Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 16:22, шпаргалка
В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Музыке"
Вопросы к детям: какой был дождь? Сильный, слабый, редкий, частый. А вот и инструмент, который помогал мне изобразить настоящий дождик. Таким образом, закрепляется название инструмента. Далее предлагаю посмотреть и потрогать, ещё раз послушать звучание. На следующем занятии игра “Весёлый дождик” закрепляет умение различать ритмический рисунок, а малыши определяют какой идёт дождь. Если в 1 младшей группе дети, узнав инструмент по звучанию, только показывали на него, то во 2-ой младшей группе я прошу дать название инструменту, а в дальнейшем, узнав, назвать и поиграть на нём.
Музыкальные игрушки в этой возрастной группе используются и на праздниках. Так на Новый год мы даём детям колокольчики или погремушки – так они будят Снегурочку, которая спит в своём домике. Иногда танцуют с погремушками, а Петрушка, пришедший на праздник, показывает им движения. Постепенно у малышей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать с ними.
Средняя группа.
В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности – игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети самостоятельно изображают большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка, удары дятла. После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. Сначала знакомлю детей с попевкой, показываю иллюстрацию, затем поём всей группой и индивидуально. С самого начала учу детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на бубне, кубиках, музыкальных молоточках. При этом учимся согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгонять и не опережать, и не отставать.
Упражнение “Уточки”
Наши уточки с утра:
кря-кря-кря (поют дети)
кря-кря-кря (звуки инструмента)
Наши гуси у пруда:
га-га-га (поют дети)
га-га-га (звуки инструмента)
Наши курочки в окно:
ко-ко-ко (поют дети)
ко-ко-ко (звуки инструмента)
После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее.
Продолжая развивать взятую попевку на следующем занятии, ставлю перед детьми задачу узнать её по мелодии, спеть её, прохлопать ритм. И только после того, как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на инструменте. Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне: играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу.
Старшая группа.
В старшей группе, при обучении игре на детских музыкальных инструментах важное место отводится музыкально-дидактическим играм. Музыкально-дидактические игры помогают развивать в детях определённые умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают музыкальные способности. Поэтому я обязательно применяю в своей работе различные игры, способствующие более эффективному обучению детей игре на музыкальных инструментах. Например:
Игра для развития тембрового слуха “Лесная школа”
“Дети, сейчас мы с вами будем играть в школу, но в школу необычную – лесную.
Те, кто сидит в третьем ряду, будут медвежатами, кто сидит во втором ряду, будут лисятами, а те дети, что сидят в первом ряду, будут зайчатами.
(Детям раздаются шапочки-
эмблемы с изображением
Послушайте! Это звучит металлофон. А это стучат кастаньеты. Ну а этот мелодичный звук у колокольчика. Когда я буду стучать в кастаньеты, затопают ногами “медвежата”.
Когда зазвучит металлофон, захлопают в ладоши-лапки “лисята”, а когда колокольчик – “зайчата” будут показывать, как в него играют, - кистями рук покачивать”.
Игра с раздаточным материалом “Определи по ритму”.
Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т.д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.
В этой группе продолжаю обучение игре на металлофоне. Дети переходят к игре мелодий, построенных на 3-х и более звуках, с более усложнённым ритмическим рисунком, а также мелодий, включающих широкие интервалы. Разучивание таких партий начинаю с работы на бумажной клавиатуре. На ней дошкольники знакомятся с расположением клавиш, порядком нот, играют песенки-гаммы, узнают, где расположена нота “до” первой октавы (“на первом этаже”) и “до” второй октавы (“на втором этаже”). В результате дети учатся легко находить ноты глазами. Мелодическая линия “проигрывается” детьми на клавиатуре сначала в первой октаве, затем во второй. Когда дети научатся хорошо ориентироваться на бумажной клавиатуре, им предлагается сыграть то же самое на металлофоне.
В старшей группе знакомлю детей с новым инструментом – цитрой. Сначала слушаем звучание инструмента, обращая внимание на то, что на ней можно играть медиатором, задевая за струны. Сравнивая звучание цитры с другими инструментами, находим разницу в звучании. Поскольку этот инструмент сложен для освоения, обучение на нём идёт в основном на индивидуальных занятиях.
Работая над несложными песенками, мы формируем у детей навыки игры в ансамбле, приучаем слушать себя и других, играть с динамическими оттенками. Разученные произведения исполняем на детских праздника, используя выступления для совершенствования навыков коллективной игры.
Подготовительная к школе группа.
В подготовительной группе знакомлю детей с нотным станом и названием нот. Обучение детей нотной грамоте идёт через игру, через сказку, через развитие детской фантазии. На каждого ребёнка у нас есть домик из бархатной бумаги с нотным станом, кружочки – ноты. При знакомстве с нотами использую короткие стихи из “Нотной азбуки”. Дети легче запоминают ноты и стихотворения вносят оживление, вызывают эмоциональный отклик у детей. На каждом последующем занятии закрепляю материал предыдущего и даю новый. Игровая форма обучения помогает ребёнку легко, без напряжения освоить графическое изображение нот, основные элементы музыкальной грамоты. Понимание нотной записи способствует более точному исполнению мелодий на музыкальных инструментах.
Таким образом, проводя планомерную работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах в течение всего времени пребывания в детском саду, мы смогли подойти к главному этапу работы – созданию оркестра и сознательному разучиванию в нём мелодий на музыкальных инструментах.
Инструментальный состав детского оркестра
Большое значение для качественного звучания имеет тембровое разнообразие оркестра. В составе нашего оркестра используются различные группы музыкальных инструментов:
Ударные без определённой высоты звука (барабаны, бубны, тон-блоки, маракасы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);
Ударные мелодические инструменты (ксилофоны, металлофоны);
Струнные (арфы, цитры);
Духовые (блок-флейты, триолы);
Электромузыкальные инструменты (синтезаторы);
Наборы народных инструментов.
Различные по тембру детские музыкальные инструменты заинтересовывают слушателей способами звукоизвлечения и характером звучания. При комплектовании оркестра необходимо придерживаться соотношения всех групп инструментов. Мною учитывается, что инструментов с тихим звучанием (металлофоны, цитры и др.) должно быть больше, а инструментов ударной и духовой группы – меньше. Они, хоть и имеют насыщенное, громкое звучание, не должны заглушать мелодию музыкального произведения, которая выполняется на металлофоне или цитре.
Способы размещения участников детского оркестра
При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на небольшие подставки, а не класть на колени, чтобы дети, играя на них, не сидели согнувшись. Духовые инструменты до начала игры дети могут класть на колени
От расположения участников коллектива зависит качество звучания оркестра. Сидеть дети должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях. Участников детского оркестра рассаживаю так, чтобы справа были низкие музыкальные инструменты, слева – высокозвучащие инструменты, а ударные инструменты размещаются сзади, в свободном порядке. С первых занятий приучаю маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам.
Формы проведения занятий с детским оркестром
В работе с детским оркестром использую все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте), групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра).Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога.
Результаты работы
Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на выездных конкурсах и концертах.
Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективноемузицирования является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.
59.Характеристика детских музыкальных инструментов, их классификация
ТРЕУГОЛЬНИК - этим геометрическим термином называется музыкальный инструмент, который входит в группу ударных и довольно часто применяется в симфонической и оперной музыке. По форме инструмент представляет собой равносторонний треугольник. Сделан он из стального прута. Треугольник подвешивают к пульту и легонько ударяют металлической палочкой. Звук получается высокий (неопределенной высоты), звонкий и нежный, а при сильном ударе пронзительный, напоминающий колокольчики.
ТРЕЩОТКИ
И сейчас же щетки, щетки
Затрещали как трещотки
И давай меня тереть,
Приговаривать...
Все мы с детства помним эти строчки знаменитого, ставшего классическим «Мойдодыра» Чуковского, но вот что такое трещотки, пожалуй, ответить затруднимся. Ясно только одно: они трещат, что и следует из их названия. Трещотка представляет собой связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Этот забавный и эффективный инструмент можно сделать своими руками. Из сухого дерева вырезаются и обстругиваются примерно 20 гладких ровных пластин размером 200 х 60 мм.
Столько же изготовляется промежуточных деревянных прокладок между ними толщиной 5 мм. Эти прокладки необходимы для разъединения пластин. Без них пластины висели бы соединенными слишком плотно и удары друг о друга получались бы слабыми. В верхней части каждой пластинки на небольшом расстоянии от краев (около 10 мм) и одновременно в приложенной прокладке просверливаются 2 отверстия диаметром около 7 мм. Через все эти отверстия продевается плотный прочный шнур или изолированный провод, и все пластинки, чередуясь с прокладками, повисают на нем. Чтобы пластины всегда были плотно сдвинуты, при выходе из них на шнуре завязывается по 4 узла. Свободные концы связываются в кольцо. Оно должно быть не широким, способным пропустить в образовавшиеся полукольца кисти рук играющего.
При исполнении трещотка растягивается наподобие гармошки, но веерообразно, потому что вверху пластины плотно скреплены узлами. Коротким толчком свободной части обеих кистей трещотка как бы мгновенно сжимается. Пластины стукаются друг о друга издавая треск. Манипулируя кистями рук, ударяя ими то одновременно, то порознь, можно извлекать на этом инструменте самые разнообразные ритмы.
Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом. Нередко ее украшают цветными лентами и цветами.
БУБЕН Один из ударных инструментов, пришедший в симфонический оркестр в XIX веке, бубен был известен еще в странах Древнего Востока. Потом он стал народным инструментом в Италии и Испании. Ни один танец не обходился без его сопровождения. И в симфоническом оркестре он аккомпанирует восточным, цыганским, испанским и итальянским пляскам. Бубен звучит в Итальянском каприччио Чайковского, в Испанском каприччио Римского-Корсакова, в цыганской пляске из «Кармен» Бизе…Бубен - инструмент с неопределенной высотой звука. Это обруч с погремушками - маленькими металлическими тарелочками, вставленными в отверстия обруча. С одной стороны на обруч натянута кожа, с другой иногда прикреплены струны с бубенчиками. Играют на бубне, потряхивая его или ударяя по коже и обручу.