Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:53, дипломная работа

Описание работы

Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству является одной из важнейших задач современной школы. В процессе обучения развитие интереса имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать материал. Будучи средством обучения интерес актуализирует наиболее важные элементы знаний и содействует успешному приобретению умений и навыков. Познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. А так же познавательный интерес способствует формированию личности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития интереса младших школьников 5
Понятие интереса 5
Искусство – как средство эстетического воспитания 19
Роль интереса в музыкальном воспитании младших школьников 23
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению и развитию
интереса младших школьников на уроке музыки 35
2.1. Методика развития интереса к музыкальному искусству в классной работе 35
2.2. Диагностическое исследование уровня сформированности развития музыкального интереса 42
2.3. Динамика сформированности развития музыкального интереса 49
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложения

Файлы: 1 файл

ддиплом.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2                               

 Уровни развития интереса      

 

УРОВЕНЬ

ДИАПОЗОН

СУММАРНОГО БАЛЛА

ОЦЕНКА

 

 

I.

1 – 3

НИЗКИЙ

II.

4 – 6

НИЖЕ СРЕДНЕГО

III.

7 – 9

СРЕДНИЙ

IV.

10 – 12

ВЫШЕ СРЕДНЕГО

V.

13 – 15

ВЫСОКИЙ

 

Таблица 3

Анкета.

ДИАГНОСТИ-

ЧЕСКИЙ

ПОКАЗАТЕЛЬ

 ВОПРОС

ЭТАЛОН ОТВЕТА

БАЗА ЗНАНИЙ

ЭМОЦИО – 

НАЛЬНО – ЦЕННОСТНОЕ

РАЗВИТИЕ

ПРАКТИЧЕС-

КАЯ МУЗЫ-

КАЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬ-

НОСТЬ

  1. Слушаешь ли ты дома музыку?
  2. Послушай, определи характер музыки?
 

 

  1. Какие современные направления музыки ты знаешь?

Перечисли.

  1. Зачем людям нужна музыка?
  2. Кто такой композитор?
  3. Кто такой слушатель?
  4. Кто такой исполнитель?
  5. Какие музыкальные инструменты

ты знаешь? На каких  умеешь играть?

  1. Есть ли они у вас дома? Какие?
  2. для чего они нужны людям?
  3. Если бы ты знал язык музыки о чем
           

 бы ты мог рассказать?

  1. Ты любишь музыку слушать или исполнять?
  2. Почему тебе она нравится?
  3. Если ты сидишь на концерте, а впереди тебя громко разговаривают, что ты сделаешь: замечание или будешь сам громко говорить?
  4. Как надо поступить, если ты увидел , что ребенок в школе ломает музыкальный инструмент?
  5. Какие ты возьмешь краски для картины, если будет звучать веселая, радостная музыка?
  6. Исполни свою любимую песню.
  7. Если умеешь играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, сыграй.

Да. 

Веселый, быстрый.

Поп музыка, рок музыка.

Чтобы её слушать. Она  успокаивает или поднимает настроение.

Человек, который пишет  музыку.

Человек, который слушает  музыку.

Человек, который исполняет  музыку.

Балалайка, гитара, барабан, пианино, баян и др.

Да.

Чтобы на них играть.

Фантазия детей.

Ответы детей.

Под неё можно танцевать, петь.

Сделаю замечание.

Сделать замечание. Сказать  учителю.

Светлые.


 

Таблица 4 

 

Сводная таблица результатов  тестирования.

Фамилия, имя

показатели

суммар-

ный

балл

уровень

база знаний

эмоциональ -

ное развитие

практическая

деятельность

1. Абжанова Т.

2. Абакумова Н.

3. Бояринцев П.

4. Бабушкина Н.

5. Верхотурцев С.

6. Загайнов В.

7. Королёв В.

8. Кокорина Ю.

9. Киямов Р.

10. Калинин Ж.

11. Лушникова Л.

12. Мелкозёров И.

13. Стерликова Н.

14. Таскаева А.

15. Шушарин Г. 

2

2

3

4

1

3

4

4

2

3

1

4

2

3

5

2

1

3

3

3

2

2

2

2

1

3

3

4

3

5

1

1

4

4

2

2

3

2

2

3

2

3

2

3

2

5

4

8

11

6

7

9

8

6

7

6

10

8

9

12

II

II

III

IV

II

III

III

III

II

III

II

IV

III

III

IV


 

15 человек – 100%

I – 0 человек

II – 5 человек – 33%

III – 7 человек – 46%

IV – 3 человека – 21%

V – 0 человек  

 По результатам констатирующего  эксперимента выяснилось, что основная  масса детей находится на третьем  и втором уровне сформированности развития музыкального интереса. При определении сформированности развития музыкального интереса использовались такие методы  беседа, анкетирование, наблюдение, экспериментальные задания (типа «Составь программу КВН», «Выбери любое из предложенных заданий»). Мы отследили, что дети владеют теми знаниями, умениями и навыками, которые соответствуют, с одной стороны типовым программам воспитания и образования детей в учебном заведении, а с другой стороны, отображают их реальные представления о музыке, о композиторах, о песнях. У всех учащихся сформирован какой-либо мотив музыкальной деятельности, но у каждого он характеризуется неустойчивостью, неосознаваемостью, малой силой. По результатам констатирующего эксперимента разработана педагогическая технология по формированию развития интереса младших школьников к музыкальному искусству, в ходе, применения которой мы предполагаем отслеживание повышения уровня развития музыкального интереса у 50% учащихся.

 
 
 

2.3. Динамика сформированности  развития музыкального интереса

 

Основные задачи:

ü Проведение контрольного этапа эксперимента;

ü Сравнительный анализ данных исследования развития интереса младших школьников к музыкальному искусству в процессе образования на констатирующем и  контрольных этапах эксперимента;

ü Выявление наиболее эффективных  сторон разработанной педагогической технологии.  

 На контрольном этапе исследования  интереса к музыке у младших  школьников принимали участие  те же 15 человек, что и на  констатирующем. Данный этап был  проведен спустя полтора года. В течении всего этого времени велась целенаправленная работа по опробации разработанной технологии.

Таблица 5

Анкета

 

Диагностический

показатель

Вопрос

 

База знаний

 
 
 
 
 
 
 

Эмоционально –

ценностное

развитие

 

Практическая

музыкальная

деятельность

 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Перечисли, какие музыкальные  инструменты ты знаешь?

2.Как нужно слушать музыку?

3.Какими средствами музыкальной  выразительности композитор сможет  изобразить дождь?

4.Какие инструменты относятся  к русским народным?

5.Каких композиторов ты знаешь?

6.Назови их известные произведения?

7.Что такое опера?

8.Что такое балет?

9.Что такое симфония?

10.Что может произойти, если  исчезнет вся музыка?

11.Какие названия женских и  мужских певческих голосов ты  знаешь?

 

1.Объясни, как сможешь, что  такое «госпожа мелодия».

2.Почему мелодий существует  очень много?

3.С помощью чего сочиняется  мелодия?

4.Что ты выберешь – исполнить  песню или её прослушать в  записи? Почему?

5.Сможешь ли ты сам сочинить  мелодию?

 

1.Исполни свою любимую песню?

2.Выбери свой любимый музыкальный инструмент и сыграй на нем.

3.Послушай, определи автора и  название музыкального произведения.


 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 6

Сводная таблица результатов.

 

 

Ф.И.

Показатели 

 

Суммар-

ный

балл

 

Уровень

База зна-

ний

Эмоционально-

ценностное

развитие

Практичес-

кая музы-

кальная

деятель-

ность

1.Абжанова Т.

2.Абакумова Н.

3.Бояринцев П.

4.Бабушкина Н.

5.Верхотурцев С.

6.Загайнов В.

7.Калинин Ж.

8.Кокорина Ю.

9.Королев В.

10.Киямов Р.

11.Лушникова Л.

12.Мелкозёров И.

13.Стерликова Н.

14.Таскаева А.

15.Шушарин Г.

3

3

4

5

2

4

4

3

4

3

2

5

4

4

6

3

2

3

3

3

4

4

4

4

2

3

3

5

3

4

2

2

3

4

2

3

4

3

4

3

2

4

3

4

2

8

7

10

12

7

11

12

10

12

8

7

12

12

11

12

III

III

IV

IV

III

IV

IV

IV

IV

III

III

IV

IV

IV

IV


 

15 человек – 100%

I – 0 человек

II – 0 человек

III – 5 человек – 33%

IV – 10 человек – 67%

V – 0 человек  

 Второй срез показал, что  у испытуемой группы детей,  у большинства повысился уровень  развития интереса к музыкальному  искусству, расширился и повысился  диапазон музыкальной деятельности, это говорит о том, что система целенаправленной работы сыграла большую роль.   

 

 

Рисунок 1. Сравнительная гистограмма  результатов тестирования

 

Выводы по главе 2  

 В ходе исследования нам  удалось зафиксировать уровень  развития интереса к музыке  у испытуемой группы детей. Результаты проверки диагностических заданий до и после применения различных видов музыкальной деятельности по развитию музыкального интереса у детей младшего школьного возраста в процессе музыкального образования показывают: количественная характеристика развития и расширения музыкального интереса изменилась в сторону увеличения у 46% детей. Мы предполагали, что уровень развития музыкального интереса повысится у 50% испытуемых. По всей видимости, мало уделялось внимания тем детям у которых был уровень развития музыкального интереса выше среднего уже на констатирующем этапе исследования. На сравнительной гистограмме видно, что у этих детей уровень развития музыкального интереса не изменился. Хотя наблюдается несомненный рост у тех детей, кто был на третьем уровне, а это основная масса детей. Если в начале эксперимента 33% детей были на втором уровне, то к концу – 0%; на третьем уровне было 46% к концу – 33% ; ну, и, наконец, на четвертом уровне количество детей возросло на 46%. Это положительный результат (приложение 1).  

 В ходе эксперимента выяснилось, что коллективная (групповая) форма  музыкальной деятельности создает  лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма работы «втягивает»  в активную работу даже пассивных,  слабо «одаренных» детей, так  как они не могут отказаться выполнять свою часть работы. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.  

 Особое внимание мы сосредоточили  на явлении и апробации сочетания  различных видов музыкальной  деятельности, предполагающих непосредственный контакт ребенка с музыкой и её исполнением. Данный выбор подтверждают и сами дети. Из числа опрошенных нами второклассников (15 человек) 95% детей предпочли исполнение любимых песен, чем прослушивание её в записи, 80% пожелали играть в детском музыкальном оркестре, нежели посмотреть как играют другие.  

 Составной частью проведенной  нами экспериментальной работы  было апробация на практике  комплекса специальных диагностических  и развивающих музыкальную культуру  младшего школьника видов музыкальной деятельности. Спецификой их является непосредственный контакт ребенка с конкретными музыкальными инструментами, собственным голосом, с секретами музыкальной грамоты. Все виды музыкальной деятельности формируют у младших школьников представление о музыке, о её правильном исполнении и слушании.   

 Таким образом, эксперимент  подтвердил наше предположение  о том, что если на уроке  музыки будут использоваться  все виды музыкальной деятельности, а также и творческий подход  учителя к урокам, повысится уровень развития интереса к музыкальному искусству у 50% детей, то проведенное исследование можно считать успешным.

 
 
 
 
 

Заключение   

 Музыкальное образование и  воспитание учащихся сегодня  может быть с полным основанием  отнесено к наиболее приоритетным направлениям научно – педагогических исследований. В начальной школе закладываются основы музыкального образования, поэтому в настоящее время вырос интерес к проблеме музыкального развития детей в среде педагогов, что обусловлено стремлением найти новые эффективные механизмы взаимодействия с личностью учащегося для достижения эффективных результатов в процессе музыкального образования.     

 В ходе проведенного психолого  – педагогического исследования  была изучена и проанализирована  степень разработанности проблемы по развитию музыкального интереса у младших школьников в педагогической теории и практике, а также были определены теоретико – методологические основы исследования. В ходе изучения психолого – педагогической литературы нами был сделан вывод о том, что педагогу не просто сориентироваться в огромном количестве публикации по развитию интереса и упорядочить с точки зрения учителя поток разноречивых мнений и теорий в области музыкального образования младших школьников. Мы попытались проанализировать многозначные понятия, выстроить трактовку интереса, которая в наибольшей степени отвечала бы потребностям музыкально – педагогической практике.  

 Интерес – это избирательная  направленность внимания человека, проявление его умственной и  эмоциональной активности, активатор разнообразных чувств, особый сплав эмоционально – волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека.  

 Интерес можно назвать ведущим  побудителем деятельности человека. Через интерес мы проникаем в процессы взаимодействия субъекта и объекта, в механизмы деятельности и рассматриваем её как бы изнутри.  

 Особое место в учебном  процессе занимает развитие интереса  младших школьников к музыкальному  искусству.  

 В данной работе предлагается  диагностическая методика, направленная на развитие интереса к музыкальному искусству у детей младшего школьного возраста, которая: обеспечивает комплексное обследование всей музыкальной деятельности.  

 А так же проведено диагностическое  исследование уровня сформированности музыкального интереса и проанализирована динамика развития уровня музыкального интереса.

Информация о работе Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству