Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:53, дипломная работа

Описание работы

Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству является одной из важнейших задач современной школы. В процессе обучения развитие интереса имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать материал. Будучи средством обучения интерес актуализирует наиболее важные элементы знаний и содействует успешному приобретению умений и навыков. Познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. А так же познавательный интерес способствует формированию личности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития интереса младших школьников 5
Понятие интереса 5
Искусство – как средство эстетического воспитания 19
Роль интереса в музыкальном воспитании младших школьников 23
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению и развитию
интереса младших школьников на уроке музыки 35
2.1. Методика развития интереса к музыкальному искусству в классной работе 35
2.2. Диагностическое исследование уровня сформированности развития музыкального интереса 42
2.3. Динамика сформированности развития музыкального интереса 49
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложения

Файлы: 1 файл

ддиплом.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

 познавательный интерес связан  с основной фундаментальной деятельностью  – с учением, познавательной  деятельностью, влияние которой  на развитие человека нельзя переоценить;  

 познавательный интерес взаимодействует  с такими личностными свойствами  человека, как активность, самостоятельность,  под влиянием которых он сам  развивается и способствует развитию  этих свойств;  

 познавательный интерес выражает достаточно ясно отношение школьника к содержанию избираемой предметной области и деятельности, связанной с ее изучением. По этим проявлениям можно судить не только об уровне актуального развития ученика, но и о его перспективах о «зоне ближайшего развития» (Л.С.Выготский), обнаруживающей себя в предпочитаемой предметной области знаний особенно ярко.  

 Перспективы развития позволяют  ученику целенаправленно использовать  свободное время, свой досуг  и различные виды деятельности  для удовлетворения своих интересов. Активный характер учебной и свободной деятельности в избранной области (увлеченность выполнением заданий, инициатива в обогащении, стремление к более глубокому изучению предмета, желание передать свои познания товарищам, использовать их во фронтальной работе учителя с классом) позволяет установить уровень познавательных возможностей и их связь с развитием интереса.  

 Не случайны утверждения  психологов (Б.Г.Ананьев, Н.Ф.Добрынин, Н.А.Менчинская) и педагогов (М.А.Данилов,  М.Н.Скатнин) о том, что познавательный интерес и его становление – показатель общего развития школьника [50,32].

 

 

       Как показывают  психолого – педагогически исследования, интересы младших школьников  характеризуются сильно выраженным  эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний.  

 В учебно – познавательной  деятельности интересы младшего  школьника не всегда локализованы, поскольку объем систематизированных  знаний и опыт их приобретения  невелики. Поэтому попытки учителя  сформировать приемы обобщения, а также поиск учащимися обобщенных способов решения поставленных задач нередко бывают безуспешными, что сказывается на характере интереса младших школьников, который чаще обращен не столько к процессу учения, сколько к его практическим результатам (сделал, решил, сумел). Вот почему приближение цели деятельности к ее результату составляет для младшего школьника важную основу, укрепляющую интерес. Частые же переключения интереса могут неблагоприятно влиять не только на укрепление интереса к учению, но на процесс формирования личности ученика. Лишь с приобретением опыта познавательной деятельности, умело направляемой учителем, происходит постепенное овладение обобщенными способами, позволяющими решать более сложные задачи учения, обогащающие интерес учащихся [50,36].  

 Познавательный интерес в  его более совершенном виде  способствует общей направленности  деятельности школьника и может  играть значительную роль в  структуре его личности. Влияние  познавательного интереса на  формирование личности обеспечивается рядом условий:  

 уровнем развития интереса (его  силой, глубиной, устойчивостью);  

 характером (многосторонними, широкими  интересами, локальными – стержневыми  либо многосторонними интересами  с выделением стержневого);  

 местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;   

 своеобразием интереса в  познавательном процессе (теоретической  направленностью или стремлением  к использованию знаний прикладного  характере);  

 связью с жизненными планами  и перспективами.   

 Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника. Главное же состоит в том, что наличие познавательного интереса в его совершенных формах  и относительно высоких уровнях придает любой деятельности эмоциональную окрашенность, интеллектуальную активность и действенное начало. Поэтому в любой деятельности под влиянием познавательного интереса школьник может испытывать и радость от познания нового. Познавательный интерес не изолирован  и не обособлен в ее структуре. Его формирование происходит вместе с формированием других мотивов, во взаимодействии с ними. Познавательный интерес, будучи изолированным и обособленным от общественных мотивов, может содействовать развитию «академизма», эгоцентризма, претензий на исключительность. Развиваясь во взаимодействии с общественными мотивами, познавательный интерес способствует духовному обогащению личности [50,46].  

 Познавательный интерес учащегося  формируется в школьные годы  под влиянием активной, самостоятельной  деятельности по освоению окружающей действительности посредством обобщенного опыта человечества в научных истинах, препарированных в знаниях, и в свою очередь влияет на структуру личности, содействует личностно значимым процессам, жизненным установкам, планам, позиции школьника.   

 Познавательный интерес все  более глубоко исследуется как  аккумулятор и активатор деятельности, оставляющие значительное последействие  в сознании, переживаниях, отношении  учащихся к учению, учебному процессу, учителю, соучастникам познавательной деятельности, социальным, духовным, моральным ценностям, к которым они приобщаются [50,47].  

 Мы считаем, что в учебно-познавательной  деятельности, где происходит преподавание  и учение, проявляются как объективно-субъективные  характеристики общего феномена деятельности, так и субъективно-объектные отношения, на основе которых формируется познавательный интерес.   

 Смысл и значение включения  в учебный процесс многообразия  видов деятельности состоят в  том, чтобы  

 обогатить учебно-познавательную  деятельность и весь учебный процесс выявлением разносторонних связей и зависимостей между трудом, познанием и общением, составляющими деятельную основу обучения и учения;  

 доказать, что включение различных  видов деятельности в  учебный процесс содействует его эффективности, поскольку каждый из них по-своему активизирует учащихся, побуждает их к самостоятельности, содействует развитию склонностей в определенной предметной области, углубляет интерес к знаниям, учению в целом.  

 Взаимосвязь всех видов деятельности, включенных в учебный процесс, должна содействовать не только приобретению знаний, но и воспитанию, развитию многих необходимых качеств учащихся. В этой взаимосвязи проявляется влияние предметных особенностей каждого вида деятельности, происходит взаимодополнение их за счет особенностей друг друга.  

 В ансамбле видов деятельности  каждый ученик может найти  выход своим индивидуальным потребностям, проявить свои возможности, развить  творческие силы, удовлетворить  интересы.  

 Взаимосвязь различных видов  деятельности, включенных в учебный процесс, может осуществляться в различных сочетаниях, как требует этого логика изучения определенного содержания. При этом важно иметь в виду их единство, присуще деятельности как общему феномену, сущностные свойства (целенаправленность, преобразующий характер, предметность, осознанность) и общность в построении (взаимосвязь компонентов целепологания и мотивов, предметного содержания и способов, процесса деятельности и ее конечных результатов).   

 Взаимосвязь различных видов деятельности в учебном процессе имеет следующие основания:

1. В учебном процессе осуществляется  единство деятельности учителя  и учащихся, которое обеспечивает, с одной стороны, социально  и педагогически ценное освещение  опыта, накопленного человечеством,  с другой – деятельно-активное присвоение этого опыта при помощи овладения способами познавательной и других видов деятельности.

2. Основой взаимосвязи является  единство труда, познания, общения,  обогащению которых способствуют  функции предметно-практической, художественной, игровой, общественной, спортивно-гимнастической и других видов деятельности.

3. Взаимосвязи видов деятельности  образуют различные сочетания,  также способствующие оснащению  учебной деятельности: познавательно-художественной, художественно-оформительской, познавательно-игровой, театрализовано-игровой и т.д.

4. Особое место во всей  системе взаимосвязей занимает общение, плодотворность которого является основанием для взаимосвязи любого сочетания.

Познавательная деятельность:

вооружает знаниями, умениями, навыками;   

 содействует воспитанию мировоззрения,  нравственных, эстетических качеств  учащихся;  

 развивает их познавательные  силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный  интерес;  

 выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся;  

 приобщает к поисковой и  творческой деятельности.  

 Предметно-практическая деятельность (в учебном процессе, на любых  уроках она представляет элементы  трудовой деятельности. Основные  же ее функции осуществляются  на уроках труда и в практических трудовых делах учащихся. В решении задач реформы школы эта деятельность должна способствовать профессиональной ориентации учащихся):  

 помогает уяснить практическую  значимость науки;  

 развивает политехнический  кругозор;  

 психологически и практически готовит к труду;  

 вооружает практическими знаниями, умениями, навыками;  

 развивает сенсорно-двигательную  сферу.  

 Общение:  

 содействует обмену опытом  и знаниями;  

 устанавливает коммуникативные  связи с участниками учебной  деятельности;  

 содействует стимуляции любой  деятельности;  

 выявляет и оказывает влияние  на становление благоприятных  отношений между участниками  учебной деятельности;  

 способствует формированию  межсубъектных отношений.  

 Игра:  

 содействует развитию познавательных сил учащихся;  

 стимулирует творческие процессы  их деятельности;  

 способствует разрядке напряженности,  снимает утомление;  

 создает благоприятную атмосферу  учебной деятельности, оживляет  учебную деятельность;  

 содействует развитию интереса к учению.  

 Художественная деятельность: 

  содействует эстетическому воспитанию и освоению действительности;  

 развивает художественный кругозор;   

 формирует ценностные ориентации  в области искусства;  

 обогащает эмоциональную сферу  школьников;  

 выявляет и развивает творческие способности учащихся, их эстетический интерес.  

 Общественная деятельность:  

 оказывает опосредованное, но  весьма значительное влияние  на учебный процесс;  

 создает социальную направленность  любой деятельности;  

 развивает организаторские умения и способности;  

 обогащает мотивы любой деятельности;   

 укрепляет успех;  

 содействует общественной оценке  деятельности школьников;  

 способствует развитию активной  жизненной позиции.  

 Многообразные виды деятельности, в который включен современный школьник, направлены на развитие, формирование познавательных интересов. Труд, познание и общение являются той основой, на которой формируются важнейшие личностные образования учащихся – интерес к миру, людям, полезной деятельности, активность, самостоятельность.   

 На этой основе все виды  деятельности – общественная, художественная, игровая, предметно-практическая, способствуя  выявлению потенциальных возможностей  школьника, удовлетворению его  интересов, запросов, всесторонне  развивают и содействуют гармоничному развитию индивидуальности.  

 Комплекс педагогических исследований  по проблемам активизации учебно-познавательной  деятельности вскрыл значительные  резервы формирования познавательных  интересов и совершенствования  учебного процесса в современной школе с использованием взаимосвязи деятельностей, включенных в обучение и учение. Практика показывает, что учителя с целью разнообразия и оживления учебно-познавательного процесса и ранее использовали элементы искусства (репродукции, музыкальные, поэтические фрагменты, учебные фильмы и др.). Это, действительно, оживляло уроки, мобилизовало внимание учащихся, было своеобразным дополнением к познавательной деятельности. Однако, привлекая элементы искусства, технические средства, учителя в своем подавляющем большинстве не ставили своей целью включать школьников в активную разностороннюю деятельность. Ученики продолжали оставаться в роли пассивных слушателей, зрителей. Задача исследования состояла в том, чтобы на основе взаимодействия и взаимосвязей различных видов деятельности включать учащихся в активный процесс учения, выдвижения и решения познавательных задач, активного оперирования способами, присущими конкретным видам деятельности, максимально использовать потенциал взаимосвязи деятельностей в учебном процессе, приближая школьников к позиции субъекта деятельности, а не просто исполнителя.  

 Проведенные исследования показали:

1.   Процесс взаимосвязи деятельностей в учебном процессе может иметь зрительное разнообразие, способствующее активизации познавательной деятельности и формированию познавательных интересов учащихся;

взаимосвязь познавательной и практической деятельности удовлетворяла запросы  и тех, кто углублялся в процесс  познания, и тех, кто стремился  непосредственно видеть результат своих практических материализованных действий;

Информация о работе Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству