Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:53, дипломная работа
Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству является одной из важнейших задач современной школы. В процессе обучения развитие интереса имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать материал. Будучи средством обучения интерес актуализирует наиболее важные элементы знаний и содействует успешному приобретению умений и навыков. Познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. А так же познавательный интерес способствует формированию личности.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития интереса младших школьников 5
Понятие интереса 5
Искусство – как средство эстетического воспитания 19
Роль интереса в музыкальном воспитании младших школьников 23
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению и развитию
интереса младших школьников на уроке музыки 35
2.1. Методика развития интереса к музыкальному искусству в классной работе 35
2.2. Диагностическое исследование уровня сформированности развития музыкального интереса 42
2.3. Динамика сформированности развития музыкального интереса 49
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложения
Министерство образования
Кафедра
профессионально –
Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству
Выпускная квалификационная работа
2005
Содержание
стр.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития интереса младших школьников 5
Понятие интереса
Искусство – как средство
Роль интереса в музыкальном воспитании младших школьников 23
Выводы
по главе 1
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению и развитию
интереса младших школьников
на уроке музыки
2.1.
Методика развития интереса к
музыкальному искусству в
2.2.
Диагностическое исследование
2.3.
Динамика сформированности
Выводы
по главе 2
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Развитие интереса младших
школьников к музыкальному
Развитие интереса к
На основе выше сказанного
мы сформулировали тему
Весомый вклад в развитие познавательного интереса внесли работы Б.Г.Ананьев, Н.Ф,Добрынин, Н.А.Менчинская, М.А.Данилов, М.Н.Скаткин, Д.И.Писарев и других. Большую роль в разработке новых идей по развитию интереса младших школьников к музыкальному искусству сыграли Б.М.Теплов, Г.С.Ригина, Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский и другие.
Цель исследования: рассмотреть в теории и практике развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству.
Объектом исследования
Предметом исследования
Исходя из цели исследования
мы определили следующие
1. изучить психолого-
2. рассмотреть, что искусство является основным средством эстетического воспитания;
3. раскрыть понятие интереса
на уроке музыки через
4. изучить опыт педагогов – новаторов;
5. провести педагогический
Для решения поставленных
задач использовался комплекс
методов психолог-
Исследование проходило в
Куртамышской основной
Теоретическая значимость иссл
Практическая значимость
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.
Глава 1. Теоретические основы развития интереса младших школьников
1.1. Понятие интереса
Одной из форм общественной направленности личности является интерес. По определению, данному в Советском энциклопедическом словаре, интерес становится «реальной причиной социальных действий, лежащей в основе непосредственных побуждений – мотивов, идей и т.п. – участвующих в них индивидов, социальных групп, классов» [43,102].
Сущность интереса как общего
феномена и социального
Через интерес
Интерес – это единство выражения, проявления внутренней сущности субъекта и отражения объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании субъекта (А.Г.Здравомыслов) [50,7].
Рассматривая интерес как педагогическую проблему, через призму ценностей, мы можем утверждать, что всякий интерес, если он социально полезен по своему предметному содержанию и направленности, представляет большую ценность для личности подрастающего человека. Благодаря интересу объективный мир какой – то стороной приближается к человеку, становится ему не безразличным, а необходимым, ценным для его существования и развития [50,10].
Как сложное и очень значимое
для человека образование,
избирательная направленность внимания человека (Н.Ф.Добрынин, Т.Рибо);
проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л.Рубинштейн);
активатор разнообразных
особый сплав эмоционально – волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л.А.Гордон);
активное познавательное (В.Н.Мясищев, В.Р.Иванов), эмоционально – познавательное (Н.Г.Морозова) отношение человека к миру;
структура, состоящая из
специфическое отношение
Одной из самых значительных
областей общего феномена «
Познавательный интерес – важнейшая область феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно – следственные связи, закономерности, противоречивость. В познавательном интересе, направленном на отражение сущностных сторон действительности, заключены возможности проникать в научные истины, добытые человечеством, раздвигать рамки познания, отыскивать новые пути и возможности более полного освоения человеком избранной деятельности, области познания [50,16].
Особую значимость познаватель
Познавательный интерес – явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделять в обучении именно те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать их мышление, волновать и переживать, увлеченно работать над учебной задачей [50,21].
Познавательный интерес как
средство обучения становится
надежным только тогда, когда
используется в арсенале
Познавательный интерес
Познавательный интерес
1. Познавательный интерес раньше других мотивов осознается школьником. «Интересно» и «неинтересно» - основные критерии оценки урока.
2. Познавательный интерес в сравнении с другими мотивами более точно выражает мотивацию учения, ясно понимается. Например, мотив обучения, коллективной жизни у школьника может быть не только положительным, но и негативным. Высказывание «Люблю школу за то, что в ней с ребятами можно быть» может означать, что с товарищами интересно проказничать.
3. познавательный интерес (как
мотив) более доступен для
4. познавательный интерес как мотив личности побуждает школьника заниматься увлеченно не только на уроке или в процессе подготовки домашних заданий. Под влиянием этого сильного мотива школьник читает дополнительную литературу по интересующему его предмету, постоянно ставит перед собой вопросы, решение которых позволяет более глубоко подойти к изучению предмета, находит источники удовлетворения свого интереса.
5. Познавательный интерес является звеном в системе мотивации и не обособлен от других мотивов, которыми одновременно руководствуется школьник. Он взаимосвязан с мотивами долга, ответственности, необходимости самоутверждения, с широкими социальными и коллективными мотивами и так далее. Это необходимо учитывать, формируя познавательный интерес, потому что взаимосвязь мотивов обогащает личность, а интерес к познанию, обладая психологической основой, благотворно влияет на другие мотивы.
Характер мотивационной сферы,
Так, проникая в сущность познавательного интереса, устанавливая его наиболее значительные стороны, мы все более отчетливо видим его роль в обучении и воспитании:
будучи средством обучения,
он обладает возможностями
являясь мотивом учения и
деятельности, познавательный интерес
способствует тому встречному
движению ученика к учителю,
которое необходимо для
Широкий круг педагогических
исследований познавательных
Информация о работе Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству