Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 17:41, дипломная работа
Цель работы – выявить особенности развития вокально – симфонического жанра в творчестве белорусских композиторов и показать роль творчества Е. В. Поплавского в формировании жанра.
Для достижения цели определены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы истории развития вокально – симфонического жанра.
Охарактеризовать этапы развития вокально – симфонического жанра в творчестве белорусских композиторов.
Выявить жанрово – стилистические особенности творчества Е. В. Поплавского.
Предложить исполнительский анализ кантаты «Бацькаўшчына» Е. В. Поплавского.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ВОКАЛЬНО – СИМФОНИЧЕСКИЙ ЖАНР: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………………...7
1.1. История развития кантатно – ораториального жанра………..7
1.2. Эволюция вокально – симфонического жанра в творчестве белорусских композиторов…………………………………………12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО – СИМФОНИЧЕСКОГО ЖАНРА В ТВОРЧЕСТВЕ Е. В. ПОПЛАВСКОГО…………………………………………………...27
2.1. Жанрово – стилистическая направленность творчества Е. В. Поплавского………………………………………………………….27
2.2. Исполнительский анализ кантаты «Бацькаўшчына» Е. В. Поплавского…………………………………………………….........36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………46
Шестая часть «Вечна спяшаемся…» – чисто сонорная, основанная на перекличке между двумя хорами. Эти сонорные элементы в хоре – шёпот, разговор – композитор искусно использует для передачи смысловой нагрузки текста. В этом номере задумкой Е. Поплавского было то, чтобы два хора передвигались по сцене для создания стереоакустики. Между хорами помещается симфонический оркестр. Движение звука по всему хору – своеобразный «эффект эха».
В седьмой части «Дзявочае сэрца» композитор ярко использует фольклорный элемент. Эта единственная часть написана на стихи Ларисы Гениюш, которая в своём творчестве была тесно связана с западно – белорусским фольклором. Поэтому композитор пишет номер в стилистике автора текста.
В этой части очень разнообразно оркестровое сопровождение. Композитор чётко и грамотно передаёт поэтический текст не только в хоре, но и в оркестре. Слушая инструментальное сопровождение, мы как – будто в его музыке можем прочитать весь текст стихотворения. Этот приём подтверждает в очередной раз высокие профессиональные данные композитора.
Восьмая часть «Дзе вы, дбайныя рупліўцы песень родных?» – дуэт баса и тенора, к которым впоследствии подключается хор. Хоральная структура хора, как и в четвёртом номере, заполняет всю последнюю часть. Диапазон оркестра также повторяется с четвёртой частью кантаты – высокие, средние, низкие и ещё более низкие инструменты. В основе темы – изменённая в метроритмическом отношении тема той же четвёртой части. Мелодия солирующих партий тенора и баса интонационно близка к протяжной белорусской народной песне.
Заканчивается кантата спокойным звучанием Постлюдии, которая построена на зеркальном отражении Прелюдии на том же самом музыкальном материале – музыкальная арка.
Кантата «Бацькаўшчына» Евгения Поплавского имеет богатую внутреннюю драматургию, созданную на поэтической основе. Она развивается логично и последовательно, а также затрагивает вопросы большого социального значения.
Выводы:
Композитор Евгений Поплавский – человек разносторонний. В одной личности сочетается творец, исследователь, публицист, философ. Владелец всех перечисленных «профессий» владеет главным даром – умением постепенно – последовательно, старательно – кропотливо собирать и подводить итоги всему, что ему встречается на жизненном пути: художественные впечатления, эмоции, встречи…
Творчество Евгения Поплавского является наглядным примером воплощения эстетико – стилевых направлений вокально – симфонической музыки последней трети ХХ – начала ХХI столетий в их индивидуально – авторском прочтении. Специфика творчества Е. Поплавского заключается в использовании оригинальных образно – тематических, жанровых, эстетико – стилевых и композиционно – драматургических решений. Сочинения композитора представляют его индивидуальный опыт в поисках нового художественного сознания в современном творчестве, не ограниченного стилевыми, национальными и языковыми рамками.
Благодаря классическому музыкальному образованию и широкому эстетическому кругозору, Евгений Поплавский виртуозно использует музыкальные традиции разных эпох. В рамках одного сочинения могут объединяться разнообразные интонационные и пространственно – фактурные модели, опираясь на тонкое взаимодействие старинных и современных приёмов композиторского письма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сложный путь становления вокально – симфонической музыки отразил общие закономерности формирования профессиональной музыкальной культуры как западноевропейской, русской, так и белорусской. В этой области написаны разнообразные по стилю, жанру и времени создания музыкальные произведения, в которых нашли отражение процессы овладения профессиональным мастерством, приёмами вокально – хорового исполнительства, поиска разнообразных музыкальных форм, новых средств выражения, идейно – образного жанрового обобщения.
Белорусская вокально – симфоническая музыка начала свой путь становления достаточно поздно и получила интенсивный толчок для развития только лишь после Октябрьской революции. Несмотря на это, белорусская вокально – симфоническая музыка представлена различными жанрами. Здесь и крупные эпико – драматические хоровые полотна, монументальные оратории – симфонии, лирико – философские кантаты, приветственные кантаты – славления, оды. Особую жанровую разновидность кантатно – ораториального жанра представляют вокально – симфонические баллады и поэмы.
Тематика произведений также многогранна. Это тема Великой Отечественной Войны, темы мира, труда и дружбы народов, историко – революционная тематика. Нередко основой тематического содержания произведений кантатно – ораториального жанра становится национальный фольклор, своеобразная мелодика, характерные ритмы и метроритмические особенности, свойственные белорусскому народу.
Среди белорусских композиторов, работающих в жанре вокально – симфонической музыки, можно выделить творчество Е. В. Поплавского.
Среди разнообразной жанровой палитры сочинений композитора особым образом выделяются его вокально – симфонические произведения. На сегодняшний день в этом жанре композитором написаны кантаты «Бацькаўшчына», «Родныя вобразы», «Званы маёй Русі», симфония «Lux aeterna» для тенора, хора и симфонического оркестра.
В произведениях композитора выявились основные тенденции развития жанра вокально – симфонической музыки. Это, с одной стороны, обращение к классическим музыкальным формам, с другой – модернизация организующих элементов музыкального языка (тематизм, гармония, ритмика, мелодика, фактура).
Вместе с тем, в вокально – симфонических произведениях, в частности в кантате «Бацькаўшчына», проявились индивидуальные черты композиторского стиля Евгения Поплавского. В кантате композитор тонко чувствует специфику голоса и саму органику хора. Он трактует хор как своеобразный инструмент с новыми тембровыми возможностями и выразительными ресурсами.
Всё это свидетельствует о том, что кантата «Бацькаўшчына» является показательной для творчества Евгения Поплавского: она вбирает в себя все основные тенденции творчества композитора, совмещая его увлечение современной стилистикой с заинтересованным отношением к классической музыке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ФОТОДОКУМЕНТЫ
ЛАРИСА ГЕНИЮШ
НИЛ ГИЛЕВИЧ
ЕВГЕНИЙ ПОПЛАВСКИЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
НОТНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ
Информация о работе Развитие вокально-симфонического жанра в творчестве Е. В. Поплавского