Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:53, дипломная работа
Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству является одной из важнейших задач современной школы. В процессе обучения развитие интереса имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать материал. Будучи средством обучения интерес актуализирует наиболее важные элементы знаний и содействует успешному приобретению умений и навыков. Познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. А так же познавательный интерес способствует формированию личности.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития интереса младших школьников 5
Понятие интереса 5
Искусство – как средство эстетического воспитания 19
Роль интереса в музыкальном воспитании младших школьников 23
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению и развитию
интереса младших школьников на уроке музыки 35
2.1. Методика развития интереса к музыкальному искусству в классной работе 35
2.2. Диагностическое исследование уровня сформированности развития музыкального интереса 42
2.3. Динамика сформированности развития музыкального интереса 49
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложения
Таблица 2
Уровни развития интереса
УРОВЕНЬ |
ДИАПОЗОН СУММАРНОГО БАЛЛА |
ОЦЕНКА |
|
I. |
1 – 3 |
НИЗКИЙ | |
II. |
4 – 6 |
НИЖЕ СРЕДНЕГО | |
III. |
7 – 9 |
СРЕДНИЙ | |
IV. |
10 – 12 |
ВЫШЕ СРЕДНЕГО | |
V. |
13 – 15 |
ВЫСОКИЙ | |
Таблица 3
Анкета.
ДИАГНОСТИ- ЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
ВОПРОС |
ЭТАЛОН ОТВЕТА |
БАЗА ЗНАНИЙ ЭМОЦИО – НАЛЬНО – ЦЕННОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕС- КАЯ МУЗЫ- КАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬ- НОСТЬ |
Перечисли.
ты знаешь? На каких умеешь играть?
бы ты мог рассказать?
|
Да. Веселый, быстрый. Поп музыка, рок музыка. Чтобы её слушать. Она
успокаивает или поднимает Человек, который пишет музыку. Человек, который слушает музыку. Человек, который исполняет музыку. Балалайка, гитара, барабан, пианино, баян и др. Да. Чтобы на них играть. Фантазия детей. Ответы детей. Под неё можно танцевать, петь. Сделаю замечание. Сделать замечание. Сказать учителю. Светлые. |
Таблица 4
Сводная таблица результатов тестирования.
Фамилия, имя |
показатели |
суммар- ный балл |
уровень | ||
база знаний |
эмоциональ - ное развитие |
практическая деятельность | |||
1. Абжанова Т. 2. Абакумова Н. 3. Бояринцев П. 4. Бабушкина Н. 5. Верхотурцев С. 6. Загайнов В. 7. Королёв В. 8. Кокорина Ю. 9. Киямов Р. 10. Калинин Ж. 11. Лушникова Л. 12. Мелкозёров И. 13. Стерликова Н. 14. Таскаева А. 15. Шушарин Г. |
2 2 3 4 1 3 4 4 2 3 1 4 2 3 5 |
2 1 3 3 3 2 2 2 2 1 3 3 4 3 5 |
1 1 4 4 2 2 3 2 2 3 2 3 2 3 2 |
5 4 8 11 6 7 9 8 6 7 6 10 8 9 12 |
II II III IV II III III III II III II IV III III IV |
15 человек – 100%
I – 0 человек
II – 5 человек – 33%
III – 7 человек – 46%
IV – 3 человека – 21%
V – 0 человек
По результатам
2.3. Динамика сформированности развития музыкального интереса
Основные задачи:
ü Проведение контрольного этапа эксперимента;
ü Сравнительный анализ данных исследования развития интереса младших школьников к музыкальному искусству в процессе образования на констатирующем и контрольных этапах эксперимента;
ü Выявление наиболее эффективных сторон разработанной педагогической технологии.
На контрольном этапе
Таблица 5
Анкета
Диагностический показатель |
Вопрос |
База знаний Эмоционально – ценностное развитие
Практическая музыкальная деятельность |
1.Перечисли, какие 2.Как нужно слушать музыку? 3.Какими средствами 4.Какие инструменты относятся к русским народным? 5.Каких композиторов ты знаешь? 6.Назови их известные 7.Что такое опера? 8.Что такое балет? 9.Что такое симфония? 10.Что может произойти, если исчезнет вся музыка? 11.Какие названия женских и мужских певческих голосов ты знаешь?
1.Объясни, как сможешь, что такое «госпожа мелодия». 2.Почему мелодий существует очень много? 3.С помощью чего сочиняется мелодия? 4.Что ты выберешь – исполнить песню или её прослушать в записи? Почему? 5.Сможешь ли ты сам сочинить мелодию?
1.Исполни свою любимую песню? 2.Выбери свой любимый музыкальный инструмент и сыграй на нем. 3.Послушай, определи автора и
название музыкального |
Таблица 6
Сводная таблица результатов.
Ф.И. |
Показатели |
Суммар- ный балл |
Уровень | ||
База зна- ний |
Эмоционально- ценностное развитие |
Практичес- кая музы- кальная деятель- ность | |||
1.Абжанова Т. 2.Абакумова Н. 3.Бояринцев П. 4.Бабушкина Н. 5.Верхотурцев С. 6.Загайнов В. 7.Калинин Ж. 8.Кокорина Ю. 9.Королев В. 10.Киямов Р. 11.Лушникова Л. 12.Мелкозёров И. 13.Стерликова Н. 14.Таскаева А. 15.Шушарин Г. |
3 3 4 5 2 4 4 3 4 3 2 5 4 4 6 |
3 2 3 3 3 4 4 4 4 2 3 3 5 3 4 |
2 2 3 4 2 3 4 3 4 3 2 4 3 4 2 |
8 7 10 12 7 11 12 10 12 8 7 12 12 11 12 |
III III IV IV III IV IV IV IV III III IV IV IV IV |
15 человек – 100%
I – 0 человек
II – 0 человек
III – 5 человек – 33%
IV – 10 человек – 67%
V – 0 человек
Второй срез показал, что
у испытуемой группы детей,
у большинства повысился
Рисунок 1. Сравнительная гистограмма результатов тестирования
Выводы по главе 2
В ходе исследования нам удалось зафиксировать уровень развития интереса к музыке у испытуемой группы детей. Результаты проверки диагностических заданий до и после применения различных видов музыкальной деятельности по развитию музыкального интереса у детей младшего школьного возраста в процессе музыкального образования показывают: количественная характеристика развития и расширения музыкального интереса изменилась в сторону увеличения у 46% детей. Мы предполагали, что уровень развития музыкального интереса повысится у 50% испытуемых. По всей видимости, мало уделялось внимания тем детям у которых был уровень развития музыкального интереса выше среднего уже на констатирующем этапе исследования. На сравнительной гистограмме видно, что у этих детей уровень развития музыкального интереса не изменился. Хотя наблюдается несомненный рост у тех детей, кто был на третьем уровне, а это основная масса детей. Если в начале эксперимента 33% детей были на втором уровне, то к концу – 0%; на третьем уровне было 46% к концу – 33% ; ну, и, наконец, на четвертом уровне количество детей возросло на 46%. Это положительный результат (приложение 1).
В ходе эксперимента
Особое внимание мы
Составной частью проведенной
нами экспериментальной работы
было апробация на практике
комплекса специальных
Таким образом, эксперимент
подтвердил наше предположение
о том, что если на уроке
музыки будут использоваться
все виды музыкальной
Заключение
Музыкальное образование и
воспитание учащихся сегодня
может быть с полным
В ходе проведенного
Интерес – это избирательная
направленность внимания
Интерес можно назвать
Особое место в учебном
процессе занимает развитие
В данной работе предлагается диагностическая методика, направленная на развитие интереса к музыкальному искусству у детей младшего школьного возраста, которая: обеспечивает комплексное обследование всей музыкальной деятельности.
А так же проведено
Информация о работе Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству