Развитие христианства на Ближнем и Среднем Востоке в I-II веках: Палестина, Китай, Индия, Грузия и Армения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Цели написания курсовой были следующие:
- изучить историю распространения Благой Вести апостолами в страны Ближнего и Среднего Востока и Ее развития;
- показать особенности раскрытия истинного учения определенной восточной местности в период I-II веков;
- довести до сведения, кто и по какой причине проповедовал в ближневосточных странах, и какие за этим последовали события;
- привести доказательства распространения христианства именно в этих странах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Состояние Палестины в составе Римской империи. Распространение христианства апостолами в палестинских и антиохийских землях в I-II вв.
ГЛАВА 2. Свидетельства о пребывании апостола Фомы и основание им церкви в Китае и Индии.
ГЛАВА 3. Территориальное устройство Грузии в I-II веках. Основание Церкви и развитие христианства в западной части Закавказья. Источники, свидетельствовавшие о зачатках христианства в этих местах.
ГЛАВА 4. Предпосылки распространения христианства в Армении и источники, свидетельствовавшие о развитии христианства. Проповедь апостолов Фаддея и Варфоломея. Армянские мученики за веру Христову.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

отправить.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Прошло два года. Царь послал спросить, скоро ли будет окончена постройка. Св. Фома отвечал, что осталось только покрыть дворец крышей. Царь был очень доволен, и послал к св. апостолу еще множество золота, чтобы он поскорее покрыл дворец крышей. Снова он раздал бедным золото и продолжал усердно проповедовать Евангелие. Все больше и больше распространялось Слово Божие, но немало было и недовольных деятельностью апостола. Они донесли царю, что постройка совсем не начата, что архитектор и не думает вовсе о постройке, раздал все золото нищим и убогим и ходит по городам и селениям, проповедуя нового Бога и творя дивные чудеса. Царь разгневался на апостола и велел его в темницу.

В эту же ночь занемог и умер брат царя. Царь забыл прежнее огорчение и весь погрузился в новую печаль. Душу умершего принял ангел и показывал ей много палат, одна другой красивее и светлее. Когда ангел спросил, в какой из этих комнат желает он жить, то умерший указал на уголок одной из самых красивых и светлых комнат. Но ангел тут же возразил, сказав, что эта палата принадлежит его брату, так как странник Фома выстроил ее на золото, которое царь дал. Тогда душа стала просить ангела вернуться к брату, чтобы выкупить у него эту палату. Ангел возвратил душу в тело и умерший тотчас ожил, точно проснулся от глубокого сна. Брат тут же рассказал о видевшем царю. Тотчас Гундафор дал приказание освободить из темницы св. Фому и Авана. Он сам пошел навстречу апостолу, пал к ногам его и со слезами просил простить грех, соделанный по неведению. Св. Фома возблагодарил Бога за все происшедшее. Потом начал учить обоих братьев вере Христовой и вскоре они приняли святое крещение. Утвердив их в вере, св. апостол ходил по окрестным селениям, обращая многих ко Христу.

После этого апостол Фома своими проповедями и чудесами многих приводил ко Христу.

Обходя страны Индии, св. апостол Фома достиг пределов Каламидских, бывших во владении царя Муздия. Здесь он обратил ко Христу Мигдонию, жену одного из самых близких к царю во всей стране Каризия. Слушая божественное учение, она всем своим сердцем стала стремиться ко Христу: гнушалась общества неверных, избегала мирских удовольствий и не хотела иметь супружеских отношений со своим мужем. Расстроенный Каризий уговорил царя прислать свою жену Тертиану, родную сестру Мигдонии, чтобы она уговорила непокорную. Мигдония поведала сестре учение о Христе, и они обе крестились у св. Фомы. Вскоре апостол крестил множество простого народа, многих царедворцев и вельмож и даже сына царского, именем Азана.

Между тем Тертиана, вернувшись домой, проводила время в посте и молитве, отказывалась иметь сообщение с мужем. Царь удивился такой перемене. Тогда, узнав, что жена слушала учение, проповедуемое странником Фомой, разгневался и заключил в темницу апостола. На другой день св. Фому представили на царский суд. После разговора царь пришел в ярость и велел поставить св. апостола босыми ногами на раскаленные железные доски. Приказание царя тотчас было исполнено, но вот под досками явилась вдруг вода и остудила их. Тогда царь приказал ввергнуть св. Фому в разженную печь и оставить его там до следующего дня. Но на другой день св. апостол вышел из печи здоров и невредим. Царь в смущении не знал, какую казнь измыслить твердому проповеднику Христову. Каризий посоветовал царю принудить апостола принести жертву их богу – Солнцу. Когда св. Фому привели к идолу, свершилось чудо: идол как воск растопился в одну минуту. Все увидели, как велика сила Христова, и еще множество неверных обратилось ко Христу. Жрецы подняли громкий ропот за гибели идола, оскорбился и царь. Отойдя шагов 500 от города, он приказал пятерым воинам ввести апостола в гору и заколоть его там копьями, а сам вернулся в город. За св. апостолом шли Азан, сын царский, и некто Сифор, благородного происхождения. Придя на гору, св. Фома упросил воинов дать ему совершить предсмертную молитву. Горячо он молился Богу, потом рукоположил Сифора в иерея, а Азана – в диакона, дал им завещания ревностно заботиться о стаде Христовом и отдался в руки воинов. Они тотчас прокололи апостола своими копьями, и он предал дух свой Богу. Сифор и Азан погребли тело, а затем вернулись в город и вступили в управление Церковью Христовой.

Считается, что мученичество св. Фомы имело место в Индии в Мадрасе в 53 г. н.э., а, значит, первый контакт христианства с цивилизацией Китая должен был состояться незадолго до этого времени.

Память о благовестнических трудах апостола Фомы в пределах Китая хранится в церковном предании, и тому есть несколько свидетельств. В службе апостолу Фоме, помещенной в халдейской Минее Малабарской Церкви, несколько раз говорится о том, что апостол пронес евангельское слово в Эфиопию, Индию, Персию и Китай. Книга Соборных постановлений, происхождение которой относится к первым векам христианства, в главе19 говорится о епископских кафедрах в пределах Китая. История жизни и подвигов апостола Фомы, составленная на основании писаний Оригена и Евсевия, приводит косвенные свидетельства о проповеди Евангелия в Китае. До сего дня предание это сохраняется и среди христиан Индии. Апостол Фома — первый из Небесных покровителей Китая, и по сей день возносящий к Престолу Господню молитвы о сохранении и просвещении вверенной его смотрению Поднебесной страны.

Дошедшие до нас исторические источники свидетельствуют о том, что христианство исповедовали в I — II веках и позднее многие народы, населявшие Западный Китай. С началом гонений на христиан в Китайской Империи и с утверждением в Западном Китае ислама христианство, казалось, окончательно ушло из страны. Однако и сегодня еще можно найти в Китае старинные следы христианства, относящиеся к разным периодам истории страны.

Основывая свои выводы на изучении требника, основанной Фомой древней сирийской церкви из Малабара, работавший в Китае иезуитский миссионер Николя Триго в 1615 г. приписывал происхождение китайского христианства проповеди апостола Фомы. В приводимом Н.Триго тексте упоминалось, что апостол Фома "обратил к истине китайцев и эфиопов", его усилиями "царство Божие пришло в Китай" и что в память о Фоме китайцы "поклоняются священному имени Бога"1. В современных исследованиях считается, что история о проповеди апостола Фомы в Китае была создана в 13 веке или чуть ранее. Именно тогда был составлен требник, к которому обращался Н.Триго, а источником этой традиции мог стать отчет послов малабарской церкви, которые посетили Камбалук (Пекин) в 1282 г. и могли встретиться там с жившими в Китае несторианами2. Доминиканец Гаспар да Круз, прибывший в Китай в 1556 г., также сообщал со ссылкой на армянского паломника, что армяне располагают свидетельствами, что до своего мученичества в Индии св. Фома побывал в Китае, проповедуя Евангелие. Однако, по их словам, пробыв там несколько дней и увидев, что его деятельность не дает плодов, апостол Фома вернулся назад, оставив в Китае трех или четырех учеников. Тот же да Круз видел в Кантоне в монастыре скульптуру женщины с ребенком у шеи и горящую лампаду перед ней. "Служители идолов" не смогли пояснить да Крузу смысл этого изображения. Он так и остался в неведении: был ли это образ, созданный древними китайскими христианами времен св. Фомы или же это был еще один языческий идол3. По описанию "идол" похож на буддистское божество Гуанъинь.

Иоанн Монтекорвино написал из Китая в 1305 году, что в эти края не приходил никто из апостолов.

Отсутствие сохранившихся источников не позволяет с достоверностью обсуждать тему присутствия христиан в Китае до династии Тан (618-907гг.), не говоря уже об их влиянии на китайскую культуру. К.Латуретт писал по этому поводу, что если в этот период и было некоторое христианское воздействие, то "оно почти наверняка выступало под видом буддизма, либо ограничивалось малыми общинами. Если последние и существовали, то, возможно, если судить об этом исходя из сходных общин при династиях Тан и Юань, они были в основном или полностью иностранными по составу и не оказывали ни большого, ни долговременного воздействия на Срединное Царство"4.

ГЛАВА 3. Территориальное устройство Грузии в I-II веках. Основание Церкви и развитие христианства в западной части Закавказья. Источники, свидетельствовавшие о зачатках христианства в этих местах.

 

Грузия – государство в центральной и западной части Закавказья. Сакартвелло, название страны по-грузински, происходит от грузинского «карт», «картвелли» (грузин), которое восходит к названию центральной исторической провинции Грузии – Картли, население ее называлось «карты» (картвеллы), имя их легендарного родоначальника – Картлос. Архаичные названия: Иверия (Иберия) в античную эпоху применимо к Восточной Грузии, Колхида – к Западной Грузии. (Рис. 2).

В I-III веках Картли вернула себе былое могущество, восстановившись в границах  IV-III вв. до Р. Х.; в 50-х гг. I в., по сведениям римских историков (Дион Кассий, Тацит, Плиний), она владела даже Арменией. В 60 г. римляне восстановили в Армении царство и посадили на престол Тиграна IV; картлийский царь Парсман I (35-60-е гг. I в.) получил области Камбисену (Камбечоани; при этом, граница с Кавказской Албанией прошла по нижнему течению р. Алазани), Квемо - Картли (Гогарена) и Месхети. В правление Парсмана II (30-50-е гг. II в.) Картли усилилась, присоеденив земли (современная Афиария и Лазистан) до Черного моря (Плутарх, Арриан). Парсман II пытался управлять Картлийским царством независимо от Рима. Император Адриан посылал ему богатые дары и приглашал в Рим, что объясняет значительное влияние Парсмана на племена кочевников Сев. Кавказа.

Грузия почитается уделом Пресвятой Богородицы. Источники ссылаются на предание, согласно которому в Сионской горнице по жребию именно Ей выпала Грузия как место проповеди. Проповедь христианства в Грузии византийские и грузинские источники также связывают с именами Андрея Первозванного, Симона Кананита, Варфоломея, Фаддея, Матфея (Матафия).

Основателем Грузинской Православной Церкви считается апостол Андрей Первозванный, который был послан в Грузию Самой Пресвятой Богородицей. Одна из грузинских летописей повествует следующее о посольстве в Иверию святого апостола Андрея: «По вознесении Господа на Небо, Апостолы с Марией, Матерью Иисусовой, собрались в Сионскую горницу, где и ожидали пришествия обещанного Утешителя. Здесь Апостолы бросили жребий, куда кому идти с проповедью Слова Божия. Во время метания жребия Пресвятая Дева Мария сказала Апостолам: «Желаю и Я принять вместе с вами жребий, чтобы и Мне иметь страну, которую изволит дать Мне Сам Бог». Брошены были жребии, по которым Пресвятой Деве досталась в удел Иверия. Владычица с великой радостью приняла Свой удел и уже готова была туда идти со словом благовестия, как перед самым выступлением Ее в путь явился Ей Господь Иисус и сказал: «Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесном благе; но отправь вместо Себя Первозванного Андрея в удел Твой. И пошли с ним образ Твой, который изобразится приложением приготовленной на то доски к Твоему лицу. Образ тот будет заменять Тебя и послужит хранителем людей Твоих во веки». После этого божественного явления Пресвятая Дева Мария призвала к Себе святого апостола Андрея и передала ему слова Господни, на которые Апостол только ответил: «Святая воля Сына Твоего и Твоя будет во веки». Тогда Пресвятая умыла лицо Свое, потребовала доску, приложила ее к Своему лицу, и на доске отразился образ Владычицы с Предвечным Сыном Ее на руках».

По преданию Апостол Андрей трижды побывал в Грузии, где основал епископскую кафедру, рукоположил епископа, иереев, диаконов и оставил нерукотворный образ Богоматери. Апостол Матфий погребен в Апсаре (ныне Гонио близ Батуми), апостол Симон Кананит – в Никопсии.

На грани I —II веков, по свидетельству историка Барония, отправленный императором Траяном в ссылку в Херсонес Таврический святитель Климент, епископ Римский, «привел к евангельской истине и спасению» местных жителей. В последующие годы христианство поддерживалось либо христианскими миссионерами, выходившими из пограничных христианских провинций, либо в столкновении грузин с греками-христианами, что благоприятствовало и знакомило их с учением христианским.

В первые века христианства в Грузии подвергалось гонениям, которые начались еще при царе Адеркии (вторая половина I в). К началу II в. относят мученическую кончину св. Сухия и 16 воинов с ним – грузинских князей, служивших царю Албании Артаксару.

То, что в I-II веках в Картли существовали христианские общины, подтверждается данными археологии и топонимики. В погребенных комплексах обнаружены предметы с христианской символикой: стеклянный сосуд с изображением павлина (Самтаврский могильник), геммы – инталии с греческой надписью (с. Цилкани), с изображением рыб, дельфина, якоря между двумя рыбами из Мцхеты (Светицховелли, Самтаврский могильник, Арагвайское ущелье) и Жинвали. Подобная христианская символика была широко распространена в Риме и восточных провинциях Римской Империи (II в.). Помимо погребенных комплексов, содержащих раннехристианские символы, на общегородских кладбищах Мцхеты и Урбниси в разное время раскопаны погребения, устроенные по христианскому обряду (датируются II-IV вв.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2

 

ГЛАВА 4. Предпосылки распространения христианства в Армении и источники, свидетельствовавшие о развитии христианства. Проповедь апостолов Фаддея и Варфоломея. Армянские мученики за веру Христову.

 

Армянская апостольская церковь — одна из древнейших христианских церквей, по преданию, восходит к апостолам Фаддею и Варфоломею (Нафанаи́лу).

Сведения, относящиеся к древнейшему периоду истории Армянской церкви, малочисленны. Основная причина этого заключается в том, что армянский алфавит был создан только в начале V века. История первых веков существования Армянской Церкви передавалась устно из поколения в поколение и лишь в V веке была зафиксирована письменно в историографической и агиографической литературе.

В I веке распространению христианства в Армении способствовал ряд внешних и внутренних факторов. Так, например, в то время христианство получило широкое распространение в соседних с Арменией странах: Каппадокии, Осроени и Адиабенэ, торговые, политические и культурные связи, с которыми создавали благоприятные условия для распространения христианства в Армении. Кроме того, в I-III веках Малая Армения политически являлась частью римской провинции Каппадокии, и вполне естественно, что христианство могло через Малую Армению распространяться в Великой Армении. (Рис. 3).

Важной предпосылкой к распространению христианства являлось существование в Армении еврейских колоний. Как известно, первые проповедники христианства обычно начинали свою деятельность в тех местах, где находились еврейские общины. Так, апостол Фаддей, прибыв в Эдессу, остановился в доме некоего вельможи-еврея Тубии. Еврейские общины существовали в главных городах Армении: Тигранакерте, Арташате. Вагаршапате и др.

Тертуллиан в книге «Против иудеев», написанной в 197 году, повествуя о народах, принявших христианство: парфянах, лидийцах, фригийцах, каппадокийцах, — упоминает и об армянах. Это свидетельство подтверждает и святой Августин († 430) в своём сочинении «Против манихеев».

Ряд исторических свидетельств (на армянском, сирийском, греческом и латинском языках) подтверждают тот факт, что христианство в Армении проповедовали святые апостолы Фаддей и Варфоломей, явившиеся, таким образом, основателями Церкви в Армении.

Христианская проповедь началась задолго до того, как новое учение было признано официально. Сирийское предание о царе Авгаре повествует о прибытии к его двору в Эдессу апостола Аддая, котрый излечил царя, окрестил его со всей семьей и начал проповедовать среди горожан. Позднее апостол скончался в Эдессе, окруженный благочестивыми почитателями. В несколько измененном виде это предание изложено у Евсевия Кесарийского5 (I 13), где в качестве провозвестника христианства действует апостол Фаддей. Предание об Авгаре было уже в древности переведено на армянский язык и в дальнейшем получило развитие на армянской почве. В древнеармейской версии говорится, что апостол Фаддей отправился на Восток к Авгарю (который выступает как армянский царь), правившему в Эдессе. После проповеди в этом городе апостол прибыл в Великую Армению ко двору родственника Авгаря, армянского царя Санатрука. Здесь апостол обратил в христианскую веру царевну Сандухт, дочь Санатрука, и множество других лиц. После чего, апостол вместе с царевной и другими новообращёнными приняли по приказу царя мученическую смерть в местечке Шаваршаван (область Артаз).

Информация о работе Развитие христианства на Ближнем и Среднем Востоке в I-II веках: Палестина, Китай, Индия, Грузия и Армения