Уроки музыки как педагогическое условие развития творческого мышления подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия развития творческого мышления подростков.
Объект исследования: уроки музыки.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческого мышления подростков.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Творчество, как проблема научного познания.
1.1. Сущность понятия «творчество» и «креативность». …………….. 6
1.2. Творческое мышление, как основа и развитие
личности школьника………………………………………………9
1.3.Методы активизации творческого мышления…………………….. 11
1.4. Особенности творческого мышления в подростковом возрасте… 21
Глава 2. Организация творческой деятельности на уроках музыки.
2.1. Концептуальная основа урока музыки……………………………. 30
2.2. Типы, жанры, формы уроков музыки, способствующие формированию творческого мышления учащихся………36
2.3. Развитие творческого потенциала учеников на уроках музыки…. 42
2.4. Психодиагностика творческого мышления учащихся на уроках музыки…………………………………………46.
Литература ……………………………………………………………... 52
Приложение …………………………………………………………….. 56

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс в работе.docx

— 102.35 Кб (Скачать файл)

Другие авторы разграничивают понятие способностей и пригодности  к деятельности, включая в структуру пригодности не только способности. Но и общие психологические условия, необходимые для успешного выполнения

деятельности, к числу  которых относятся: мотивация, характерологические

особенности, психические  состояния, знания, умения, навыки.

           Способности можно классифицировать следующим образом:             

-         музыкальные;

-         лингвистические;

-         интеллектуальные;

-         творческие.

Н.А. Римский-Корсаков в своей  статье «О музыкальном образовании», делил музыкальные способности на 2 группы: 1) технические (игре на данном инструменте или пение); 2) слуховые (музыкальный слух). В слуховых способностях, в свою очередь, выделялись элементарные и высшие; к элементарным относятся гармонический и ритмический слух.

Н.А. Ветлугина в монографии «Музыкальное развитие ребенка» делит  музыкальные способности на:

-         музыкально-эстетические;

-         специальные.

Соглашаясь в целом  с этой классификацией, В.Д. Остроменский предлагает расчленить музыкально-эстетические способности на эмоционально - и рационально-познавательские, т.е., фактически, выделяет эмоциональную сторону музыкальности.

2.2. Типы, жанры, формы уроков  музыки, способствующие 

формированию творческого  мышления учащихся.

 

Воображенная нами модель урока  представляются в подборе специальных  приемов работы над произведениями, песнями, в выборе методических ходов, способствующих становлению вокальных  данных учеников.

Пожалуй, каждый из нас осознанно  или нет, пользуется при планировании уроков следующими тремя этапами в изучении урочного музыкального материала.

  • Знакомство с произведением, образное его восприятие, осмысление в соответствии с изучаемой темой.
  • Детальный анализ произведения, при котором должны формироваться музыкально слуховые представления детей. Сюда же можно отнести эволюцию исполнительских навыков.
  • Целостное, наиболее полное восприятие произведения на основе знании, полученных в процессе работы над ним.

Примерно по такой же схеме обычно и строятся уроки музыки:

    • Введение в тему.
    • Углубление в тему.
    • Обобщение темы.

Все это объединяется в понятие  «характеристика ключевого знания»:

  • Вводная, ознакомительная, общая характеристика нового ключевого знания.
  • Новая детальная, углубленная характеристика ключевого знания.
  • Целостная, обновленная, обобщенная характеристика ключевого знания.

К особым типам уроков можно отнести  заключительный урок-концерт четверти, полугодия, учебного года. Музыкальный материал такого урока заранее обсуждается с учениками. Вместе с известными детям песнями, музыкальными произведениями в урок монтируется и свежий материал. Элемент новизны – обязателен. Неплохо было бы, если бы учитель выступил на этом уроке в роли солиста. Естественно, подготовка к такому выступлению должна быть проведена самым тщательным образом.

По содержанию уроки музыки обычно делятся на четыре вида: типовые, тематические, доминантные, комплексные.

Типовые – используются довольно часто в практике проведения уроков музыки и включают в себя все виды музыкальной деятельности школьников.

При планировании подобных уроков нужно обратить внимание на то, чтобы разные виды общения  учеников с музыкой органично  переплетались в сюжете урока  согласно целям и задачам.

Доминантный тип урока – в  нем четко прослеживается преобладание одного из видов музыкальной деятельности школьников (пение, слушание, игра на музыкальных  инструментах и т.д.)

Тематический урок – отрабатывает одну тему посредством всех видов  музыкальной деятельности.

Комплексный урок – объединяет не только различные виды музыкальной  деятельности учащихся, но и другие виды искусства и художественного  творчества (живопись, поэзия, танец  и т.д.)

Более определенным является понятие жанра урока музыки. Интересные разнообразные жанры уроков созданы многими педагогами – мастерами, преподающими самые разные дисциплины. Для урока музыки жанр – естественная составляющая. Под каждым жанром урока искусства подразумевается определенный комплекс только ему свойственных стилистических, сюжетных, образных и технологических признаков, проявляющихся во внешней форме, видах общения, характера содержания, а также способах мышления и восприятия.

Урок  музыки может быть представлен в жанре урока – путешествия, урока – прогулки, урока – концерта, спектакля, драмы, викторины, урока – импровизации, деловой или ролевой игры, интервью. Возможен урок – репортаж из музея, с выставки, урок – презентация, бенефис, панорама, митинг, урок – откровение (исповедь). Интерес жанр – «живой газеты», устного журнала. Популярны турниры знатоков, эстафеты.

Жанры урока – путешествия (по страницам романа, по этапам жизненного пути автора, исполнителя), урока – прогулки широко  используются учителями. Такой тип занятия требует предварительной разработки «маршрутка» в совместной деятельности учителя и детей. Иногда разработка маршрута может быть целью урока, определять его сценарий. Правда, как показывает практика, часто такие уроки получаются излишне иллюстративными, созерцательными, констатирующими. Здесь учителю важно придать поисковый характер работе.

Урок  – концерт интересен тем, что учитель с учениками оказываются  в одной роли: Слушателя, Зрителя, Исполнителя. Очень увлекательным становится составление программы концерта с точки зрения ее драматургического построения, подготовка номеров – не только стихов, песен, рассказов, рисунков, но и аудиозаписей, видеокассет, слайдов, фотографий и.т.д.. то есть всего того, чем хотел бы поделиться с другими и ученик, и учитель, что они хотели бы посмотреть, послушать, почитать еще раз вместе, в атмосфере взаимопонимания. Важную роль здесь играет оснащенность кабинета.

Урок  – импровизация – жанр очень сложный. Он по плечу учителю – мастеру, не только свободно ориентирующемуся в материале, но и имеющему условия работы. Импровизация возможна на какой-либо имеющейся основе.

Урок  – драма (драма с греч. -  действие). Основное  значение этого слова – «род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных к сценическому исполнению». План урока в этом жанре составляется как сценарий некоего «действа», разыгрываемого произведения искусства, учителем и учениками. Например, урок «Великий реформатор». На нем, проза, поэзия и видеоряд выстроены таким образом, что человек, умеющий «читать» язык искусства, «снимет» информацию без единого слова. Он сможет увидеть изменение содержания в искусстве в сторону усиления его светского характера, внимания к разным, в большой степени радостным сторонам жизни человека, постепенное освобождение от застылости канона. Раскрепощение поз, повышенная эмоциональная выразительность линий, форм, торжество ярких красок – все это говорит о значительных изменениях  представлений о жизни, связанных со смыслом реформ фараона Эхнатона. Ученики же, включаются в развитие этой драмы в качестве активных зрителей, слушателей – ведь они просто смотрят и слушают, а решают проблемы, возникающие перед ними при помощи учителя. Они выступают как исследователи, анализируют тонкости языка различных видов искусства, размышляют как философы, включаются в исполнение поэтических произведений. Особое значение на уроке – драме имеет завязка, кульминация, выводы, итог.

Урок  – интервью как жанр интересен для проведения семинаров, зачетов, контрольных и домашних работ, обобщающих занятий. Интервьюером -  может выступать учитель по отношению к ученикам, ученики по отношению друг к другу, а также ученик по отношению у учителю или к интересному человеку, гостю. Интервьюер должен определить для себя тему, задачи, основной ход и возможные оригинальные повороты интервью, которое может быт и устным, и письменным. Оценивается содержательность, логичность и оригинальность, творческий характер беседы, осуществляемой интервьюером. А также полнота информации и оригинальность высказываний интервьюируемого.

Урок  – репортаж из музея, города, страны, эпохи, из дома поэта, с выставки и т.д. Этот жанр может быть использован для вводных или «углубляющих», а также для обобщающих уроков. Репортаж может вести учитель, но интереснее вариант, когда учитель играет роль «ведущего в студии», а репортерами становятся ученики. Высший уровень подобного жанра – урок, где в роли «репортеров с мест» выступают произведения искусства, а ученики «читают» или «переводят» их «сообщения».

Урок  – презентация (с латинского – предъявление, представление к взысканию). Жанр этот связан с подачей материала, вызывающего неоднозначное отношение учащихся. Так бывает, например, на уроках касающихся религии, с учениками атеистического воспитания, или на занятиях по авангардному искусству. Ведь презентация – это не только представление нового, но и его защита, показ его достоинств, преимуществ. Презентация может проводиться учителем как тип вводного урока. Исходя из стиля общения, презентация может превратиться в урок – митинг, посвященный рок – музыки или поэту.  

Урок  – бенефис (от франц. – доход. Спектакль в пользу одного из участвующих). Таким может быть урок, на котором один из учеников в совместной работе со всеми получает возможность проявить свои превосходные способности, необыкновенные знания, впечатления. Это возможно после интересного путешествия, во время которого ученик изучал культуры, сделал интересные  фотографии, привез любопытные сувениры. Урок – бенефис может быть рассчитан на ученика, который, желает доказать, что его знания недостаточно оценены, предварительно проконсультировавшись с учителем и тщательно подготовившись, активно участвует в уроке, играя ведущую роль. Возможна трактовка урока – бенефиса как занятия, в содержании которого безусловно превалирует в своем блистательном качестве творчество какого-либо одного поэта, художника, композитора по сравнению с другими.

Урок  – панорама носит обзорный характер содержания. Он рассчитан на созерцательный тип восприятия искусства. Это бывает необходимо на предварительном или наоборот, заключительном этапе изучения темы.

Кроме жанра  урока, учителю необходимо определить для себя его ФОРМУ. Такими формами  является урок – диалог, лекция, семинар, зачет. Наиболее важной для урока  искусства представляется форма урока-диалога.  Такой урок требует много сил, внимания, организованной и активной работы учителя и учащихся. Он оказывает большое влияние на учеников и надолго запоминается . На таком уроке подавляющее большинство учащихся имеет возможность принять участие в уроке и получить оценку за работу в его конце. Однако, если такая форма урока используется постоянно, то ее эффект постепенно снижается.

Урок  – лекция. На таком уроке главную роль играет учитель, его мастерское, увлеченное изложение материала, объяснение сложных для понимания моментов.

Урок  – семинар. Здесь основная работа выполняется учениками на основе задания, желательно, по плану, либо вопросам, предложенным предварительно учителем.

Урок  – зачет. Может быть самым разным: от традиционных до жанровых форм. В целях реализации творческих способностей учащихся интересными и полезными могут стать турниры знатоков, интеллектуальные «бои» - эстафеты. 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Развитие  творческого потенциала учеников  на уроках музыки.

 
  На современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации творческого потенциала личности. В современном мире человеку необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные - креативные  решения. Опыт творческой деятельности, рассматриваемый сегодня в качестве составляющего элемента содержания образования, требует поиска  новых путей его формирования.

По своей природе дети очень любознательны и полны желания учиться. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приемов действия, типовых способов решения заданий. Это снижает интерес к обучению. Дети могут постепенно потерять способность к творчеству. В таком случае задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развивать творческие способности каждого ребенка. То есть раскрывать в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умения управлять процессами  творчества: фантазированием, импровизацией, исполнительством.

На мой взгляд, одной из  главных задач образования и воспитания личности является развитие творческих способностей и личностных потенциалов учащихся.  Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убежденность.

Информация о работе Уроки музыки как педагогическое условие развития творческого мышления подростков