Становление классического джаза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 14:47, реферат

Описание работы

Без преувеличения можно сказать, что именно на фундаменте джаза выросло здание современной поп-музыки. Понять сущность джаза было всегда нелегко. Когда Луи Армстронга спросили, что такое джаз, он ответил так: "Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять". Утверждают, что Фэтс Уоллер в подобной же ситуации сказал: "Раз вы сами не знаете, то лучше не путайтесь под ногами". Раз уж такие великие музыканты не смогли объяснить, что такое джаз, то и простому смертному это не под силу, и именно поэтому я не пытаюсь в этой работе раскрыть сущность джаза, а ставлю целью раскрыть истоки этого феномена в музыке и его развитие. В становлении джаза выделяют три периода:1) зарождение классического джаза; 2) зрелый период (эра свинга); 3) совремеменный джаз: стили боп и кул-джаз.

Содержание работы

I. Введение………………………………………………………………………………………2
II. Становление классического джаза:
1) африканские корни…………………………………………………………………………..3
2) составляющие джаза………………………………………………………………………....5
3) первые звуки джаза: "Original Dixieland Jazz Band"………………………………………10
III. Джаз в лицах:
3) Сидней Беше и Джозеф "Кинг" Оливер……………………………………………………13
5) Джелли Ролл Мортон ……………………………………………………………………….16
4) белые в джазе ………………………………………………………………………………..18
6) Луи Армстронг - первый гений……………………………………………………..………19
V. Заключение………………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………………………...…..26

Файлы: 1 файл

распечатай.docx

— 83.17 Кб (Скачать файл)

Оглавление:                              

I. Введение………………………………………………………………………………………2

II. Становление классического  джаза:

1) африканские корни…………………………………………………………………………..3 
2) составляющие джаза………………………………………………………………………....5

3) первые звуки джаза: "Original Dixieland Jazz Band"………………………………………10

III. Джаз в лицах:

3) Сидней Беше и Джозеф "Кинг" Оливер……………………………………………………13

5) Джелли Ролл Мортон ……………………………………………………………………….16

4) белые в джазе ………………………………………………………………………………..18

6) Луи Армстронг - первый  гений……………………………………………………..………19

V.  Заключение………………………………………………………………………………….26

Список использованной литературы……………………………………………………...…..26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          «Если вы спрашиваете, то вам  этого никогда не понять».

                                                                   Луи Армстронг

  I. Введение.                  

В наше время, когда человек, вооруженный достижениями науки  и техники, научился распространять информацию по всему земному шару с легкостью ветра, гоняющего листья по лужайке, трудно кого-либо удивить тем, что идеи той или иной культуры неожиданно обнаруживаются в другом, далеком от нее районе мира. И повсеместное распространение за какие-нибудь шестьдесят - семьдесят лет такого уникального явления, как джаз, едва ли не самый поразительный факт нового времени. В период первой мировой войны, когда джаз Нового  Орлеана и прилегающего к нему районов еще был народной музыкой, количество джазовых музыкантов не превышало несколько сотен, а число слушателей, в основном представителей негритянской бедноты из дельты Миссисипи, не достигало и пятидесяти тысяч. К 1920 году джаз стал известен, иногда в виде довольно неумелых имитаций, всюду в Соединенных Штатах Америки. Через десять лет его стали исполнять и слушать в большинстве крупных городов Европы. К 1940 году

его уже знали во всем мире, а к 1960 году он был повсеместно  признан как самостоятельный музыкальный жанр, даже как особый вид искусства. Джаз никогда

не был популярной музыкой. Несомненно, время от времени отдельные  формы джаза

становились популярными: так  было с "джазовой" музыкой 20-х, со "свингом" 1935 - 1945 гг., так обстоит дело со стилем "ритм-энт-блюз" сегодня (конечно, популярность в бывшем СССР эти стили не имели). В данном случае будет уместно

говорить о так называемом "псевдоджазе" - все вышеперечисленные  направления имели какие-то небольшие элементы джаза и "выдавались" за настоящий джаз, и слушатели, покупавшие такие пластинки, как правило не разбирались в джазе. Но подлинный джаз - тот, который сами джазмены считают своей музыкой, - редко приобретает сколько-нибудь широкую популярность. Джаз оказывал и продолжает оказывать влияние на всю современную музыку. "Рок", "фанк" и "соул", эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, значительная часть симфонической и камерной музыки заимствовали многие

элементы джаза. Без преувеличения  можно сказать, что именно на фундаменте джаза выросло здание современной поп-музыки. Понять сущность джаза было всегда нелегко. Когда Луи Армстронга спросили, что такое джаз, он ответил так: "Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять". Утверждают, что Фэтс Уоллер в подобной же ситуации сказал: "Раз вы сами не знаете, то лучше не путайтесь под ногами". Раз уж такие великие музыканты не смогли объяснить, что такое джаз, то и простому смертному это не под силу, и именно поэтому я не пытаюсь в этой работе раскрыть сущность джаза, а ставлю целью раскрыть истоки этого феномена в музыке и его развитие. В становлении джаза выделяют три периода:1) зарождение классического джаза; 2) зрелый период (эра свинга); 3) совремеменный джаз: стили боп и кул-джаз. 

                                    1)Африканские корни.   
То, что джаз является детищем американских негров, несомненно. Ясно, что негры, попадая из Африки в Америку, привозили оттуда свои обычаи, традиции. Особенность коренных африканцев в том, что они постоянно ощущают свою связь с общиной, поэтому обычаи и традиции негра в основном показывают, выражают его связь с общиной: он отождествляет себя со своим племенем точно так же, как мальчишка - с любимой спортивной командой: ее победы и поражения переживаются им как личные. Все, что касается племени, касается и самого африканца. Чувство единения с группой африканец, как и большинство представителей других культур, выражает в обрядах. Есть свадебные, похоронные, охотничьи и сельскохозяйственные обряды; есть обряды и для более обычных событий, вроде ежедневной молитвы или даже разделки мяса. Кроме обрядов, у африканца есть и другое средство утвердить свою связь с общиной. Это средство - музыка. Музыка органично входит в жизнь каждого африканца. И в нашей среде много музыки, но мы воспринимаем ее иначе. Для африканца музыка полна социального смысла; с ее помощью он выражает многие из своих чувств по отношению к племени, семье, окружающим его людям. В Африке, конечно, есть и музыка, предназначенная

только для удовлетворения эстетических потребностей, но ее сравнительно немного. Большей частью африканская музыка имеет ритуальный или общественный характер. Иными словами, она призвана создать канву для другой деятельности или же внести в нее активное динамическое начало. Часто музыка является средством выражения эмоций, которые вызывает то или иное событие. Что же представляет собой эта музыка? Наиболее общая характеристика ее состоит в том, что она неотделима от движений человеческого тела. Она неразрывно связана с хлопками в ладоши, притоптыванием и, что особенно  важно, с пением. Африканская музыка - это, прежде всего музыка вокальная. Далеко не все африканцы играют на барабане или на других инструментах, но любой африканец

поет и как солист, и  в группе, например  во время коллективного  труда, или участвует в респонсорном пении. Африканцы чаще всего поют в унисон, настоящее гармоническое пение у них встречается редко. Надо отметить немногочисленность африканских мелодических инструментов по сравнению с множеством духовых, струнных и клавишных инструментов, которые существуют в Европе. Причина их немногочисленности достаточно проста: африканская музыка носит ритмический характер. Понять, насколько сложен и труден - по крайней мере для нас – ритм африканской музыки, немузыканту совсем непросто. Возможно, лучший способ получить представление о нем - это попытаться равномерно отбить ногой два удара, а руками за то же время сделать три хлопка. Опытный музыкант легко справится с такой задачей; студент музыкального учебного заведения тоже должен суметь сделать это. А теперь, сохраняя постоянный ритм ударов ногой, постарайтесь удвоить или утроить каждый хлопок руками, или чередовать тройной и двойной хлопки, или синкопировать. Такая задача может оказаться трудновыполнимой даже для опытного профессионала. А африканец делает это с необычайной легкостью, причем на фоне не единичного метрического пульса, а сразу нескольких, часть которых нам покажется совершенно не связанной с остальными. Такая игра с использованием "перекрестных ритмов" - основа

африканской музыки. "Вот  что говорит А.М. Джонс, один из ведущих  музыковедов-

африканистов: "В этом состоит сущность африканской музыки; это то, к чему африканец стремится. В создании ритмических конфликтов он находит наслаждение". Не вся африканская музыка такова; часть ее основана на свободной метрике, то есть не имеет четкого ритмического рисунка; это прежде всего погребальное песни и некоторые культовые заклинания. Но большая часть африканской музыки неразрывно связана с ритмической полифонией. Неизменным остается граунд-бит (ритм, который при прослушивании песни/мелодии мы можем

отбивать ногой (от англ. ground - земля)); он может задаваться барабаном,

ногами танцора или  хлопками слушающих. Иногда он отсутствует  в реальном

звучании – в таких  случаях он подразумевается как  музыкантами, так и

слушающими (например, мы все  можем ощущать метрический пульс  песни, не

отбивая счет ногой). На отстукиваемый  ногой граунд-бит накладывается  один или

несколько ритмических голосов, поручаемых барабанам или другим инструментам,

танцорам или певцам. Трудность  состоит в том, чтобы строго выдержать  свою

ритмическую линию в окружении  других ритмических голосов, часть  которых лишь

незначительно отличается от вашего, тогда как другие с ним  почти не связаны.

Также надо сказать о том, что африканский звукоряд сильно отличается от

европейского (в большинстве  случаев отсутствием полутонов), о тяготении к

нечеткому, грубоватому тембру звучания; в джазе он получил название "дерти-

тон" (от англ.  dirty - грязный). Наряду с отказом от "чистых тембров" для

американской музыки характерны также звуки с неопределенной или неустойчивой

высотой. Вообще, точность воспроизведения  фиксированной высоты звука для

африканца не имеет того значения, какое придает ей музыкант европейской

традиции.

Все эти элементы, присущие музыкальной культуре  негров, нашли  свое отражение

в джазе: очень часто солист уходит от основной ритмической линии, которую

держит ритм - группа, использование "дерти-тонов" и тонов с неопределенной

высотой эти тоны можно  воспроизвести только на музыкальных  инструментах с

нефиксированной высотой  звука, например, почти на любом духовом  инструменте

(саксофоне, трубе и  т.д.), чего нельзя сказать о  фортепиано, где высота звука

фиксированная. Но, несмотря на наличие африканских черт, джаз - это не

африканская музыка, ибо  слишком много унаследовано им от негритянской

культуры. Его инструментовка, основные принципы гармонии и формы  имеют скорее

европейские, чем африканские  корни. Характерно, что многие видные пионеры

джаза были не неграми, а  креолами с примесью негритянской крови  и обладали

скорее европейским, чем  негритянским, музыкальным мышлением. Коренные

африканцы, прежде не знавшие  джаза, не понимают его, точно так  же теряются

джазмены при первом знакомстве с африканской музыкой. Джаз - это  уникальный

сплав принципов и элементов  европейской и африканской музыки. Какие же

музыкальные течения и  стили повлияли на становление джаза? Кроме африканской

культовой музыки, которую  негры привезли с собой на американскую землю

(спиричуэлы, которые были  неотъемлемой частью негритянских  религиозных

церемоний, стрит-край - песни  уличных торговцев, уорк-сонг - песни, которые

исполнялись неграми при  совершении какой-либо монотонной работы) свое влияние

оказали блюз и рэг-тайм -  стили, которые появились в начале 20-х годов.

                       2) Составляющие джаза                      

Спиричуэлс представляли собой песни, исполняемые обычно одним певцом в

сопровождении хора. Теперь уже негры, знавшие раньше только одноголосие,

столкнулись с европейской  гармонией. Содержание спиричуэлс было религиозным,

но за этой формой скрывалось глубокое чувство безысходной тоски, а иногда и

накипевшее горе и гнев бесправного раба. Характерно, что  спиричуэлс — одна из

первых песенных форм, которая  преодолела замкнутость негритянского  народного

искусства. Негритянские народные хоры, исполнявшие в основном спиричуэлс,

совершали в конце XIX века турне по Америке, Европе и имели  огромный успех.

Следует отметить, что в создании одной из основных предпосылок для возникновения джаза, которой были спиричуэлс, участвовали не только негры. Наряду с негритянскими спиричуэлс развивались и так называемые «белые» спиричуэлс, точно так же как

впоследствии наряду с  негритянским развивался и белый  джаз. Однако во всех

узловых пунктах истории  джаза движущей силой его развития были негритянские

музыканты, а белые, несмотря на свой огромный вклад в этот вид  музыки,

особенно в последние  годы, все же отставали от негров, являющихся

первооткрывателями новых  путей в джазовой музыке.

Кроме спиричуэлс, у негров в Америке возникли и развились  новые, уже не

африканские, трудовые песни, которые также явились своеобразным сплавом их

африканского музыкального наследства и богатого ассортимента народных песен

Информация о работе Становление классического джаза