Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:53, дипломная работа

Описание работы

Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству является одной из важнейших задач современной школы. В процессе обучения развитие интереса имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать материал. Будучи средством обучения интерес актуализирует наиболее важные элементы знаний и содействует успешному приобретению умений и навыков. Познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. А так же познавательный интерес способствует формированию личности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития интереса младших школьников 5
Понятие интереса 5
Искусство – как средство эстетического воспитания 19
Роль интереса в музыкальном воспитании младших школьников 23
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению и развитию
интереса младших школьников на уроке музыки 35
2.1. Методика развития интереса к музыкальному искусству в классной работе 35
2.2. Диагностическое исследование уровня сформированности развития музыкального интереса 42
2.3. Динамика сформированности развития музыкального интереса 49
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложения

Файлы: 1 файл

ддиплом.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

  Музыкально-ритмические движения  обеспечивают разностороннее музыкальное  развитие учащихся: у них развивается  музыкальность, творческие способности,  формируются навыки коллективных  действий. Они активизируют чувство  ритма, способствуют углубленному  освоению музыкального материала урока.   

 Музыкально-ритмическая деятельность  детей имеет три взаимосвязанных  направления.  

 Первое обеспечивает музыкальное  развитие и включает развитие  музыкального слуха, формирование  умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний.  

 Второе дает правильные двигательные  навыки: ходьбы, шага, поскоков, кружения, хлопков, построения и перестроения.   

 Третье направление обеспечивает  формирование умения управлять  движениями тела: быстро и точно  останавливаться, менять движение и т.д [12,112].  

 Игра на детских музыкальных  инструментах – один из видов  коллективной исполнительской деятельности  учащихся. Ее назначение на уроке  – способствовать проявлению  и развитию музыкальных способностей  ребенка, обогащать художественный опыт младших школьников, развивать их интерес к исполнительской деятельности (приложение 3).  

 Включение в урок игры  на музыкальных инструментах  связано с решением следующих  педагогических задач:

1. стимулировать исполнительскую  детей на занятиях, во внеклассной работе и в свободное время (на праздниках, в семье);

2.  способствовать формированию у них художественного вкуса и интересов;

3. воспитать интерес к игре  в оркестре; различать тембр инструментов;

4. активизировать развитие музыкальных  способностей (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический слух);

5. способствовать формированию  представлений о выразительной  сущности элементов музыкальной  речи и средств музыкальной  выразительности.  

 При выполнении учебно-воспитательных  задач решающее значение принадлежит репертуару, методам работы. Музыкальный материал должен быть доступным для совместного исполнения учеников и учителя.  

 В результате занятий школьники  должны:  

 знать название инструментов;   

 уметь различать на слух  тембры инструментов;  

 овладеть приемами и способами игры на каждом инструменте.  

 В работе с учащимися начальной  школы могут быть использованы  лишь самые простые инструменты.  Это музыкальные инструменты  ударной группы (треугольники, тарелки,  бубны, маракасы, барабан), так и  звуковысотные (колокольчики, металлофоны, ксилофоны). Все инструменты должны издавать чистый и приятный звук, привлекать детей своим внешним видом. При игре на любом инструменте необходимо сидеть за свободным положением тела, или головы [12,125].

 

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу  

 В результате изучения музыки  ученик должен  

 знать/понимать

·   выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

·   смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

·   названия изученных жанров и форм музыки;

·   образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);

·   названия изученных произведений и их авторов;

·   наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

уметь

·   узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

·   определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

·   определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

·   передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

·   исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;

·   исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·   восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

·   исполнения знакомых песен;

·   участия в коллективном пении;

·   музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

·   передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.  

 Итак, федеральный компонент  государственного стандарта начального  общего образования направлен  на реализацию качественно новой  личностно-ориентированной развивающей  модели массовой начальной школы  и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

·   освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

·   сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

·   воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

·   а самое главное на развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к музыкальному искусству [47,33].   

 Специфические особенности  на данном возрастном этапе:  зарождения и первоначальное проявление отношений к музыкальному искусству; стремление ориентироваться в музыкальных произведениях; накопление основных нормативных требований и правил, осуществляющих воспитание эстетических качеств человека с музыкой. Требования к музыкальной воспитанности младших школьников представляют планируемый результат обучения и воспитания в начальной школе. Данный уровень знаний и умений о музыкальном искусстве должен достигаться на занятиях по всем дисциплинам, а не только на специальных уроках. 

 

Выводы по главе 1  

 Интерес – стремление к  познанию объекта или явления,  к овладению тем или иным  видом деятельности. Интерес носит  избирательный характер, выступает  одним из наиболее существенных  стимулов приобретения знаний, расширения  кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе. При наличии интереса знания усваиваются основательно, прочно; при его отсутствии учебный материал усваивается с трудом, часто формально.  

 Интерес формируется и развивается  в процессе игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности человека и зависит от условий его жизни, обучения и воспитания.  

 Особое значение в развитии  детей имеет познавательный интерес.  Элементарные проявления неосознанного  познавательного интереса наблюдаются  у детей на первом году жизни, когда они начинают ориентироваться в окружающем мире.  

 С поступлением в школу  интересы ребенка постепенно  переключаются с игровой деятельности  на учение.  

 Перед школой стоит задача  на основе уже имеющихся у  учащихся интересов пробуждать, формировать и развивать новые социально ценные интересы.  

 Особое место в учебном  процессе занимает развитие интереса  младших школьников к музыкальному  искусству. Музыка, учебный предмет  в общеобразовательной школе,  способствующий развитию музыкально – эстетической культуры школьников.  

 Занятия музыкой со школьниками  ставят своей целью пробудить  интерес к этому виду искусства,  потребность в общении с подлинно  художественными произведениями; научить  понимать язык музыки, выразительно  исполнять доступные музыкальные произведения, формировать творческие способности. Главная задача предмета, как и массового музыкального воспитания, - влияние на духовный мир детей, формирование нравственно-эстетического отношения к искусству.   Большую роль в разработке новых идей музыкального образования и воспитания сыграли Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, Н.Я.Брюсова, В.Г.Каратыгин и др. Значительное влияние на разработку методики преподавания музыки в школе оказали психологи – педагогические идеи Л.С.Выгодский об изучении искусства, а также педагогические взгляды А.П.Блонского.   

 Музыкальное воспитание является  особой областью эстетического  воспитания. Оно опирается на  закономерности музыкального языка  и исторически сложившуюся логику  музыкального мышления. Существенным компонентом музыкального воспитании является музыкальное обучение и образование, позволяющее овладеть языком музыки, приобрести знания, умения, навыки, развивать музыкальные особенности, необходимые для музыкальной деятельности, что невозможно без развития интереса к этому виду искусства.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Экспериментальная  работа по выявлению и формированию развития интереса младших школьников на уроках музыки

2.1. Методика развития  интереса к музыкальному искусству  в классной работе  

  Период начальной школы в жизни  ребенка можно рассматривать  как первую ступень обогащения  знаниями о музыке и композиторах, знакомства с музыкой разных  народов мира, воспитание любви  к музыке. Система музыкального  развития и воспитания в начальной  школе имеет особое значение, так как вопросы сохранения нравственности выходят на первый план – без этого невозможна жизнь Человека. Музыка – один из видов искусства, язык звуков и интонаций. Издавна люди хотят жить интересно, красочно. Представьте себе на минуту, что в мире нет никакой музыки. Интересной была бы жизнь? Безусловно, нет! Музыка служит взаимопониманию людей, помогает обрести смысл жизни. В нашей жизни музыка занимает важное место. Она способна выражать глубочайшие мысли, чувства. Народная песня или сочиненная композитором симфония, романс или музыка современного танца – все это серьезная музыка, все это должно войти в нашу жизнь, обогатить наш внутренний мир. Люби музыку: она раскроет перед тобой картину нашего мира. Основой музыкального развития должно быть, конечно, прочные музыкальные знания, знание средств музыкального языка, построения произведения и на основе этого понимание того, какую роль играет музыка в нашей жизни. Младшие школьники, стремящиеся к познанию музыки, находятся в том возрасте, который благоприятен для формирования элементарных понятий. Успешному формированию музыкального образования способствуют следующие возрастные особенности: любознательность, повышенная эмоциональная чувствительность, отзывчивость, доверчивость, вера в авторитет учителя и родителей, интерес к игровой деятельности. Переход ведущего вида деятельности с игровой на познавательную [27,34].   

 Методика изучения и формирования  познавательных интересов учащихся  – вопрос, в равной степени  актуальный как для исследования проблемы, так и для практики обучения и воспитания. К методам исследования познавательных интересов школьников мы подходим прежде всего с позиций социальной детерминации человека, его деятельности – основы развития общества и индивидуальности. Именно в деятельности обнаруживаются важнейшие тенденции формирования и развития свойств личности.  

 Процесс формирования познавательных  интересов, как и любой другой  стороны личности, происходит в  деятельности. Главный вид деятельности  школьника – учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в различных предметных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформация целей, выдвигаемых обществом, школой, в мотивы деятельности ученика.  

 Учение закладывает основы  познавательных интересов, но  не исчерпывает собой всех  возможностей их формирования. В  любом виде деятельности, поскольку  познавательная и практическая  стороны для личности не обособлены, есть необходимая почва для  формирования познавательного интереса. Особенно благоприятна деятельность, связанная с предметом интереса ученика (познавательная, трудовая, общественная, техническая, художественная, литературная, музыкальная). В связи с этим широкая внеурочная деятельность представляет значительный интерес для формирования познавательных интересов.  

 Эффект деятельности для  формирования познавательных интересов  детей зависит от педагогически  правильной её организации, использование  её объективных условий и внутренних  возможностей личности ученика. К последним относятся потребности, система целей и задач личности, её позиция, на основе которой возникают сложные отношения к предметному миру и людям, уровень общего умственного развития.  

 Педагогическое влияние процессов  воспитания и обучения на формирование познавательных интересов учащихся в значительной мере обусловлено активностью учащихся. Активность личности как проявление её социальной природы получает в процессе жизни и деятельности побуждения, позволяющие приобрести этой активности многозначность и разнообразие, в чем и состоит обогащение личности. Это создает возможность её влияния на среду, на изменение окружающей действительности.  

 Формирование познавательных  интересов и активности личности  – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность; в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес [50,110].  

 Имеющий многовековую историю  развития урок, дошедший до наших  дней, представлен сегодня в качестве  одной из основных форм организации обучения, удобной для рассредоточения содержания обучения и выработки у учащихся необходимых способов учебной деятельности. Психологи, методисты, учителя-практики многие годы ищут пути совершенствования процесса обучения. Рассмотрим некоторые направления поиска эффективности обучения.   

 Программированное обучение  предусматривает необходимость  точного выделения информации  и немедленной обратной связи  в обучении. Имеет свои положительные  стороны теория поэтапного формирования  умственных действий в обучении. Проблемное обучение развивает  мышление учащихся.  

 Некоторые психологи считают,  что детей нужно как можно  раньше учить обобщениям. Учащиеся  одного возраста отличаются по  уровню развития и дифференцированное  обучение помогает каждому учиться  в соответствии с возможностями  и наклонностями.  

Информация о работе Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству