Развитие вокально-симфонического жанра в творчестве Е. В. Поплавского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 17:41, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности развития вокально – симфонического жанра в творчестве белорусских композиторов и показать роль творчества Е. В. Поплавского в формировании жанра.
Для достижения цели определены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы истории развития вокально – симфонического жанра.
Охарактеризовать этапы развития вокально – симфонического жанра в творчестве белорусских композиторов.
Выявить жанрово – стилистические особенности творчества Е. В. Поплавского.
Предложить исполнительский анализ кантаты «Бацькаўшчына» Е. В. Поплавского.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ВОКАЛЬНО – СИМФОНИЧЕСКИЙ ЖАНР: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………………...7
1.1. История развития кантатно – ораториального жанра………..7
1.2. Эволюция вокально – симфонического жанра в творчестве белорусских композиторов…………………………………………12

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО – СИМФОНИЧЕСКОГО ЖАНРА В ТВОРЧЕСТВЕ Е. В. ПОПЛАВСКОГО…………………………………………………...27
2.1. Жанрово – стилистическая направленность творчества Е. В. Поплавского………………………………………………………….27
2.2. Исполнительский анализ кантаты «Бацькаўшчына» Е. В. Поплавского…………………………………………………….........36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………46

Файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 3.54 Мб (Скачать файл)

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

культуры и искусств»

Факультет музыкального искусства

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО – СИМФОНИЧЕСКОГО ЖАНРА В ТВОРЧЕСТВЕ Е. В. ПОПЛАВСКОГО

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 5 курса

факультета музыкального искусства, группы 518а Желдакова Т. С.

Научный руководитель:

Профессор кафедры,доцент Ерохина С. К.

Рецензент:

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и музыкального образования Ухова И. В.

 

 

 

 

 

 

 

Допущена к защите:

Заведующей кафедрой

Пекутько А.В. _______ подпись

 

 

 

 

Минск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3

 

ГЛАВА 1. ВОКАЛЬНО – СИМФОНИЧЕСКИЙ ЖАНР: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………………...7

1.1. История развития кантатно – ораториального жанра………..7

1.2. Эволюция вокально – симфонического жанра в творчестве белорусских композиторов…………………………………………12

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО – СИМФОНИЧЕСКОГО ЖАНРА В ТВОРЧЕСТВЕ Е. В. ПОПЛАВСКОГО…………………………………………………...27

2.1. Жанрово – стилистическая направленность творчества Е. В. Поплавского………………………………………………………….27

2.2. Исполнительский анализ кантаты «Бацькаўшчына» Е. В. Поплавского…………………………………………………….........36

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………46

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………….50

Приложение 1 (Фотодокументы)……………………………………50

Приложение 2 (Нотные иллюстрации)……………………………..54

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

Кантатно – ораториальное творчество белорусских композиторов представляет собой плодотворную сферу для исследователей и исполнителей. На протяжении многих лет в нём особенно ярко проявились тенденции образно – драматургической, стилевой и жанровой индивидуализации сочинений, свидетельствующие о достижении качественно нового этапа в белорусском кантатно – ораториальном творчестве.

В белорусском вокально – симфоническом творчестве процессы эстетических и композиционно – языковых преобразований происходят с очевидным опозданием и с гораздо меньшей интенсивностью, о чём пишут сами белорусские исследователи, связывая этот факт с поздним формированием национальной композиторской школы, со сложностями белорусской художественной ментальности [2].

 Изменение эстетико  – стилевого облика вокально – симфонического жанра в Беларуси на рубеже ХХ – ХХI столетий стало подтверждением процессов творческого и мировоззренческого обновления, сказавшихся на преодолении консервативным языковых и жанрово – эстетических приоритетов советского периода. Наиболее отчётливо это отразилось в творчестве белорусских авторов нынешнего среднего поколения, начавших свой композиторский путь в 1980-е годы.

             Анализ творческой деятельности Е. В. Поплавского необходим для выяснения роли и значения вокально – симфонического жанра в творчестве композитора, в истории белорусской музыкальной культуры ХХ века в целом.

Цель и задачи исследования

Цель работы – выявить особенности развития вокально – симфонического жанра в творчестве белорусских композиторов и показать роль творчества Е. В. Поплавского в формировании жанра.

Для достижения цели определены следующие задачи:

  • Рассмотреть теоретические основы истории развития вокально – симфонического жанра.
  • Охарактеризовать этапы развития вокально – симфонического жанра в творчестве белорусских композиторов.
  • Выявить жанрово – стилистические особенности творчества Е. В. Поплавского.
  • Предложить исполнительский анализ кантаты «Бацькаўшчына» Е. В. Поплавского.

Объект и предмет исследования

Объект исследования – вокально – симфонический жанр.

Предмет исследования – стилистические особенности Евгения Поплавского в вокально – симфоническом жанре.

Методы и база исследования

В дипломной работе использованы общелогические методы: анализ, сравнение, обобщение; эмпирические методы: наблюдение, описание, анализ аудио- и нотных материалов.

Практическая значимость результатов исследования

Исследование имеет широкую практическую направленность. Его материалы могут стать базой для дальнейшего изучения современного и   вокально – симфонического жанра как белорусских, так и русских авторов, оказать значительную помощь педагогам и студентам музыкальных СУЗов и ВУЗов. Материалы дипломной работы могут быть использованы в научных исследованиях, посвящённых истории и теории вокально – симфонического жанра.      

 

Аналитический обзор литературы

В данной работе проведен анализ исследований ученых, занимавшихся изучением истории белорусской музыки, изучением вопросов стиля и жанра, формообразования.

В изучении вокально – симфонического жанра мы опирались на труды исследователей белорусской музыки XIX – XX вв.: Г. Глущенко, Г. Кулешовой, Д. Журавлёва, К. Степанцевич, В. Дадиомовой, В. Антоневич, Г. Цитовича, Р. Сергиенко; исследования в области кантатно – ораториального жанра – Р. Ширинян, Ю. Келдыша, Р. Коленько, О. Левашовой, А. Кандинского, Т. Ливановой. Большую значимость для данной работы составили труды в области гармонии (Ю. Холопов), формы (Б. Асафьев, И. Способин), ритма (В. Холопова), исполнительского анализа (В. Живов), а также статьи, посвященные творчеству Е. Поплавского (Т. Мдивани, Т. Мушинская).

Анализ научных работ белорусских и зарубежных исследователей, а также отдельных очерков публицистического характера и статей в периодической печати позволил сделать следующие выводы. В научной и справочной литературе достаточно исследован вокально – симфонический жанр, однако отсутствует развернутая характеристика кантатно – ораториального творчества белорусских композиторов разных эпох в данном жанре. Таким образом, анализ существующей литературы подтверждает необходимость научного осмысления вопросов влияния творческой деятельности композиторов на развитие вокально – симфонического жанра.

Структура дипломной работы

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений («Фотодокументы», «Нотные иллюстрации»).

Глава 1 «Вокально – симфонический жанр: историко-теоретический аспект» состоит из двух параграфов – первый параграф раскрывает понятие, истоки, а также формирование особенностей вокально – симфонического жанра. Второй параграф прослеживает развитие жанра в творчестве белорусских композиторов.

Глава 2 «Особенности развития вокально – симфонического жанра в творчестве Е. В. Поплавского» состоит из двух параграфов, где в первом параграфе выявляются жанрово – стилистические особенности творчества Е. В. Поплавского. Во втором параграфе представлен исполнительский анализ кантаты «Бацькаўшчына» Е. В. Поплавского. В заключении представлены выводы, сделанные в процессе исследования, даются теоретические обобщения и результаты проделанной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ВОКАЛЬНО – СИМФОНИЧЕСКИЙ ЖАНР: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

    1. История развития кантатно – ораториального жанра

Кантата (итал. cantata, от лат. Саntare – петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

История жанра начинается в первой половине XVII века. Тогда вокальное сочинение для одного голоса называлось кантатой в отличие от инструментального сочинения, называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии развилась и форма кантаты, которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько. Алессандро Скарлатти, один из корифеев оперы XVII века, написал множество кантат – концертных мини-опер, в которых разыгрываются пасторальные или юмористические сюжеты, - но разыгрываются только в ариях, дуэтах и речитативах, но не на сцене. Классиком жанра стал итальянец Джакомо Кариссими, который немало способствовал развитию духовной кантаты [19].

Но наивысшего расцвета жанр духовной кантаты достиг в протестантской части Европы – в Англии и Германии. Важную роль в этом сыграли сборники текстов кантат, составленные Э. Ноймайстером; в них сочетались библейские тексты, хоральные строфы, речитативы и арии «da capo». К этому типу кантаты обратились, в частности, Г.Ф. Телеман и И.С. Бах, благодаря которому кантата заняла почётное место среди современных ему крупных музыкальных жанров.

Бахом написаны сотни духовных кантат, предназначенных для церковных праздников. Они разнообразны по составу исполнителей и по содержанию. Самые известные из них – «Крестьянская», «Кофейная», «Феб и Пан».

Следующий этап в развитии жанра связан с творчеством В.А. Моцарта. В своих "масонских" кантатах, созданных в последние годы жизни, как и в мессах, Моцарт вырабатывал тот хоровой стиль, который в столь совершенных формах представлен в его Реквиеме [43].

Во 2-й половине XVIII века немецкая церковная кантата подверглась критике со стороны представителей немецкого просветительства и утратила прежнюю популярность.

Во Франции кантатно – хоровые жанры играли большую роль во время Великой французской революции; своим героическим пафосом они вдохновляли народ на борьбу против тирании. Много произведений этого рода создали Л. Керубини, Э. Мегюль, Ж. Ф. Лесюэр, Ф. Ж. Госсек.

Жанру кантаты отдал дань Л. Бетховен, написавший кантату «Морская тишь и счастливое плавание» на стихи И.В. Гёте. Финал его 9-й симфонии с участием хора и солистов (на слова «Оды к радости» Ф. Шиллера) по существу также является кантатой [15].

В творчестве композиторов – романтиков XIX в. жанр кантаты отходит на второй план. Ими созданы лишь отдельные произведения в этом жанре либо приближающиеся к нему: «Победная песнь Мириам» Ф. Шуберта, «Аврора» Д. Россини, «Рай и Пери» Р. Шумана, «Бетховенская кантата» Ф. Листа. В этих и подобных им кантатах используются выразительные средства, типичные для романтической оперы.

В XX веке за рубежом возникают понимание кантаты как произведения, предназначенного для любительского музицирования. Появляются сочинения, объединяющие в себе черты кантаты и других жанров. Например, сценические кантаты «Carmina Burana», «Catulli carmina» К. Орфа.

В России кантаты начали писать еще в XVIII в., но расцвет жанра пришелся на XIX и XX вв. («Москва» П.И. Чайковского, «Песнь о вещем Олеге» и «Из Гомера» Н.А. Римского-Корсакова, «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» С.И. Танеева, «Весна» и «Колокола» С.В. Рахманинова, Кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева, «История доктора Иоганна Фауста» А.Г. Шнитке).

Кантатно – ораториальный жанр занимает одно из ведущих мест в современном композиторском творчестве. Наиболее яркие сочинения в этом жанре созданы Г. В. Свиридовым. Это кантаты «Курские песни», «Деревянная Русь» на стихи С. Есенина, «Ночные облака» на слова А. Блока [14].

Кантата и оратория – концепционные жанры.

Два сложных жанра музыки со словом — кантата и оратория. Оба они — концепционные жанры, восполняющие соответствующую функцию семейства по сравнению с хоровым или вокальным циклом: последний редко преодолевает рамки «лирического сюжета», тогда как для кантатно-ораториальной музыки в высшей степени характерна связь  с эпосом, героикой, исторической или гражданской тематикой.

По своему жанровому стилю кантата и оратория очень близки друг другу, что служит причиной частого объединения их в собирательную кантатно – ораториальную группу. Обе представляют собой вокально-симфонические виды сочинений и состоят из одних и тех же составляющих жанров: хоров (чаще с сопровождением, иногда a cappella, как во 2 части «Иоанна Дамаскина» Танеева), арий или песен, речитативов, ансамблей, симфонических вступлений, а иногда и внутренних симфонических эпизодов («Ледовое побоище» в кантате «Александр Невский» С. Прокофьева).

Однако принципиальные различия между кантатой и ораторией все же существенны, и на них сейчас следует обратить внимание. Эти различия предопределены происхождением обоих жанров.

Кантата, генетически связанная не только с ранней оперой, но прежде всего с ренессансными хоровыми жанрами, в эпоху барокко утвердилась как крупное вокальное сочинение, посвящаемое какой – либо одной теме, одному событию или даже одному образу и раскрывающее эту тему обобщенно. От этого зависят сравнительно скромные масштабы кантаты, далеко не всегда использующей хор. Одинаковая широта распространения как в светском музыкальном обиходе, так и в церковном придает кантате статус равноправно-смежного жанра с культовой музыкой.

С барочной кантатой сохранили преемственную связь и поздние произведения этого жанра, для которых тоже характерны сосредоточенность на какой – либо одной идее и единство эмоциональной атмосферы.

Информация о работе Развитие вокально-симфонического жанра в творчестве Е. В. Поплавского