Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:53, дипломная работа
Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству является одной из важнейших задач современной школы. В процессе обучения развитие интереса имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать материал. Будучи средством обучения интерес актуализирует наиболее важные элементы знаний и содействует успешному приобретению умений и навыков. Познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. А так же познавательный интерес способствует формированию личности.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития интереса младших школьников 5
Понятие интереса 5
Искусство – как средство эстетического воспитания 19
Роль интереса в музыкальном воспитании младших школьников 23
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению и развитию
интереса младших школьников на уроке музыки 35
2.1. Методика развития интереса к музыкальному искусству в классной работе 35
2.2. Диагностическое исследование уровня сформированности развития музыкального интереса 42
2.3. Динамика сформированности развития музыкального интереса 49
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложения
Есть и сторонники
Все эти подходы нужно
использовать в целях
непосредственнее
характер, объем, трудности содержания;
возраст, уровень подготовки, наличие опыта познавательных возможностей и сил учащихся;
время, отведенное на
Каждый урок в школе –
это всегда и обязательно
Деятельностный подход к
совершенствованию любого
Существует суждение, что все знания должны приобретаться на уроке. Верно ли это? Нет! Познавательный интерес в полной мере развивается в поиске, стремлении отыскать то, в чем испытываете дефицит. В этом и смысл побуждения ученика к вопросам и смысл познавательных задач, обращенных к перспективам учения, именно это способствует неостывающему интересу.
Интерес на уроке
Интерес в деятельности
творческое начало урока;
продуманная, обосновано
разнообразие форм опроса, самостоятельных и фронтальных работ, индивидуальной взаимопроверки;
привлечение учащихся к
выявление потенциальных
Итак, формирование познавательных
интересов учащихся
Кроме основного
Сейчас особую популярность
приобрели интегрированные
Интеграция и игровые приемы дают возможность при меньшей затрате времени и усилий со стороны детей и педагогов дать и получить более полный объем информации. Это эффективное обучающее - закрепляющее средство образования.
Одной из любимых форм музыкальной деятельности на уроке является импровизация. Импровизация – новый вид музыкальной деятельности в классе общеобразовательной школы. Значение импровизационного творчества для музыкального развития ребенка и роль импровизации как вида учебной работы подчеркивал еще Б.Ф.Асафьев, который писал, что «человек, испытавший радость творчества в сомой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу, чем человек, только подражающий актам других» [38,50]. «Самым необходимым делом в данном направлении я считаю развитие способности к импровизации» [22,147].
Практический опыт введения
импровизации в уроки музыки
показывает не только большую
заинтересованность ребят
В импровизации, как и в любом другом виде музыкальной деятельности, органически сплетаются два момента: «радость творчества» (Асафьев) и тот музыкальный опыт, который выражается в конкретном освоении ребенком музыкального языка, в приобретении и усвоении им определенных музыкальных знаний.
Импровизация – одно из самых
любимых занятий младших
Импровизационное песенное
творчество детей не возникает
само по себе. Оно опирается
на восприятие музыки, музыкальный
слух ребенка, умение
В учебный процесс включаются
следующие виды вокальной
К импровизированию мелодий
в заданном характере относим
следующие типы заданий: «
Основной акцент делается на импровизации «музыкальный разговор», как наиболее простой. В «музыкальном разговоре» дети часто выступают за персонажей знакомых и любимых ими сказок, импровизируя мелодии в характере «героев» сказки.
В основе мелодизации
Таким образом, осознание эмоционально-смыслового содержания стихотворения включается в процесс музыкального творчества, являясь его необходимой составной частью (приложение 2).
Сочинение подголосков к
знакомым попевкам и песням
– в традициях русского
Одним из основных стимулов
к творчеству является
2.2. Диагностическое исследование
уровня сформированности
В образовании сейчас
С психологической позиции
результаты обучения
Развитие музыкального
Ход данного исследования
начался в сентябре 2003 и длится
уже полтора года. Проводя данное
исследование нам хотелось
Итак, вначале был проведен
констатирующий эксперимент,
- измерение наличного уровня сформированности музыкального интереса учащихся;
- определение ведущего вида
музыкальной деятельности
В эксперименте принимало
15 детей – первоклассников.
Развитие музыкального интереса ребенка младшего школьного возраста.
Изучение процесса и
В результате проведенного
исследования в классном
Таблица 1
Показатели уровней
уровень |
показатели уровня сформированности развития музыкального интереса |
кол-во баллов |
оценка |
1. 2. 3. 4. 5. |
мотивационная инертность; (б) полная бездеятельность при затруднениях; (в) отсутствие музыкальной не понимает и не осмысливает материал; (а) не знает и не соблюдает нормы и правила поведения в концертном зале; (а) отсутствие интереса к музыке и не желание её слушать (б)
эпизодический интерес к эффективным и заниматель- ным сторонам явлений при отсутствии интереса к их сущности; (в) мнимая самостоятельность слабый интерес к музыке, отсутствие желания её слушать; (б) даёт не полные ответы на вопросы, с ошибками, требует помощи и дополнения (а)
мотивационная сфера требует систематических побуждений учителя; (б) преодоление трудностей с помощью других, ожидание помощи; (в) эпизодические занятия музыкальной деятельностью; (а) зависимость процесса самостоятельной деятельности от ситуации, наличия побуждений; (в) музыкальные знания достаточные, но поведение в концертном зале не соответствует известным правилам; (а) проявляет слабый интерес и желание исполнять музыку только при наличии условий или выгоды (в)
интерес к накоплению информации, в основе которого лежат факты, описания. Постижение сущности познания только при помощи учителя; (а) зависимость процесса самостоятельной деятельности от ситуации, наличие побуждения; (в) знания в соответствии с требуемым объемом, возможны ошибки; музыкальные знания достаточные, поведение в концертном зале почти всегда соответствует известным правилам; (а) с желанием и интересом принимает участие в концертах; (б)
высокая самопроизвольная познавательная активность; (в) интерес к сущности явлений и процессов, к их взаимосвязи и закономерностям. Стремление разобраться в трудных вопросах; (а) интенсивно, с увлечением протекающий
процесс самостоятельной стремление к преодолению корреляция интересов и активно участвует в музыкальной деятельности, имеет сформированную систему мотивов, ведущими являются нравственный, эстетический, познавательный. (в) |
1 – 3 4 – 6 7 – 9 10-12 13-15 |
низкий ниже средне- го сред- ний выше сред- него высо- кий |
Информация о работе Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству