Развитие вокально-симфонического жанра в творчестве Е. В. Поплавского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 17:41, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности развития вокально – симфонического жанра в творчестве белорусских композиторов и показать роль творчества Е. В. Поплавского в формировании жанра.
Для достижения цели определены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы истории развития вокально – симфонического жанра.
Охарактеризовать этапы развития вокально – симфонического жанра в творчестве белорусских композиторов.
Выявить жанрово – стилистические особенности творчества Е. В. Поплавского.
Предложить исполнительский анализ кантаты «Бацькаўшчына» Е. В. Поплавского.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ВОКАЛЬНО – СИМФОНИЧЕСКИЙ ЖАНР: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………………...7
1.1. История развития кантатно – ораториального жанра………..7
1.2. Эволюция вокально – симфонического жанра в творчестве белорусских композиторов…………………………………………12

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО – СИМФОНИЧЕСКОГО ЖАНРА В ТВОРЧЕСТВЕ Е. В. ПОПЛАВСКОГО…………………………………………………...27
2.1. Жанрово – стилистическая направленность творчества Е. В. Поплавского………………………………………………………….27
2.2. Исполнительский анализ кантаты «Бацькаўшчына» Е. В. Поплавского…………………………………………………….........36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………46

Файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 3.54 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Выводы:

Появление вокально – симфонического жанра в белорусской музыке было определено общим направлением в развитии советского искусства. Рассматривая эволюцию жанра, можно отметить, что он был открыт для новых тенденций в искусстве, поэтому он всегда современен и востребован в обществе.

В кантатах и ораториях белорусских композиторов более старшего поколения шире, чем в хорах, воплощены события советской действительности, темы революционной борьбы, гражданской и Отечественной войны. Большое место занимает тема Родины, Коммунистической партии, образ Ленина. Есть кантаты, повествующие о подвиге белорусских пионеров – героев Великой Отечественной войны, о мирной и счастливой жизни советских ребят.

Одни произведения в этом жанре продолжают традиции классической и советской музыки, другие – несут с собой черты обновления и обогащения жанра, поиски нового музыкального языка и вокально – симфонических выразительных средств.

Совершенно определенно можно сказать, что эволюция жанра происходила в тесном взаимодействии – с исторической, политической, а также идеологической обстановкой в Беларуси. Импульсом для интенсивного развития всегда служили напряженные периоды в истории, отмеченные значительными сдвигами в общественной и культурной жизни и формировании новых критериев, новых тенденций в искусстве. Развиваясь дискретно, жанр вокально – симфонической музыки в каждый новый период возрождается в новом качестве, но при этом сохраняет свои традиции и преемственность в развитии белорусского искусства.

 

 

 

ГЛАВА 2

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО – СИМФОНИЧЕСКОГО ЖАНРА В ТВОРЧЕСТВЕ Е. В. ПОПЛАВСКОГО

2.1 Жанрово – стилистическая  направленность творчества Е. В. Поплавского

Евгений Владимирович Поплавский родился в 1959 году в местечке Порозово Свислочского района Гродненской области. После окончания музыкальной школы поступил в Гродненское музыкальное училище, где занимался по классу баяна у Олега Ивановича Альферовича, с которым у него сложились добрые дружественные отношения. Здесь же познакомился с Виталием Константиновичем Родионовым, у которого занимался по композиции. В одном из интервью журналу «Маладосць» Е. Поплавский вспоминал о своём педагоге по композиции так: «Чалавек вельмі шчыры, адданы працы, надзвычай адукаваны ў галіне філасофіі, літаратуры, музыкі. Доўгі час ён быў маім кумірам. Менавіта дзякуючы яму, я быў настроены на спасціжэнне свету культуры, філасофіі. І шчырае станаўленне да жыцця таксама ім было выхавана » [25].

Оценивая в целом годы учёбы в Гродненском музучилище, Е. Поплавский неоднократно отмечал, что они имели огромное значение в формировании его личности – как композиторской, так и творческой: «Наогул гады вучобы далі моцны творчы імпульс. Шмат было пераасэнсавана, шмат праслухана музыкі. Я быў літаральна «напічканы» нетрадыцыйнымі поглядамі, рэлігійнай літаратурай. Шмат чытаў твораў забароненых, якія тады «па руках» хадзілі – перадрукі Андрэя Белага і Міхаіла Булгакава, філасофскія сачыненні Сяргея Бердзяева і Паўла Фларэнскага. У Гродна гэта ў той час культывавалася…» [27].

Несмотря на накопленный багаж знаний, первые попытки поступления в Белорусскую государственную консерваторию закончились неудачей – в тот год был необычайно большой конкурс. Будущий композитор был призван в армию, но даже во время службы смог расширить свои музыкальные знания: он начал активно осваивать тромбон. Занятия проходили успешно, и среди командного состава даже возникло предложение направить его в Москву на военно-дирижёрский факультет, но Е. Поплавский не согласился, так как мечтал не о военно-дирижёрской профессии, а о композиторской.

После службы в армии его мечта учиться в Белгосконсерватории по классу композиции наконец осуществилась. Вначале он занимался в классе Игоря Лученка, а затем у Дмитрия Смольского. Евгений Поплавский всегда с благодарностью отзывается о каждом из своих наставников: у первого, по его словам, он учился организаторским качествам, вниманию к интонационности, у второго постигал секреты профессионального мастерства композитора – симфониста.

В этот период появились такие произведения, как Фортепианный цикл «Сцэнкі з народнага жыцця», цикл романсов на слова А. С. Пушкина, кантата «Бацькаўшчына» на слова Н. Гилевича и Л. Гениюш, «Колокола моей Руси» на слова А. Фета и Н. Рубцова для хора, двух арф, ударных и рояля, Соната для альта и фортепиано, симфоническая поэма «Quo vadis», ставшая дипломной работой композитора.

Многие из этих сочинений позже получили общественное признание. Так, альтовая соната с успехом появилась на Первом международном фестивале современной камерной музыки в Минске в 1991 году.

В 1988 году после окончания Белгосконсерватории, Е. Поплавский поступает в ассистентуру-стажировку Санкт-Петербургской консерватории, в класс к известному композитору Сергею Слонимскому. Годы учёбы и пребывания в этом городе дали колоссальный толчок дальнейшему творческому развитию композитора. Огромное значение, кроме непосредственного общения со знаменитым мастером, имело то культурно – информационное поле, которым славился Санкт-Петербург: музеи, выставки, театры, концерты, фестивали и многое другое.

Удалось Е. Поплавскому принять участие и в мастер-классах, проходивших в Репино. Это бы первый опыт композиторских мастер-классов в бывшем Советском Союзе. Для их проведения были приглашены известные зарубежные специалисты – в частности ученик О. Мессиана, профессор Парижской консерватории, композитор Тон де Леёва и другие. Кроме того, мастер – классы дали редкую на то время возможность познакомиться с новыми произведениями композиторов разных стран.

Что же касается собственного творчества Е. Поплавского, то в петербургский период им были написаны две концептуальные симфонические партитуры – Симфония «Lux aeterna» и Эскизы для симфонического оркестра «Порозово», посвящённые родным местам, в которых прошло детство композитора.

Оба сочинения отличаются современным мышлением. Так, посвящение партитуры местечку Порозово раскрывается не через фольклорные цитаты, что было неотъемлемой частью подобных сочинений белорусских композиторов прошлых десятилетий, а через различные сонорные эффекты, рождающие ощущение сиюминутных впечатлений – воспоминаний.

Ещё более сфокусировался творческий потенциал автора в симфонии «Lux aeterna» для тенора, хора и симфонического оркестра на слова Л. Эмилита. Это сочинение отмечено глубиной содержания, затрагивающего философский аспект бытия, нетрадиционностью драматургии, метроритмическими, сонорными эффектами, разделением оркестровой партитуры на множество неожиданно богатых по звучанию ансамблевых сочетаний.

«Lux aeterna» переводится как «Вечный свет». Первая часть симфонии сугубо оркестровая, она начинается пространным соло трубы и символизирует постепенное движение к свету: от низких инструментов к более высоким, от плотных, «вязких» ансамблевых сочетаний к лучезарно прозрачным, где ясно прослушивается каждая инструментальная линия, ощущается чистота голосоведения.

Во второй части симфонии к оркестру добавляются вокально – хоровые краски, которые становятся главенствующими. Эта часть выявляет философскую подоплёку и многозначность понятия «Свет». Под ним подразумевается не только солнечный свет, но и духовный, взаимосвязь человека и космоса, человека и Бога, божественного света и света души, которые взаимодействуют друг с другом.

В 1989 году была сделана фондовая запись Симфонии «Lux aeterna» для Белорусского радио и телевидения. Исполняли её симфонический оркестр и хор Национальной телерадиокомпании Беларуси под управлением Виктора Ровдо. В качестве дирижёра выступил Николай Колядко, партию тенора исполнил солист Белорусской оперы Александр Тузлуков. В 1990 году симфония была отмечена премией Национального конкурса произведений, посвящённых Франциску Скарине.

В начале 1990-х годов из-под пера Е. Поплавского выходит несколько авангардных произведений, предназначенных для презентации на Международных фестивалях современной камерной музыки, проходивших в Минске. Среди них «Новелла» для гитары, струнного квартета и керамических колокольчиков, музыка камерного балета «Людзі святла Месяца» и другие.

Однако самостоятельная творческая деятельность Е. Поплавского была тесно связана не только с дельнейшим развитием национальной белорусской культуры, но и с изучением её истоков и исторического пути. В 1992 – 1996 годах Евгений Владимирович был директором Национального театрально – концертного объединения «Белорусская капелла», целью которой является поиск, изучение и введение в исполнительскую практику старинной белорусской музыки.

На вопрос, что привело его на эту должность, отнимавшую огромное количество времени и сил, Евгений Владимирович в своё время отвечал так: «… Я хацеў бы паспрачацца з тымі, хто даводзіць, што Беларусь, у адрозненні ад Расіі, Украіны і Польшчы, не прайшла перыяду фарміравання нацыянальнай культуры. Справа ў тым, што мы наогул не ведаем нашай музыкі мінулых стагоддзяў. Але гэта не значыць, што яе няма» [24].

Для того,чтобы познакомить слушателей с сокровищами белорусской старинной музыки, композитору пришлось много работать в архивах и библиотеках многих стран мира – в Польше, России, Литве, Англии, Украине. В них в разные годы (от раздела Речи Посполитой до Великой Отечественной войны) попадали книги, партитуры, принадлежавшие белорусским магнатам XVIII – XIX веков, рукописи произведений белорусских композиторов того времени.

На должности директора «Белорусской капеллы» Е. Поплавский занимался также организационной деятельностью, подготавливая и проводя ежегодные фестивали «Адраджэнне «Беларускай капэлы», заказывая композиторам обработки и переложения старинной белорусской музыки.

Продолжалось в это время и его собственное композиторское творчество. Мироощущение Е. Поплавского в те годы отражает интервью с ним, проведённое музыковедом Татьяной Мдивани для журнала «Мастацтва»:

«У музыцы мяне цікавяць уласна пачуцці і эмоцыі. Я не выбіраю. Гора, радасць, хваляванне, нейкія ўнутраныя душэўныя флюіды… Памятаеце ў Кандзінскага? У сваім невялікім трактаце ён выказаў шмат цікавых думак пра ролю пасвядомага ў мастацтве. Гэтак жа і ў музыцы: духоўны, бесцялесны пачатак, энергія – усё гэта можа быць выяўлена гукам, і гэта тое, што можа быць музыкай… Энергія стварае форму сочынення, а форма, у сваю чаргу, будуецца адпаведна унутраным імпульсам. Мяне жывяць не знешнія рэаліі, а кліч душы і сэрца. І вось што цікава. Я заўважыў, што плань энергіі, увасобленая ў гуку, зыходзіць таксама ад кампазітара, гэта значыць з мяне самаго. І атрымліваецца: «чысты дух» стварае і пэўную манеру пісьма – далікатны, вытанчаны стыль. Гэта спявае душа, гучыць маё сэрца. Такую музыку я называю музыкай духу, музыкай душы, якая гучыць. Я шчыры перад сабой… » [23].

Следующий период творчества Е. Поплавского можно было бы назвать «польским». Он открыл перед молодым белорусским композитором новые творческие горизонты, привёл его не только к новым знаниям и техникам письма, но и к новым концептуальным сочинениям.

В 1997 году Евгений Поплавский получил стипендию Польского правительства для стажировки в Гданьской академии музыки им. С. Монюшко. Более длительное, чем во время командировок «Белорусской капеллы», пребывание в Варшаве дало возможность лучше познакомиться с современной музыкой, причём не только польских авторов. Композитор участвовал в фестивале «Варшавская музыкальная осень», познакомился с композиторами – авангардистами других стран. Всё это расширило его кругозор и дало толчок к новым творческим исканиям.

Во время стажировки он работал над произведением для симфонического оркестра «Барбара Радзівіл», в котором соединились его композиторские и исследовательско – исторические устремления.

Последовала ещё одна стипендия, дающая возможность, на этот раз, стажировки в Студии электроакустической музыки при Краковской академии музыки.

«Гэта студыя,  – рассказывал композитор в частных беседах, – вельмі знакамітая, была заснавана ў 1973 годзе як першая дыдактычная студыя электраакустычнай музыкі. Сёння яна лічыцца цэнтрам электраакустычнай музыкі ў Польшчы і адным з найбольш прэстыжных падобных цэнтраў у Еўропе. На Беларусі, на жаль, такой студыі няма, таму я лічу, мне проста пашчасціла пазнаёміцца, як кажуць, з першых вуснаў з лепшымі дасягненнямі сучасных музычных тэхналогій».

В Краковской студии в 1999 году на плёнку была реализована электронная композиция Е. Поплавского «Карозія часу». В это произведение, несмотря на его «синтетическое происхождение», композитор вложил глубокий философский смысл: «Маецца на ўвазе час як фізічная інстанцыя змены. Час, які спалучаецца ў сэрцы з Пазачасам. Сэрца яднае чалавека з глыбінёй стагоддзяў і Будучыняй. Парушэнне гэтай гармоніі вядзе да карозіі. У мінулыя дзесяцігоддзі гэта гармонія ў нас была парушана, рэха разбурэння яшчэ доўга будзе праследаваць і нас і нашых нашчадкаў – таму і называецца твор «Карозія часу». Гэту «карозію» можна і трэба трактаваць і як карозію душы, і як карозію ўсёй духоўнай прасторы».

Премьера этого сочинения состоялась в мае 1999 года в Кракове на Международном фестивале краковских композиторов в знаменитом Центре японского искусства и техники. Позже это сочинение с успехом исполнялось в Минске на совместном польско – белорусском концерте электронной музыки, организованном при поддержке Польского института.

В той же Краковской студии в июне 1999 года было реализовано на плёнку произведение «Лунаючы ў прасторы», идея которого, по словам композитора, заключалась в отражении «жыцця радыёхваляў па – за эфірам».

В 2000 году Евгений Поплавский стал лауреатом Международного конкурса по композиции в Праге, а в 2002 году последовала ещё одна стажировка в той же Студии электроакустической музыки Краковской академии музыки, в результате чего сфера электронной музыки заняла в творчестве композитора ещё более значительное место, не потеснив при этом его акустических исканий в различных жанрах и стилях.

Действительно, композитор пробует силы в разных музыкальных жанрах, демонстрируя яркое чувствование тембровой изобразительности и выразительности всех элементов музыкального языка.

Информация о работе Развитие вокально-симфонического жанра в творчестве Е. В. Поплавского