Развитие вокально-симфонического жанра в творчестве Е. В. Поплавского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 17:41, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности развития вокально – симфонического жанра в творчестве белорусских композиторов и показать роль творчества Е. В. Поплавского в формировании жанра.
Для достижения цели определены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы истории развития вокально – симфонического жанра.
Охарактеризовать этапы развития вокально – симфонического жанра в творчестве белорусских композиторов.
Выявить жанрово – стилистические особенности творчества Е. В. Поплавского.
Предложить исполнительский анализ кантаты «Бацькаўшчына» Е. В. Поплавского.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ВОКАЛЬНО – СИМФОНИЧЕСКИЙ ЖАНР: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………………...7
1.1. История развития кантатно – ораториального жанра………..7
1.2. Эволюция вокально – симфонического жанра в творчестве белорусских композиторов…………………………………………12

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО – СИМФОНИЧЕСКОГО ЖАНРА В ТВОРЧЕСТВЕ Е. В. ПОПЛАВСКОГО…………………………………………………...27
2.1. Жанрово – стилистическая направленность творчества Е. В. Поплавского………………………………………………………….27
2.2. Исполнительский анализ кантаты «Бацькаўшчына» Е. В. Поплавского…………………………………………………….........36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………46

Файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 3.54 Мб (Скачать файл)

Шестая часть «Вечна спяшаемся…» – чисто сонорная, основанная на перекличке между двумя хорами. Эти сонорные элементы в хоре – шёпот, разговор – композитор искусно использует для передачи смысловой нагрузки текста. В этом номере задумкой Е. Поплавского было то, чтобы два хора передвигались по сцене для создания стереоакустики.  Между хорами помещается симфонический оркестр. Движение звука по всему хору – своеобразный «эффект эха».

В седьмой части «Дзявочае сэрца» композитор ярко использует фольклорный элемент. Эта единственная часть написана на стихи Ларисы Гениюш, которая в своём творчестве была тесно связана с западно – белорусским фольклором. Поэтому композитор пишет номер в стилистике автора текста.

В этой части очень разнообразно оркестровое сопровождение. Композитор чётко и грамотно передаёт поэтический текст не только в хоре, но и в оркестре. Слушая инструментальное сопровождение, мы как – будто в его музыке можем прочитать весь текст стихотворения. Этот приём подтверждает в очередной раз высокие профессиональные данные композитора.

Восьмая часть «Дзе вы, дбайныя рупліўцы песень родных?» – дуэт баса и тенора, к которым впоследствии подключается хор. Хоральная структура хора, как и в четвёртом номере, заполняет всю последнюю часть. Диапазон оркестра также повторяется с четвёртой частью кантаты – высокие, средние, низкие и ещё более низкие инструменты. В основе темы – изменённая в метроритмическом отношении тема той же четвёртой части. Мелодия солирующих партий тенора и баса интонационно близка к протяжной белорусской народной песне.

Заканчивается кантата спокойным звучанием Постлюдии, которая построена на зеркальном отражении Прелюдии на том же самом музыкальном материале – музыкальная арка.

Кантата «Бацькаўшчына» Евгения Поплавского имеет богатую внутреннюю драматургию, созданную на поэтической основе. Она развивается логично и последовательно, а также затрагивает вопросы большого социального значения.

 

Выводы:

Композитор Евгений Поплавский – человек разносторонний. В одной личности сочетается творец, исследователь, публицист, философ. Владелец всех перечисленных «профессий» владеет главным даром – умением постепенно – последовательно, старательно – кропотливо собирать и подводить итоги всему, что ему встречается на жизненном пути: художественные впечатления, эмоции, встречи… 

Творчество Евгения Поплавского является наглядным примером воплощения эстетико – стилевых направлений вокально – симфонической музыки последней трети ХХ – начала ХХI столетий в их индивидуально – авторском прочтении. Специфика творчества Е. Поплавского заключается в использовании оригинальных образно – тематических, жанровых, эстетико – стилевых и композиционно – драматургических решений. Сочинения композитора представляют его индивидуальный опыт в поисках нового художественного сознания в современном творчестве, не ограниченного стилевыми, национальными и языковыми рамками.

Благодаря классическому музыкальному образованию и широкому эстетическому кругозору, Евгений Поплавский виртуозно использует музыкальные традиции разных эпох. В рамках одного сочинения могут объединяться разнообразные интонационные и пространственно – фактурные модели, опираясь на тонкое взаимодействие старинных и современных приёмов композиторского письма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сложный путь становления вокально – симфонической музыки отразил общие закономерности формирования профессиональной музыкальной культуры как западноевропейской, русской, так и белорусской. В этой области написаны разнообразные по стилю, жанру и времени создания музыкальные произведения, в которых нашли отражение процессы овладения профессиональным мастерством, приёмами вокально – хорового исполнительства, поиска разнообразных музыкальных форм, новых средств выражения, идейно – образного жанрового обобщения.

Белорусская вокально – симфоническая музыка начала свой путь становления достаточно поздно и получила интенсивный толчок для развития только лишь после Октябрьской революции. Несмотря на это, белорусская вокально – симфоническая музыка представлена различными жанрами. Здесь и крупные эпико – драматические хоровые полотна, монументальные оратории – симфонии, лирико – философские кантаты, приветственные кантаты – славления, оды. Особую жанровую разновидность кантатно – ораториального жанра представляют вокально – симфонические баллады и поэмы.

Тематика произведений также многогранна. Это тема Великой Отечественной Войны, темы мира, труда и дружбы народов, историко – революционная тематика. Нередко основой тематического содержания произведений кантатно – ораториального жанра становится национальный фольклор, своеобразная мелодика, характерные ритмы и метроритмические особенности, свойственные белорусскому народу.

Среди белорусских композиторов, работающих в жанре вокально – симфонической музыки, можно выделить творчество Е. В. Поплавского.

Среди разнообразной жанровой палитры сочинений композитора особым образом выделяются его вокально – симфонические произведения. На сегодняшний день в этом жанре композитором написаны кантаты «Бацькаўшчына», «Родныя вобразы», «Званы маёй Русі», симфония «Lux aeterna» для тенора, хора и симфонического оркестра.

В произведениях композитора выявились основные тенденции развития жанра вокально – симфонической музыки. Это, с одной стороны, обращение к классическим музыкальным формам, с другой – модернизация организующих элементов музыкального языка (тематизм, гармония, ритмика, мелодика, фактура).

Вместе с тем, в вокально – симфонических произведениях, в частности в кантате «Бацькаўшчына», проявились индивидуальные черты композиторского стиля Евгения Поплавского. В кантате композитор тонко чувствует специфику голоса и саму органику хора. Он трактует хор как своеобразный инструмент с новыми тембровыми возможностями и выразительными ресурсами. 

Всё это свидетельствует о том, что кантата «Бацькаўшчына» является показательной для творчества Евгения Поплавского: она вбирает в себя все основные тенденции творчества композитора, совмещая его увлечение современной стилистикой с заинтересованным отношением к классической музыке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Антаневіч, В. Беларускі музычны шлях: гістарычны фактар і кампазітарская творчасць // Беларуская музыка: гісторыя і традыцыі: зб. навук. арт. / Беларус. дзярж. акад. музыкі; склад. і навук. рэд. В. Антаневіч. – Мн., 2003. – С. 163 – 177.
  2. Антоневич, В. А. Белорусская музыка ХХ века: композиторское творчество и фольклор: учеб. пособие / В. А. Антоневич. – Мн., 2003. –  С. 103 – 104.
  3. Антоневич, В. А. Белорусское композиторское творчество в его связях с фольклором: историко-методологическое исследование / В. А. Антоневич. – Мн., 1999. – 271 с.
  4. Арановский, М. Г. Музыкальный текст: структура и свойства / М. Г. Арановский. – М.: Композитор, 1998. – 344 с.
  5. Асафьев, Б. Музыкальная форма как процесс / Б. Асафьев. – Л.: Музыка, 1971. – 376 с.
  6. Асафьев, Б. О хоровом искусстве : сб. ст. / Б. Асафьев ; сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. – Л.: Музыка, 1980. – 216 с.
  7. Большая советская энциклопедия. – 3-е изд. / гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Сов.энцикл., 1973. – Т. 13. –  271 с.
  8. Гiсторыя беларускай савецкай музыкi: вучэб. дап. / Г. С. Глушчанка [і інш.]; пад рэд. Г. С. Глушчанка. – Мн.: Вышэйшая школа, 1971. – 542 с.
  9. Дадзiёмава, В. У. Гісторыя музычнай культуры Беларусі да ХХ стагоддзя / В. У. Дадзіёмава. – Мн.: Беларуская дзяржаўная акадэмія музыкі,  2012. – 230 с.
  10. Журавлёв, Д. Композиторы Советской Белоруссии. / Д. Журавлёв. – Мн.: Беларусь, 1978. – 226 с.
  11. Зубрич, И. Пути развития хорового творчества белорусских композиторов / И. Зубрич // Музыкальная культура Белорусской ССР. – М.: Музыка, 1977. – С. 171.
  12. Келдыш, Ю. Оратория и кантата. Очерки советского музыкального творчества / Ю. Келдыш. – М., 1947. – Т. 1. – 196 с.
  13. Келдыш, Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки / Ю. Келдыш. – М.: Сов. композитор, 1978. – 509 с.
  14. Коленько, Р. Г. Кантатно-ораториальные жанры в музыке ХХ века : учебн. пособие / Р. Г. Коленько. – Мн.: БГУК, 2002. – 85 с.
  15. Коленько, Р. Г. Кантатно-ораториальные формы и жанры (в музыке до ХХ века) : учебн. пособие / Р. Г. Коленько. – Мн.: БГУК, 2000. – 84 с.
  16. Кулешова, Г. Г. Белорусская кантата и оратория / Г. Г. Кулешова. – Мн.: Наука и техника, 1987. – 294 с.: ил.
  17. Куліковіч, М. Беларуская музыка: кароткі нарыс з гісторыі беларускага музычнага мастацтва / М. Куліковіч // Запісы. – 1952. – № 1. – С. 18 – 19; № 2. – С. 88 – 103; 1953. – № 1. – С. 29 – 44; № 2. – С. 94 – 107.
  18. Курашевич, А. В. Музыкальное искусство Беларуси на современном этапе / А. В. Курашевич; ред. У. Д. Розенфельд. – Гродно, 2002. – С. 254 – 256.
  19. Ливанова, Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года : В 2 т. Т. 1. По XVIII век / Т. Н. Ливанова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Музыка, 1983. – 696 с.
  20. Лобанова, М. Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность / М. Н. Лобанова. – М.: Советский композитор, 1990. – 224 с.
  21. Мазель, Л. А. О мелодии / Л. А. Мазель. – М.: Музгиз, 1952.– 300с.
  22. Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений : учеб. пособие / Л. А. Мазель. – М.: Музыка, 1979. – 536 с.
  23. Мдзівані, Т. Шматаблічны Я. Паплаўскі. Штрыхі да партрэта // Мастацтва. –1996. – № 10. – С. 11.
  24. Мушынская, Т. Непараўнальна вышэй за першы… // Мастацтва. – 1993. – № 3. – С. 17.
  25. Мушынская, Т. Стыхія музыкі ў душы // Маладосць. – 1997. – № 6. – С. 13.
  26. Нисневич, И. Очерки по истории белорусской музыкальной культуры / И. Нисневич, С. Нисневич. – М.; Л., 1966. – 152 с.
  27. Романчук, Г. Што ў светласці душы тваёй? // Гродненская правда. – 2002. – № 81 – 82.
  28. Семенюк, В. О. Хоровая фактура. Проблемы исполнительства / В. О. Семенюк. – М.: Композитор, 2008. – 328 с.
  29. Сергиенко, Р. Белорусская музыка в мировом художественном пространстве: на поворотах истории / Р. Сергиенко // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. – 2007. –  № 10. – С. 21 – 34.
  30. Сергіенка, Р. Кампазітары Беларусі / Р. Сергіенка, Т. Мдзівані. – Мн.: Беларусь, 1997. – 399 с.
  31. Сергіенка, Р. Паплаўскі Я. У. / Р. Сергіенка, Т. Мдзівані // Кампазітары Беларусі. – Мн.: Беларусь, 1997. – С. 346 – 347.
  32. Смагін, А. І. Беларуская харавая літаратура : курс лекцый. / А. І. Смагін. – Мн.: БУК, 1998. – 187с.
  33. Сохор, А. Н. Ораториально-кантатная и хоровая музыка / А. Н. Сохор // Музыка XX века: Очерки. В 2 ч. Ч. 2. Кн. 3. – М.: Музыка, 1980. – С. 312 – 345.
  34. Способин, И.В. Музыкальная форма: учебник / И.В. Способин. – Изд. 6. – М.: Музыка, 1980. – 400 с.
  35. Степанцевич, К. Новые тенденции в развитии белорусского музыкального искусства (конец 50-х – первая половина 70-х годов) / К. Степанцевич. – Мн., 1981. – 68 с.
  36. Ходинская, Н. Музыкально-поэтические средства в творчестве современных белорусских композиторов / Н. Ходинская // Поэтика музыкальной композиции: сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. – М., 1990. – Вып. 113. – С. 133 – 151.
  37. Холопов, Ю.Н. Принцип классификации музыкальных форм / Ю.Н. Холопов // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров: сб. ст. – М.: Музыка, 1971. – С. 65 – 94.
  38. Холопова, В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм : уч. пособие / В. Н. Холопова. – СПб.: Лань, 2002. – 368 с.
  39. Холопова, В. Н. Русская музыкальная ритмика / В. Н. Холопова. – М.: Сов.композитор, 1983. – 281 с.
  40. Хохловкина, А. А. Советская оратория и кантата / А. А. Хохловкина. – М.: Музгиз, 1955. – 118 с.
  41. Цитович, Г. И. Белорусская народная музыка  // О белорусском песенном фольклоре. – Мн.: Беларусь, 1976. – С. 7.
  42. Цуккерман, В. А. Анализ музыкальных произведений: сложные формы : уч. пособие / В. А. Цуккерман. – М.: Музыка, 1984. – 214 с.
  43. Ширинян, Р. К. Оратория и кантата / Р. К. Ширинян. – М.: Музгиз, 1960. – 247 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТОДОКУМЕНТЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛАРИСА ГЕНИЮШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НИЛ  ГИЛЕВИЧ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕВГЕНИЙ  ПОПЛАВСКИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОТНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ

 

 


Информация о работе Развитие вокально-симфонического жанра в творчестве Е. В. Поплавского