Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 13:25, курсовая работа
Целью работы является изучить особенности организации развития музыкальных способностей младших школьников в процессе инструментального музицирования на уроках музыки.
Гипотеза исследования: процесс развития музыкальных способностей младших школьников может осуществляться более эффективно, если:
- процесс развития музыкальных способностей детей начинать с диагностики индивидуальных музыкальных способностей;
- с учётом уровня развития музыкальных способностей детей разработать упражнения по развитию музыкальных способностей младших школьников, определить эффективные приёмы и методы формирования музыкальных способностей.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста в процессе инструментального музицирования ……………………………………………….7
1.1 Развитие музыкальности ребёнка как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………………...7
1.2. Психолого-педагогические основы обучения игре на детских музыкальных инструментах на уроках музыки ………………………………….17
Глава 2. Педагогические условия развития музыкальных способностей младших школьников в процессе инструментального музицирования на уроках музыки………………………………………………………………………………27
2.1. Анализ учебно-методической литературы по проблеме развития музыкальных способностей ребёнка в процессе инструментального музицирования на уроках музыки………………………………………………...27
2.2. Методические приёмы в работе с детским оркестром……………..32
Глава 3. Описание экспериментальной работы направленной на развитие музыкальных способностей младших школьников в процессе инструментального музицирования на уроках музыки………………………….40
3.1. Выявление начального уровня музыкальных способностей у младших школьников на констатирующем этапе исследования…………………………..40
3.2.Модели инструментальных упражнений, развивающие музыкальные способности, используемые на формирующем этапе исследования на уроках музыки……………………………………………………………………………....44
3.3. Сравнительный анализ результатов на контрольном этапе исследования……………………………………………………………………….55
Заключение…………………………………………………………………………60
Список литературы…………………………………………………………………63
Развитие музыкальных
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста в процессе инструментального музицирования ……………………………………………….7
1.1 Развитие
музыкальности ребёнка как психолого-педагогическая
проблема…………………………………………………………
1.2. Психолого-педагогические основы обучения игре на детских музыкальных инструментах на уроках музыки ………………………………….17
Глава 2. Педагогические
условия развития музыкальных способностей
младших школьников в процессе инструментального
музицирования на уроках музыки………………………………………………………………
2.1. Анализ учебно-методической литературы по проблеме развития музыкальных способностей ребёнка в процессе инструментального музицирования на уроках музыки………………………………………………...27
2.2. Методические приёмы в работе с детским оркестром……………..32
Глава 3. Описание экспериментальной
работы направленной на развитие музыкальных
способностей младших школьников в
процессе инструментального
3.1. Выявление начального уровня
музыкальных способностей у
3.2.Модели инструментальных
3.3. Сравнительный анализ результатов
на контрольном этапе исследования………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность исследования: влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством музыкальное искусство выполняет важнейшую социальную функцию.
Развитие музыкальных
Положительное влияние музыки на общефункциональную деятельность организма доказано. Об этом писал И.М. Сеченов, характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений.
Профессор И.Г. Лаптев писал: «слух есть анализатор времени, т.е. слух обладает способностью ощущать явление звука конкретно и вместе с тем он сознаёт каждое отдельное мгновение его». Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами его развития. В музыкальном восприятии детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность.
Каждый вид музыкальной
Классик отечественной психологии
Б.М. Теплов определил способности
как индивидуально-
Б.М. Теплов четко определил свою
позицию в вопросе о
Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие музыкальность.
Элементарное музицирование - один из видов детского исполнительства, обогащающий музыкальные впечатления ребенка, развивающий их музыкальные способности.
Развитие музыкальных
Проблема исследования заключается в обосновании значения детского исполнительства и выявления педагогических условий организации деятельности.
Объектом исследования является процесс развития музыкальных способностей средствами исполнительской деятельности в условиях начальных классов общеобразовательной школы.
Предметом исследования является организация инструментального музицирования как средства развития музыкальных способностей.
Целью работы является изучить особенности организации развития музыкальных способностей младших школьников в процессе инструментального музицирования на уроках музыки.
Гипотеза исследования: процесс развития музыкальных способностей младших школьников может осуществляться более эффективно, если:
- процесс развития музыкальных способностей детей начинать с диагностики индивидуальных музыкальных способностей;
- с учётом уровня развития музыкальных способностей детей разработать упражнения по развитию музыкальных способностей младших школьников, определить эффективные приёмы и методы формирования музыкальных способностей.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-
2. Выявить возможность развития
музыкальных способностей
3. Провести экспериментальную
4. Разработать методические
Для решения поставленных задач были использованы следующие теоретические и практические методы:
Теоретические методы:
1. Теоретический анализ
2. Изучение истории вопроса и опыта зарубежной и современной школы, вызванного их средствами обращения к исполнительской деятельности (элементарному музицированию).
3. Анализ учебных программ, методических
пособий, целенаправленное
4. Разработка, проведение и анализ учебных занятий.
5. Анализ и обобщение материала,
полученного в результате
6. Осуществление педагогического
эксперимента и обработка
Практические методы:
1. Метод наблюдения: наблюдение
за элементарным
2. Метод сравнительного
3. Метод анализа: выявить, какие педагогические условия весьма оптимальны.
4. Обработка результатов
Практическая значимость данного исследования определяется тем, что в работе:
1. Выявлено значение и роль инструментального музицирования в развитии музыкальных способностей младших школьников.
2. Создана определенная система
работы с детьми младшего
3. Проведена систематизация обучению инструментальному музицированию.
4. Разработаны определенные
Структура работы: данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.
Психология музыкального воспитания и обучения изучает психологические вопросы управления процессом музыкального обучения и воспитания, исследует проблемы диагностики музыкальной одаренности, формирование и развитие способностей, специальных умений и навыков, необходимых для сочинения, исполнения, слушания музыки, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимся, дает рекомендации по психологической подготовке к концертно-конкурсной деятельности. Эта прикладная отрасль психологических знаний, являясь разделом музыкальной психологии, обогащает ее новыми материалами, поскольку психические процессы состояния и свойств личности в яркой и развитой форме выступают в условиях музыкального обучения.
Музыкально-педагогическая психология имеет много общего со всеми разделами музыкальной психологии и другими науками, в первую очередь с музыкальной педагогикой, которая формирует принципы, исследует формы и методы музыкального обучения и воспитания.
Широкие возможности музыкального искусства передавать тончайшие нюансы человеческих чувств, их смену, взаимопереходы и определяют специфику музыкального воспитания.
Умение играть на музыкальном инструменте
благотворно способствует развитию
эмоциональной активности, формирует
более яркое эмоциональное
Б.М. Теплов подчеркивает, что в музыке через эмоцию мы познаем мир. Согласно его концепции относительная слабость какой – либо одной способности на определённом этапе может компенсироваться другой, в данный момент более развитой. Данное положение подтверждает актуальность введения игры на инструментах в работе с музыкально слаборазвитыми детьми, для которых инструментальное музицирование является способом развития различных музыкальных способностей. Музыка есть эмоциональное познание, поэтому основным признаком музыкальности Б.М. Теплов называет переживание музыки, при котором постигается ее содержание. Поскольку музыкальное переживание по самому своему существу - эмоциональное переживание и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки, центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку [15].
Музыкальные способности могут формироваться путём усвоения навыков игры на элементарных музыкальных инструментах, творческого применения усвоенных навыков в процессе инструментального музицирования. По мере творческого развития происходят качественные изменения психики, дети открывают для себя что-то очень важное, ранее неизвестное им в мире музыки, совершается переход от простейших творческих проявлений к более сложным.
Психологические данные говорят о том, - писал Б.М. Теплов, - что… раннее вовлечение детей в творческую, а не только «воспринимаемую» деятельность очень полезно для общего художественного развития, вполне естественно для ребёнка и вполне отвечает его потребностям и возможностям» [15,с.12].
Формирование музыкальной
В начальной школе на уроках музыки дети, как известно, слушают музыку, поют песни, импровизируют, иногда играют на простейших музыкальных инструментах. Игра на элементарных музыкальных инструментах формирует музыкальные способности, развивает навыки, умение выразительно исполнить на инструменте мелодию песни, музыкальную фразу, услышать вариант инструментального сопровождения к песне или пьесе, сыграть импровизированную мелодию.
Анализ отечественной и
Наиболее оптимальным