Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:53, дипломная работа
Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству является одной из важнейших задач современной школы. В процессе обучения развитие интереса имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать материал. Будучи средством обучения интерес актуализирует наиболее важные элементы знаний и содействует успешному приобретению умений и навыков. Познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. А так же познавательный интерес способствует формированию личности.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития интереса младших школьников 5
Понятие интереса 5
Искусство – как средство эстетического воспитания 19
Роль интереса в музыкальном воспитании младших школьников 23
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению и развитию
интереса младших школьников на уроке музыки 35
2.1. Методика развития интереса к музыкальному искусству в классной работе 35
2.2. Диагностическое исследование уровня сформированности развития музыкального интереса 42
2.3. Динамика сформированности развития музыкального интереса 49
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложения
Границы между искусствами подвижны. Однако каждое конкретное искусство обладает какими-то особенностями и возможностями, недоступными или менее доступными другим видам. Это то, что составляет его главную силу и преимущество перед другими искусствами. Например, ни одно искусство не может соперничать с живописью в изображении картины и величия природы, ни одно искусство не способно тонко раскрывать психологию человека, как литература, ни одному из них не доступно такое точное воплощение движения чувств, настроений и переживаний, какое свойственно музыке. Это то, что определяет их специфику как вида искусства.
Поскольку все особенности
любого из искусств заключены
в создаваемом им
Итак, каждый вид искусства активно участвует в духовном развитии человека, оказывает благотворное воздействие на формирование его эстетических чувств, представлений о прекрасном, вкусов. Но для этого необходимо понять своеобразие каждого искусства, открыть его для себя лично.
1.3. Роль интереса в музыкальном воспитании младших школьников
Мир, в котором мы живем, наполнен музыкой. Она звучит на улице, дома, по радио и телевизору, в театре и в кино, в школе и в клубе. Музыка сопровождает торжественные заседания и спортивные игры, массовые гулянья и дружеские встречи. В работе она помогает найти ритм, в горе и радости – излить чувства, в поде – преодолеть усталость. От первого дня и до дня последнего, от колыбельной песни и до траурного марша – музыка сопутствует человеку. По силе воздействия на людей и популярности музыка не уступает художественной литературе или кино. Не обладая особым голосом или развитым музыкальным слухом, многие из нас поют или напевают «про себя» полюбившуюся песню, танцевальную мелодию и т. д.
Музыка – один из ярких
и эмоциональных видов искусств
Сила музыки – в ее сходстве с интонацией человеческой речи. Интонацией голоса человек передает состояние своего внутреннего мира, свои чувства и переживания. Даже не понимая слов, мы по одной только интонации речи, а также по ее громкости, темпу можем определить то, что нам сообщается: событие радостное или печальное, приказ или просьба и т.д. По интонации можно почувствовать национальную принадлежность и индивидуальные особенности его личности.
Богатство живой человеческой
речи, и прежде всего ее
Музыкальная «речь» возникает в результате сложной и тонкой переработки звуков природных, человеческих. В человеческом пении или игре на музыкальных инструментах звуки находятся в таком сочетании и гармонии, какие, за редким исключением, нельзя встретить в природе. Богатство звуков и звуковых сочетаний певец или музыкант использует для того, чтобы выразить и передать другим людям свои чувства, настроения, переживания.
Музыкальное произведение –
это звуки, особым способом
переработанные, построенные в определенную
систему и «льющиеся» в определ
Что дает нам музыка?
Музыка – один из самых «человечных» видов искусства. Потому что от рождения она живет в каждом из нас – в чувствах радости, печали, восторга, в интонациях нашего голоса и т.д. Восприятие и понимание музыки зависит от эмоционального опыта человека, а не только от его музыкальных способностей.
К тому же музыкальный
слух и музыкальная память
развиваются в результате
Восприятие серьезной музыки
требует определенной
Музыка, как никакое другое искусство, может помочь людям найти общий язык, сплотить и объединить их.
То, что происходит в душах
людей, когда они слушают
«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Она сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках» (Д.Д.Шостакович) [48,3-5,50].
Приобщение к музыке вводит
ребенка в мир волнующих,
Чтобы открыть перед ребенком
дверь в этот мир, надо
Развитие интереса
Изучение процесса
1. содержание учебного материала,
2. содержание учебного материала
каждого учебного предмета
3. педагогически организованный
процесс познавательной
4. общение между учениками,
5. в учебном процессе на уроке
каждый источник
Это в полной мере можно
отнести к формированию
Воспитание музыкальной
Музыкальные способности
Значение развития музыкальных способностей состоит в том, что они дают школьникам возможность успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивают осознание особенностей языка музыки, строения музыкальной речи. Это в свою очередь является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей [12,54].
Развитие восприятия музыки
является важнейшей задачей
Вместе с тем восприятие музыки является и самостоятельным видом деятельности на уроке. В методической литературе оно определяется как слушание. Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус.
Правильно организованное
Осознание содержания
Жанровые особенности
Развивая у учащихся
Итак, эмоционально-осознанное
восприятие музыкального
Хоровое пение – один из
видов коллективной
«Обучая пению, мы не только
заботимся о качестве песни,
но и о качестве исполнения,
способствуя этим развитию
Хоровое пение – наиболее
доступная исполнительская
Отношение учителя к вокально-
Учащиеся младших классов
имеют хорошую координацию
Информация о работе Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству