Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 19:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Хороведение".
1. Вокальное воспитание в хоре — важнейшая часть всей хоровой работы с детьми. Основное условие правильной постановки вокального воспитания — подготовленность руководителя для занятий пением с младшими школьниками. Идеальным вариантом становится тот случай, когда хормейстер обладает красивым голосом. Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим хормейстером. Но и другие формы работы позволяют успешно решать вопросы вокального воспитания. В таких случаях хормейстер часто использует показ с помощью ребят. Путем сравнения выбираются лучшие образцы для показа. В каждом хоре есть дети, от природы правильно поющие, с красивым тембром и правильным звукообразованием. Систематически применяя наряду с коллективной вокальной работой индивидуальный подход к хористам, педагог постоянно следит за вокальным развитием каждого из них. Но даже при самой правильной постановке вокальной работы она приносит разные результаты у разных хористов. Мы знаем, что как нет двух внешне одинаковых людей, так нет и двух одинаковых голосовых аппаратов.
Известно, какое огромное значение в процессе овладения любым материалом занимает внимание. «Внимание — это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость (устойчивую или ситуативную)».1 Воспитание вокально-хоровых навыков требует от хористов постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво.
Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.
А чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки. К ним относятся:2
1. Певческая установка
Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала.
Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов:
- внимание
- дыхание
- начало пения
- окончание пения
- менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи
3. Дыхание и паузы
Педагог должен научить детей овладевать техникой дыхания - бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни.
4. Звукообразование
Формирование мягкой атаки звука. Твёрдую рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определённого характера. Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения. Например, пение на слоги. Как результат работы над звукообразованием - выработка у детей единой манеры пения.
5. Дикция
Формирование навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата.
6. Строй, ансамбль
Работа над чистотой и точностью интонирования в пении - одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, пение a kappella.
В хоровом пении понятие «ансамбль» - единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике; поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, произношения, дыхания. Необходимо научить поющих прислушиваться к звучащим рядом голосам.
2. Цель курса «Хороведение и хоровая аранжировка» - в опоре на дирижерско-хоровые дисциплины и другие учебно-музыкальные циклы способствовать достижению и осмыслению музыкально-педагогических закономерностей вокально-хоровой деятельности в контексте исполнительской культуры, подготовить будущих учителей музыки широкого профиля к работе в школе, с детскими коллективами различных возрастных групп в системе дополнительного образования.
Задачи курса «Хороведение и хоровая аранжировка»:
Студенты должны знать принципы составления концертных программ, составления репетиционного плана работы с коллективом, владеть методами анализа хоровой партитуры, ознакомиться с основными положениями охраны и гигиены детского голоса.
Место курса в общей системе подготовки специалистов. Хоровое исполнительство, являясь неотъемлемой частью музыкального воспитания будущих учителей музыки широкого профиля, служит важным средством роста музыкальной и общей культуры, формирует эстетическое мировоззрение, художественные вкусы.
Курс «Хороведение и хоровая аранжировка» дает теоретические знания основ хорового искусства, помогает более осознанному и интенсивному освоению профилирующих дисциплин: хоровой класс и практическая работа с хором, класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур, класс сольного пения, анализ музыкальных произведений и т.д.
Содержание курса заключается в теоретическом и методическом обобщении опыта хорового творчества, исполнительства и педагогики. Хороведение рассматривает вопросы истории хоровой культуры, теории хороведения и методики работы с хором. Являясь частью системы дирижерско-хоровой подготовки будущих учителей музыки широкого профиля, хороведение призвано формировать у них не только систему специальных знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности, но и способствовать обогащению и углублению сведений, полученных на других учебных курсах - в классах индивидуально-музыкальных занятий, по гармонии, сольфеджио, психологии, истории педагогики и др.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения курса «Хороведение и хоровая аранжировка» в единстве с другими дирижерско-хоровыми циклами студент должен иметь представления:
Студент должен знать:
Студент должен уметь:
На занятиях рекомендуется применять разнообразные формы изучения учебного материала. Теоретические положения курса находят отражение в лекциях и лабораторных занятиях. Последние могут включать в себя письменное изложение обсуждаемых вопросов в сочетании с практической работой студентов с хором (ансамблем) группы, курса.
На занятиях желательно использовать аудио и видеозаписи выступлений хоровых коллективов, по возможности практиковать совместные посещения хоровых концертов с последующим анализом услышанного, приглашать с чтением лекций хоровых дирижеров, педагогов-исследователей и т.д.
Цель лабораторных занятий - углубить и закрепить теоретические знания студентов.
3. Хоровое пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, а в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философии всех времён и стран.
В России идея первичности, т.е. основополагающей роли хорового пения, заключается в самобытном складе российской музыкальной культуры, по преимуществу вокальной. Поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового исполнительства всегда обусловлено школьным обучением.
В условиях музыкального образования и воспитания хоровое пение выполняет несколько функций:
Во-первых, разучивая и исполняя произведения хорового репертуара, учащиеся знакомятся с разноплановыми сочинениями, получают представления о музыкальных жанрах, приёмах развития, соотношении музыки и слова в вокальных произведениях, осваивают некоторые черты народного фольклора и музыкальный язык произведений профессиональных композиторов.
Хоровое пение расширяет кругозор учащихся, формирует положительное отношение детей к музыкальному искусству, стимулирует развитие интереса к музыкальным занятиям.
Во-вторых, хоровое пение решает задачи развития слуха и голоса учащихся, формирует определённый объём певческих умений, навыков, необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения.
В-третьих, являясь одним из самых доступных видов исполнительской деятельности детей, хоровое пение развивает общеучебные навыки и умения, необходимые для успешного обучения вообще: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения, умения и навыки коллективной деятельности и др.
В-четвёртых, содержание певческого репертуара нацелено на развитие у ребёнка позитивного отношения к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения, через формирование личностной оценки исполняемой музыки.
За время обучения учащиеся овладевают вокально-хоровыми навыками, осваивают хоровой репертуар различных стилей и эпох, учатся концентрировать внимание на качестве певческого звучания, приобретают опыт хорового пения, концертных выступлений.
В детском хоре важны сочетания индивидуальной и коллективной форм работы, использование общих распеваний и индивидуальной подготовки маленьких певцов к репетициям, практика работы малыми ансамблями (группа хора). Поэтому, хотя основная форма в хоре-групповая, большое значение имеет возможность введения занятий “сольное пение”, что даёт возможность следить за развитием голоса каждого поющего в хоре, возрастным изменениям, быстрее усвоить с ребёнком то, с чем он не мог справиться во время групповых занятий.
Коллективный характер хорового музицирования корректирует вокальную технику певцов и предопределяет использование специфических приёмов пения и воспитания голоса методом направленного воздействия хоровой звучности на индивидуальное вокальное развитие, при котором закладываются основы следующих вокально-теоретических навыков:
1. Правильная певческая
2. Высокая певческая позиция.
3. Певческое дыхание и опора звука.
4. Виды атак звука в пении.
5. Певческая артикуляция и дикция
6. Способы звукоизвлечения (легато, стаккато).
Кем станут юные музыканты, когда вырастут? Можно поручиться в главном: они станут хорошими людьми. Вот что дорого. Об этом и П.И. Чайковский говорил, наставляя своего племянника: “Кем бы ты ни захотел быть, - прежде всего, стань хорошим человеком”. Музыка, с которой сроднилась, от которой воспиталась детская душа, не позволит делать плохое, злое, недоброе.