Развитие вокально-симфонического жанра в творчестве Е. В. Поплавского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 17:41, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности развития вокально – симфонического жанра в творчестве белорусских композиторов и показать роль творчества Е. В. Поплавского в формировании жанра.
Для достижения цели определены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы истории развития вокально – симфонического жанра.
Охарактеризовать этапы развития вокально – симфонического жанра в творчестве белорусских композиторов.
Выявить жанрово – стилистические особенности творчества Е. В. Поплавского.
Предложить исполнительский анализ кантаты «Бацькаўшчына» Е. В. Поплавского.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ВОКАЛЬНО – СИМФОНИЧЕСКИЙ ЖАНР: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………………...7
1.1. История развития кантатно – ораториального жанра………..7
1.2. Эволюция вокально – симфонического жанра в творчестве белорусских композиторов…………………………………………12

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО – СИМФОНИЧЕСКОГО ЖАНРА В ТВОРЧЕСТВЕ Е. В. ПОПЛАВСКОГО…………………………………………………...27
2.1. Жанрово – стилистическая направленность творчества Е. В. Поплавского………………………………………………………….27
2.2. Исполнительский анализ кантаты «Бацькаўшчына» Е. В. Поплавского…………………………………………………….........36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………46

Файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 3.54 Мб (Скачать файл)

Основные направления его творчества – камерная, вокально – симфоническая, симфоническая, хоровая и электронная музыка.

Мир его произведений охватывает широкий круг событий, сочетая романтически открытое эмоциональное высказывание и воодушевлённую, богатую нюансами созерцательную лирику, яркое импульсивное движение и звукозапись, спокойное размышление и психологизм.

По словам самого композитора, творчество для него – это треугольник, в котором есть вершина и постоянное стремление к ней:

«… Творца павінен увесь час эвалюцыаніраваць, змяняцца. Стасункі з мастакамі, чытанне кніг, якія былі забаронены і доўгі час не выдаваліся, прывялі мяне да думкі, што мастацтва ўвогуле і музыка ў прыватнасці не спрашчаюцца, а наадварот ускладняюцца. Як і мозг, як і душа чалавека, як і ўвесь Сусвет…

Мастак павінен працаваць над своім духам. Не трэба баяцца сябе крытыкаваць…

Для мяне творчасць – гэта нешта накшталт крышталя, у якога мноства граняў. І чым больш такіх граняў у творы, тым больш ён уздзейнічае на чалавека, тым больш жыве. Лічу, што ў творы абавязкова павінны прысутнічаць тры элементы. Першы – элемент рэчаіснасці як адлюстраванне  жыцця людзей, які ўключае ў сябе жанравасць, бытавыя сцэнкі, лубок – варыянтаў шмат. Другі элемент – духоўнасць, рэлігійнае пачуццё, узнёсласць, суадносіны нябёсаў і зямлі. Нарэшце, трэці элемент – кампазітаркае «я», уласнае стаўленне аўтара да ўсяго, што адбываецца вакол. Сюды ўключаюцца сродкі выразнасці, драматургія твора, аркестровыя фарбы» [25].

Хоровые произведения занимают в творчестве Е. Поплавского особое место. Уже в Симфонии «Lux aeterna» чётко прослеживалась линия взаимосвязи хоровых средств выразительности и духовного начала, реализованная во многих сочинениях автора. Кроме того, ещё до этого крупного произведения композитор не раз обращался к хору, создав кантаты «Бацькаўшчына» на слова Н. Гилевича и Л. Гениюш, «Колокола моей Руси» на стихи А. Фета и Н. Рубцова, а также Хоровой концерт «Мой ціхі дом» на стихи Я. Купалы, Я. Коласа и Л. Гениюш.

Все эти произведения резко контрастируют с инструментальными, оркестровыми партитурами, созданными в это же время и, тем более, более поздними электронными композициями автора. Раннее хоровое творчество можно было бы выделить в отдельный период творчества композитора: в хоровых произведениях Е. Поплавского конца 1980-х начала 1990-х годов чётко прослеживается продолжение традиций русского хорового письма XIX – XX веков, включая «новую простоту» Г. Свиридова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Исполнительский анализ кантаты «Бацькаўшчына» Е. В. Поплавского

 

Впервые к хоровой музыке Евгений Поплавский, как уже было сказано, обратился ещё в студенческие годы. Тогда им были написаны две кантаты «Бацькаўшчына» и «Колокола моей Руси», а также два хора на стихи Якуба Коласа «Хмаркі» и «Родныя вобразы». Все эти сочинения – своеобразные лирико – философские размышления композитора, которые проникнуты любовью к родному краю.

Проникновенная нежность и слияние с родной природой характерны для двух хоров на стихи Я. Коласа «Хмаркі» и «Родныя вобразы».  Музыкальная стилистика этих хоров во многом продиктована особенностями поэтического текста. Е. Поплавский очень чутко передаёт мир поэзии Я. Коласа, бережно относится к тексту, фонетике, метрике и композиции стиха. В дальнейшем эти два хора стали основой для написания кантаты на стихи Якуба Коласа и Янки Купалы «Родныя вобразы» для смешенного хора и ударных инструментов.

Композитор в кантате мастерски использует сопоставление ударных инструментов со звучанием хора. Инструменты выступают своеобразной тембральной окраской хора, подчёркивая изобразительные аспекты хорового звучания. Отличительная черта кантаты – использование сонорики.

Воодушевлённой, богатой нюансами созерцательной лирикой отличаются Три хора на стихи Афанасия Фета. Композитору удалось очень точно средствами музыки передать основную идею поэзии А. Фета, который вошёл в литературу как поэт – лирик, опоэтизировавший обыденные предметы реальности, самые простые ощущения живой жизни. Своеобразным ключом к музыкальной поэзии А. Фета могут служить слова: «Что не выскажешь словами – звуком на душу повей».

Очень ярким и интересным произведением, где композитор максимально использует все вокально выразительные средства хоровой звучности, является Концерт для хора а cappella «Мой ціхі дом» (1987). Произведение отличается тонкими хоровыми красками, богатством фонических эффектов, объёмностью звучания в сочетании с прозрачной звукописью. В Концерте ощущается взаимосвязь с лучшими традициями русской хоровой музыки 70 – 80-х годов (Г. Свиридовым, В. Салмановым, С. Слонимским).

В целом, композитор трактует хор как своеобразный инструмент с новыми тембровыми возможностями и выразительными ресурсами. Главная отличительная черта всех его произведений – их темброфоничность. Так, излюбленными приёмами композитора являются многообразное использование приёма divisi, широкое расположение голосов, сочетание различных тембров, тончайшее применение характерных регистровых возможностей. Очень часто композитор использует приём сгущения и разрежения звуковой плотности.

Гармония Е. Поплавского гибко реагирует на смысл стиха, она богата оттенками, соотношения аккордов всегда свежи, небанальны. Композитор находит для каждого образа свои оригинальные средства.

Для фактуры хоровых сочинений Е. Поплавского характерна многоплановость. Достаточно часто он прибегает к аккордовому, гомофонно – гармоническому изложению, широко пользуется полифонией. Главной фактурной особенностью у него нередко становится линеарное развитие.

Такое многообразное воплощение хоровых красок нашло своё отражение и в кантате «Бацькаўшчына» на стихи Нила Гилевича и Ларисы Гениюш.

У Нила Гилевича вышел интересный сборник стихов, который Евгений Поплавский нашёл ёмким и основательным. Это его и привело к написанию данной кантаты. Почти все части написаны на стихи Нила Гилевича, за исключением одного. Восьмая часть «Дзявочае сэрца», написана на стихи Л. Гениюш, так как текст затронул композитора своей фольклорностью и самобытностью.

Кантата «Бацькаўшчына», довольно объёмная по составу, написана для тенора, баса, двойного смешанного хора и симфонического оркестра. Композитор использует тройной состав симфонического оркестра, чтобы усилить звучание кантаты.

Это произведение явилось дипломной работой Е. Поплавского, поэтому композитор отнёсся к сочинению очень внимательно и щепетильно. Он посвятил её своему отцу – Владимиру Казимировичу Поплавскому.

Кантата была написана в 1986 году. Первая её запись была сделана симфоническим оркестром и хором Национальной Государственной Телерадиокомпании  Республики  Беларусь в 2004 году, а позже, в 2005 году, был выпущен компакт – диск. Сольные партии исполняли ведущие солисты Национального академического большого театра оперы и балета Республики Беларусь: тенор – Януш Нелепа, бас – Алексей Климович.

Это произведение объединено сквозной поэтической идеей любви к родному краю. Образ Беларуси здесь представлен многопланово в переплетении эпоса, жанровых сцен и красочных картин природы, лирики самых разных оттенков.

Кантата представляет собой цикл, который складывается с контрастных по характеру частей. Компактные по форме, они разнообразные и искусные по средствам выразительности. Опора на фольклорную интонацию, метрическая свобода соотносятся с сочетанием разных тембров солистов, хора и оркестра, использованием их характерных регистровых возможностей. А тонкая мелодекламация, которая проходит через всё произведение, и деликатная звукозапись, обусловленные стремлением к поэтизации образной сферы, привносят оригинальную игру тембровых красок и свежесть звучания.

Композитор широко использует оперно – симфонические приёмы, заметно освежая гармонический язык за счёт усложнённой аккордики, натурально – ладовой гармонии, оркестровых педалей.

Кантата имеет Прелюдию и Постлюдию, которые стилизованы под фольклор; она состоит из восьми частей, построенных по принципу контраста: темпового, психологического, образно – эмоционального и фактурного.

Драматургия кантаты детально разработана. Она внутренне  разнообразна – и солист с оркестром, и солисты с хором и оркестром, и хор с симфоническим оркестром, и тема с оркестром – этим и отличается кантата от простого звучания произведений, написанных для хора и симфонического оркестра. Вся внутренняя драматургия произведение имеет одно организующее начало – любовь к своему краю, к своей Родине. Смысловым кульминационным центром кантаты является восьмая часть.

Композитор умело использует  разнообразие тембров, выразительные возможности хора. Хор и комментатор событий, и непосредственный их участник. Композитор использует хор и как оркестровую краску. Именно хор является в кантате тем «действующим лицом», которому поручено выявить основную идею произведения.

Хоровые эпизоды выделяются жанровым разнообразием: это и живописные картины природы, и бытовая сценка, и простая задушевная мелодия.

Музыкальный язык кантаты «Бацькаўшчына» прост и доступен, но при этом богат и разнообразен. Композитор искусно использует мелодекламацию, воодушевившись произведениями М. Мусоргского, А. Даргомыжского, К. Дебюсси и многих других. Из мелодекламации плавно вытекает и главная особенность произведения – использование сонорики как в хоре, так и в оркестре. Эти приёмы обогощают всё произведение.

Сменой размеров наполнено всё сочинение. Композитор использует разнообразные размеры – 5/8, 5/4, 2/8, 3/8, 9/8 – это придаёт произведению некую живость и органичность. По словам автора видно, почему он применят постоянную смену размеров: «…Когда используется однообразный размер – он даёт статику в музыке. Например, у С. Прокофьева есть произведения со статическим размером (классический размер), но внутри, идя другим путём, он использует синкопированный ритм (Прокофьевский стиль). И. Стравинский меняет закон размеров, так как  квадратность в музыке не интересна…».  

Начинается кантата со спокойной Прелюдии, которая плавно переходит в первую часть хора «У ранішнім лесе». Она исполняется двойным хором a cappella. Эта часть написана в темпе Allegretto и представляет собой зарисовку пробуждающейся природы. Переменность размеров исходит из конкретного содержания и ритмической культуры стиха: используются размеры 6/8, 9/8, 5/8, 7/8, 8/8. Такая особенность близка к интонационной сфере белорусской народной песенности.

Вторая часть кантаты «Даруйце, родныя бары і пушчы...» написана для тенора и оркестра. Тема теноровой партии полностью построена на  мелодекламации. По высказываниям различных музыкантов – мелодекламация придаёт особую выразительность теноровому соло. На его фоне звучит «неподвижный» оркестр, томно задающий изредка напряжённый характер части.

 Третья часть «Бацькоўскі наказ» начинается с соло английского рожка. На фоне его вступает солирующий бас и аккомпанемент струнных инструментов. Такая фактура, до вступления хора,  была очень характерна для Баха и той эпохи, в которой он жил. Он часто использовал солиста в сопровождении клавесина, органа, виолончели, но самый основной инструмент был английский рожок, в то время считавшийся «экзотическим». Английский рожок использовался как мелодический противовес голосу. Аккомпанемент в данном случае однообразен и имеет ритмично – гармоническую структуру. Данная фактура третьей части делает её необычной и не похожей на другие. По словам композитора, этот приём является своеобразной «аллюзией к Баху». Хор в этой части выступает как оркестровая краска.

Четвёртая часть «Родная мова» написана для тенора и оркестра. Это яркий пример использования композитором сонорики – в высоком регистре звенящие инструменты передают красочную атмосферу – челеста, виброфон, арфа, три флейты. Композитор очень любит музыку Георгия Свиридова, что наложило отпечаток на его творчестве – использование в оркестре своеобразного инструментария – звенящих инструментов. Такие вещи, как говорит сам Е. Поплавский, можно назвать «аллюзии к Свиридову».

Звенящий оркестр, теноровое соло и темп Allegretto передаёт светлый характер четвёртой части.

 Пятая часть «Калі ёсць ты, мой лёс?» является своеобразным обращением композитора к 14 симфонии Д. Шостаковича. Здесь струнные исполняют один протяжённый звук, а в хоре звучит хорал – это очень близко к звучанию симфонии. На фоне хорала вначале звучит солирующий бас. И опять таки композитор применяет мелодекламацию в солирующей партии баса, что создаёт определённую напряжённость начала пятой части.

В середине данной части всё звучание хора переходит в сонорику, но она вся контролируемая и выписанная. Поочерёдное вступление голосов и произношение разного текста в разном ритме является очень непростым приёмом для исполнения и требует профессиональной подготовленности певцов.

В этом номере композитор использует наложение нескольких музыкальных пластов – хора, солиста, оркестра и солирующей арфы, что не характерно для классического написания музыки. Идеально человеческое ухо воспринимает только три пласта, за счёт чего можно проанализировать и прослушать произведение. Если же используется четыре, пять и более пластов – то внимание рассредоточивается и уже невозможно уловить основное звучание. Именно своей неклассичностью пятый номер удивляет нас гармонической масштабностью, увлекает и заставляет прислушиваться к каждому голосу. И это невероятно интересное сочинение ещё раз подчёркивает высокую профессиональность композитора.

Информация о работе Развитие вокально-симфонического жанра в творчестве Е. В. Поплавского