Шпаргалк по "Музыке"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 16:22, шпаргалка

Описание работы

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Музыке"

Файлы: 1 файл

шпоры музо.docx

— 181.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 Взрослые обязаны поддержать  ребенка, создать ему условия  для творчества. Необходимо приучать  дошкольников к самостоятельности, предлагая спеть песенку, придумать, как пляшут трусливый заяц, косолапый  медведь, подобрать попевку на  металлофоне. Одновременно нужно  побуждать детей к самообучению, предлагая им задания типа: «Научись  легко прыгать с ноги на  ногу», «Научись отбивать ритм  песенки на барабане», «Выучи  колыбельную для куклы».

 

 

 

 Эмоциональная насыщенность  жизни ребенка, в которой преобладает  добро, хорошее, бодрое настроение, положительно влияет и на его  музыкальное развитие, формирование  потребности слушать музыку, петь, играть на детских музыкальных  инструментах во время проведения  НОД и в самостоятельной деятельности.

 

 

 

 Руководство педагога  должно носить косвенный характер, чтобы поддержать инициативу  детей, подсказать, как лучше выполнить  задуманное, но не с помощью  инструкций или прямого, бесцеремонного  вмешательства в их действия. Педагог должен заботиться о  развитии самостоятельной музыкальной  деятельности, используя различные  методические приемы, исходя из  конкретной ситуации, возрастных  и индивидуальных особенностей  дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

70.Роль музыки в организации  развлечений, требования к организации  развлечений и досугов

 

Развлечения — одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада, которая преследует несколько целей: доставить ребятам удовольствие, повеселить, позабавить их, а также обогатить музыкальными впечатлениями, пробудить творческую активность. В практике дошкольных учреждений встречаются разнообразные по тематике и форме развлечения, всегда организуемые взрослыми (музыкальный руководитель, воспитатели, родители и др.). Роли в них распределяются по-разному: и одних случаях исполнителями бывают только взрослые, в других — дети дошкольного возраста одной или нескольких возрастных групп. Возможно и совместное участие взрослых и детей.

 

Особенно ценными для музыкального развития являются развлечения, которые закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, полученные на занятиях, духовно обогащают детей, развивают основы музыкальной культуры. Это прежде всего беседы-концерты по слушанию классической музыки, как детской, так и не предназначенной специально для детей. Так, если на занятиях дошкольники слушают отдельные пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского, то беседа-концерт «Детский альбом П.И. Чайковского» поможет закрепить впечатления и познакомить с новыми пьесами или всем циклом.

 

Если на занятиях дети слушают небольшие фрагменты из произведений А. Вивальди, И.С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И. Глинки и других композиторов, то при проведении беседы-концерта можно взять более крупные отрывки. Беседа-концерт, посвященная творчеству одного из композиторов, расширяет, обогащает, углубляет впечатления детей.

 

Роль и место музыки в развлечениях неодинаковы. Если в концертах она является ведущей, то в театральных представлениях и спектаклях музыка вводится для углубления их эмоционального воздействия на детей, в определенной мере выполняя роль музыкального оформления.

 

Развлечения, подготовленные и исполняемые взрослыми, должны обогащать детей яркими, красочными впечатлениями. Эпизодически малыши могут включаться в действие, это активизирует !«восприятие, внимание, воображение. Ребенок начинает чувствовать себя участником происходящего и увлеченно, с удовольствием сопереживает артистам, персонажам сказок, спектаклей.

 

Так, интересно в этом отношении развлечение, посвященное творчеству композитора В.Я. Шаинского, в котором участвуют взрослый-ведущий и школьники (автор сценария Э. Фомина)1. Дети с радостью встречают своих любимых героев из песен композитора — Чебурашку, крокодила Гену, Антошку — и с удовольствием вместе с ними напевают знакомые забавные мелодии. Особенно веселят их танец-импровизация в исполнении Чебурашки и крокодила Гены и инсценировка песни «Антошка». Прекрасно вписываются в программу развлечения песни «Игра», «Дважды два — четыре» и «Улыбка», звучащие в грамзаписи. Оформление зала игрушками-персонажами из песен В.Я. Шаинского и рисунками самих детей на эту же тему делает развлечение особенно увлекательным и оригинальным.

 

Когда в развлечениях совместно участвуют взрослые и дети, роли распределяются в зависимости от сложности. Популярны среди такого рода развлечений дни рождения детей. Например, в одном из них — «День рождения Маши» (музыка Е. Тиличеевой, автор сценария Н. Колмаковская) — сложную роль ведущего берет на себя воспитатель, а дети поздравляют Машеньку: поют ей песни, выразительно рассказывают стихотворения, водят хороводы, задорно танцуют «Польку» и «Приглашение»1.

 

 

 

 

 

Замысел развлечения может возникнуть и у детей. Источником его обычно бывают экскурсии, услышанные сказки, радиопередачи, увиденные диафильмы и т.д. Взрослые должны поддержать этот замысел, помочь его воплотить, придать ему интересную форму. Так, яркая по образам белорусская народная песня «Всем, Надюша, расскажи» привлекает внимание детей, и они с увлечением ее инсценируют: «бабуси», «дедуси», «подружки», «ребята» и «козлята» соревнуются друг с другом, выбирая наиболее выразительные движения для передачи образов2. Здесь роль воспитателя состоит в том, что он разучивает с детьми песни, подбирает характерные элементы костюмов, уточняет движения пляски и, наконец, организует показ этого «концертного» номера зрителям (младшим дошкольникам, родителям).

 

 

 

 

 

В «Зимней сказке» (музыка Е. Туманян, автор сценария А.Ши-бицкая) дети могут действовать абсолютно самостоятельно, выполняя все роли: ведущего, зайцев, лисы, волков, медведя и детей3.

 

 

 

 

 

Во время подготовки воспитатель и музыкальный руководитель помогают ребятам разучить музыкальный и литературный материал, чтобы они свободно имитировали движения зверей, катание на коньках, лыжах, легко и задорно танцевали польку. Разучивать инсценировку можно и на музыкальных занятиях, и в повседневной жизни. Сказку показывают зрителям сначала в развлечении, а затем — и на новогоднем празднике.

 

 

 

 

 

К организации развлечений предъявляются следующие требования:

 

 

 

 — разнообразие содержания  для накапливания дошкольниками  музыкального опыта, обогащения  музыкальными впечатлениями;

 

 

 

 — художественные достоинства  материала и качество его исполнения  как взрослыми, так и детьми;

 

 

 

 — занимательность  содержания, новизна его элементов;

 

 

 

 — доступность музыкального  и литературного репертуара и  разнообразные формы его проведения  с учетом возрастных и индивидуальных  особенностей детей и уровня  их развития;

 

 

 

 — направленность на  развитие активности, воображения  и инициативы детей;

 

 — соблюдение определенной  продолжительности развлечения  в зависимости от возраста  детей, его вида (от 10 — 15 и до 30 — 40 минут).

 

К развлечениям нужно предварительно готовиться. Вначале выбрать тему, затем наполнить ее соответствующим содержанием и расположить материал в определенной последовательности с точным указанием всех участников. Следует продумать и оформление развлечения: декорации, костюмы, атрибуты, музыкальное сопровождение, которые особенно важны в театрализованных спектаклях и представлениях.

 

Зрелищные развлечения, например постановка сказок, спектаклей, требуют длительного времени на их подготовку. Педагог должен создать спокойную творческую обстановку, без гонки, без муштры, не приспосабливая выступление «к дате». В программу концертов, исполнителями которых являются дети, следует включать их любимые и хорошо разученные номера, тогда каждый ребенок испытает радость от участия в развлечении.

 

Чтобы не перегружать детей, нужно чередовать развлечения, требующие и не требующие подготовки, а также включать несложные спортивные развлечения и аттракционы, которые доставляют ребятам радость и развивают их физические качества (ловкость, быстроту, выносливость), а также находчивость, смелость, волевые качества.

 

Для накопления музыкальных впечатлений можно использовать в развлечениях радио- и телепередачи, близкие и понятные детям, познавательные и увлекательные для них. Ребенок внимательно и с интересом слушает сказку по радио, но без зрительного подкрепления порой трудно вникнуть в ее содержание, глубоко прочувствовать ее образы; поэтому взрослый, педагог должны создать определенный настрой.

 

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что дошкольники не могут критически оценить эти передачи, точно так же как и театрализованные спектакли, представления; поэтому ответственность за эстетическое, нравственное воспитание детей ложится на взрослых, которые должны помочь им правильно понять уви денное и услышанное, позаботиться о формировании эстетического вкуса.

 

Итак, развлечения — особая форма организации воспитатель ного воздействия на дошкольника. Они обогащают детей положительными эмоциями, расширяют представления об окружающем мире, приобщаюткпрекрасному средствами музыки, художественного слова, танца и изобразительного искусства. Развлечения дают возможность проявиться самостоятельной художественной деятельности ребенка, формируют его творческую активность.

 

 

 

71.Музыкальное оформление  праздничных утренников в дошкольном  учреждении,

 

требования к организации и проведению праздника

 

Подготовка и проведение праздника в детском саду - долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.Изучая опыт работы детских садов и школ по организации праздников, мы выделили следующие этапы работы над праздником. Рассмотрим их:

 

I этап - предварительное планирование.

 

II этап - работа над сценарием.

 

III этап - предварительное  знакомство детей с праздником.

 

IV этап - репетиции.

 

V этап - проведение праздника.

 

VI этап - подведение итогов.

 

VII этап - последействие праздника.

 

I.                      В начале учебного года проводится  собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план  работы на год. Происходит выбор  праздников и устанавливаются  сроки их проведения.

 

II. На втором этапе начинается  непосредственная подготовка к  празднику. Воспитатели, просматривая  программы для данной возрастной  группы, отбирают речевой материал  для детей своей группы, учитывая  их индивидуальные особенности, способности и знания. Музыкальный  руководитель подбирает танцы, причем  подбор осуществляется с учетом  возможностей каждого конкретного  ребенка и группы детей в  целом. Музыкальный руководитель  вместе с воспитателем выбирают  песни, которые дети смогут исполнить.

 

На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. Причем первый в учебном году праздник (обычно это праздник осени) строится на очень простом материале. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, ведущую роль в которых играют педагогический коллектив, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей и педагогам уже остается только роль ведущего.

 

Таким образом, праздник в детском саду используется для закрепления изученного материала, подведение итогов.

 

III. Когда сценарий готов, воспитатели проводят в своих  группах занятия, на которых детям  рассказывается о предстоящем  празднике, объясняется что это  за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался  в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Воспитатель  выясняет, что дети запомнили  и при необходимости восполняет  пробелы в памяти детей.

 

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки песен и танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.

 

IV. После определения целей  и задач начинается непосредственная  работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению  зала, изготовлению аксессуаров  к костюмам. На данном этапе  идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и  коррективы, появившиеся во время  работы. Таким образом, окончательный  вариант сценария появляется  уже непосредственно перед началом  праздника.

 

V. Когда приходит тот  самый долгожданный день, когда  преображенный и украшенный зал  полон зрителей и дети с  замиранием сердца ждут начала  действия… праздник начинается…  проходит … и заканчивается, но  не заканчивается работа над  праздником.

 

VI этап - это подведение  итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго  хранит светлые, радостные, яркие  впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом  этапе состоит в том, чтобы  “привязать” к этим воспоминаниям  те умения, навыки и знания, которые  дети получили на празднике  и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что  им понравилось, при помощи воспитателя  выделяется наиболее важное и  главное в празднике, поясняются  непонятные моменты.

Информация о работе Шпаргалк по "Музыке"