Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 14:47, реферат
Без преувеличения можно сказать, что именно на фундаменте джаза выросло здание современной поп-музыки. Понять сущность джаза было всегда нелегко. Когда Луи Армстронга спросили, что такое джаз, он ответил так: "Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять". Утверждают, что Фэтс Уоллер в подобной же ситуации сказал: "Раз вы сами не знаете, то лучше не путайтесь под ногами". Раз уж такие великие музыканты не смогли объяснить, что такое джаз, то и простому смертному это не под силу, и именно поэтому я не пытаюсь в этой работе раскрыть сущность джаза, а ставлю целью раскрыть истоки этого феномена в музыке и его развитие. В становлении джаза выделяют три периода:1) зарождение классического джаза; 2) зрелый период (эра свинга); 3) совремеменный джаз: стили боп и кул-джаз.
I. Введение………………………………………………………………………………………2
II. Становление классического джаза:
1) африканские корни…………………………………………………………………………..3
2) составляющие джаза………………………………………………………………………....5
3) первые звуки джаза: "Original Dixieland Jazz Band"………………………………………10
III. Джаз в лицах:
3) Сидней Беше и Джозеф "Кинг" Оливер……………………………………………………13
5) Джелли Ролл Мортон ……………………………………………………………………….16
4) белые в джазе ………………………………………………………………………………..18
6) Луи Армстронг - первый гений……………………………………………………..………19
V. Заключение………………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………………………...…..26
полюбившийся ему инструмент. Беше вернулся в США в начале 20-х годов, и два
последующих десятилетия он работал в основном здесь. В 1929 году он, правда,
гастролировал в Париже , а в 30-х годах - в Германии и России, но это были
непродолжительные поездки. В 1949 году он окончательно поселился в Париже.
Французы, хорошо знавшие музыканта, приняли его с распростертыми объятиями -
ведь в жилах Беше текла французская кровь. Умер Беше во Франции в 1959 году,
окруженный почетом и славой. Трудно переоценить влияние Беше на джаз. Никто
не мог сравниться с ним в игре на сопрано-саксофоне, да и редко кто пытался
копировать его стиль. В течение 20-х, 30-х и даже в начале 40-х многие
джазмены испытывали на себе его влияние. Джонни Ходжес – великий альт-
саксофонист оркестра Дюка Эллингтона и один из ведущих саксофонистов мира -
сформировался как музыкант, изучая Беше; судя по тому, как быстро росло
мастерство Армстронга (1923-1926), он, видимо, тоже перенял некоторые приемы
джазовой фразировки у своего новоорлеанского коллеги. Будучи одним из
родоначальников джаза, Беше оставил замечательные образцы этой музыки.
Примерно в то же время, что и Беше, покинул Новый Орлеан другой музыкант,
который по силе влияния на джаз мог сравниться только с Беше. Это был один из
плеяды новоорлеанских королей корнета, звали его Джозеф Оливер. Он был
прирожденным лидером, полной противоположностью Беше. Джазовый музыкант, как
правило, вынужден работать в тесном контакте с людьми, чей темперамент не
всегда гармонирует с его собственным. Необходимо также иметь в виду, что
искусство джаза существовало в рамках индустрии развлечений, которая ставила
перед собой совсем иные цели. Если писателю или художнику лишь изредка
приходится проявлять умение ладить с большим числом людей, то для джазмена
это повседневная забота. Его репутация зависит не только от таланта, но и от
способности находить общий язык с коллегами. Оливер был из тех, кто быстро
входил в контакт со своим профессиональным окружением.0н хорошо знал, что и
как должен играть оркестр, умел найти подход к каждому музыканту и заставить
его выполнить намеченное. Оливер родился в Новом Орлеане в 1885 году. Мать
Оливера умерла, когда ему было 15 лет, и его воспитывала тетка. Примерно в то
же время Оливер начал играть в одном из местных духовых оркестров. В период
формирования раннего джаза Оливер выступал в известных негритянских и
креольских ансамблях Нового Орлеана. В начале 10-х годов он работал в
Сторивилле и в разное время играл практически со всеми новоорлеанскими
пионерами джаза. К 1915 году его уже считали одним из ведущих джазменов
города. В 1922 году Оливер собрал группу под названием "King Oliver's Creole
Jazz Band". Кроме Оливера,
в состав группы входили
его брат, барабанщик Уоррен "Беби" Додс, тромбонист Оноре Дютре, пианистка
Лил Хардин и контрабасист Билл Джонсон. По неясным причинам Оливер решил
ввести в оркестр второй корнет. То ли ему не хотелось играть самому, то ли он
уставал к концу вечера, а может быть, ему просто нравилось сочетание двух
корнетов - как бы то ни было, но он пригласил в свою группу
двадцатидвухлетнего Луи Армстронга. Сначала группа выступала в кабаре
"Линкольн Гарденс", а в 1923 году оркестр приступил к записи серии
грампластинок, которым суждено было оставить значительный след в истории
джаза. Надо отметить, что музыка оркестра была полифоничной (полифония – в
переводе с греч. - многоголосие) и на редкость слаженной. Музыкантам даны
роли, и Оливер, как опытный режиссер, заставляет всех придерживаться своего
замысла. Джазовые музыканты многим обязаны Оливеру, но его слава была
недолгой. В 1928 году у него
разладились отношения с
в 1930 году он потерял работу и остался без средств к существованию. Джозеф
"Кинг" Оливер умер в нищете 8 апреля 1938 года. Но в конце концов жизнь
воздала должное Оливеру. Сегодня его пластинки известны во всем мире,
особенно в Европе, где его помнят лучше, чем в США. Новоорлеанский стиль,
виднейшим представителем которого был Оливер, лег в основу так называемого
традиционного (traditional) джаза, одного из самых популярных джазовых
течений. "King Oliver's Creole Jazz Band" была первой джазовой группой,
которая систематически записывалась на пластинки. Когда прошла мода на
"Original Dixieland Jazz Band", те, кто всерьез интересовались этой музыкой,
поняли, что подлинное искусство связано именно с оркестром Оливера.
2) Джелли Ролл Мортон
В мире джаза, где эксцентричность характера является нормой, а яркая
индивидуальность - непременное условие, Фердинанд "Джелли Ролл" Мортон все же
фигура исключительная. Энергичный делец, владелец ночных клубов, антрепренер,
прожигатель жизни - Джелли заслуживал бы внимания, даже если бы не сыграл за
всю свою жизнь ни одного такта музыки. Он был самолюбив, тщеславен, заносчив,
хвастлив, подозрителен, суеверен – но прежде всего он был талантлив. Мортон
доказывал, что именно он придумал "настоящий джаз", и не переставал метать
громы и молнии в подражателей и тех, кого он считал ниже себя по
музыкальному дарованию. Джелли Ролл Мортон (его настоящее имя Фердинанд Ла
Мант) родился в семье цветного креола П. Ла Манта в 1885 году. Интерес к
музыке обнаружился у него очень рано: он начал барабанить палочками по
сковородкам еще в младенчестве; в пять лет перешел на гармонику, потом на
гитару. В семь лет, как утверждает Мортон, он "считался одним из лучших
гитаристов в округе", играл в небольших струнных ансамблях, состоявших обычно
из контрабаса, мандолины и гитары. Пробовал Мортон свои силы и на других
музыкальных инструментах: на скрипке, ударных и на тромбоне. В четырнадцать
лет он увлекся игрой на фортепиано, которое сначала отвергал. "В нашей среде,
- говорил Мортон, - фортепиано
считалось дамским
хотел, чтобы меня прозвали маменькиным сынком". Однако, преодолев это
предубеждение, он стал учиться игре на фортепиано у разных учителей. После
разрыва с семьей Джелли стал бродяжничать. Он работал во многих городах,
находящихся на побережье Мексиканского залива. Затем он уезжает в Чикаго,
потом в Сент-Луис, Нью-Йорк, Хьюстон, на Западное побережье, изредка
возвращаясь в Новый Орлеан. Около 1923 года, когда Мортон переехал в Чикаго
(где сильно возрос спрос на исполнителей горячей музыки и в негритянском
гетто, и в клубах для белых), он был уже профессиональным музыкантом высокого
класса. К этому времени относится первая публикация его песен и оркестровых
аранжировок, чуть позже он начал записываться на пластинки как соло, так и с
различными ансамблями, возглавляемыми им. С 1923 по 1939 год он записал
около 175 пластинок и массу
роликов для механического
считать фортепианных соло, почти всегда отличающихся очень высоким уровнем
игры, славу Мортону принесли записи 1926-1930 годов, сделанные главным
образом с группой "Jelly Roll Morton and His Red Hot Peppers". Таким образом,
Джелли стал одним из самых известных джазовых музыкантов тех лет; и произошло
это благодаря записям, поскольку в первую очередь они принесли ему успех у
публики и уважение коллег, на которое он так рассчитывал. Итак, в 1923 году
Мортон вместе с Беше и Оливером был в авангарде джаза. Джелли отличало на
редкость серьезное отношение к тому, что он записывал со своими оркестрами.
Аранжировки тщательно продумывались и усердно репетировались. Оркестранты
играли точно, их интонирование было лучше, чем у большинства других джазовых
исполнителей, чьи записи сохранились. Записи Мортона превосходны и в
техническом отношении: они без помех и с хорошим балансом звука. Музыканты, с
которыми предпочитал работать Джелли, были не самыми изобретательными
импровизаторами, но зато отличались добротной профессиональной подготовкой;
они играли чисто, всегда строго выдерживали мелодическую линию. Поэтому
пластинки имели успех и у самых строгих ценителей музыки, и у широкой
публики. Но, к сожалению, в 1928 году начинается Великая депрессия, и
грамофонную индустрию поражает кризис: в 1932 году общее число проданных
пластинок упало до 5 миллионов, что составляло лишь 6% аналогичного
показателя 1927 года. Мортон, как и Оливер, неожиданно оказался старомодным,
и, начиная с 1929 года, его звезда неуклонно стала катиться вниз. Как бы то
ни было, в начале 30-х годов Мортон остался не у дел, да и здоровье оставляло
желать лучшего. Он умер 10 июля 1941 года в Лос-Анджелесе, и в последний путь
его, как и Кинга Оливера, провожала лишь горстка музыкантов и поклонников.
3) Белые в джазе
Положение белого музыканта в джазе всегда было двусмысленным. Джаз
повсеместно считается негритянской музыкой, на белого музыканта здесь смотрят
как на чужака, причем не только негры, настороженно относящиеся к тем, кто
вторгается, как они считают, в их "семейные дела", но и некоторые белые,
утверждающие, что "истинный джаз"- прерогатива негров. Вначале неграм
льстило, что джаз все больше привлекает к себе белых музыкантов. Однако уже в
середине 30-х годов, в период свинга, когда белые музыканты стали
пользоваться широкой известностью, отношение к ним негров по вполне понятным
причинам изменилось - ведь белым лучше платили и предлагали более выгодную
работу. Бесспорно, что джаз возник в негритянской среде, что большинство
выдающихся джазменов - негры и что основные этапы развития джаза как
музыкального жанра связаны именно с неграми. Но нельзя недооценивать и роль
белых музыкантов в формировании джаза. В основном белые музыканты пытались
добиться успеха в популярной музыке, но некоторых привлекал и джаз. Начало
положили, как уже было сказано, участники ансамбля "Original Dixieland Jazz
Band". Ко времени появления первых джазовых грампластинок в Новом Орлеане уже
была группа белых музыкантов, исполнявших регтайм, а приблизительно в 1920
году некоторые из них уже играли настоящий джаз. После фурора, произведенного
выходом в свет пластинок "Original Dixieland Jazz Band", и последующих
выступлений ансамбля в Нью-Йорке у него появились тысячи имитаторов. В это же
время на Среднем Западе формировалось более интересное музыкальное
направление, также находившееся под влиянием записей "Original Dixieland Jazz
Band". Музыкантов этого
направления назвали "
поскольку самые известные из них учились в Чикаго в колледже Остина и их
ансамбли выступали
музыканты собрались со всего Среднего Запада: Бикс Бейдербек из Давенпорта,
штат Айова; Френк Тешемахер из Канзас-Сити; Джордж Уэтлинг из Топики, штат
Канзас; Пи Ви Рассел из Сент-Луиса, Бенни Гудмен из Чикаго, А некоторые были
выходцами из более дальних мест: Макс Камински из Броктона, местечка