Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 19:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Хороведение".
Голос профессионального оперного певца — это две октавы полноценного однородного звучания со сглаженными регистровыми переходами. Кроме того, предполагается вверху и внизу диапазона некий «запас» возможностей примерно в пределах терции для более свободного взятия, удобства и естественности при исполнении предельных нот.
14. Вокальная работа с хором (элементы вокально-хоровой техники). Координация слуха и голоса Особенности строения голосового аппарата и его основные части:
Вокальные хоровые навыки. Певческая установка. Значение и основные принципы вокальной работы с хором:
Певческое дыхание:
Звукообразование (возникновение звука, его сила и основные тембровые качества). Отличие певческого звука от разговорного. Принцип действия голосовых связок. Необходимость рассвобождения голосового аппарата. Атака звука и ее типы. Опора звука. Значение атаки звука и ее влияние на процесс звукообразования. Зависимость атаки звука от характера исполняемого произведения.
Основные приемы звуковедения: легато, нон легато, стаккато, маркато.
Формирование звука. Связь характера певческого звука с речью, особенностями языка. Основные типы певческого звука (открытый, прикрытый). Роль резонаторов. Регистры: грудной и головной у мужских голосов; грудной, смешанный и головной - у женских.
Понятие о примарной зоне (о «натуральных тонах»). Позиция звука (необходимость «высокой» позиции).
Формирование певческих гласных. Выравнивание гласных. Согласные звуки, их классификация по способам произношения («пропевания»). Работа над звуком с различными партиями хора.
Формы вокально-хоровой работы в хоре. Задачи распевания хора:
Формы и методы распевания хора:
Роль репертуара в формировании вокально-хоровых навыков. Подбор произведений, способствующих развитию в первую очередь навыков связного пения. Разучивание произведений с различными типами звуковедения.
Специфика вокально-хоровой работы в детском хоре. Анатомо-физиологические особенности строения детских голосов (голосового аппарата). Характеристика детского голоса в разных возрастных группах: дошкольной, младшей школьной, младшей подростковой, старшей подростковой, старшей школьной. Регистровое строение голоса в каждой возрастной группе. Примарная зона, фальцет, грудной регистр в детском голосе.
Мутация (предмутационный, мутационный, постмутационный периоды). Особенности мутации у девочек и мальчиков.
Основные принципы подбора вокально-хоровых упражнений и репертуара для детских хоров, учет возрастных особенностей (анатомо-физиологических и психофизических), учет вокально-хоровых возможностей хора, учет слухового развития детей, постепенность и последовательность усложнения материала, художественная полноценность и яркая эмоциональность исполняемых попевок и произведений.
Педагогическая направленность в проведении вокально-хоровой работы с детьми: сочетание эмоционального и сознательного; удовлетворение познавательных интересов учащихся; всестороннее развитие детей. Элементы вокально-хоровой техники:
Распевания для хора младших школьников (начальный этап обучения).
15. Ансамбль хора. Понятие о хоровом ансамбле как о соотношении в звучности между всеми участниками хорового исполнения. Условия хорового ансамбля: количественное и качественное соотношение между составами хоровых партий. Ансамбль в хоре - художественное единство совместного исполнения, уравновешенность, согласованность всех технических и художественно-выразительных средств. Ансамбль - одно из важнейших средств художественной выразительности в хоровом пении.
Внешние и внутренние предпосылки создания ансамбля (помещение, акустика, подбор певцов). Наличие ансамбля в хоре - залог успешного претворения художественного образа.
Виды хорового ансамбля:
а) ритмический ансамбль,
б) вокальный ансамбль (единство звукообразования, орфоэпия),
в) динамический ансамбль,
г) темповый ансамбль,
л) тембровый ансамбль;
Связь общего ансамбля с частным. Элементы хорового ансамбля: ансамбль тембровый (вокальный), интонационный (строевой), дикционный (орфоэпический), метроритмический, темповый (агогический), динамический. Влияние расположения хора на ансамбль хоровой звучности:
Влияние тесситурных условий на ансамбль хора. Взаимосвязь динамики с тесситурой (динамика в средней, низкой и высокой тесситуре). Виды хорового ансамбля в зависимости от тесситурных условий хоровых партий:
Влияние фактурных особенностей произведения на ансамбль хора. Понятие о фактуре (складе письма) как о совокупности средств изложения музыкального материала. Ансамбль хора при различных видах музыкальной фактуры:
Влияние состава исполнителей на ансамбль хора:
Различные соотношения групп хора и оркестра в зависимости от исполняемого произведения:
Роль хорового певца в создании ансамбля в хоре. Роль дирижера в создании ансамбля в хоре.
Развитие понятия «ансамбль» в отечественной хороведческой литературе. Проблемы музыкального стиля и ансамбля в хоровом исполнительстве.
Специфика работы над ансамблем в детском хоре (однородном и смешанном). Выразительные особенности ансамбля в детском хоре.
Понятие «хоровой ансамбль» в связи с развитием хорового творчества, хорового исполнительства и теории хорового пения.
16. Строй хора. Понятие «строй» в музыке. Темперированный строй. Зонный строй. Ладовые закономерности отклонений от темперированного строя у исполнителей на нетемперированных инструментах и в пении.
Понятие о хоровом строе как о процессе чистого интонирования в хоровом пении, связанном с отсутствием темперации. Значение строя в хоровом пении. Наличие строя - главная предпосылка донесения до слушателей художественного образа. Особенности хорового строя. Унисон в партии - основа хорошего строя. Условия хорового строя:
Виды хорового строя:
Закономерности мелодического (горизонтального) строя. Приемы правильного интонирования ступеней лада как соотношение звуков устойчивых (интонируются устойчиво) и неустойчивых (интонируются неустойчиво - с тенденцией к повышению или понижению):
Закономерности гармонического (вертикального) строя. Приемы правильного интонирования созвучий (интервалов и аккордов) как одновременного сочетания звуков устойчивых и неустойчивых и их разрешение, основанное на внутриладовом тяготении:
Особенности интонирования основного тона, терции, квинты, септимы, ноны. Влияние на строй расположения и мелодического положения аккорда. Зависимость интонации от вокальных навыков хора (дыхания, звукообразования, вокальной позиции) и особенностей произведения. Влияние на строй:
Особое значение для хорового строя ладогармонических факторов (диатоника, хроматизмы, модуляции, сопоставления и др.).