Становление классического джаза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 14:47, реферат

Описание работы

Без преувеличения можно сказать, что именно на фундаменте джаза выросло здание современной поп-музыки. Понять сущность джаза было всегда нелегко. Когда Луи Армстронга спросили, что такое джаз, он ответил так: "Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять". Утверждают, что Фэтс Уоллер в подобной же ситуации сказал: "Раз вы сами не знаете, то лучше не путайтесь под ногами". Раз уж такие великие музыканты не смогли объяснить, что такое джаз, то и простому смертному это не под силу, и именно поэтому я не пытаюсь в этой работе раскрыть сущность джаза, а ставлю целью раскрыть истоки этого феномена в музыке и его развитие. В становлении джаза выделяют три периода:1) зарождение классического джаза; 2) зрелый период (эра свинга); 3) совремеменный джаз: стили боп и кул-джаз.

Содержание работы

I. Введение………………………………………………………………………………………2
II. Становление классического джаза:
1) африканские корни…………………………………………………………………………..3
2) составляющие джаза………………………………………………………………………....5
3) первые звуки джаза: "Original Dixieland Jazz Band"………………………………………10
III. Джаз в лицах:
3) Сидней Беше и Джозеф "Кинг" Оливер……………………………………………………13
5) Джелли Ролл Мортон ……………………………………………………………………….16
4) белые в джазе ………………………………………………………………………………..18
6) Луи Армстронг - первый гений……………………………………………………..………19
V. Заключение………………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………………………...…..26

Файлы: 1 файл

распечатай.docx

— 83.17 Кб (Скачать файл)

старая легенда, по-видимому, недалека от истины. Джаз действительно  возник в

Новом Орлеане, в его бедных кварталах и пригородах, и потом  распространился

(хотя и не обязательно,  по всей стране. Есть основания  принять именно эту

версию. Во-первых, в ее пользу говорят свидетельства старых музыкантов,

которые жили в период выхода джаза за пределы негритянских гетто. Все они

подтверждают, что новоорлеанские музыканты играли совершенно особенную

музыку, которую с готовностью  копировали другие исполнители. То, что  Новый

Орлеан - колыбель джаза, подтверждают и грамзаписи. "Все без исключения

джазовые пластинки, записанные неграми и белыми до 1924, а может  быть и до

1925 года, сделаны музыкантами  из Нового Орлеана или откровенными  имитаторами

стиля их игры". Но, возможно, самое убедительное свидетельство  в пользу того,

что родина джаза - Новый  Орлеан, заключается в характере  самого города. Новый

Орлеан не похож ни на один город США. Этот город буквально  пронизан музыкой и

танцами. Веселый, шумный, пестрый, он выделялся среди других городов  своей

музыкальностью и поэтому  давал негру больше возможностей для самовыражения,

чем любой другой город  на Юге США.  С точки зрения джаза особенно важен тот

факт, что в Новом Орлеане  существовала уникальная субкультура  темнокожих

креолов. В период между 1895 и 1910 годами в Новом Орлеане складывается

большая группа музыкантов, игравших самую различную музыку - блюзы, регтаймы,

марши, популярные в быту песни, попурри на темы из оперных  увертюр и арий,

собственные оригинальные пьесы. Армстронг впоследствии часто  включал  в свои

импровизации фрагменты  популярных оперных мелодий. Как  правило, цветные

креолы не играли блюзы, предпочитая  им классическую музыку, а негров,

напротив, влекла музыка "грубая", насыщенная рег-ритмами и синкопами,

близкими их родному фольклору. Эти два направления постепенно сливались:

марш, регтайм, уорк-сонг, блюз - европеизированная африканская  музыка и

африканизированная европейская  музыка - все варилось в одном  котле. И вот

однажды из этой мешанины возникла музыка, доселе неведомая, ни на что  не

похожая, - музыка, которой  за три последующих десятилетия  предстояло покинуть

улицы Нового Орлеана, увеселительные заведения и танцзалы и завоевать  весь

мир. 26 февраля 1917 года в Нью-Йоркской студии фирмы "Victor" записали

первую джазовую грампластинку. Значение этого события в истории  джаза

переоценить невозможно. До выхода в свет этой пластинки джаз был скромным

ответвлением музыкального фольклора, круг его исполнителей ограничивался

несколькими сотнями негров и горсткой белых новоорлеанцев, за пределами этого

города его слышали  крайне редко. После выхода пластинки "джаз" в течение

нескольких недель ошеломил Америку, а пятеро белых музыкантов стали

знаменитостями. Они назвали  свой оркестр "Original Dixieland Jazz Band".

Многие десятилетия исследователи  джаза не могут скрыть недовольства и

раздражения по поводу того, что запись первой джазовой пластинки  принадлежит

группе белых музыкантов, а не негритянскому оркестру. "Original Dixieland

Jazz Band" считался ансамблем  без руководителя, но на самом  деле центральной

фигурой в нем был корнетист  Ник де Ла Рокка, который  не только задавал тон

как исполнитель, но и руководитель всеми делами группы.  За две или  три

недели ансамбль новоорлеанских музыкантов покорил весь Нью-Йорк. Ангажементы

следовали один за другим, Популярность ансамбля и привела  к появлению

первых джазовых грампластинок. Тираж их первой пластинки превысил миллион

экземпляров - цифра по тем  временам неслыханная. В последующие  годы ансамбль

записал около дюжины пластинок  и совершил гастрольную поездку  по Англии. Со

временем он приобретал все  более коммерческий характер и в  середине 20-х годов распался. В 1936 году ансамбль вновь попытались возродить, но,

поскольку он не имел успеха у публики, из этой затеи ничего не вышло. В наши дни ансамбль  "Original Dixieland Jazz Band" представляет интерес главным

образом для историков  джаза. Большинство современных  слушателей находят их

музыку скучной и даже нелепой. Однако в свое время их авторитет  у публики был

очень высоким. В течение  двух-трех лет, пока не было записей  других джаз-

бэндов, этот ансамбль был  единственным в своем роде. Каждый американец, хоть

сколько-нибудь интересовавшийся популярной музыкой, знал их пластинки.

Молодые музыканты, большей  частью белые, изучали эту музыку по грамзаписям

такт за тактом, пока не заучивали  партии всех инструментов наизусть. Оркестры

с устоявшейся репутацией, поддавшись модному поветрию, пытались имитировать

джаз и воспроизвести  характерный рег-ритм. Выходу джаза  из негритянских

районов Нового Орлеана способствовало одно важное обстоятельство: механизация

развлечений, прежде всего  распространение фонографической  звукозаписи. Но

звукозапись была не первым изобретением, оказавшим влияние  на развитие джаза.

Важную роль в популяризации  регтайма сыграло механическое фортепиано,

позволившее тем, кто плохо  владел инструментом, услышать у себя дома пьесы

Джоплина и других известных  в то время музыкантов. Оно служило  также важным

средством обучения молодых  исполнителей. Немало начинающих пианистов  регтайма

вырабатывали свою технику, следя за клавишами, приводимыми  в движение

вмонтированным в механическое фортепиано специальным устройством. Одним из

таких пианистов был Дюк  Эллингтон. Однако фонограф был более  универсален,

нежели механическое фортепиано, и поэтому он быстро завоевал почетное место в

культуре XX века. Как бы то ни было, но он способствовал распространению

джаза, особенно после того, как фонограф появился почти в  каждой семье. Все

эти явления и вызвали  повальное увлечение музыкой  которую широкая публика

называла джазом. В действительности большая часть того, что она  слушала, была

или обычной танцевальной музыкой, или обработками популярных мелодий с

минимальными элементами джаза. Такую коммерческую музыку играли как негры,

так и белые музыканты. Ей была свойственна неровная метрическая  пульсация; с

помощью сурдин музыканты  извлекали из инструментов необычные "рычащие" звуки,

якобы присущие джазу. Некоторые  исполнители такой музыки прославились и даже

разбогатели. Самым известным  из них был Пол Уайтмен. Уайтмен  родился в 1890

году, музыкальное образование  получил по классу скрипки; играл  в

симфонических оркестрах  Денвера и Сан-Франциско. В 1919 году он возглавил

танцевальный оркестр  и за два-три года сделал его самым  популярным

коллективом в США. Когда  джазовый бум достиг апогея, он присвоил себе титул

"короля джаза". Сам  Уайтмен был джазменом, но хорошо  разбирался в этой

музыке, и в разное время  в его оркестре играли все лучшие белые музыканты

джаза тех лет. Исполняемая  оркестром музыка была импозантной  и полнозвучной"

сверхдетализированная в  нотной записи, она претендовала на "серьезность" и

при этом была почти полностью  лишена духа джаза. Правда, некоторым  музыкантам

оркестра, особенно Бейдербеку, иногда дозволялось играть короткие джазовые

соло. Именно эту музыку широкая  белая публика принимала за джаз. Она, однако,

была не очень разборчива, и поэтому на эстраду проникало  много истинного

джаза. Такая ситуация позволила  пионерам джаза иметь постоянную работу,

совершенствовать свое мастерство, участвовать в записях на пластинки. Именно

благодаря тысячам грампластинок  с записями первоклассных музыкантов

неуклонно возрастал интерес  к новоорлеанской музыке.

                        III. Джаз в лицах.                       

               1)Сидней Беше и Джозеф "Кинг" Оливер              

Первые джазмены стали  уезжать из Нового Орлеана еще  в начале 10-х годов, но

массовый их отъезд начался  в 1917 году, после закрытия Сторивилля. Занятость

музыкантов в связи  с закрытием Сторивилля (музыка в  котором являлась

неотъемлемой частью) отнюдь не уменьшилась, так как большинство  оркестров

работали вне Сторивилля. Таким образом, этот факт был чисто  символический.

Музыкантов влекли на Север  прежде всего  экономические соображения, связанные

с ростом негритянских гетто  в крупных городах северных штатов. Так или иначе,

большинство ведущих новоорлеанских джазменов покинуло свой родной город. Двое

из них позднее оставили заметный след в истории джаза. Речь идет о Джозефе

"Кинге" Оливере и  Сиднее Беше. Сидней Беше был  для джаза фигурой нетипичной.

Как правило, настоящий джазовый музыкант - это "коллективист", такова

специфика джазового искусства. А Беше был одиноким странником. Он с легкостью

переезжал из Нового Орлеана  в Чикаго, из Чикаго в Нью-Йорк, из Нью-Йорка в

Лондон, из Лондона в Париж, а потом вновь возвращался  в Новый Орлеан. Ему

было все равно, где  играть. Сиднея Беше отличало вечное стремление быть

первым; в любой музыкальной  ситуации он всегда хотел быть в  центре внимания,

и как правило, ему это  удавалось. Едва ли это могло расположить  к нему

коллег-музыкантов. Придирчивый  и требовательный, неистовый и  в жизни, и в

искусстве, он был одним  из самых ярких исполнителей в  истории джаза. Дюк

Эллингтон, горячо любивший Беше, считал его "самым уникальным человеком в

джазе".  В своей оценке Эллингтон не одинок: влияние Беше на музыкантов

раннего джаза было огромным. Сидней Беше родился в 1897 году в обычной

креольской семье. В четырнадцать лет он ушел из дома и стал бродяжничать. В

1918 году в Чикаго его  услышал Уилл Мэрион Кук, известный  негритянский

композитор и дирижер. Кук концертировал со сравнительно большой группой,

которая была не джаз-бэндом, а скорее эстрадным оркестром, использовавшим

увертюры, регтаймы и популярные мелодии. Кук пригласил Беше в  Нью-Йорк, а

затем в 1919 году и Европу. Прекрасный импровизатор, Беше стал звездой

оркестра. Выдающийся швейцарский  дирижер того времени Эрнст Ансерме  писал: "В

"Southern Syncopated Orchestra" есть  выдающийся виртуоз - кларнетист,

который, как мне кажется, первым среди негров сумел сыграть  на кларнете

превосходные блюзы... Я  хочу, чтобы все запомнили имя  этого гениального

исполнителя, сам же я  не забуду его никогда - его зовут  Сидней Беше". Если

Беше к этому времени  еще не усвоил капризный тон звезды, то такие

высказывания подталкивали его к этому. Он  играл не только у Кука, но и в

других группах, гастролирующих в Лондоне и Париже. Однажды  в Лондоне он

случайно увидел инструмент, на котором ему еще не приходилось  играть, -

сопрано-саксофон. В 20-х годах  саксофон все еще был новинкой и джазмены

только начинали его осваивать. Существует несколько разновидностей саксофона,

имеющих различные регистры -  от баса до сопрано. Сопрано- саксофон бывает

двух типов: изогнутый, похожий  на уменьшенный альт - саксофон, и  прямой,

напоминающий по виду утолщенный металлический кларнет. Инструмент, попавший в

руки Беше, был прямой. Быстро освоив его, Беше стал первым известным

саксофонистом джаза. Он играл  на саксофоне все чаще и чаще (периодически

возвращаясь к игре на  кларнете), а затем полностью перешел  на этот

Информация о работе Становление классического джаза