Шпаргалк по "Музыке"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 16:22, шпаргалка

Описание работы

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Музыке"

Файлы: 1 файл

шпоры музо.docx

— 181.50 Кб (Скачать файл)

 

КСИЛОФОН В 1874 году французский композитор Сен-Санс написал произведение, названное им «Пляска смерти». Когда ее исполняли в первый раз, некоторых слушателей охватил ужас: они услышали стук костей, как будто в самом деле плясала Смерть - страшный скелет с черепом, глядящим пустыми глазницами, с заржавленной косой в руках. Как же добился композитор такого впечатления? Он ввел в оркестр ксилофон - ударный инструмент, внешне похожий на колокольчики. Ксилофон имеет ту же форму, но состоит не из металлических пластинок, а из деревянных брусков. Играют на них при помощи двух деревянных палочек. Диапазон ксилофона – от до первой до до четвертой октавы. Звук сухой, щелкающий, звонкий. Конечно, в наши дни он никого не пугает. Очень эффектно звучат на ксилофоне быстрые скерцозные пьесы, которые нередко исполняют ксилофонисты в сопровождении рояля.

 

МЕТАЛЛОФОН В наше время существует довольно много инструментов, звук в которых возникает от колебания упругого металлического тела. Это треугольники, гонг, колокольчики, тарелки и другие ударные инструменты. Все они объединяются общим наименованием - металлофон. Один из металлофонов, вибрафон, особенно интересен своей конструкцией и выразительными возможностями. Он напоминает ксилофон, но сделан из металлических, а не деревянных пластинок. Вдобавок он имеет специальные резонаторные трубки с подвижными крышечками. Эти трубки способствуют периодическому усилению и ослаблению звучания, то есть динамической вибрации, от которой инструмент и получил свое название.

 

ЛОЖКИ Это русский народный музыкальный инструмент, похожий, в сущности, на кастаньеты. Он состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами, и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики. Применяют их в оркестрах народных инструментов. А иногда организуют и самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней», по которой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок.

 

Иногда, при игре сидя, в ногах зажимают два-три, а то и четыре половника, по которым также периодически ударяют ложкой или проводят ею глиссндо.

 

БАРАБАН Это очень древний и очень распространенный инструмент. Его предок - простая каменная или деревянная колотушка, которой пользовались еще первобытные люди. Однако со временем они заметили, что звук становится более гулким, если бить не по сплошному дереву или камню, а по полому сосуду. И тогда стали на сосуд или какой-то обруч натягивать звериные шкуры. Существуют две разновидности барабана - большой барабан и малый барабан - уже давно являются полноправными членами симфонического и духового оркестров. Они входят в группу ударных инструментов. Звук барабана не имеет определенной высоты, поэтому записывают его не на нотном стане, а на так называемой «нитке»- одной линейке, на которой отмечен только ритм.

 

Большой барабан звучит мощно. Его звук напоминает то раскаты грома, то отдаленные пушечные выстрелы. В оперном и симфоническом оркестрах его используют иногда в изобразительных целях. Так, например, Бетховен в Шестой, Пасторальной симфонии с его помощью передал звук грома; Шостакович в Одиннадцатой симфонии применил большой барабан для изображения пушечных выстрелов. Играют на большом барабане с помощью деревянных палок с мягкими колотушками, покрытыми пробкой или войлоком.

 

У малого барабана звук сухой и отчетливый. Его дробь хорошо подчеркивает ритм музыки, иногда оживляет ее, а иногда и вносит тревогу. Играют на малом барабане с помощью двух палочек. Малый барабан - военный, походный инструмент. Однако он может стать даже

 

солистом симфонического оркестра. В «Болеро» Равеля он не умолкает на протяжении всего произведения, четко отбивая ритм испанского танца. Шостакович ввел в первую часть своей Седьмой симфонии даже три малых барабана: они однообразно и зловеще звучат в эпизоде фашистскогонашествия.

 

ГОРН С чего начинается утро в пионерском лагере? Сонную тишину прорезают чистые, звонкие звуки пионерского горна, играющего сигнал подъема. Горн (немецкое слово Horn означает рог) - родоначальник всех медных духовых инструментов. В оркестрах его сейчас не употребляют, так как играть на нем можно лишь самые простые мелодии, такие, как известные, наверное, всем пионерам сигналы подъема, общего сбора, отбоя и др. А вот как сигнальный инструмент горн успешно применяется и в пионерской жизни, и в армии.

 

60.Способы обучения игре  на детских музыкальных инструментах  детей

 

дошкольного возраста, методы и приемы

 

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста. Нельзя не учитывать степень готовности к таким занятиям, как обучение детей на инструментах, требующих от детей значительного внимания, сосредоточенности, осознанности физической зрелости. Первые музыкальные впечатления педагог стремиться дать детям  в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не  имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.

 

 

 

Во второй младшей группе дети могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, молоточке. В этом возрасте они  знакомятся с металлофоном.

 

 

 

Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, взрослый сам должен несколько раз грамотно исполнить эту мелодию на металлофоне, дети слушают. Затем показывают желающим, по каким пластинкам и сколько раз надо ударить. Сразу запомнить всю мелодию трудно, лучше разучить её частями, например, выучить запев песни, а когда ребенок усвоит его, показать, как играть припев или первую часть мелодии, затем – вторую. Можно чередовать игру воспитателя с детским исполнением: запев играет воспитатель, а ребенок на другом металлофоне – припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или всё музыкальное произведение, исполнил его с воспитателем  ( на двух металлофонах).

 

 

 

       Занятия  по обучению игре на металлофоне  ведутся с детьми индивидуально.

 

 

 

                Для исполнения на металлофоне  вначале берутся несложные и  хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют  по пластинкам не механически, а всё время регулируют слухом  своё исполнение. Ударив не ту  пластинку, ребенок слышит ошибку, старается её исправить.

 

 

 

 Другое важное условие  при выборе произведений - строение  мелодии. Звуки мелодии должны  быть расположены близко друг  от друга, большие интервалы для  игры трудны детям. Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно, да и не интересно детям.

 

 

 

                     В средней группе впервые начинают  обучать детей игре на музыкальных  инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее  удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты. Дети  уже знакомы с тембром этого  инструмента, приемами игры.

 

 

 

       Существуют  несколько способов обучение  игре на мелодических музыкальных  инструментах: по нотам, по цветовым  и цифровым обозначениям, по слуху.

 

 

 

       Обучение  детей игре по нотам очень  трудоёмко, хотя иногда используется  на практике. Далеко не все  дошкольники овладевают нотной  грамотой, если не ведётся постоянная  индивидуальная работа.           Важно, чтобы дети понимали связь  расположения нот на нотном  стане со звучанием их в  мелодии, исключение механическое  воспроизведение нотных знаков.

 

 

 

       Цветовая  система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения  детей игре на инструментах. Определенное  цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется  за каждым звуком. Ребёнок имеет  запись мелодии в цветовом  обозначении: используются цветные  кружочки или цветное обозначении  нот, с ритмическим обозначением  и без него. Играть по этой  системе легко, но при таком  способе игры (вижу зеленое обозначение  ноты – нажимаю на зеленую  клавишу) слух не участвует в  воспроизведении мелодии, ребёнок  играет механически.

 

 

 

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона,  и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (*длинные и короткие палочки)

 

 

 

Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

 

 

 

       Оба способа  обучения детей (с использованием  цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить  нужный результат, но не имеют  развивающего эффекта слишком  в этих способах доля механического  воспроизведения мелодии.

 

 

 

        Наибольший  развивающий эффект обучения  достигается лишь при игре  по слуху. Этот способ требует  постоянного развития слуха, серьёзной  слуховой подготовки. Начиная с  младшего возраста важно побуждать  детей прислушиваться к звукам  мелодии, сравнивать их, различать  по высоте. Чтобы накапливать  слуховой опыт, развивать слуховое  внимание детей, используются дидактические  пособия, моделирующие движение  мелодии вверх, вниз, на месте. Это  музыкальная лесенка, перемещающая с цветка на цветок (ноты) бабочка и т.д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя её (голосом или на инструменте).

 

 

 

Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок.В начале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает её в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет её, привлекая внимание  к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет. Пропеваниепопевок позволяет детям лучше представить направления движения мелодии, развивает музыкально – слуховые представления.

 

 

 

Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим), направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его ( как подпрыгивающий мячик). Когда играют длинные ноты молоточек подпрыгивает повыше, короткие ноты – пониже.

 

 

 

Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен воспроизвести ритмический рисунок. Для этого пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов.

 

 

 

 Для осознания соотношений  длительностей звуков мелодии  применяется моделирование их  с помощью длинных и коротких  палочек или обозначений,  принятых  в нотной записи (четверть , восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили  ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. При этом эффективен прием  подтекстовки длительностей, принятый  в релятивной системе: четверти  обозначаются слогом та, а более короткие восьмые – слогом ти. Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах.

 

 

 

После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить  детям понимание расположение звуков по высоте, применяются названные приемы: выкладывание звуков – кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движение мелодии, дидактические пособия и игры.

 

 

 

        Кроме  этого, можно воспользоваться «немой» (нарисованной) клавиатурой металлофона: ребенок показывает на ней  расположение звуков  и под  пение «воспроизводит» мелодию.

 

 

 

         В  старшей и подготовительной к  школе группах диапазон попевок  расширяется. Дети уже лучше ориентируются  в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно.

 

 

 

        Обучая  игре на детских музыкальных  инструментах, педагог должен учитывать  индивидуальные возможности каждого  ребенка. Одни дети достаточно  легко подбирают попевки, с другими  необходима более детальная подготовительная  работа.

 

 

 

                                      После того как металлофон  освоен,  дети в старшей и  подготовительной к школе группах  обучаются игре на других мелодических  инструментах- струнных, духовых, клавишно- язычковых.        Каждый  ребенок  может постепенно овладеть  игрой на нескольких музыкальных  инструментах. Полезно сочетать  индивидуальную работу с детьми  и работу по подгруппам, а также  со всей группой.

 

 

 

       По мере  того как дети научаться играть  на металлофонах, можно показать  им, как пользоваться цитрами. Чтобы  дети легче ориентировались в  расположении струн, также используем  цифровую систему – в нижнюю  часть цитры  подкладываем под  струны бумажную полоску с  цифрами, причем цифра 1-соответствует  звуку до 1 и т.д. На цитре играют  медиатором- пластмассовой пластинкой  с заостренным концом. Держать  медиатор надо тремя пальцами- большим, указательным и средним, делая движение кисти руки  вправо. Для удобства игре на  цитре и лучшего резонанса  инструмент кладут на деревянный  столик. Левой рукой дети слегка  приподнимают верхний угол цитры, держа локоть на столике. Это  делается для того, чтобы ребёнок  не наклонял слишком низко  голову и чтобы ему было  видно цифровое обозначение струн.

Информация о работе Шпаргалк по "Музыке"