Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:20, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия развития творческого мышления подростков.
Объект исследования: уроки музыки.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческого мышления подростков.
Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Творчество, как проблема научного познания.
1.1. Сущность понятия «творчество» и «креативность». …………….. 6
1.2. Творческое мышление, как основа и развитие
личности школьника………………………………………………9
1.3.Методы активизации творческого мышления…………………….. 11
1.4. Особенности творческого мышления в подростковом возрасте… 21
Глава 2. Организация творческой деятельности на уроках музыки.
2.1. Концептуальная основа урока музыки……………………………. 30
2.2. Типы, жанры, формы уроков музыки, способствующие формированию творческого мышления учащихся………36
2.3. Развитие творческого потенциала учеников на уроках музыки…. 42
2.4. Психодиагностика творческого мышления учащихся на уроках музыки…………………………………………46.
Литература ……………………………………………………………... 52
Приложение …………………………………………………………….. 56
В своей работе я придерживаюсь многоаспектного подхода к определению творчества: творчество - это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей. Все теории творчества
пропагандируют одну основную идею: творчеству обучаться можно и нужно, необходимо развивать творческие способности. Главное – это раскрыть их во время и развивать.
Что же такое способности? Способности – это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности. Способности не даны от природы в готовом виде. Они могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности, в процессе усвоения, а затем и творческого применения знаний умений и навыков.
Взаимосвязанные музыкальные способности формируются лишь в музыкальной деятельности и не могут существовать сами по себе. Развиваясь в процессе деятельности, специальные музыкальные способности, такие, как эмоциональная отзывчивость на музыку, оперирование музыкально – слуховыми представлениями, оказывают влияние и на развитие творческих способностей в целом. Следовательно, такие музыкальные способности являются музыкально – творческими.
Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое определение: «Творчество-это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и обобщенно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца-субъекта творческой деятельности».
Потенциал (от лат. - сила) – в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения цели.
Творческий потенциал представляет собой сложное, интегрированное понятие, которое включает в себя знания, умения, навыки, способности и стремление личности преобразовать окружающий мир в различных сферах деятельности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Урок музыки способствует развитию творческих способностей, на уроке музыки ребенок находится в постоянном творческом процессе. Урок музыки включает в себя различные виды деятельности: пение, игру на детских музыкальных инструментах, ритмика, слушание музыки, игра в ансамбле, пение в хоре, музыкальные постановки прекрасно решают многие психологические проблемы общения: застенчивый неуверенный в себе ребенок может почувствовать себя уверенно и свободно, проявить свои творческие способности. Только в настоящем творческом процессе дети учатся общению друг с другом, взаимопониманию.
Активизация творческой деятельности требует нового подхода к наполнению урока музыки, использованию нестандартных уроков: урок – музыкальных путешествий, урок – творческих отчетов, урок – конкурс и др. Все эти уроки наполнены определенным сюжетом и драматургией. На таких уроках дети благодаря активному включению в творческий процесс , в деятельность ведут диалог с композиторами, поэтами, артистами, «героями» музыкальных произведений, но и постигают эстетические ценности музыкального искусства.
Урок музыки - это уроки творчества, где дается возможность каждому ребенку развивать воображение, фантазию, мышление, формировать эстетический вкус. На этих уроках должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваются его творческие способности. Урок музыки, пожалуй, как никакой другой, открывает возможность для развития творческих способностей. Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества». Уроки музыки, прежде всего, требуют атмосферы креативности, так как акт постижения искусства немыслим без личностного включения, без творческой направленности. В процессе обучения хотелось предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития творческих способностей учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, организации процесса деятельности, в приемах побуждения и активизации учащихся.
Мастерство учителя должно возбуждать, укреплять и развивать творческие способности у учащихся в процессе обучения. Уметь сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, разнообразными, творческими, продуктивными. В области обучения придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования творческого потенциала учащихся столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов.
В школе важно создавать атмосферу интереса к знаниям, стремления искать, исследовать творить. Поэтому педагогу необходимо искать разнообразные пути и примы поддержания творческих интересов учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении.
Музыка, талант, фантазия связываются в один поток, несущий с собой неиссякаемые возможности развития творчества. Педагог должен настраиваться и вести себя так, будто весь класс состоит из потенциальных творцов. Главное для учителя должно быть то, что дети уносят с собой после занятия музыкой, - это ощущение радости, счастья от собственного творчества. От собственного преодоления приобретается вера в себя, уверенность в своих силах, воспитывается целостная творческая личность.
2.4. Психодиагностика творческого мышления
учащихся на уроках музыки.
В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по психологии творчества, общих и специальных способностей. Изучены генетические предпосылки индивидуальных различий. Вместе до сих пор не существует методик для комплексной диагностики общей и специфической одаренности. Недостаточно изученным остается и дивергентное (творческое) мышление.
Ученые пришли к выводу, что творческие способности не являются тождественными способностями к обучению и редко отражаются в тестах. На данном этапе интерес исследователей вызывает не столько личность ученого (осмотрительного, точного и критическоги мыслящего человека).
В результате экспериментальных исследований среди исследователей среди способностей личности была выполнена способность особого рода – порождать необычные идеи, отклонятся от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творчеством).
Следует отличать креативный продукт от креативного процесса. Продукт творческого мышления можно оценивать по его оригинальности и по его значению, креативный процесс – по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, способность к воссозданию недостающих деталей, по дивергентности мышления (не следовать по избитому пути), по беглости мысли и т. д. Эти атрибуты креативности являются общими как для науки , так и для искусства.
Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли такие психологи, как Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В. А. Крутецкий, А. Г.Ковалев, Н. С. Лейтес, К. К. Платонов, А. М. Матюшкин и др.
Большинство
современных тестов для
В нашем исследовании мы опираемся на следующие факторы, установленные в исследованиях Гилфорда.
Показатели каждого теста отражают один, два или три фактора.
Отмечу несколько моментов, связанных с процедурой проведения нашего исследования. Для того чтобы избежать беспокойства учащихся и создать благоприятную психологическую атмосферу, работа проводится на уроках музыки, на внеклассных занятиях или выполняется учащимися дома.
Я просила учащихся предложить как можно интересных ответов на наши вопросы, проявить оригинальность, воображение и юмор, постараться так выполнить это задание, как не сможет выполнить это никто другой.
Вопросы предназначены для возрастной группы 11-13 лет, для 5-7 классов.
Качественное описание полученных данных.
Используемые нами вопросы были предложены учащимся на уроках музыки и внеклассных занятиях, в 5-7 классах, сочинение – размышление о любимом композиторе дано виде творческой домашней работы. Учащимся предлагалось пофантазировать, дать интересные ответы – объяснения. Большинство учащихся с большим желанием отвечали и желали продолжить занятия дальше.
Результаты оценивались в баллах:
9-13 - 3 балла – качество выражено ярко.
5-8 -2 балла – качество выражено.
3-4 -1 балл – качество выражено слабо.
Задания:
Все задания учащиеся выполняли увлеченно. Учителем были использованы разнообразные формы и приемы, эвристические методы решения творческих задач: «мозговая атака», метод эвристических вопросов, метод личной аналогии, метод организованных стратегий. Это позволило значительно раскрыть и развить творческие способности и творческое мышление учащихся.
Заключение
Проблема развития творческого мышления личности школьника – проблема многоуровневая и полифункциональная. Исследуя творчество как объект научного познания, мы убедились в нетождественности понятия «творчество» и «креативность». При этом творчество следует понимать как стиль любой человеческой деятельности и высший критерий ее качества, где предполагается создание нового, оригинального продукта или процесса. В то время как креативность понимается как универсальная творческая способность к продуктивной деятельности, или совокупности индивидуальных психологических характеристик творчески активной
личности.
Креативность представляет собой характеристику личности и охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих проявлению творчества как индивидуального окрашенного стиля деятельности личности.
Некоторые исследователи, например Е. Торранс, определяют креативность, как творческое мышление «как процесс чувствования трудностей, проблем, недостающих элементов, построение догадок и формулировки гипотез». Другие называют творческое мышление – одним из компонентов креативности. Факторами творческого мышления можно считать беглость (легкость, продуктивность), гибкость (быстрое переключение), оригинальность (своеобразие, необычность подхода к проблеме), точность (стройность, логичность мышления).
Технология творчества объединяет такие параметры как:
Творчество как свойства личности в целом характеризуется такими предпосылками как:
А) природные задатки и индивидуальные особенности;
Б) возрастные параметры;
В) характерологические особенности;
Г) влияние социальной среды;
Д) мотивация и дисциплина творчества;
Е) специфика.
В настоящее
время системой образования
Сегодня все более настойчивей звучит мысль о том, что с искусством может быть связанно обновлении педагогики в целом, что оно дает модель преподавания всех дисциплин, новую «педагогическую парадигму».
Одним словом, любой предмет надо «преподавать как искусство».
Конкретный смысл таких утверждений пока не вполне ясен, но вектор педагогической мысли выражен определенно, о многих это увлекательно.
У
искусства, предметов
Информация о работе Уроки музыки как педагогическое условие развития творческого мышления подростков