Шпаргалка по дисциплине "Хороведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 19:21, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Хороведение".

Файлы: 1 файл

ответы по хороведению.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

Сохранение мелодии верхнего голоса. Образование на основе гармонии нового среднего голоса. Возможность изменения линии баса. Необходимость правильного расположения голосов в аккорде. Наиболее целесообразные варианты замены четырехголосных аккордов трехголосным звучанием.

Сохранение в трехголосии ступеней, от которых зависит характер звучания гармонии (вводный тон, септима, альтерированные звуки). Допустимость изменения вида аккорда. Особый подход к выбору аккордов в кадансовых оборотах. Возможность звучания заключительной тоники в виде тонического секстаккорда.

Переложение четырехголосных смешанных хоров на двухголосные однородные

Необходимость приближения характера двухголосного звучания к гармоническому    колориту    четырехголосного    склада.    Зависимость    выбора интервала от мелодического положения четырехголосного аккорда. Роль терции и сексты в воспроизведении звучания трезвучий и их обращений. Значение неустойчивых интервалов (большая секунда, тритон, малая септима) в передаче характера звучания септаккордов доминантовой группы. Использование кварты и квинты в русской народной песне. Возможные варианты замены четырехголосных аккордов двухголосным звучанием.

Переложение для хора à cappella и с сопровождением

Основные принципы переложение для хора à cappella и с сопровождением. Влияние аккомпанемента на создание хоровых переложений à cappella. Переложение с прямым перенесением голосов сопровождения в хоровую партитуру. Переложение с изменением верхнего голоса сопровождения по вокальному голосу. Переложение с сохранением инструментального сопровождения

Переложение для двухголосного однородного хора

Создание второго голоса на основе звучания аккомпанемента. Требование напевности и выразительности к развитию мелодической линии второго голоса, необходимость соответствия вновь образованного голоса гармонии аккомпанемента. Использование при создании второго голоса мелодических оборотов аккомпанемента. Возможность применения простейших полифонических приемов (например, имитаций). Подтекстовка при полифоническом звучании. Обусловленность второго голоса требованиями тесситуры. Зависимость характера двухголосия (постоянного или эпизодического) от художественных задач и технических возможностей хора.

Переложение для трехголосного однородного хора

Создание двух нижних голосов на основе звучания аккомпанемента. Необходимость соответствия вновь образованных голосов гармонии аккомпанемента. Влияние альтераций, встречающихся в сопровождении, на образование аккордов хоровой партитуры. Значение расположения голосов в аккорде для качественного, уравновешенного трехголосного звучания. Обусловленность голосов переложения требованиями тесситуры.

Переложение для трехголосного неполного смешанного хора

Использование трехголосного неполного смешанного хорового состава в исполнительской практике. Хоровые партии неполного смешанного хора. Особенности диапазона мужских голосов. Возможность разрыва между двумя нижними голосами. Способы преодоления этого разрыва. Случаи допустимости разрыва между голосами. Наиболее характерное расположение звуков в аккордах неполного смешанного хора. Возможность использования тесного расположения.

Переложение для солиста и хора  при их поочередном звучанииУчастие солиста в запевах. Возможность применения в запевах ансамбля сольных голосов. Участие солиста в дальнейшем развитии куплета. Перекличка солиста и хора. Взаимодействие солиста и хора в звучании последующих куплетов

Переложение для солиста и хора при их одновременном звучании

Хор как звуковой фон, сопровождающий партию солиста. Использование пения с закрытым ртом. Характер звучания хора, сопровождающего партию солиста. Особенности развития текста в связи с несовпадением ритма в партиях солиста и хора. Участие солиста в момент кульминационного развития произведения. Хор как средство звуковой изобразительности.

 

 

11. Хоровой коллектив. Понятие о хоре как о коллективе певцов, организованном для совместного исполнения, характерным признаком которого является наличие специфического хорового тембра, образующегося в результате смешения индивидуальных (сольных) тембров. Понятие об элементах хоровой звучности как о специфических качествах хорового исполнения, отличающего его от других видов музыкального исполнительства:   ансамбль,   строй,    дикция.

Состав хора:

  • однородный и смешанный;
  • одноголосный и многоголосный;
  • полный и неполный;
  • однохорный и многохорный;
  • малый   (12-16   человек),   средний   (24-32   человека),   большой   (48-70 
    человек), массовый.

Самостоятельное    значение    хоровых    партий    и    их   эпизодическое 
разделение (divisi).

Типы и виды хора.

  • Детский хор, его состав и исполнительские возможности (одно - 4-х голосный). Организация детских хоровых коллективов в соответствии с 
    возрастными особенностями. Хор вспомогательный - дети 6-8 лет. Младший хор - дети Ш, IV, иногда V классов. Средний хор - дети V, VI, иногда VII классов. Старший, или юношеский, хор — ученики VIII — XI классов. Общий и рабочий диапазоны каждого из детских хоров и диапазоны хоровых      партий,      вокально-хоровые      возможности,      тембровая окрашенность хора и партий, количественный состав, партитуры для детских хоров. Организация детских вокальных ансамблей.
  • Женский хор, его состав и исполнительные возможности (одно- 6-ти 
    голосный).
  • Мужской хор, его состав и исполнительские возможности (одно- 8-ми 
    голосный).
  • Смешанный хор, его состав и исполнительские возможности (одно- 12-ти 
    голосный).
  • Неполный состав и его исполнительские возможности.
  • Многохорный состав и его исполнительские возможности.
  • Особые составы и их исполнительские возможности (одноголосные хоры 
    и др.).

Хоровая партитура. Расположение голосов в партитуре. Особенности нотации отдельных хоровых партий. Написание хоровых партий в ключах. Различные способы изложения хоровых партитур. Расстановка (размещение) партий в хоре. Различные варианты расстановки хоровых партий и художественные задачи произведения.

Знакомство с партитурами для различных видов и типов хоров.

Хоровые партии. Хоровая партия как вокальная организация. Основные понятия о функциях голосового аппарата (дыхание, голосообразование, резонирование).

Регистр в пении. Границы регистров в связи с типом певческого голоса. Примарное звучание. Диапазон (общий и рабочий диапазон). Тембр. Тесситура в пении. 
Тесситура и тип голоса. Исполнительские трудности в связи с тесситурой 
партии (высокой, низкой). Связь тесситурных возможностей голоса c 
исполнительскими требованиями - важное условие художественного исполнения.

Понятие о хоровой партии как о группе певцов, имеющих голоса приблизительно      одинакового      диапазона      и      родственного      тембра. Количественный  состав  хоровой  партии.   Формирование  хоровых партий. Классификация певческих голосов по основным типам. Группа детских голосов, их исполнительские возможности:

  • дисканты (сопрано);
  • альты.

Мутационный (переходный) период в развитии детских голосов.

Группа женских голосов:

  • партия сопрано, составляющие ее голоса и исполнительские возможности 
    (сопрано   колоратурные,   лирико-колоратурные,   лирические,   лирико- 
    драматические, драматические);
  • партия альтов, составляющие ее голоса и исполнительские возможности 
    (меццо-сопрано (лирические и драматические), контральто).

Группа мужских голосов:

  • партия теноров, составляющие ее голоса и исполнительские возможности 
    (тенора-альтино, лирические, лирико-драматические, драматические);
  • партия басов, составляющие ее голоса и исполнительские возможности 
    (баритоны   лирические,   драматические;   басы   высокие,   центральные, 
    октависты).

Характеристика хоровых партий по вокально-хоровым, техническим, художественно-выразительным возможностям. Определение типов певческих голосов, пригодных для пения в той или иной партии.

 

12. Успешная творческая деятельность хора во многом зависит от правильного расположения его участников на репетициях и концертной эстраде.

В самодеятельных хорах участвуют певцы, имеющие не только различные вокальные данные, но и неодинаковую музыкальную подготовку и опыт пения в хоре. Помимо этого они различаются по возрасту, образованию, роду основной трудовой деятельности, коммуникабельности, психологической адаптивности и культурному уровню. Успех репетиционной работы хорового коллектива определяется  не только вокально-хоровым мастерством его участников, но и психологической атмосферой в хоровом коллективе. Особенно это относится к артистам хора, находящимся на репетиции и концертной эстраде рядом друг с другом. Они в первую очередь должны ощущать дружескую эманацию внутри хоровой партии. Это необходимо учитывать руководителю хора при расположении певцов внутри каждой хоровой партии. Непонимание руководителем исключительной важности этого аспекта приносит коллективу множество неприятностей. При нахождении хотя бы пары певцов в отношении конфликта руководителю следует принять все меры для его погашения или вынесения за пределы хорового коллектива. Если в данный момент времени это не представляется возможным, то в процессе репетиции или концерта конфликтующие певцы не должны располагаться в зоне "личного пространства" друг друга. "Собака не виновата, что она собака. Кошка не виновата, что она кошка. Просто не следует сажать их в один ящик", — пишет Роберт Шоу в соей педагогической монографии "Хор. Маленькие инструкции". Безусловно, маэстро утрирует, но в этом высказывании заложен один из принципов, которым должен руководствоваться руководитель самодеятельного хора в подобных ситуациях.

Кроме психологического аспекта, при взаимном размещении артистов хора нужно руководствоваться их вокальными данными. Голоса рядом находящихся певцов должны быть предельно органичны между собой по тембру и силе. При расположении певцов в хоровой партии следует учитывать не только вокально-хоровые умения и навыки, но и музыкальную грамотность участников хора.

Хороший результат, получается, когда вместе собрана группа певцов с хорошими певческими и хоровыми навыками, но при этом не должны быть изолированы и начинающие, малоопытные артисты хора.

С целью успешного и наиболее скорого преодоления отставания одних певцов от других в самодеятельных хорах распространена система наставничества. К опытному, музыкально грамотному певцу прикрепляются один-два начинающих артистов хора. На репетиции они должны располагаться вместе. Такое размещение певцов в хоровой партии создает благоприятные условия для активного процесса самообучения участников хора, способствует не только ускоренному изучению репертуара, но, что особенно важно, росту вокально-хорового мастерства малоопытных участников хора.

В начинающих хорах случается так, что опытных певцов очень мало или их нет совсем. В этих случаях следует наиболее способных, голосистых певцов располагать вместе, учитывая и их товарищеские интересы. Это будет способствовать быстрому созданию прочной основы хора.

Нередко новичков, пришедших в опытный хоровой коллектив, располагают с краю, с тем, чтобы в первое время они, находясь в хоре, больше вслушивались в пение своих опытных товарищей и постепенно входили в исполнительский процесс.

Необходимо, чтобы участники хора располагались на репетициях и концертной эстраде в строго определенном руководителем хора порядке. Все перемещения певцов осуществляются только с разрешения и по указанию руководителя хора.

На концертной эстраде следует вместе располагать артистов, хорошо спевшихся друге другом в процессе репетиций. Наиболее квалифицированные певцы с хорошими вокальными данными размещаются в центре хорового коллектива

13. Существует множество систем классификации певческих голосов. Некоторые из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь; другие — насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца; и др.

Чаще всего используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, получается множество разновидностей. Каждая группа голосов делится на более узкие подразделения[1].

Женские голоса

Сопрано — высокий

Колоратурное

Лирико-колоратурное

Лирическое

Лирико-драматическое

Драматическое

Меццо-сопрано (средний)

Высокое (лирическое)[2]

Низкое (драматическое)

Контральто (низкий)

Мужские голоса

Тенор (высокий)

Альтино

Лирический (di grazia)

Меццо-характерный (spinto)

Драматический (di forza)

Баритон (средний)

Тенор-Баритон

Лирический

Драматический

Бас (низкий)

Высокий (cantanto)

Центральный

Низкий (profundo)


 
Существует также категория певцов-мужчин, поющих в диапазоне женского голоса. Этот тип голосов редок, но до сих пор используется, в основном, в опере. В музыке барокко многие роли были написаны для кастратов — певцов мужского пола, которым в мальчишеском возрасте была сделана операция кастрации для сохранения высокого, как у женщины, голоса. В современном вокальном исполнительстве эти роли может исполнять контратенор (певец, владеющий развитой техникой пения фальцетом).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Хороведение"