Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 16:22, шпаргалка
В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Музыке"
Иногда цитры не
держат строя, колки ослабевают.
В таком случае надо закрепить
колки кусочками фанеры. Лопнувшие
струны заменяют тонкими
Для
обучения дошкольников игре на
аккордеоне лучше всего
Прежде
чем обучать игре на
В
детском саду учим играть
Если ребёнку сложно играть пятью пальцами правой руки, на первых порах можно пользоваться четырехпальцевой системой игры: большой палец под клавиатурой в естественном положении, как на баяне.
При обучении игре на аккордеоне пользуемся цифрами, как на металлофоне, цитре. Цифры наносятся на верхнюю часть белых клавиш. Постепенно дети перестают смотреть на цифры, играют не глядя, пользуясь мышечным ощущением. На аккордеоне могут играть не все дети; некоторых ребят затрудняет одновременное исполнение мелодии пальцами правой руки и раздувание мехов левой.
Когда дети научаться играть на аккордеоне, более способных можно научить игре на духовом инструменте. Из духовых инструментов рекомендуется брать духовую гармонику «Мелодия – 26». У духовой гармоники с фортепианной клавиатурой 26 клавиш с диапазоном си малой октавы – до 3.Инструмент держать левой рукой, четыре пальца охватывают ручку, большой палец упирается в инструмент с обратной снизу. Мундштук берут в рот. Инструмент надо держать слегка наклонно вниз. Левая рука и локоть приподняты. Правая рука принимает тоже положение, пальцы чуть согнуты и свободно передвигаются по клавиатуре.
Играют пятью пальцами, как на фортепиано. Вначале можно подвигаться четырехпальцевой системой, как на аккордеоне. На верхнюю часть белых клавиш наносят цифры. Когда дети освоятся клавиатурой, цифры можно снять. Звук, извлекаемый вовремя игры, зависит от струи воздуха. Дуть нужно без напряжения. По окончании игры следует удалить накопившуюся влагу. Для этого пользуются специальным клапаном: нажимают кнопку на обратном стороне инструмента и легко дуют в мундштук.
Освоение нового инструмента рекомендуется начинать с уже знакомых попевок (на одном, двух, трех звуках), которые дети подбирают по слуху после знакомства с приемами игры, способами звукоизвлечения.
Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение.
Таким образом, обучение игре на детских музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором – подбирают попевки, на третьем- исполняют по своему желанию.
Знакомство с музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием я начинаю с младшей группы. Показываю музыкальный инструмент, исполняю знакомые им мелодии. Помогаю различать тембровые звучания этих музыкальных инструментов. Способствую приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах.
У детей средней группы формирую умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
В старшей группе дети исполняют простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; исполняют знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.
Детей подготовительной к школе группы знакомлю с музыкальными произведениями в исполнение различных инструментов и в оркестровой обработке. Учу играть на металлофоне, ударных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле.
Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности , имеет большое воспитательное и образовательное значение.
65.Виды заданий для развития
музыкально-творческих
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:
восприятие:
- восприятие музыки, специально созданной для слушания;
- восприятие музыки в связи с ее исполнением;
- музыкально-дидактические игры.
исполнительство:
- пение;
- музыкально-ритмические движения;
- игра на музыкальных инструментах.
творчество:
- песенное творчество;
- музыкально-игровое и танцевальное творчество;
- импровизация на детских музыкальных инструментах;
музыкально-образовательная деятельность:
- знания общего характера;
- специальные знания, связанные
с различными видами
Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей.
Детское творчество — форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя.
Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При формировании мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. (Зацепина М. Реализация «Программы воспитания и обучения в детском саду»// журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007).
Наблюдая за детьми в ходе музыкальных занятий, развлечений, утренников, свободной деятельности, было замечено, что задания, где требуется импровизация, творческое применение имеющихся умений и навыков вызывает у детей затруднения. Дети начинают стесняться, большинство из них копирует педагога и друг друга.
В связи с этим возникла необходимость построения системы работы, направленной на углубленное развитие творческих способностей детей.
В основе любой системы работы лежит диагностика. Полученные данные помогают правильно спланировать работу по формированию творческих способностей детей, подобрать репертуар, соответствующий уровню развития группы.
При разработке перспективного плана и поборе репертуара необходимо также учитывать синтетическую природу музыкального творчества. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности - пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах (О.П. Радынова и др. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 2000), поэтому необходимо включать творческие задания в каждый из них.
Детское музыкальное творчество предполагает наличие у детей музыкальных способностей, знаний и умений, которые они получают на музыкальных занятиях. Н.А. Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей. Освоение программных умений дает возможность ребенку свободно, уверенно действовать не только при исполнении музыкальной игры, пляски, песни, но и при выполнении творческих заданий. С другой стороны, творческие задания активизируют музыкальные способности детей, что помогает им более успешно усваивать навыки и умения. (Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л. Взаимосвязь обучения и развития музыкального творчества. // Художественное творчество в детском саду. - М.: Просвещение.)И, конечно, работа по развитию творческих способностей детей должна осуществляться в соответствии с этапами развития детского творчества: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом дается установка на создание нового – измени, придумай, сочини), к заданиям, способствующим освоению творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни (Н.А.Ветлугина, А.И. Ходькова и другие).
Большое значение для развития у детей самостоятельности, творческой активности имеет правильная организация предметно-развивающей среды и грамотное руководство педагога самостоятельной деятельностью детей.
В процессе работы по развитию творческих способностей детей необходимо взаимодействие работающих с детьми педагогов. Прежде всего – воспитателя и музыкального руководителя.
Для развития творческой деятельности детей требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования. Посильную помощь в этом нам оказывают родители. Такие поручения приближают их к жизни дошкольного учреждения, способствуют возникновению преемственности в работе и достижения высоких результатов музыкального и творческого развития детей.
Выделим приемы, которые можно использовать для развития творческих способностей детей в разных видах музыкальной деятельности (см. Художественное творчество в детском саду/ под ред. Н.А. Ветлугиной).
Восприятие предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Оно осуществляется во внутреннем плане. Опора на восприятие в других видах деятельности обеспечивает взаимосвязь внешних и внутренних действий, способствует музыкальному и творческому развитию детей. Для того, чтобы детское творчество могло успешно развиваться, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (акценты, регистр, динамика, темп, мелодические интонации), могут выделять яркие их них, они используют опыт восприятия музыки в творческих импровизациях. Например, мы слушаем марш, проводим элементарный анализ музыки, после чего предлагаем ребенку подвигаться в ритме марша, тут же можем попросить детей подобрать инструменты соответствующие данной музыке и сочинить свой марш, исполнив его на выбранном музыкальном инструменте. В разделе пение можно предложить ребенку сочинить свой марш на слог тра-та-та. В конце занятия можно предложить детям поиграть в игру «Горнист и четыре отряда».
В песенном творчестве дети вначале импровизируют простейшие звукоподражания, интонации («баю-бай», «ку-ку», а-у!»), связанные с различными жизненными образами, а так же попевки на имена детей. Это лишь первая ориентировка в творчестве.
Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, можно использовать специально написанные песни образцы. В них поется о каком – либо жизненном явлении и дается образец, как, например, гудит пароход, жужжит пчела и т.д. Детям исполняется песня и предлагается придумать в соответствии с текстом песни свои интонации звукоподражания. При этом необходимо напомнить, что каждый должен придумать по – своему. Например, в песне-образце «Пароход гудит» гудок пароходы выражен определенной интонацией, можно придумать гудок с другим ритмическим рисунком, с другой интонацией. После объяснения педагог вторично играет фортепианное вступление, затем поет песню без фортепианного сопровождения, и предлагает ребенку закончить песню по-своему, импровизируя гудок парохода. После детского исполнения педагог проигрывает последние такты песни, чтобы ребенок вновь почувствовал заданную тональность.
Задания:
петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т.д.), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т.д.);
петь свои имена на двух-трех звуках, передавая разнообразные интонации;
импровизировать мотив из двух-трех звуков на слоги «ля-ля», другой ребенок придумывает свой мотив (дети соревнуются, кто больше придумает попевок);
«Пароход гудит», муз. Т. Ломовой, сл. А. Гангова. Подражать ритмическому звучанию гудка парохода на гласную «у-у».
«Играй, сверчок», муз. Т. Ломовой, сл. Ю. Островского – закончить песню, придумать свою мелодию на слоги «ля-ля», как бы подражая игре на скрипке.
Позднее задания усложняются и приобретают форму «музыкальных разговоров» - дети импровизируют ответ на музыкальный вопрос педагога.
При объяснении задания детям напоминают, что в разговоре людей один спрашивает, а другой – отвечает, например: «Куда ты идешь? – «Домой!» в песне тоже можно задать музыкальный вопрос и дать музыкальный ответ. После этого исполняется песня и обращается внимание, какой был музыкальный ответ, и на то, что каждый раз можно петь по-разному. Затем применяется та же методика, что и в предыдущих заданиях: исполняется вступление, поется мелодия вопроса без фортепианного сопровождения, ребенок импровизирует ответ, и далее проигрывается фортепианное заключение.
Задания:
«Зайка, зайка, где бывал?» муз. М. Скребковой, сл. А. Шибицкой. Импровизировать мелодию на слова «На лужайке танцевал».