Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 17:41, дипломная работа
Цель работы – выявить особенности развития вокально – симфонического жанра в творчестве белорусских композиторов и показать роль творчества Е. В. Поплавского в формировании жанра.
Для достижения цели определены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы истории развития вокально – симфонического жанра.
Охарактеризовать этапы развития вокально – симфонического жанра в творчестве белорусских композиторов.
Выявить жанрово – стилистические особенности творчества Е. В. Поплавского.
Предложить исполнительский анализ кантаты «Бацькаўшчына» Е. В. Поплавского.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ВОКАЛЬНО – СИМФОНИЧЕСКИЙ ЖАНР: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………………...7
1.1. История развития кантатно – ораториального жанра………..7
1.2. Эволюция вокально – симфонического жанра в творчестве белорусских композиторов…………………………………………12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО – СИМФОНИЧЕСКОГО ЖАНРА В ТВОРЧЕСТВЕ Е. В. ПОПЛАВСКОГО…………………………………………………...27
2.1. Жанрово – стилистическая направленность творчества Е. В. Поплавского………………………………………………………….27
2.2. Исполнительский анализ кантаты «Бацькаўшчына» Е. В. Поплавского…………………………………………………….........36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………46
Оратория, в своем становлении изначально нацеленная на повествование о значительных событиях, в дальнейшем, став смежным жанром словесной музыки, сохранила принципиальную связь с эпосом. Этим определяются важнейшие типичные черты оратории — монументальность и сюжетность.
Монументальность достигается благодаря крупным масштабам, как правило, значительно превосходящим кантату, а также с помощью большого состава исполнителей; многоголосного, нередко двойного хора, солистов, симфонического оркестра, органа. Особенно сложна и многообразна роль хора, отличающая ораторию от старинной кантаты еще со времен Генделя. Хор не только воплощает образ народных масс, иногда создавая контрастирующие коллективные портреты (в оратории «Самсон»), но и выступает в качестве комментатора событий, подобно хору античной трагедии.
Последнее уже связано с другим важнейшим качеством жанра — сюжетностью. Она сказывается в последовательном развертывании событий, персонификации героев, мотивировке их действий, нередко – в участии либо музыкально интонирующего повествователя (евангелист в пассионах). Характерно для ораториальных сюжетов сопоставление различных планов художественного времени: так настоящее и прошлое сопоставляются в «Мессии» Генделя; история Жанны д'Арк у А. Онеггера – даётся ретроспективно. В прямой связи с сюжетностью находится и музыкальная драматургия, включающая изобразительные эпизоды.
Таким образом, вырисовывается специфическая функция оратории, выделяющая ее среди всех музыкальных жанров. В ней может быть воплощен сюжет с гораздо большей конкретностью, объемностью и многомерностью, чем в программной музыке, но без предметно-сценической материализации.
Выяснение специфики кантаты и оратории позволяет проследить взаимопроникновение их характерных признаков в сочинениях смешанно-жанрового профиля, которыми так богата музыка XX века.
Среди многочисленных симфоний XX века, включающих вокально интонируемое слово, с точки зрения смежного жанра представляют интерес те, в которых претворяется какой-либо известный вариант сонатно-симфонического цикла. Например, в 13-й симфонии Д. Шостаковича на стихи Е. Евтушенко, оригинально использующей вокальное начало (бас и хор басов), можно обнаружить модель характерной для автора большой драматической симфонии.
Особый интерес вызывают творческие эксперименты по созданию новых жанровых разновидностей музыкально-поэтического синтеза. Яркий пример – «Поэтория» Р. Щедрина. По замыслу автора в ней не только музыкально воплощаются стихи А. Вознесенского, но важнейшим интонационным компонентом выступает голос самого поэта.
Необычайно прочный, уходящий корнями в древнее синкретическое искусство, союз музыки и слова способен вызвать к жизни еще немало оригинальных художественных решений.
Белорусская музыкальная культура за период своего существования достигла значительных художественных высот. Не имея национальных профессиональных традиций в дооктябрьский период, деятели белорусского советского музыкального искусства (в отличие от музыкантов России, Украины, Прибалтики, Закавказья), опираясь на достижения русской музыкальной классики, создали высокохудожественные произведения, внесли достойный вклад в развитие национальной музыки [1].
Путь, пройденный белоруской кантатой и ораторией можно условно поделить на несколько основных этапов, неравных по времени, но которые характеризуются общими явлениями внутри каждого из этих периодов:
1-й – 20-30-е годы;
2-й – 30-40-е годы;
3-й – послевоенный период, включая 50-е годы;
4-й – 60-70-е годы;
5-й – 70-80-е годы до нашего времени.
Теперь постараемся подробнее охарактеризовать каждый из выше перечисленных периодов.
20 – 30-е годы были периодом
поисков, опытов. Яркое проявление
связей белорусской
Авторами первых белорусских кантат были Т. Шнитман и Н. Аладов. Но их рукописи пропали в годы Великой Отечественной войны [11].
В сфере тематики наблюдалось самое непосредственное и оперативное отражение ведущих тенденций советского искусства. Не все композиторы того времени могли органично сочетать традиции русской музыкальной классики и опыт советской музыки с национальной темой, с белорусским песенным фольклором. Недостаточно высокий художественный уровень многих произведений не позволял белорусской музыке выйти за пределы республики. Первое музыкальное учебное заведение в Беларуси начало свою работу в 1922 году на базе Витебской народной консерватории, организованной русским композитором Михаилом Анцевым. Двумя годами позже музыкальный техникум был открыт в Минске. В числе первых педагогов техникума были Н. Аладов, Т. Шнитман, М. Прохоров и другие.
Тесным образом с творчеством композиторов Беларуси 20-30-х годов связана деятельность музыковеда, музыкального критика Ю. Дрейзина.
Уделяя много внимания популяризации белорусской народной песне в республике Дрейзин подчёркивал её основополагающую роль в создании профессиональной музыки, в формировании национального музыкального стиля.
Завершая раздел 20-х годов в белорусской музыке хочется отметить, что не все произведения выдержали испытания временем. На некоторых произведениях лежит печать технического несовершенства. Однако, творческие достижения этого периода предвосхитили дальнейшее развитие белорусской музыки, стимулировали рост профессионального мастерства белорусских композиторов на новом историческом этапе [9].
Важнейшим фактором подъемом белорусской музыки в 30-40-е года явилось укрепление её контактов и творческих взаимосвязей с музыкальными культурами братских республик, участие музыкантов Беларуси в концертах – отчётах, встречах, Декадах и Днях культуры.
Говоря об основных вехах развития музыкальной культуры республики, укажем, что в 1932 году в Минске была открыта Белорусская государственная консерватория, руководство по классу композиции взял на себя видный русский композитор и педагог Василий Золотарёв, оказавший большое влияние на формирование белорусской композиторской школы.
В период 30-40-х годов наряду с массовыми песнями создаются произведения для хора в сопровождении симфонического оркестра, кантаты.
Обновление содержания белорусской музыки, поиск ярких выразительных средств во многом были определены усилением внимания композиторов к современной тематике, стремлением правдиво и убедительно воплотить в своих произведениях образы советской действительности.
На основе отдельных эпизодов поэмы Янки Купалы «Над рекой Оресой» Н. Аладов в 1933 годы написал одноимённую вокально – симфоническую поэму для хора, пяти солистов и симфонического оркестра. Эта поэма была первым крупным произведением на современную тему, решённая в реалистических традициях.
К столетию со дня смерти А.С. Пушкина был создан ряд кантат на тексты поэта: «Сказка о Медведихе» А. Богатырёва, баллада «Воевода» П. Подковырова. Сохранилась кантата только Анатолия Богатырёва. Рукописи других произведений погибли в годы ВОВ.
Кантата «Сказка о Медведихе» является одной из немногих, написанных белорусскими композиторами в лирико – эпическом ключе. В ней проявились некоторые черты зрелого творческого подчерка Богатырёва. Это прежде всего обращение к народно – национальным истокам бесцитатного использования песенных образцов.
Новые моменты в понимании национального и интернационального в белорусской музыке приносит период 40 – 50-х годов. Он был связан с появлением ряда ярких патриотических произведений на актуальные темы современности.
На долю белорусского народа выпали тяжёлые испытания во время Великой Отечественной войны. Приняв первой на себя всю тяжесть вероломного нападения гитлеровской Германии, Беларусь не только выстояла, но и сумела возродиться из пепла и руин.
Жанр кантаты и оратории привлекает в военные годы композиторов разных поколений и национальностей. Достаточно назвать кантаты «Народная священная война» М. Коваля, «Родина великая» Д. Кабалевского, ораторию Ю. Шапорина «Сказание о битве за русскую землю».
С именем Анатолия Богатырёва связано дельнейшее развитие жанра белорусской кантаты. Художник – патриот отдаёт всё мастерство и вдохновение теме Родины и народа, он одним из первых откликается на трагические события. Ненавистью к врагам в великой всенародной битве проникнуты кантаты Богатырёва «Белорусским партизанам» и «Ленинградцы». Обе кантаты написаны на стихи известных поэтов, первая – великого белорусского песняра Янки Купалы, другая – казахского акына Джамбула.
Национальный характер в музыке создаётся близостью основной темы к традиционной крестьянской песне.
Созданная в традициях национальной белорусской музыки и лучших советских кантат довоенного времени, кантата «Белорусским партизанам» содержала новые стилевые черты советской музыки периода Отечественной войны.
Композитору удалось создать масштабное произведение, отразившее искания, характерные для советского искусства тех лет.
Белорусская кантата военного времени способствовала дальнейшему развитию этого жанра в новый исторический период, она оказала благотворное влияние на последующее развитие национальной песенно – хоровой симфонической музыки. Показательна тенденция к симфонизации жанра кантаты и усилению роли оркестра, а также сближение кантаты с массовыми песенными и хоровыми жанрами.
Кантата заняла одно из центральных мест в творчестве белорусских композиторов послевоенного периода. В ней нашли отражение значительные события в истории нашего государства. Героическая борьба советского народа в годы Великой Отечественной войны воплощена в кантате Ю. Семеняка «Памяти Константина Заслонова», теме восстановления народного хозяйства и трудовому пафосу советских людей посвящена кантата И. Кузнецова «Поля степные», исторический путь Беларуси за годы Советской власти отражён в кантатах «Беларусь» А. Богатырёва, «40 лет» М. Аладова, «А хто там ідзе?» Г. Пукста [8].
Разнообразие сюжетов определило многоплановость музыкальных образов – гимнических, лирико – эпических, героических, драматических, жанрово – бытовых, пейзажных и т.д.
Белорусская кантата рассматриваемого периода в большинстве случаев – многочастное циклическое произведение. Чаще всего это трёхчастные и четырёхчастные циклы, а также многочастные приближающиеся к сюите.
Для лучших кантат характерна преломление принципов симфонизма, выразившееся в обращении к сквозной драматургии, смысловым лейттемам, к приёмам жанрового переосмысления тем – образов. Более сложным и красочным стал гармонический язык, повысилось внимание к индивидуализации музыкальных образов.
Проблема обогащения музыкального языка белорусской кантаты и оратории конца 50-х начала 60-х годов неразрывно связано с отношением композиторов к фольклорному материалу. В эти годы тенденция настоящего творческого, остро новаторского отношения к народной песне усиливается. В большинстве случаев композиторы свободно творчески преломляют элементы белорусского крестьянского фольклора, используя широко распевные диатонические темы, натуральные лады, плагальные обороты, переменный размер, народную подголосочную полифонию. Вместе с тем, в стиле белорусской кантаты весьма ощутимо воздействие советской массовой и рабочей революционной песни. Опора на традиции народной музыки определила мелодизм – песенность – характерную особенность белорусской кантаты.
В 60-е годы заметно расширяется тематическое содержание белорусской музыки. В этот период создано значительное количество вокально – симфонических произведений. Этому в немалой степени содействовали знаменательные даты в жизни нашей страны и республики: 50-летие Великого Октября и 50-летие БССР. В этих сочинениях нашли отражение образы и дела советских людей в разные периоды 50-летней истории нашего государства. Вот почему в музыке юбилейных лет преобладают образы участников революционных событий Великого Октября и борцов за становление советского уклада в годы гражданской войны; воинов Великой Отечественной войны и партизан; героев созидательного мирного труда и лирических героев – романтиков. В этот период были созданы кантата Н. Аладова «Па шляху барацьбы i перамог» на текст А. Деружинского, а также оратория Евгения Глебова «Званы» («Колокола») на текст М. Алтухова и В. Орлова.
В трёх частях оратории «Званы» возникают образы далёкого прошлого нашей родины, революционных событий, настоящего и будущего, воплощённого в думах о судьбе юного поколения и всей планеты. Своё название оратория получила от симфонического образа «призыва колоколов», который проходит через всё произведение.
Новые тенденции в развитии кантатно – ораториального жанра второй половины 60-х годов проявляются в идейно – образном содержании ряда монументальных произведений, принципах использования фольклора, музыкальном стиле. Так, в кантате «Белорусские песни» Анатолий Богатырёв творчески подходит к песенному материалу, художественно переосмысливает национальные мелодии, объединяет народные темы общим стилистическим и сюжетным стержнем, что способствует художественной цельности композиции [41].
Информация о работе Развитие вокально-симфонического жанра в творчестве Е. В. Поплавского