Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:36, реферат
Культ богородицы – один из древнейших культов на планете. Еще за две тысячи лет до новой эры язычники пели в своих храмах: “пресвятая богородица, спаси нас”, обращаясь к главной богине древнего Шумера – Инанне (это имя в переводе с древнешумерского звучит “царица небесная”, “владычица небес”). Саргон (точнее: Шару-Кину) – основатель первой на земле могущественной империи Шумера и Аккады (примерно 2350 лет до н.э.), ставшей затем великой Вавилонией, насаждал культ “царицы небесной”, и его мать играла роль “высокой жрицы” Инанны или Иштар (Астарта).
Введение……………………………………………………………………………………..3-4
Основная часть:
Католическая традиция……………………………………………………………….5-9
Православная традиция………………………………………………………………9-12
Мария в исламе………………………………………………………………………....13
Заключение…………………………………………………………………………………...14
Список литературы…………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова»
Реферат
на тему:
Культ Девы Марии
Выполнил:
студент гр. УП-21-12
Матвеева Анастасия
Чебоксары, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основная часть:
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Культ богородицы – один из древнейших культов на планете. Еще за две тысячи лет до новой эры язычники пели в своих храмах: “пресвятая богородица, спаси нас”, обращаясь к главной богине древнего Шумера – Инанне (это имя в переводе с древнешумерского звучит “царица небесная”, “владычица небес”). Саргон (точнее: Шару-Кину) – основатель первой на земле могущественной империи Шумера и Аккады (примерно 2350 лет до н.э.), ставшей затем великой Вавилонией, насаждал культ “царицы небесной”, и его мать играла роль “высокой жрицы” Инанны или Иштар (Астарта).
Одним из наиболее ярких примеров того, как вавилонское язычество дошло до наших дней, является культ Девы Марии в современных номинальных церквах, заменивший культ матери-богини. Легенда о богоматери и младенце была хорошо известна в древнем Вавилоне и в свое время развилась в установившийся культ. Множество памятников Вавилона отображают мать-богиню Серамиду, держащую на своих руках ребенка Таммуза. Когда вавилоняне были рассеяны по всему свету, они разнесли с собой культ богоматери и младенца. Это объясняет, почему многие народы поклонялись матери и младенцу, в той или иной форме, задолго до того, как Истинный Спаситель Иисус Христос родился в этот мир.
В различных странах, где был распространен это культ, мать и ребенок назывались по-разному. Древние немцы поклонялись деве Герте с младенцем на руках. Скандинавы называли ее Дизой, которая также изображалась с младенцем. Этруски называли ее Нутрией. В Индии она была известна как Индрани, которая также изображалась с младенцем на руках. Китайцы называли свою мать-богиню Шингму, что значит “святая мать”. Она изображалась с младенцем на руках и лучами славы вокруг головы.
Когда католические монахи-миссионеры в средние века проникли в Китай, к огромному своему удивлению они обнаружили огромное количество изваяний, идентичных статуям Девы Марии. Они объяснили этот факт по-своему: якобы Мария, мать Иисуса, приходила с проповедью в древний Китай и китайцы сохранили память о ней и поклонялись ее изображению. Однако историки и археологи разоблачили этот миф еще в 19-ом веке: оказалось, что эти изображения “богородицы” были изготовленны еще за тысячу лет до Рождества Христова. Мать-богиня была известна грекам как Афродита или Церера, шумерам – как Нана, а древним римлянам – как Венера или Фортуна, а ее младенца называли Юритером. В Индии также поклоняются матери и младенцу, именуемым как Деваки и Кришна. В этой стране воздвигнуто множество храмов в честь Изи – “великой богини” и ее сына Исвары, где им поклоняются уже много веков. В Азии мать была известна как Кибела, а ее сын как Дионис.
Окончательно культ, переданный Вавилоном многим народам, утвердился в Риме и всей Римской Империи. Как раз в тот период, когда поклонение богине-матери было в самом разгаре, на землю явился Истинный Спаситель Иисус Христос. Он был рожден скромной еврейской девушкой Мариамь (в русском произношении – Мария). Первоначально в христианской вере не было места культу Марии. Известно, что Мария, мать Иисуса, была прекрасной, посвященной и благочестивой, особо избранной для воплощения нашего Спасителя. Тем не менее, ни один апостол, ни сам Иисус никогда даже не намекали на идею поклонения Марии.
Однако, спустя немного лет, поклонение Марии не только поощрялось официальной церковью Римской Империи, но еще и было признано официальной доктриной на Вселенском Соборе в Ефесе в 431 году.
В Египте мать-богиню называли Исидой, а ее младенца – Гором. Общим для религиозных памятников Египта было изображение младенца Гора, сидящего на коленях своей матери. Один из титулом, которым величали богиню Исиду – это “матерь божия”.
Молитвы деве Марии играют важную роль в религиозном обряде.
Католическая традиция
Католические догматы
Отличительной чертой почитания Марии в католицизме является догмат о её непорочном зачатии, который подразумевает, что Мария была зачата естественным образом от обычных родителей Иоакима и Анны, но в момент зачатия с неё особой милостью Божией был снят первородный грех.
Согласно католическому догмату о вознесении Девы Марии, провозглашённому «ex cathedra» папой Пием XII в 1950 году, за Успением девы Марии последовало её Вознесение в небесную славу телом и душой. Наряду с термином «Вознесение девы Марии» по отношению к этому догмату (а также празднику Успения) используется название «Взятие Марии в небесную славу».
В 90-х XX века профессор Марк Миравэлл из францисканского университета в США подал Папе Иоанну Павлу II петицию о признании за Марией статуса coredemptrix («Соискупительницы»). Эта инициатива была скреплена более чем 6 миллионами подписей из 148 стран, в том числе 42 кардиналов и 550 епископов, но была отвергнута Ватиканом.
Отцы церкви о Марии
Древнейшими свидетельствами интереса, проявленного римскими христианами к Марии, являются две фрески II и III веков, находящиеся в катакомбах святой Присциллы в Риме. В число наиболее известных писателей и Отцов Церкви, говоривших о Марии, входят Тертуллиан, святые Иларий Пиктавийский, Зенон Веронский, Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин, Григорий Великий, Пётр Хризолог и Ильдефонс Толедский. Их творения сильно повлияли на формирование богослужения, а некоторые гимны, например, святых Амвросия или Венанция Фортуната, и анафоры поныне являются одними из наиболее красивых текстов латинского богослужения.
Праздники, посвящённые Деве Марии в католичестве
Древнейшим богородичным праздником, отмечаемым в Риме, было торжество Пресвятой Богородицы (1 января), завершающее октаву Рождества. Между 550 и 595 г. в этот день стала совершаться особая литургия в честь девственности Марии. В VII веке появился обычай посвящения Марии среды и пятницы после третьего воскресенья Адвента. В XIX веке в церковный календарь был внесён праздник почитания Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии, отмечаемый на тринадцатый день после Дня святой Троицы. В XX веке установился обычай почитать Непорочное Сердце Марии по первым субботам месяца.
Реформа Второго Ватиканского собора, где в конституции от 21 ноября 1964 Марии были даны титулы Advocate, Auxiliatrix, Adjutrix и Mediatrix («Защитница», «Заступница», «Помощница» и «Посредница»), упорядочила богородичные праздники для всей латинской Церкви, установив фиксированные даты торжеств и праздников, посвящённых Марии:
Также в традиции латинской Церкви начиная с реформы Алкуина существует обычай посвящения Марии субботы. Этот обычай быстро распространился по всей Западной Европе и сохранился до наших дней. Непорочное Сердце Марии почитается на тринадцатый день после праздника Троицы, а также по первым субботам каждого месяца. Марии посвящены также месяцы май и октябрь. Первое свидетельство посвящения мая есть в «Кантиках» короля Альфонса X Мудрого.
Многие иконы и статуи Девы Марии почитаются верующими и считаются чудотворными. Наиболее известны чудотворные статуи в монастыре Монтсеррат (Испания), в австрийском Мариацелле и вмексиканском городе Халиско. Другой известной мексиканской образом является Девы Марии Гваделупской (Мехико). В восточной Европе среди почитаемых образов выделяются Ченстоховская икона Божией Матери (Ченстохова, Польша) и Остробрамская икона Божией Матери (Вильнюс, Литва). Все эти города, наряду с такими местами где считается были явления Богородицы, как Лурд и Фатима, служат объектами массовых паломничеств.
В Италии почитается Святой Дом в городе Лорето, который, по преданию, был домом, где жила Дева Мария, и который в XIII веке был перенесён в Италию. С паломничествами в Лорето связано имяЛоретанской литании — самой известной литании, посвящённой Богородице.
Древнейшим памятником богослужебного произведения является римское свидетельство 215 г. «Апостольское Предание», в котором содержится текст очень древней «Анафоры пресвитера Ипполита», использовавшейся в Риме. В этой анафоре во время благодарения Мария упоминается дважды как матерь Спасителя. Важным событием для развития почитания Богородицы на Западе был Эфесский собор 431 г. и его постановление о богоматеринстве Марии. Сразу после Собора Папа Сикст III посвятил Марии римскую базилику на Эсквилинском холме. Позже этот храм стал называться «Блаженной Девы Марии Великой».
В латинском обряде, где Мария имеет иную, чем в православии титулатуру (Regina — «Царица», Stella maris — «Звезда моря» и др.), читаемая в последовании Часов евангелическая песнь Марии «Величит душа моя Господа» («Магнификат») с V в. стала венчать Вечерню, но особую роль играет знаменитое «Ave Maria». Помимо прочего, антифоны «Hodie» были предписаны для Вознесения и, в позднейшее время, на Непорочное Зачатие. В обновлённом после II Ватиканского Собора богослужении последний антифон был изменён.
Другая ежедневная молитва римского «Последования Часов» — это завершающие антифоны, посвящённые Марии. Они возникли в основном в XI и XII в., а в XIII в. стали неизменным завершением всех Часов. Со временем они были разделены в зависимости от литургического времени года. Существуют богородичные антифоны «Alma Redemptoris Mater» («Благая Матерь Искупителя»), «Ave Regina coelorum» («Радуйся, Царица небес»), «Regina coeli»(«Царица небесная»), «Salve Regina» («Славься Царица») и древний антифон «Sub tuum praesidium» («Под Твою защиту»). В евхаристической литургии Мария почитается, прежде всего, как давшая Иисусу человеческое тело, что было выражено в средневековом гимне: «Ave verum Corpus, natum de Maria Virgine…» («Радуйся истинное Тело, рождённое от Марии Девы…»). 15 августа 1986 г. было издано и провозглашено в Риме «Собрание месс о Пресвятой Деве Марии» («Collectio missarum de Beata Maria Virgine»). Эта единственная в своём роде публикация содержала 46 чинопоследований литургии о Марии, в которых даны её разнообразные формы почитания.
Одним из авторитетных и целостно высказывающихся о богослужебном и внебогослужебном почитании Марии документов является пастырская конституция Павла VI«Marialis cultus» от 2 февраля 1974 г.
Внелитургические формы почитания Марии включают молитвы «Ангел Господень», Розарий, «Stabat mater» и так называемую Лоретанскую литанию.
В Католической церкви также почитаются явления Девы Марии — наиболее известные из них:
Следует отметить, что получившие большой общественный резонанс явления Богородицы во второй половине XX века в испанском Гарабандале и боснийском Междугорье Католической церковью истинными не признаны, хотя в частном порядке верующим таковыми их считать не возбраняется.
В Средние века Мария представала на иконах и мозаиках как воинственная, несокрушимая мощь в заступничестве за людей. В католическом мире Богородица под влиянием фольклора и некоторых языческих традиций в раннем и среднем Средневековье являла из себя олицетворение природы, богини матери, первое явление райской, преображённой природы. Отсюда пошла традиция изображать Мадонну среди природы: «Мадонна смирения», где Мадонна сидит на земле среди цветов, «Мадонна на земляничной грядке» и т. д. В легенде о Теофиле, возникшей в XIII веке в Византийской империи, но ставшей особо популярной в Западной Европе, в частности во Франции (горельефы тимпана Нотр-Дам в Париже, драматическое «действо о Теофиле», написанное Рютбёфом), рассказывается о юноше, состоявшем на службе у епископа. Он, устав от тягот жизни, продал свою душу дьяволу, и тем самым сделал быструю карьеру, однако раскаялся и обратился за помощью к Марии, которая отобрала расписку Теофила у дьявола. Отсюда пошёл мотив о Марии как о защитнице христиан. На эту тему в 1506 году да Монтерубиано нарписал картину, на которой изображена Мария, грозящая палицей бесу, который в свою очередь пытается вырвать из-под её покровительства ввереного ей отрока.