливаются в стройный ансамбль:
Вторая тема побочной партии обнаруживает прямуюинтонационную связь с основным лейтмотивом концерта (главной партией)и в какой-то степени является его метаморфозой. В дальнейшем развитииэта тема займет одно из центральных мест.
Разработка первого концерта
чрезвычайно своеобразна. Занимая
почтиполовину всего сочинения,
она представляет собой два
Введение темы с вариациями в виде среднего раздела (чаще среднейчасти) —явление не единичное в жанре русского и советскогофортепианного концерта. Достаточно указать на концерт Скрябина,третий концерт Рахманинова, первый концерт Кабалевского, третий —
<стр. 141>
Прокофьева. Но в отличие от перечисленных в первом концерте Метнериспользует эту форму своеобразно, учитывая специфику крупногоодночастного сочинения.
В концерте Метнера собственно разработка (как бы средняя частьциклического концерта) не сразу вводит тему вариаций, а сначалапоказывает процесс ее формирования, роста и становления. Замыселпервого (собственно разработочного) этапа развития в быстроммелькании уже знакомых том, каждая из которых стремится выйти напервый план и подчинить себе остальные
Наиболее значительным образомздесь
становится резко звучащая интонация
вступительных скачков(
Приступая к работе над этим разделом, Метнер записывает: «Разработка— чередование фортепиано и оркестра. Таинственно танцующиемотивы, часто тонально законченные. Распыление тем» [1].
[1] ГЦММК, фонд 132. № 193, лист 6.
<стр. 142>
В образном плане вариации являются все теми же маленькими сказками,объединенными рамками крупного сочинения. В черновике композиторзаписывает: «Собственно не вариации, а импровизации, IntermezziCaprices» [1].
В фортепианной импровизации op. 47, очень близкой по характерупервому концерту и также написанной в форме вариаций, Метнерраскрывает программу маленьких сказок-вариаций, публикуя их названия.Здесь выделяются несколько характерных групп.
Медленные вариации, напоминающие
типично метнеровскиеноктюрны-
На одной из страниц
рукописи Метнер пишет о замысле
разработки свариациями: «Сначала свободные
(в отношении общей линии, общегодвижения
разработки) фрагменты-вариации, м. б. даже
с заключительнымикаденцеобразным
[1] ГЦММК, фонд 132, № 192, лист. 37.
<стр. 143>
менее устойчивые, определенные тонально, а потом собственноразработка, состоящая из фрагментов этих фрагментов, тональнонеустойчивая, устремляющаяся прямо в репризу…; [1]».«Собственно говоря, VII и VIII вариации не суть вариации, т. к.здесь грани общей разработки-каденции начинают сливаться. Вообщелучше нумерацию вариаций уничтожить» [2].
В процессе работы над вариационным циклом композитор записываетотдельные фразы и возгласы, вычлененные им из основных тем
Этимелодические попевки (их
девять) он располагает в
[1] ГЦММК, фонд 132, № 193, лист 13. Разрядка моя.—Е. Д.
[2] ГЦММК, фонд 132, № 192, лист
61. Каденциями Метнер называет
вчерновиках каждую вариацию, видимо,
подчеркивая этим
[3] Там же, фонд 132, № 193, лист 12.
<стр. 144>
В целом вышеприведенные мотивы охватывают весь важнейший тематическийматериал концерта: вступительный возглас (№ 1), основнаятема-лейтмотивов (№ 2, № 4), две темы побочной партии (№№ 3, 5, 6),связующая (№ 9) и наиболее часто повторяющиеся оркестровые «реплики»(№ 7 и 8).
Однако при всем своем многообразии эти мелодические фрагменты (как ивыросшие на их основе темы) восходят к единому тематическому зерну.Таким лейтмотивом, тематическим стержнем, пронизавшим собой весьматериал концерта, является нисходящий тетрахорд от третьей ступенигаммы до.
Первый вариант тетрахорда используетсяпреимущественно в темах минорных (вступительный возглас и главнаяпартия), носящих действенный, устремленный характер. Второй, мажорныйвариант положен в основу светлых, лирических побочных тем.
Если проанализировать вычлененные композитором мотивы, то во всехприсутствуют указанные тетрахорды, правда, в различных звуковыхкомбинациях. Так, в первом фрагменте последовательность будетII—I—IV— III, в третьем — II—I—III—IV,в девятом — IV—I—II—III, в восьмом —I—III—II—IV: в большинстве же отрывков тетрахордпредстает в своей прямой последовательности: I—II—III—IV(см. наброски 2-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й в нотном примере на стр. 143).
В этой своеобразной мотивной разработке Метнер безусловно продолжаетпуть, намеченный еще Шуманом в
<стр. 145>
«Симфонических вариациях» и особенно в «Карнавале».Выписанные композитором «образчики» (выражение самогоМетнера), по-разному преобразующие единое мелодическое зерно, можносравнить с «Сфинксами» из «Карнавала» Шумана,дающими тематическую «разгадку» вариационному принципу,положенному в основу этого сочинения.
Метод детальной тематической разработки, так полно примененный впервом концерте, очень показателен для творческой лабораторииМетнера.
Последний этап развития концерта
— репризу и коду—
Лаборатория слова seo копирайтинг. .
. Сократив репризу доминимума,
Метнер дает только одно