Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:20, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия развития творческого мышления подростков.
Объект исследования: уроки музыки.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческого мышления подростков.
Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Творчество, как проблема научного познания.
1.1. Сущность понятия «творчество» и «креативность». …………….. 6
1.2. Творческое мышление, как основа и развитие
личности школьника………………………………………………9
1.3.Методы активизации творческого мышления…………………….. 11
1.4. Особенности творческого мышления в подростковом возрасте… 21
Глава 2. Организация творческой деятельности на уроках музыки.
2.1. Концептуальная основа урока музыки……………………………. 30
2.2. Типы, жанры, формы уроков музыки, способствующие формированию творческого мышления учащихся………36
2.3. Развитие творческого потенциала учеников на уроках музыки…. 42
2.4. Психодиагностика творческого мышления учащихся на уроках музыки…………………………………………46.
Литература ……………………………………………………………... 52
Приложение …………………………………………………………….. 56
Рег. №___
Министерство образования и науки РФ
Федеральное Государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Восточно - Сибирская государственная академия образования»
Факультет музыкального и художественного образования
Кафедра музыкального
образования
Алексеева Мария Сергеевна
Уроки музыки как педагогическое условие развития творческого мышления подростков
Курсовая работа
Научный руководитель:
Ушакова Лидия Гедадьевна
Иркутск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Творчество, как проблема научного
познания. |
|
1.1. Сущность понятия «творчество» и «креативность». …………….. |
6 |
1.2. Творческое мышление, как основа и развитие личности школьника……………………………… |
9 |
1.3.Методы активизации |
11 |
1.4. Особенности творческого |
21 |
Глава 2. Организация творческой деятельности на уроках музыки. |
|
2.1. Концептуальная основа урока музыки……………………………. |
30 |
2.2. Типы, жанры, формы уроков музыки, способствующие формированию творческого мышления учащихся……………………. |
36 |
2.3.
Развитие творческого |
42 |
2.4.
Психодиагностика творческого |
46 |
Заключение.................... |
49 |
Литература ………………………………………………… |
52 |
Приложение ………………………………………………… |
56 |
Введение
Актуальность проблемы исследования.
В настоящее время требования таковы, что простого обладания некоторой суммой знаний недостаточно, необходимо постоянная готовность к изминению и творчеству. В центре всех образовательных процессов должен быть, конкретных человек со своей индивидуальностью, со своим отношением и к знаниям, и к процессу образования.
Человеческая уникальность должна быть осознана как ценность, должны быть приобретены способы выражения этой уникальности, неповторимости.
Человеческая уникальность тесно связана с проблемой творчества, которое предполагает новое видение, новое решение, новый подход, т.е. готовность к самоизминению. Татаринская Е. В. отмечает, что творческое мышление – это принесение в мир чего-то нового, реализация этого нового в окружающей жизни.
В последние годы системой образования начала осознавать ведущая роль искусства, уроков музыки в воспитании человека и в сохранении культуры. Действительно, художественно – эстетическое направление – это интелект и кругозор, это воображение и фантазия, это интерес к окружающему миру и к самому сеье как субъекту этого мира. И это особенно важно в нашем сложном, постоянно меняющимся мире, так как, обладая перечисленными качествами, учащиеся, войдя во взрослый мир, смогут реализовать себя в этой жизни.
Особенности
творческой деятельности получили достаточно
широкое освещение в
Отсюда вытекает проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческого мышления подростков на уроках музыки?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия развития творческого мышления подростков.
Объект исследования: уроки музыки.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческого мышления подростков.
Гипотеза исследования основывается на том, что процесс развития творческого мышления подростков может быть более успешным и эффективным, если в ходе учебно-воспитательного процесса будет использованы эвристические методы решения творческих задач: «мозговая атака», метод эвристических вопросов, метод личной аналогии, метод организованных стратегий;
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи:
1. Раскрыть
сущностно-содержательную
2. Теоретически обосновать комплекс педагогических условий повышения эффективности развития творческого мышления подростков.
В исследовании были применены теоретические и экспериментальные методы исследования.
Теоретические методы: системный подход, теоретический анализ, обобщение и классификация научных данных, сравнение.
Эмпирические методы: опросно-диагностические (анкетирование, тестирование); обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение); практические (анализ продуктов деятельности); экспериментальные (формирующий эксперимент).
Обработка результатов исследования осуществлялось методами математической статистики.
Методологической
и теоретической основой
Теоретическая значимость данной работы заключается в разработке структуры творческой активности учащихся на основе которой возможно построение конкретных учебных программ и в обосновании комплекса психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности развития творческой активности подростков.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Творчество, как проблема научного познания.
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь,
открыватель мира.
Так пусть перед ним
чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных
звуках… через сказку, фантазию, игру,
через неповторимое детское творчество –
верная дорога к сердцу ребенка».
Проблема креативности, реализации творческих качеств личности привлекает к себе внимание исследователей разных школ и направлений на протяжении длительной истории развития научных знаний. Активизация внимания к вопросам творчества особенно важна в переломные, переходные моменты истории, что, в частности, характеризует современную социокультурную ситуацию, поскольку созидательная творческая энергия масс позволяет преодолеть всевозможные трудности, намечать новые, неожиданные цели, обеспечивать большую свободу выбора. Поэтому способствовать развитию креативности личности во всем ее богатстве и разнообразии, создавать условия для необходимости и успешной творческой реализации – одна из первоочередных задач современной системы образования и воспитания. Эффективность решения этой задачи имеет прямое отношение к разработкам разных аспектов творчества психологической и педагогической науками, что объясняет, прежде всего, осознанием социального значения проблематики творчество.
«Креативность»
(от английского слова «creativity») — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Креативность — это способность творить, создавать, привносить что-то новое в этот мир. В последние годы этот термин получил в отечественной психологии широкое распространение. И для того, чтобы как можно лучше в нём разобраться следует дать понятия и ещё нескольким терминам:
«Личность»
— это человек, как носитель каких-либо свойств. Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания. « Личностью не рождаются, а становятся», — писал А.Н. Леонтьев. Личность — это человек, осознающий свою уникальность, неповторимость, индивидуальность (индивидуальность — особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума (индивидуум — отдельный живой организм, особь) от другого). Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания , набор психофизических черт и особенностей человека, определяющие повседневное поведение.
«Способности»
— в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный; в толковом словаре С. Ожегова «способность» это природная одарённость, талантливость. Однако считать способности врожденными, данными от природы является ошибкой — врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе жизнедеятельности человека, вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым кинорежиссёром, актёром, журналистом, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера деятельности, от условий жизни, окружающих людей и многих других факторов и нюансов отдельной личности. Способности — это индивидуально-психологические особенности личности.
«Творчество»
— процесс создания новых по замыслу культурных и материальных ценностей.
«Творческая личность»
— это личность с определенным набором нравственных, эмоциональных и волевых качеств, а также задатков, способностей и талантов. Существуют две основные точки зрения на творческую личность:
1. «Креативность» (творческая способность) свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. При этом ценность результата творческой деятельности не имеет особенного значения, главное, чтобы результат был новым и значимым для самого «творца». Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность.
2. Согласно второй точке
зрения, не всякого человека следует
считать творческой личностью.
Так как, определяющим
1.2. Творческое мышление, как основа и развитие
личности школьника.
Данная батарея тестов была предложена Е. Туник. Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса.
Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе, конкретных решений может быть и несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограничено.
Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях» (Дж. Гилфорд). Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.
Гилфорд считал операцию дивергенции,
наряду с операциями преобразования и
импликации, основой креативности как
общей творческой способности. Исследователи
интеллекта давно пришли к выводу о слабой
связи творческих способностей со способностями
к обучению и интеллектом. Одним из первых
на различие творческой способности и
интеллекта обратил внимание Терстоун.
Он отметил, что в творческой активности
важную роль играют такие факторы, как
особенности темперамента, способность
быстро усваивать и порождать идеи (а не
критически относиться к ним), что творческие
решения приходят в момент релаксации,
рассеивания внимания, а не в момент, когда
внимание сознательно концентрируется
на решении проблем.
Время проведения процедуры — около 40
минут.
Тесты предназначены для возрастной группы
от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура
проводится в индивидуальной форме. С
возрастной группой от 9 до 15 лет работа
с тестами проводится в групповой форме
(возможно проведение и в индивидуальной
форме).
Следует отметить, что субтест 3 (слова или выражение) имеет две модификации, одна модификация — слова — предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация — выражение — предназначена для детей 9—15 лет.
Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления. Исследуемые факторы:
1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
Информация о работе Уроки музыки как педагогическое условие развития творческого мышления подростков