Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 13:25, курсовая работа
Целью работы является изучить особенности организации развития музыкальных способностей младших школьников в процессе инструментального музицирования на уроках музыки.
Гипотеза исследования: процесс развития музыкальных способностей младших школьников может осуществляться более эффективно, если:
- процесс развития музыкальных способностей детей начинать с диагностики индивидуальных музыкальных способностей;
- с учётом уровня развития музыкальных способностей детей разработать упражнения по развитию музыкальных способностей младших школьников, определить эффективные приёмы и методы формирования музыкальных способностей.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста в процессе инструментального музицирования ……………………………………………….7
1.1 Развитие музыкальности ребёнка как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………………...7
1.2. Психолого-педагогические основы обучения игре на детских музыкальных инструментах на уроках музыки ………………………………….17
Глава 2. Педагогические условия развития музыкальных способностей младших школьников в процессе инструментального музицирования на уроках музыки………………………………………………………………………………27
2.1. Анализ учебно-методической литературы по проблеме развития музыкальных способностей ребёнка в процессе инструментального музицирования на уроках музыки………………………………………………...27
2.2. Методические приёмы в работе с детским оркестром……………..32
Глава 3. Описание экспериментальной работы направленной на развитие музыкальных способностей младших школьников в процессе инструментального музицирования на уроках музыки………………………….40
3.1. Выявление начального уровня музыкальных способностей у младших школьников на констатирующем этапе исследования…………………………..40
3.2.Модели инструментальных упражнений, развивающие музыкальные способности, используемые на формирующем этапе исследования на уроках музыки……………………………………………………………………………....44
3.3. Сравнительный анализ результатов на контрольном этапе исследования……………………………………………………………………….55
Заключение…………………………………………………………………………60
Список литературы…………………………………………………………………63
Ладовые и ритмические представления
учащихся развиваются при выполнении
разнообразных творческих заданий
в работе над песней: сочинение
ритмического сопровождения, вступления,
выбор соответствующих
Разучивать партитуру следует, используя различные приемы: с помощью нотной, ритмической записи; по ручным знакам-символам, заимствованным из системы относительной сольминизации; по слуху или, наконец, зрительно запоминая игру исполнителя.
Большое значение имеет детское
музицирование и как
Выполнение отдельных заданий из системы инструментальных упражнений вовсе не означает развитие только одной какой-либо музыкальной способности, а помогает становлению музыкальности ребёнка в целом. Ибо, как справедливо отмечали педагоги Е.В. Николаева и Л.В. Горюнова: «При изучении отдельных компонентов музыкального развития учащихся исследователи, как правило, строят всю систему воспитания и обучения школьников в интересующем их аспекте. Часто при этом происходит абсолютизация изучаемого компонента музыкального развития, например, одной из музыкальных способностей. В данном случае вся система воспитания и обучения направляется на развитие у школьников именно этой способности. В результате чего учащиеся достигают больших успехов в данной области, но, вместе с тем, не могут справиться полностью со всем комплексом требований, выдвигаемых к ним программой по музыке». [15,с. 59]
Задача педагогов заключалась в том, чтобы найти более удачные, удобные и целенаправленные инструментальные упражнения, которые на определённом этапе развивали бы ту или иную музыкальную способность из семи ведущих.
Ниже приведены модели упражнений для учащихся первого класса, способствующие формированию различных музыкальных способностей по ранее выделенным компонентам.
I группа – упражнения, направленные на формирование музыкално – ритмического чувства:
ощущение чёткости и ровности ритмодвижения при игре на кастаньетах с включённым метрономом.
Освоение ритмической
Освоение ритма, ♫♫ при игре на румбе.
Сочетание ритмических рисунков трёх инструментов.
Сочинение детьми ритмической партитуры (с соблюдением законченности формы) для ансамбля ритмических инструментов на заданную тему, например, «Утро», «Звенит звонок», «Перемена», «Строгий учитель», «Вечер» (исполнение ритмических упражнений и партитур желательно сопровождать импровизированной игрой учителя на фортепиано или баяне);
Поиск вариантов сопровождения
на различных ритмических инструме
Педагогический опыт показывает, что элементарное музицирование значительно активизирует ритмическое чувство учащихся. Оно развивается в процессе игры знакомых песен на металлофонах и ксилофонах, при исполнении ритмических аккомпанементов к вокально-хоровому репертуару и произведениям для слушания. Выполняя такие задания, школьники активно следят за ритмическим развитием музыки, эмоционально переживают, «пропускают» его через себя.
Для последовательного формирования чувства ритма, ритмических навыков используются небольшие и несложные по форме произведения, освоенные учащимися в пении, игре на звуковысотных инструментах или в процессе слушания.
Развитие чувства ритма идет параллельно в нескольких направлениях. Одно дает детям понимание соотношения различных длительностей. Другое - обеспечивает усвоение разных ритмических фигур и через их запоминание - развитие внутреннего ритмического слуха. Третье закрепляет представление о сильных и слабых долях благодаря воспроизведению их пульсации. Четвертое способствует формированию представления об эмоциональной сущности ритма усиливаются своеобразием звучания инструментов (их окраской), для которых написана та или иная партия, каждая должна ярко передавать особенности художественного образа, например тиканье часов или стук дождевых капель.
II группа – упражнения, направленные на формирование звуковысотного слуха:
- игра на металлофоне ритма, на одной пластинке с повторением того же ритма на одну пластинку выше или ниже – в период освоения навыков игры на инструменте;
- играть и напевать несложную ритмомелодическую фразу.
- петь и играть песенки «Василёк, «Как под горкой»;
- самостоятельно сыграть мелодию песни «Во поле берёзка стояла» ( от ноты ля, затем си, с аккомпанементом педагога);
- сочинение мелодии на первых трёх пластинках (2 такта);
- сопровождение на металлофонах песен «Здравствуй, Родина моя» Ю. Чичкова, «Тень – тень» В. Калинникова;
- поиск варианта сопровождения на металлофонах к пьесам «Марш» С. Прокофьева, «Музыкальная табакерка» А. Лядова.
Педагогический опыт показывает, что, что включение в музыкальную деятельность детей игры на звуковысотных инструментах активизмрует развитие звуковысотного слуха.
III группа – упражнения, направленные на формирование ладового чувства:
- играть на металлофоне упражнения под аккомпанемент педагога;
- играть и петь, предварительно настроившись, упражнение с I, IV и V ступеней;
- это же упражнение сыграть по слуху со II ступени;
- закончить упражнения;
- досочинить мелодию (2 такта) в пределах трёх ступеней: напевного характера – со второй ступени (II, III, IV ст.), танцевального характера - с IV ступени (IV, V, VI ст.);
- найти вариант ладового сопровождения ( на первые доли) к пьесе Р. Шумана «Смелый наездник».
Сущность ладового развития заключается в том, чтобы дети на собственной практике убедились и почувствовали, что любая мелодия состоит из совокупности ладовых интонаций. Формированию этих представлений способствует игра на детских музыкальных инструментах. Она сосредотачивает внимание ребенка на ладовом значении звуков мелодии. Это происходит благодаря: а) конструкции звуковысотных инструментов; б) принципу построения каждого произведения и всего материала в целом; в) используемым методам. Последние должны быть направлены на то, чтобы учащиеся не только слышали характерные ладовые соотношения, играли, стремились чисто интонировать, но и использовали их в своем, пусть пока примитивном, творчестве.
IV группа – упражнения, направленные на формирование гармонического и полифонического слуха:
- после предварительной слуховой настройки в элементарном двухголосии играть и петь, «Свой» ритмомелодический рисунок с постепенным - увеличением звукоряда и высотности;
- найти вторую (нижнюю) партию к попевкам;
- играть и петь упражнения на слог ля с введением дуоритмии;
- ввести простейшие элементы имитационной полифонии, то есть играть и петь упражнения с начальной паузой в какой либо партии.
- сочинить на металлофонах верхнюю партию к русской народной песне «Не летай, соловей» (тональность – ми минор); учащиеся I и II групп поют эту песню в два голоса, учащиеся III и IV групп играют на металлофонах две партии ( можно ввести элементы подголосочности).
V группа – упражнения, направленные на формирование тембрового слуха:
- прослушать ритмический рисунок кастаньет или румбы после исполнения упражнения;
- придумать ритмическую фигурацию для исполнения на треугольнике одновременно с буковыми палочками, выполняющими ритм;
- услышать партию второго металлофона и указать её исполнителя;
- услышать и различить тембр инструментов и верно спеть мелодию песен «Новогодняя» А. Филиппенко, «Тень – тень» В. Калинникова.
Тембровая многоплановость детских инструментальных ансамблей, как свидетельствует опыт работы, способствует развитию тембрового слуха учащихся. Играя в ансамбле, дети дифференцированно слышат вступление различных инструментов, пение хоровой группы, игру фортепианного аккомпанемента. Выученная пьеса настолько закрепляется в слуховом сознании детей, что допущенная ошибка на каком – либо инструменте вызывает у учащихся живую реакцию, направленную на исправление ритмической или мелодической неточности.
VI группа – упражнения, направленные на формирование динамического слуха:
- повторить упражнения первой группы с подвижными динамическими оттенками;
- выполнить динамические нюансы на ритмических инструментах в песнях «Неваляшки» З. Левиной, латышской народной песне «Ай-я, жу-жу»;
- выполнить подвижную динамику в песнях – пьесах «Полюшко – поле», «Маленький барабанщик».
При формировании динамического слуха учащихся особое место в работе с детским оркестром занимает динамическая характеристика отдельных инструментов и всего ансамбля в целом. Дети делают попытки на основе субъективных динамических впечатлений внести определённые корректировки в звучность того или иного инструмента, той или иной фразы музыкального произведения.
VII группа – упражнения, направленные на формирование чувства темпа:
- повторить определённое ритмическое звено с использованием метрических пауз;
- исполнять в различных темпах ( с изменением характера содержания) песни «Весёлый музыкант», «А я по лугу»;
- играть в подвижных темпах песни «Из – под дуба, из – под вяза», «Маленький барабанщик».
В процессе игры на элементарных музыкальных инструментах активно формируется чувство темпа, которое можно рассматривать в двух направлениях:
- ощущение верной ритмической пульсации во времени;
- осознание темповой характеристики песни или пьесы.
На первых этапах работы одним из способов формирования чувства темпа у детей со слабыми музыкальными данными являются поочерёдные игра и молчание. Он заключается в том, что учащиеся играют на инструментах в заданном темпе и в определённый момент перестают играть, мысленно отсчитывая или паузы или музыкально – ритмическое звено, затем снова вступают в заранее определённом такте, основываясь на внутреннем представлении пульсации метроритма.
Опыт работы педагогов Е.В. Николаевой и Л.В. Горюновой показывает, что играя песни или пьесы, учащиеся осознанно ощущают темп произведения, ритмически верно исполняют вступление своего инструмента, замечают метроритмические и темповые ошибки других детей, играющих в инструментальном ансамбле [15].
Итак, подводя итог данного параграфа следует отметить, что детские музыкальные инструменты являются средством развития музыкальных способностей младших школьников. Некоторые из них используются как наглядные дидактические пособия. С их помощью можно побудить к самостоятельным занятиям (музицированию). Дети с интересом и радостью учатся играть знакомые попевки, импровизируют несложные ритмы. Подбирают знакомые мелодии по слуху.
Выводы по главе:
Умение играть на музыкальном инструменте благотворно способствует развитию эмоциональной активности, формирует более яркое эмоциональное восприятие и воспроизведение музыки. Б.М. Теплов подчёркивает, что в музыке через эмоцию мы познаём мир, а также в своём исследовании «Психология музыкальных способностей» показал, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности формируются и развиваются лишь под воздействием внешних факторов, но через внутренние, индивидуальные свойства личности. Не бывает не развивающихся способностей. Способности могут развиваться лишь в определенной деятельности .
На уроках музыки способности развиваются
во всех видах исполнительской
Педагоги-исследователи
Уровень развития различных музыкальных способностей устанавливается по основным параметрам, наиболее важным в процессе формирования музыкальности младших школьников: чувство ритма; звуковысотный слух; ладовое чувство; гармонический и полифонический слух; тембровый слух; динамический слух; чувство темпа.
Программа музыкального воспитания принадлежит к новому поколению развивающих педагогических технологий. Традиции музыкального воспитания детей имеют давнюю историю. Это и многолетний опыт семейного воспитания, и методы народной педагогики, это и различные системы, созданные таким педагогом как Карл Орф. Это, наконец, система, разработанная профессором Н.А. Ветлугиной для дошкольников и учащихся подготовительных классов, многообразный опыт практиков-энтузиастов в кружках и студиях.