Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:53, дипломная работа

Описание работы

Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству является одной из важнейших задач современной школы. В процессе обучения развитие интереса имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать материал. Будучи средством обучения интерес актуализирует наиболее важные элементы знаний и содействует успешному приобретению умений и навыков. Познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. А так же познавательный интерес способствует формированию личности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития интереса младших школьников 5
Понятие интереса 5
Искусство – как средство эстетического воспитания 19
Роль интереса в музыкальном воспитании младших школьников 23
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению и развитию
интереса младших школьников на уроке музыки 35
2.1. Методика развития интереса к музыкальному искусству в классной работе 35
2.2. Диагностическое исследование уровня сформированности развития музыкального интереса 42
2.3. Динамика сформированности развития музыкального интереса 49
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложения

Файлы: 1 файл

ддиплом.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

 Границы между искусствами подвижны. Однако каждое конкретное искусство обладает какими-то особенностями и возможностями, недоступными или менее доступными другим видам. Это то, что составляет его главную силу и преимущество перед другими искусствами. Например, ни одно искусство не может соперничать с живописью в изображении картины и величия природы, ни одно искусство не способно тонко раскрывать психологию человека, как литература, ни одному из них не доступно такое точное воплощение движения чувств, настроений и переживаний, какое свойственно музыке. Это то, что определяет их специфику как вида искусства.  

 Поскольку все особенности  любого из искусств заключены  в создаваемом им художественном  образе, надо раскрыть и понять  специфику литературного, живописного, музыкального и т.д. образа. А они создаются с помощью определенных, используемых именно этим искусством, выразительных средств, которые также должны быть раскрыты и поняты [25,36-38].  

 Итак, каждый вид искусства  активно участвует в духовном  развитии человека, оказывает благотворное воздействие на формирование его эстетических чувств, представлений о прекрасном, вкусов. Но для этого необходимо понять своеобразие каждого искусства, открыть его для себя лично.

 

1.3. Роль интереса в  музыкальном воспитании младших школьников  

  Мир, в котором мы живем, наполнен музыкой. Она звучит на улице, дома, по радио и телевизору, в театре и в кино, в школе и в клубе. Музыка сопровождает торжественные заседания и спортивные игры, массовые гулянья и дружеские встречи. В работе она помогает найти ритм, в горе и радости – излить чувства, в поде – преодолеть усталость. От первого дня и до дня последнего, от колыбельной песни и до траурного марша – музыка сопутствует человеку. По силе воздействия на людей и популярности музыка не уступает художественной литературе или кино. Не обладая особым голосом или развитым музыкальным слухом, многие из нас поют или напевают «про себя» полюбившуюся песню, танцевальную мелодию и т. д.  

 Музыка – один из ярких  и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребенка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов.   

 Сила музыки – в ее сходстве  с интонацией человеческой речи. Интонацией голоса человек передает состояние своего внутреннего мира, свои чувства и переживания. Даже не понимая слов, мы по одной только интонации речи, а также по ее громкости, темпу можем определить то, что нам сообщается: событие радостное или печальное, приказ или просьба и т.д. По интонации можно почувствовать национальную принадлежность и индивидуальные особенности его личности.     

 Богатство живой человеческой  речи, и прежде всего ее интонационное  богатство, использует музыка, чтобы выразить определенные чувства, настроения, переживания. Это – основа особой образности музыки, которая является прежде всего искусством выразительным, а не изобразительным – в отличие от живописи или скульптуры.  

 Музыкальная «речь» возникает  в результате сложной и тонкой переработки звуков природных, человеческих. В человеческом пении или игре на музыкальных инструментах звуки находятся в таком сочетании и гармонии, какие, за редким исключением, нельзя встретить в природе. Богатство звуков и звуковых сочетаний певец или музыкант использует для того, чтобы выразить и передать другим людям свои чувства, настроения, переживания.   

 Музыкальное произведение –  это звуки, особым способом  переработанные, построенные в определенную  систему и «льющиеся» в определенном порядке.  

 Что дает нам музыка?

Музыка – один из самых «человечных» видов искусства. Потому что от рождения она живет в каждом из нас –  в чувствах радости, печали, восторга, в интонациях нашего голоса и т.д. Восприятие и понимание музыки зависит от эмоционального опыта человека, а не только от его музыкальных способностей.   

 К тому же музыкальный  слух и музыкальная память  развиваются в результате определенных  усилий самого человека. От того, как часто слушает он музыку  и какая это музыка, зависит, станут ли они друзьями.  

 Восприятие серьезной музыки  требует определенной подготовленности  слушания ее – некоторых усилий. Без музыкальной грамоты невозможно  ощутить логику развития музыкальной  мысли, а без этого любое  музыкальное произведение будет  только хаосом непонятных звуков. Тот, кто ограничивается только «легкой» или «развлекательной» музыкой, обкрадывает себя эмоционально и духовно. Потому что опера, балет, соната, симфония несут в себе такие сложные чувства и переживания, не испытав которые человек заведомо обеднеет духовный мир.  

 Музыка, как никакое другое  искусство, может помочь людям  найти общий язык, сплотить и  объединить их.  

 То, что происходит в душах  людей, когда они слушают музыку, можно определить древнегреческим  словом «катарсис» - глубокое потрясение, ощущение через переживание. Музыка объединяет и сплачивает людей, заставляет их переживать сложнейшие чувства, придает людям силы, вливает в них мужество в самые трагические моменты жизни. Музыка способна на многое в воспитании человека. АОН может не только вселить веру в себя и жизнь, но и подсказать интересную мысль, улучшить вкус. Вот почему великие композиторы, создавая прекрасную музыку, мечтали о том, чтобы их искусство дошло до людей, очищало и обогащало их чувства.  

 «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Она сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках» (Д.Д.Шостакович) [48,3-5,50].   

 Приобщение к музыке вводит  ребенка в мир волнующих, радостных  переживаний, открывает ему путь  эстетического освоения жизни.  

 Чтобы открыть перед ребенком  дверь в этот мир, надо развивать  у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо прежде всего воспитать у ребенка музыкальное ухо и эмоциональную отзывчивость – два важнейших компонента музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности [12,3].  

 Развитие интереса формируется  в процессе активной музыкальной  деятельности. Так, в пении, во  время слушания музыки, на занятиях  ритмикой, в игре на детских  музыкальных инструментах учащиеся  знакомятся с произведениями, учатся понимать их, усваивают знания, приобретают навыки и умения, необходимые для их эмоционально-осознанного восприятия и выразительного исполнения. Поэтому чем разнообразнее и активнее деятельность детей на уроке, тем успешнее может осуществляться развитие их музыкальных и творческих способностей, формирование интересов, вкусов, потребностей [12,51].  

 Изучение процесса формирования  познавательных интересов учащихся  на уроке позволило с большей  полнотой обосновать задачи формирования  познавательных интересов учащихся:

1. содержание учебного материала,  которым овладевают школьники,  многообразный и разносторонний  процесс учебной деятельности  учащихся и общение между участниками  процесса;

2. содержание учебного материала  каждого учебного предмета обладает  богатейшими возможностями для укрепления и развития познавательных интересов учащихся;

3. педагогически организованный  процесс познавательной деятельности  школьника – важнейший источник  формирования познавательных интересов  учащихся. Для подкрепления познавательного интереса необходимы все более совершенные способы учения, удовлетворяющие творческую и самостоятельную поисковую деятельность школьника;

4. общение между учениками, между  ними и учителем, не являясь  обособленным источником формирования  познавательных интересов, оказывает значительное влияние, усиливая воздействие стимулов, поступающих от содержания и процесса деятельности;

5. в учебном процессе на уроке  каждый источник познавательного  интереса выступает, не обособленно,  не изолированно, а во взаимной обусловленности. Поэтому картина динамики познавательного интереса учащихся на уроке  зависит, во-первых, от связи стимулов между собой; во-вторых, от места их в структуре учебного процесса; в-третьих, от решительной нейтрализации «серости», свойственной урокам тех учителей, которые не проявляют заботы об интересах учащихся на уроке [50,108].     

 Это в полной мере можно  отнести к формированию музыкального  искусства у детей младшего  школьного возраста.       

 Воспитание музыкальной культуры  школьника невозможно без развития у них музыкальных способностей, которые развиваются в музыкальной деятельности. Развитие музыкальных способностей  является существенной предпосылкой успешного формирования музыкальной культуры.  

 Музыкальные способности бывают  специальные (исполнительские, композиторские) и общие – необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности. Для учителя музыки важны в первую очередь общие музыкальные способности учащихся: ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку), способность произвольно оперировать музыкально – слуховыми представлениями, музыкально – ритмическое чувство  и чувство целого (музыкальной формы). Эти способности в сочетании с умением почувствовать содержание музыки представляют собой музыкальность.   

 Значение развития музыкальных способностей состоит в том, что они дают школьникам возможность успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивают осознание особенностей языка музыки, строения музыкальной речи. Это в свою очередь является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей [12,54].           

 Развитие восприятия музыки  является важнейшей задачей музыкального  воспитания школьников, и происходит  оно в процессе всех видов  музыкальной деятельности.  

 Вместе с тем восприятие музыки является и самостоятельным видом деятельности на уроке. В методической литературе оно определяется как слушание. Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус.  

 Правильно организованное слушание  музыки, разнообразные приемы активизации  восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных  инструментах) способствуют развитию интересов и вкусов учащихся, формированию их музыкальных потребностей (приложение 4).  

 Осознание содержания произведения  и средств музыкальной выразительности  начинается с осмысления жанровых  особенностей музыки. Жанр песни,  танца, марша первоклассники определяют легко. Поэтому, знакомя учащихся с многими примерами жанровой музыки, учитель стремится, чтобы ребята не только почувствовали ее характер, но осознали особенности каждого жанра. Для этого им дается задание сопоставить пьесы и найти в них общее.   

 Жанровые особенности произведений  легче осознаются младшими школьниками  в активной музыкальной деятельности.   

 Развивая у учащихся восприятие  музыки, учитель стремится формировать  у  них способность следить за развитием музыкального образа. Поэтому во время слушания пьес он постепенно ориентирует ребенка на то, чтобы они внимательно слушали музыку до конца, замечали изменения в ее развитии [12,72].  

 Итак, эмоционально-осознанное  восприятие музыкального произведения  способствует более глубокому проникновению в его содержание и осмыслению его идеи. Каждый ученик, имея свой музыкальный опыт и индивидуальные особенности, по-своему воспринимает музыкальное произведение. При этом восприятие музыкального образа зависит от его развития музыкальных и творческих способностей.  

 Хоровое пение – один из  видов коллективной исполнительской  деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию.  

 «Обучая пению, мы не только  заботимся о качестве песни,  но и о качестве исполнения, способствуя этим развитию вкуса  детей. Мы развиваем в детях  сознательное суждение не только о качестве произведения, но и о качестве исполнения … работа над песней – не скучная зубрежка и не механическое подражание учителю, - это увлекательный процесс, в котором есть творческий элемент: это процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Учитель доводит до сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней, надо много работать …» (Н.Л.Гродзенская)  

 Хоровое пение – наиболее  доступная исполнительская деятельность  школьников. Правильное певческое  развитие с учетом возрастных особенностей способствуют развитию здорового голосового аппарата.  

 Отношение учителя к вокально-хоровой  деятельности на уроке музыки  во многом сказывается на общих  результатах его работы. Пение,  и в особенности хоровое, - один  из самых любимых, популярных и массовых видов искусства в нашей стране. Сохранить сегодня певческие традиции без учителя музыки практически невозможно [12,92].(приложение 5)  

 Учащиеся младших классов  имеют хорошую координацию движений  при ходьбе, беге, прыжках. По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку, используя прихлопы, притопы. Им свойственно ощущение единства музыки и движения. Это качество является основой музыкального развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности.  

Информация о работе Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству