Родословные предания и легенды бурят

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:15, научная работа

Описание работы

Установившихся терминов для обозначения племени у бурят нет, каждое племя и род имеет свои термины. Так, у эхиритов и булагатов под словом якан - «кость» подразумевается племя; хонгодоровцы под словом ряжан понимают «род», под словом яhан - «племя и род»; у хоринцев слово эсэгэ - «отец» означает «племя». Например, хорьдой эсэгэ - «отец хорьдойский»; роды же, вышедшие из Халхи и Джунгарии, вовсе не имеют слова для обозначения племени, так как со времени переселения на Селенгу, Ангару и Лену они не имели -племенных объединений, жили маленькими родами.

Содержание работы

ПЛЕМЕНА И РОДЫ БУРЯТ
БУЛАГАТ И ЭХИРИТ
БУХА НОЕН
МОЛОНТОЙ
РАЗДЕЛ 1. БУЛАГАТСКИЕ РОДЫ
ОБЩЕПЛЕМЕННЫЕ ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ

Файлы: 1 файл

Baldaev-Predanija-buryat.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

В Шунтинском улусе живут еще  люди, происходящие от другого сына Ярбая-hадая. Их мало, всего 12 дворов.

Вместе с людьми готолова рода еще  живут буряты, вышедшие из олзонова рода племени эхирит. К ним относятся Башинкеевы, Битаевы, Балдунниковы и Мухаевы. Всего их восемь дворов.

Записано со слов 59-летнего Владимира  Башинкеева III готольского рода из улуса Шунта Боханского аймака Иркутской области в марте 1937 года.

О потомках hадая

 

В вопросах о происхождении hадая, живущего в улусе Шунта III готолова рода, знатоки старины расходятся во мнениях. Одни говорят, что hадай был сыном Ярбая Тахуева, другие говорят, что он прибыл из олзонова рода племени эхирит. По преданию, привел его из долины реки Куды шуленга готолова рода Шиишхэ hадайн, приблизительно в 1730 или 1740-х годах вместе с предками тарасинских черных шаманов. Тогда была проведена граница между родовыми землями готолова и ша-ралдаева родов. А так как каждый род был заинтересован в получении большого количества земли, то шулевга Шишхэ hадайн собрал всех отсутствовавших и покинувших родовую землю по тем или иным причинам. Мать hадая, hануухан, была родом из олзонова рода Ахургинского улуса. Она была замужем за бурятом из Тарасинского улуса. После смерти мужа она ушла в свой род, боясь преследований родственников покойного мужа. По списку мальчик числился податным в готолобом роде Идинской конторы. Это событие произошло восемь или девять поколений  тому   назад.

 

Улус  Хэрэтинский  III  готолова рода

 

Родословная: Готол, Тутхэн, Таху, hархи, hотшо, Дабай, Далбаан, Энхэ, Эмэ, сын его Ермолай (Яармалай), сыновья Ер-молая-Андриан, Григорий, Данила, Егор, Данша, дети Егора- Андрей и Николай.

Записано со слов 79-летнего Ильи Шобхоноковича Мухаева III готоль-ского рода из улуса Шунта Боханского аймака Иркутской   области    в    1936 г.

 

 

 

Улус Загликский готолова рода

 

Родословная: Готол, Тутхэн, Таху, Манжа (Сагаан), Хор-шсон, Тулоохэн, hалтаан, Игнаа, Кеша, Варвара, Витя.

Сын Манжи, Хоршоон, был выбран родовым шуленгой, разбогател на эксплуатации своих сородичей. Тулоохэн был очень богат. Сын hалтаана был женат на дочери Халбая Бахеева. Потомков Хоршона стали называть «сагаан Манжа».

Потомки Тэбшэхэна жили своей трудовой жизнью, никого не эксплуатировали и не вынуждали давать им взятку, потому были названы соседями «хара Манжа» или «муу Манжа» - «небогатый, нечиновный Манжи, бедный, худой Манжи». Это прозвище укрепилось за небогатыми манжиевцами после того, как Галсан Трубачеев из потомков богатого Манжи стал заседателем Идинской степной думы в 1870-х годах.

Записано со слов Татьяны Матвеевны  Халтагаровой III готольского рода из улуса Заглик Боханского аймака Иркутской области в 1924 году.

 

Хара   Манжи

 

Родословная: Готол, Тутхэн, Манжа, Хоршоон, Тэбшэхэн, Тапхансаг,   Илья,   Гавриил,   Спас,   Петя.

По этому варианту, хара Манжи  является сыном Тутхэна Готолова.

По другому варианту, сагам Манжи    был сыном    Хоршона. Потомков хара Манжи мало. Они одержимы какой-то неизвестной болезнью, умирают молодыми. До революции    эпидемические болезни уносили много жертв. Так, во время оспы умерло около   20   тысяч   молодежи.

Существует еще третий вариант  о происхождении Манжи. Говорят, что Манжи была женщиной родом из монгольского племени хоршон. Тутхэн нашел ее где-то в тайге, во время охоты. Она была беременна, родила сына и назвала его Хоршоном, в память племени, из которого происходила.

По четвертому варианту, отец Манжи    был из племени хоршон, а  мать - из племени урянха. Тутхэн нашел ее    во время охоты,   которая происходила в   местности   Тайтараги   сагаан хээр - «белая степь Тайтурки». Будучи беременной, она родила сына и назвала его Хоршоном в   память своего возлюбленного. Тутхэн женился на ней, хотя у него уже была жена. Она родила ему двух дочерей, которых звали Хоршохон и Урянхан.

Записано со слов 66-летнего Гавриила    Ильина из села Погромнинского БМАССР в 1941 году.

Улус Загликский Ш  готолова рода

 

Таху, Ботши, Абан,    hалдай,    hэлтуухэй,    Данила,    Дарба,   (Дарри)    (поэт),   Ася.

         Записано  со слов 72-летнего Петра Занданова  III    готольского    рода из улуса Заглик Боханского аймака Иркутской области 29 января 1936 года.

 

Улус   Орлокский   IV   готолова   рода

 

Родословная: Буха ноен, Булгат, Булган хара, Тугалак, Алагуй, Готол, Тургэн, Хэлтэбши, Моло, Амхай, Атут, Акхашаан, Прокопий,   Терентий,   Николай   (учитель),   Вавил.

В пади Орлок, на реке Осе, поселился  Моло со своими сыновьями. Он прибыл из долины речки Тарасы, боясь бесчинства Амагзая. Потомки Моло образовали Орлокский улус. Сначала они административно подчинялись готолову роду, а потом образовали свое родовое управление и вошли в состав Идинской степной думы. Потомков Моло много, до революции число дворов достигло 120, а население - приблизительно 600 душ.

Записано со слов 75-летнего Балдакшина Балдаева IV готольского рода из улуса Орлок Осинского аймака Иркутской области п июле  1947 года.

 

Улус  Бужидаевский   IV  готолова      рода

 

 

 

Башли Башнай Бааhан

 

 

 

 

 

 

 

 

Дмитрий   (инспектор Миппроса   БМАССР)

Готол

Хутэй

Бужидай

Баатар   Бархап Баршуу  Барлаг  Губаа

Цэрэн                         

Сэмээхэн

Нохойшха     

Юнхэ                                     

Шуушхэ

Бурхан

hалтаан   (Петр)

hамагар

Эхэли

 


 

Записано от 75-летнего Халтана  Юнхеева из улуса  Бужидаевский  Осинского аймака Иркутской области в 1947 году.

 

 

Бужидай был богат и имел девять сыновей. При разделе он дал сыновьям по одному табуну лошадей и по сто  голов коров. Прежде он жил в долине реки Тарасы, а потом перекочевал в Забайкалье, где искал хорошее место с богатыми пастбищами, но тамошние буряты не дали ему поселиться со своими многочисленными табунами и скотом. Тогда Бужидай вернулся в долину реки Иды, на то место, где расположен теперь Хандагатайский   улус   I   готолова   рода.

В то время население было терроризовано  Амагзаем и разбегалось кто куда. Бужидай тоже уехал из долины Иды и поселился рядом с Моло Хэтэбшиевым, по реке Осе. В то время некоторые роды племени булагат жили в долине реки Куды, а в долине Осы жили люди ирхидеева и холтубаева родов.

За время своего путешествия  Бужидай потерял восемь сыновей, восемь табунов и восемь стад скота, поселился у реки Осы только   с   одним   сыном.

Улус Бужидаевский административно подчинялся IV готольскому родовому управлению и входил в Идинскую степную думу. С ликвидацией ее иркутским генерал-губернатором графом Игнатьевым в 1887 году он вошел в состав вновь образованной Бильчирской инородной управы бывшего Балаганского уезда Иркутской   губернии.

Бужидаевский улус небольшой; до революции  было приблизительно   дворов   40,   наличных   душ - 224.

Записано со слов 75-летнего Халтана  Юнхеева (Петра Елизаровича Егорова) IV готольского рода Осинского аймака Иркутской области 25 июня 1947 года.                                                                         

 

Улус   Орлокский    IV   готолова   рода

 

Родословная: Готол, Тургэн, Сойрон, Моло, Гухан, Амхай, Буйдар, Нахи, Бугайхан, Энхэй, hообгор, Балдай, Балдагшан (сказитель),   Андрей,   Петя   (11    лет).

Моло жил прежде в долине речки  Тарасы. Боясь буйства Амагзая, он переехал в долину реки Осы. В пади Орлок никто lie жил. Моло облюбовал эту местность и поселился. Там место было богато травой, лес изобиловал зверями, речка Оса - рыбой.

Записано со слов 75-летнего Балдагшина Балдаева IV готольского рода из улуса Орлок Осинского аймака Усть-Ордынского национального округа Иркутской области в июне 1947 года.

 

Улус Халабтинский    готолова рода бывшей   Аларской степной  думы

 

Родословная: Тургэн, Сойрон, Тэнтэр, Тэбшэн, Дурбай, Хоошо, Сойрон, Суусай, Хамрю, братья его hанаадан и hарбагар (бездетный).

В Аларь переселился Тэнтэр Сойронов со своей семьей. Он жил прежде в  долине реки Тарасы вместе с родственниками. Амагзай, двоюродный брат его, стал творить бесчинства и насилие над людьми. Тзнтэр поссорился с ним. Амагзай хотел убить его, и он, испугавшись, перекочевал в Аларь. Сначала он жил с другими выходцами в местности Тулэ, отсюда и готольцев местных называли тулээн готол. Прочие готольцы были выходцами из Корминского улуса I готолова рода. За ним приехал в Аларь некто Ноой Нолингинов и поселился вместе с Тэнтэром. Он был сыном Моло. От потомков их образовался Халабтинский  улус   бывшей  Аларской   степной   думы.

 

Улус   Яматский   готолова   рода

 

Родословная: Готол, Тургэн, Хэлтэбши, Талхаши, Аюши, Тэнуухэй, Мардан, Инхэжин, Сэмээшиэг, Мархоон, Иринши, Убгэн,   Алексей   (23   года).

В местность Ямата пришел некто  Талхаши с родственниками и поселился  там. Он прежде жил нa речке Тарасе вместе со своими сородичами. Потом, боясь буйств и насилий Амагзая. он переселился сначала в местность Тулэ, а потом поселился в Ямате. От них произошли буряты готолова рода Аларского аймака   Иркутской   области.

Записано со слов 73-летнего Арбагарки Сусаева из улуса Халабта Аларского аймака Иркутской области в  1942 году.

 

Улус Готол-Халабтинский готолова рода

 

Родословная; Готол, Тургэн, Соогол, Монхой, Аюши, Амаржан, Хашараг, Малаан, Мамы, Бартаана, Обсол, Клара (11 лет).

В Аларь прибыл некто Нолинго. Он сбежал от бесчинства и насилия казаков, прибывших поймать и убить Амагзая. Атаман казаков силой взял его дочь и жил с ней. Чтобы не видеть позора своей дочери, Нолинго перекочевал сюда и поселился в местности Халабта. За ним прибыл сюда некто Тэнухэй. Он посечился в местности Ямата. От Нолинго и Тэнухэя произошли готольцы, живущие в улусах Халабтинский и Яматский.

Записано со слов 89-летнего Степана  Вартанова из улуса Готол-Яматский 27 января 1941 года.

 

 

Тогтоев   род,   Боханский   улус

 

Родословная: Эхирит, Зонхи, hуудак Сагаан, Тогто мэргэн, Аргаhан, Нюлтагай, Шархи Мондой, Хулхан, Бахи, Хахалхаан, Еремей,   Еhэн,   Мария,   Иван,   Сеня.

Записано со слов 65-летнего Олзоя  Бадарханова в городе Улан-Удэ  в 1947 году.

 

Тогтоев   род,   Верхне-Буретьский   улус

 

Родословная: Эхирит, Зонхи, hуудак Сагаан, Тогто мэргэн, Абаша, Агта, Хажан, Мадагар, Назаар, Харма, Халмагшан, Биртагар, Похоршооб (Вахрушев), Ярпес (Ерофей).        

Записано со слов Похоршоба Биртагарова II готольского рода из улуса Верхне-Буретьский бывшего Боханского аймака ныпе Усть-Ордынского национального округа Иркутской области в марте 1936 года.

 

Кутульский улус хангажинова (бурова) рода

 

Родословная: Буха ноен, Эхирит, Зонхи, Хэнгэлдэр, Хазуухай, Хадаалай, Буура (братья его - Хамнагадай, Буянтай, Будунэй, Булюу, Хойбон, Хура), Модой, Хуриган, Холооно, Хулгар,  Хура,   Петраха.

В I готолов род пришел из долины Куды Хуриган Модоев. В Куде буряты хлеба сеяли мало, занимались скотоводством. От, сибирской язвы скот весь пал, люди стали голодать. Жители долины Иды сеяли хлеб и получали хороший урожай. Хуриган пошел батрачить. Он пришел в долину Иды и нанялся к тайше Бартасу Чичеричу. У тайши Чичерича он батрачил долго, за это время сошелся с одной вдовой. Она родила сына, которого назвали Холоном (Холын хуунэй хубуун Холон - «сын дальнего человека»). Общество отвело ему землю недалеко от резиденции Идинской степной конторы. От потомков Хуригана образовался Кутульский улус I готолова рода. Улус был малочисленный, но в последнее время разросся благодаря тому, что из соседних улусов стали выезжать люди и селиться по тракту.   

Записано со слов Хахархая Манжиханова  I готольского рода из улуса Шаралта Боханекого аймака в 1922 году.

 

Олзонов род Улус   Шунтинский   III   готолова  рода

 

Родословная: Эхирит, Зонхи, hэрхэн, hуудаг Сагаан, Сэхир, Олзон, Баянгаза, Ивалга, Убгэн, hамнуухан, hахай, Бутуухэн, Федор,   Никитин,   Аю,   Ардан.

В долину реки Иды из Куленги пришел hахай. На родине его была засуха: ни травы, ни хлеба не было, все пропало от жары. В долине Иды жили буряты земледельцы и скотоводы. В тот год был хороший урожай. Люди были сыты, а также сыт был скот. hахай нанялся в батраки за хлеб.                               

Он был молод, холост, работать был  удал, за год он заработал много хлеба. Свой заработок он отвез домой и раздал своим, родственникам. На другой год он пришел и тоже нанялся в батраки.  Работая  в Нижне-Тарасинском улусе,  он  сошелся    с, одной молодой вдовой, влюбился в нее и женился. С тех пор он зажил хозяином. У него родились дети. hахай навсегда остался в Нижней Тарасе. Общество приняло его в число своих сородичей. Потомков у него много. Они образовали отдельный улус hахай  ураг.                                                                        

Информация о работе Родословные предания и легенды бурят