Шпаргалк по "Музыке"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 16:22, шпаргалка

Описание работы

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Музыке"

Файлы: 1 файл

шпоры музо.docx

— 181.50 Кб (Скачать файл)

 

«Что ты хочешь, кошечка?» муз. Г. Зингера, сл. А Шибицкой. Импровизировать мелодию на слова ответов в 1,2,3,4 куплетах…

 

 

 

Наконец, детям предлагается сочинить контрастные по характеру мелодии на литературный текст. Детям объясняют, что музыка может выражать различные настроения. Музыкальный руководитель исполняет в качестве иллюстрации сразу две песни, одну за другой, например: веселую песенку, грустную песенку. Затем детям предлагает по их желанию и выбору сочинить и спеть веселую песню на слова: «Солнце ярко светит, весело на свете!» или грустную песню на слова: «Дождик льет как из ведра, загрустила детвора».

 

 

 

Методика сочинения видоизменяется, так как дети должны уже самостоятельно придумать мелодию на заданный текст без поддержки фортепиано.

 

 

 

Вначале педагог привлекает внимание детей к характеру музыки и литературного текста, которые созданы поэтами и композиторами в качестве образцов для творческих заданий.

 

 

 

Затем предлагает музыкальную загадку – узнать только по фортепианному сопровождению, в какой из двух пьес можно услышать, например, грустный рассказ об осени и радостный - о весне. Таким образом, дети сами по характеру музыки различают, какие музыкальные произведения подходят к тому или иному литературному тексту.

 

 

 

После этого педагог поет и играет повторно уже обе песни. Далее дети должны сочинить свои интонации на тот же текст и передать те же чувства. Педагог играет лишь вступление, как бы настраивая ребенка, который вслед за этим импровизирует свою мелодию. Затем педагог проигрывает музыкальное заключение, этим ребенок утверждается в настроении образца и ладотональности.

 

 

 

Вначале дети выбирают для сочинения текст для двух предложенных им песен. Позднее – из трех, сочиняя колыбельную, плясовую и марш.

 

 

 

Для этих заданий можно использовать короткие, образные произведения, со словами удобными для вокализации.

 

 

 

Задания:

 

«Веселая песенка», муз. В. Агафонникова, сл. А. Гангова;

 

«Грустная песенка», муз. В. Агафонникова, сл. А. Гангова;

 

«Весной», муз. Г. Зингера, сл. А Шибицкой;

 

«Осенью», муз. Г. Зингера, сл. А Шибицкой;

 

«Колыбельная», муз. В. Агафонникова, сл. А. Шибицкой;

 

«Плясовая», муз. Т. Ломовой, сл. А. Шибцкой;

 

«Марш», муз. В. Агафонникова. Сл. А. Шибицкой.

 

 

 

Музыкальные игры, пляски, хороводы, инсценировки также побуждают детей к творческому самовыражению.

 

 

 

Педагог, направляя деятельность детей, дает им творческие задания с постепенным усложнением.

 

 

 

Сначала у детей формируются способы передачи однотипных, однородных характерных движений отдельных персонажей.

 

 

 

Задания:

 

«Маленький беленький», муз. В. Агафонникова, слова народные (образ легко прыгающего зайца);

 

«Вся мохнатенькая», муз. В. Агафонникова, слова народные (образ мягко двигающейся кошки);

 

«Не ездок, а со шпорами», муз. В. Агафонникова, слова народные (образ бойкого петуха).

 

 

 

Затем у детей формируются способы передачи действий отдельных персонажей в определенном развитии.

 

 

 

Задания:

 

«Земелюшка – чернозем», русская народная песня, обр. Е. Тиличеевой. Инсценировка песни: дети рвут цветы, плетут пенки и т.д.;

 

«Ворон», русская народная прибаутка, обр. Е. Тиличеевой. Ворон играет на трубе, показывает свои красные сапожки;

 

«На горе-то калина», русская народная песня, обрю Ю. Чичикова. Инсценировка песни: дети ломают калину, плетут венки …

 

 

 

Далее у детей формируются способы выражения отношений между персонажами в музыкальной игре.

 

 

 

Задания:

 

«Вышел зайчик погулять», муз. Е. Тиличеевой, слов детской народной прибаутки. Необходимо передать образ беззаботного зайчика, стремительного появления охотника, бегство зайчика;

 

«Летчики, следите за погодой!», муз. М. Раухвергера. Передать коллективный         полет летчиков, их приземление…

 

 

 

И, наконец, у детей формируются способы творческих действий, направленных на самостоятельное построение ими композиции игры, композиции ее эпизодов, развитие музыкально-игровых образов. Творческие задания этой серии требуют от детей коллективных усилий, совместных действий. Нужна также предварительная договоренность: они обсуждают, распределяют роли, думают об обстановке игры и ее последовательности. Все это дети делают самостоятельно. Педагог лишь вначале рассказывает содержание сказки, рассказа и исполняет музыкальное произведение, иллюстрирующее их отдельные эпизоды. Иногда некоторые из этих эпизодов (например, действия какого-либо персонажа) бывают сложны для детей, тогда необходимо заранее предложить им небольшие творческие задания типа этюдов, требующих от детей выполнения данных характерных движений, но под другую музыку. У ребенка, таким образом, уже будет опыт в выразительной передаче действий именно этого персонажа. Можно также сразу после прослушивания инсценировать игру. Встретившись с затруднениями, обсудить, как можно передать музыкально-игровой образ того или иного персонажа. Дети предлагают различные варианты исполнения творческого задания.

 

 

 

Сочинение детьми композиции игры по времени проходит различно. Иногда несколько занятий подряд дети творчески воссоздают образы данной игры в разных вариантах. При этом следует останавливать внимание детей на особенностях отдельных эпизодов, на возможных вариантах их последовательности и на тех изменениях, которые происходят в характере исполнения движений отдельных персонажей.

 

 

 

Задания:

 

«На мосточке», музыка А. Филиппенко, сл. Г. Бойко, пер. с укр. М. Ивенсен. Дети распределяют роли и намечают план действий: первый эпизод – встреча волка и детей; второй – борьба козлика и волка; третий – общая радость детей и козлика;

 

«Жили у бабуси», украинская народная песня, обр. Н. Метлова. Распределение ролей – бабуси, белого и серого гуся, инсценировка их действий…

 

 

 

Для развития детского творчества используются также пляски – импровизации. (Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – Шуя, 1993)

 

 

 

Развитие способности детей к импровизации происходит и в таком виде деятельности как игра на детских музыкальных инструментах. Новикова Г.П. в книге «Музыкальное воспитание дошкольников» выделяет три момента развития импровизации на детских музыкальных инструментах.

 

 

 

Первый носит ориентированный характер.

 

 

 

Начиная со средней группы, детям дается установка на другой вид деятельности: использовать образец не для точного копирования, а для выполнения творческого задания. Например, можно принести в группу игрушку (например, петушка), обыграть ее и сказать: «посмотрите, какой красивый петушок, а как он замечательно поет!» Затем спеть и сыграть на металлофоне и предложить детям самим поиграть. Как правило, дети с большим удовольствием исполняют мелодию. Постепенно задания усложняются. Например, один ребенок задает вопросы, другой отвечает исполнением мелодии.

 

 

 

Второй момент – побуждение детей действовать самостоятельно.

 

 

 

Для развития творческой деятельности в игре на инструментах в старшей группе мы используем яркие иллюстрации, игрушки, музыкально-дидактические игры. Например, дети слушают загадку или стихотворение, отгадывают про кого они. Затем рассматривают иллюстрацию или игрушку. Мальчикам нравится больше мишка, они импровизируют марш, колыбельную, плясовую для мишки: один играет марш на барабане, другой – на бубне, третий – на металлофоне, некоторые маршируют с мишкой в руках. Затем музыка меняется на плясовую – мишка «начинает плясать». Если мишка «устал», играют колыбельную, дети подпевают «баю – баю», укачивая мишку, другие в это время играют на металлофоне. Девочки же чаще любят «Вальс» Е. Тиличеевой и чаще всего играют его на металлофоне, напевая на слог «ля»; некоторые дети при этом танцуют с куклами. Для развития интереса к имровизации на музыкальных инструментах можно использовать игру «к нам гости пришли», изменив ее содержание. Можно предложить детям определить, кто к ним сейчас придет, и исполнить русскую народную мелодию «Заинька» в обработке Н.А. Римского-Корсакова. Если дети называют ее правильно, взрослый приносит другую игрушку и дети исполняют соответствующую ей музыку. Дети, особенно мальчики, любят играть на ложках, бубнах, барабанах, изображая, как скачет лошадка.

 

 

 

Третий этап – побуждать детей к самостоятельному применению достигнутых творческих умений.

 

 

 

Необходимо вызвать у детей старшего дошкольного возраста желание импровизировать на детских музыкальных инструментах.

 

 

 

Очень действенным методом в развитии творческих способностей детей является элементарноемузицирование. Оно предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, дает возможность экспериментировать, нетрадиционно взаимодействовать с ребенком.

 

 

 

Можно предложить детям следующие творческие задания:

 

озвучивание стихотворений, сказок;

 

озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах;

 

сочинение собственных рассказов и озвучивание их;

 

сочинение рассказов по репродукциям картин с последующим озвучиванием рассказа (картины);

 

придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего предметного мира и т.д.

 

 

 

Безусловно, те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т.д. Важно также активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания и т.д.

 

 

 

Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли интереса к занятиям музыкальной деятельности. Все упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Используя игровые приемы и единый сюжет, можно выстроить целостное музыкальное занятие.

 

 

 

 

66.Музыкально-образовательная  деятельность, ее задачи

 

В детском саду дошкольники не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые знания о музыке, способах музыкальной деятельности. Задачи музыкального воспитания детей (развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры) можно решить с помощью различных видов музыкальной деятельности. Какое же место занимает музыкально-образовательная деятельность?

 

Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания.

 

Развитие ладового чувства (различение эмоциональной окраски музыки — характера всего произведения, отдельных частей, фраз, интонаций) предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке каких-либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика, интонация и т.д.) создают определенное настроение — нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму (количество частей в произведении) определяют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характера интонаций в отдельных частях и т.д.

 

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте.

 

Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность — бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным, спокойным или более активным, скачкообразным, с резкой сменой коротких и длинных нот, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры (благодаря ритму мы можем отличить вальс от польки, полонеза и т.д.).

 

Решение второй задачи музыкального воспитания — - развитие основ музыкальной культуры — предполагает формирование у детей музыкально-эстетического сознания (потребностей, установок, интересов, чувств, оценок) в различных видах музыкальной деятельности. .

 

Увлекательные рассказы педагога о музыке различных стилей, эпох, о жизненном укладе, вкусах, обычаях людей, живших в разные времена, сопровождающиеся музыкой, показом иллюстраций, репродукций картин, заинтересовывают ребят, создают установку на восприятие музыки, углубляют чувства, эмоциональные реакции на музыку.

 

Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает оп-ределенные.знания о музыке, ее видах (народной, классической; вокальной, инструментальной), композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, накопление «словаря эмоций» (для характеристики настроений, выраженных в произведении, отдельных частях), владение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть, вступление и т.д.).

 

Музыкально-эстетическое сознание формируется в различных видах музыкальной деятельности — восприятии, исполнительстве, творчестве, образовательной деятельности. Музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества, по ходу, к месту.

 

Каждый вид музыкальной деятельности (как и развитие музыкальных способностей) требует определенных знаний. Для развития музыкального восприятия нужны знания общего плана (о самой музыке, композиторах, музыкальных инструментах, жанрах и т.д.). Дети слушают разную по характеру музыку (веселую, грустную, нежную, спокойную и т.д.). Педагог объясняет, с помощью каких средств передается каждое настроение музыки, каково значение лада, мелодии, темпа, ритма, динамики и т.д. Дети начинают понимать, по каким признакам можно сопоставлять, сравнивать музыкальные произведения, какими терминами нужно пользоваться при этом.

Информация о работе Шпаргалк по "Музыке"