Родословные предания и легенды бурят

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:15, научная работа

Описание работы

Установившихся терминов для обозначения племени у бурят нет, каждое племя и род имеет свои термины. Так, у эхиритов и булагатов под словом якан - «кость» подразумевается племя; хонгодоровцы под словом ряжан понимают «род», под словом яhан - «племя и род»; у хоринцев слово эсэгэ - «отец» означает «племя». Например, хорьдой эсэгэ - «отец хорьдойский»; роды же, вышедшие из Халхи и Джунгарии, вовсе не имеют слова для обозначения племени, так как со времени переселения на Селенгу, Ангару и Лену они не имели -племенных объединений, жили маленькими родами.

Содержание работы

ПЛЕМЕНА И РОДЫ БУРЯТ
БУЛАГАТ И ЭХИРИТ
БУХА НОЕН
МОЛОНТОЙ
РАЗДЕЛ 1. БУЛАГАТСКИЕ РОДЫ
ОБЩЕПЛЕМЕННЫЕ ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ

Файлы: 1 файл

Baldaev-Predanija-buryat.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Записано со слов 87-летнего Бугды  Бутуханова    II    готольского рода из улуса   Нижне-Тарасинский   Боханского   аймака   Усть-Ордынского   нацнонального округа Иркутской области в июле 1947 года.  

 

Готолов род  племени  булагат

 

Готолов род подчинялся Верхнему, или Идинскому острогу. А потом, с организацией Идинской степной конторы, образовался отдельный род, который под названием готолова рода административно подчинялся думе. Позже было организовано Г'отольское родовое управление с резиденцией в улусе Бохан. Во главе родового управления стоял шуленга, избиравшийся из среды бурят. Обычно избирался богатый человек, имеющий какого-нибудь предка, служившего шуленгой или заhуулом (ноен утха). Иногда эта должность передавалась по наследству от потомства   к   потомству.

Должность шуленги была почетная, жалованья он не получал ни натурой, ни деньгами. Родовое управление имело наемного родового писаря. Писарями служили ссыльные поселенцы, нередко горькие пьяницы. Писаря являлись главными воротилами родовых дел. Они всячески злоупотребляли своим положением, сами устанавливали и собирали с общества налог. Некоторые писаря, приехав бедными, уезжали богатыми людьми.

Еще при Идинской степной думе готольское родовое управление разделилось на три самостоятельных рода: I готолов, II готолов и III готолов. Резиденции их остались в Бохане и помещались в одном здании. Были выбраны три родовых шуленги,   нанялись   три   писаря.

В 1887 году Идинская степная дума была разбита генерал-губернатором Восточной Сибири графом Игнатьевым на пять инородных управ: Бильчирскую, Боханскую, Молькннскую, Укырскую, и Улейскую, которые состояли из родовых управлений. Боханская инородная управа состояла из трех родов - 1 готолов, II готолов и III готолов. На месте Готоловского родового управления было выстроено здание Боханской инородной управы со всеми службами на средства трех готоловых родов.

На должность головы инородной  управы были выдвинуты два кандидата  - Сократ Пирожков, представитель тайшинской фамилии и Тугут Трубачеев, представитель нарождающегося кулачества. Кандидаты боролись в течение трех месяцев не на жизнь, а на смерть. Первый мобилизовал вокруг себя своих родственников и ноенов, то есть служивших заседателями степной думы, родовыми старостами (даргами и шуленгами) и улусными старшинами (зайсанами и заhулами); второй мобилизовал кулаков, разбогатевших на купле и продаже товарной продукции улусов. Они не жалели средств для достижения своих целей, угощали своих сторонников мясом и вином. По улусам ездили специальные бригады, заходили в каждый двор, угощали, хвалили своего кандидата и просили стать сторонником   своей   «партии».

Население трех готоловых родов  раскололось на два  враждебных лагеря. Возникали драки, ссоры и клевета друг ма друга, братья не стали знаться, сыновья восстали против отца, родственники рассорились.

Фамилия тайши Пирожкова была известна генерал-губернатору и губернатору Иркутской губернии, а также Иркутскому губернскому управлению, поэтому губернская администрация всячески поддерживала С. Пирожкова. На суглане доверенных и всего населения трех готоловых родов, достигшего 25-летнего возраста, при поддержке чиновника особых поручений Иркутского губернского управления С. Пирожков получил большинство голосе. Он был избран головой Боханской инородной управы.

Выборы двух выборных инородной  управы тоже сопровождались борьбой двух «партий» - Г. Петрова и Т. Трубачеева. При поддержке губернской администрации Г. Петров победил и был избран выборным от III готолова рода, то есть помощником головы Пирожкова.

За выборами головы и выборного  наступили выборы трех родовых старост, по одному на род. В родовые старосты III готолова рода были выставлены тоже два кандидата - К. Петров и Т. Трубачеев. Первый был родным братом выборного Г. Петрова и двоюродным братом С. А. Пирожкова. На собрании всего населения III готолова рода К- Петров получил большинство голосов и был избран родовым старостой III готолова рода. В I н II готоловых родах на выборах родовых старост тоже победили сторонники Пирожкова. Сам Т. Трубачеев, а также сторонники его, вновь разбогатевшие кулаки, не имели такого влияния на общество, как Пирожков. Таким образом, вся власть во вновь образовавшейся Боханской инородной управе осталась за фамилией тайшей Пирожковых.

 

Населенные пункты готолова рода Иркутской,   губернии

 

I  готолов род: улусы Шаралта, Хандагай, Хапсагай, Гречохон,  Корма, Бугутуй, Дубун,  Кутул  и село Надеждино.

II   готолов род: улусы Верхняя Тараса,   Средняя    Тараса, Нижняя Тараса, Верхняя Буреть, Нижняя Буреть и Хогото-Тарасинский поселок при паровом  мукомольном заведении дворянина    Пирожкова.

III   готолов род:  улусы Хушун,  Гергеновский, Ижелхинский, Верхне-Хохорский,   Нижне-Хохорский,  Хара-Тиргэн,    Хондолой Агшарганата,  Шунта,  Хэрэтин,  Бохан, Заглик,  заимки:  Булак, Муудай,   Анн,   Байса,   Шунэстуй   и   Алса.

IV  готолов род: улусы Большой Орлок и Малый Орлок. Готолов род в Алари: улусы Халабта, Ямата и Тулэй.

 

Манжиев род

 

 Манжиев род соседи называют  Манжа ураг, то есть людьми,  связанными родством по материнской линии. Видимо, поводом  к такому названию служило то, что их было мало, по численности своей они не сумели образовать отдельную административную   единицу - род   (холбоон).

Буряты Манжа ураг живут в  Загликском улусе готолова рода, ныне Боханского аймака Иркутской области. У них всего  девять дворов. Пришли они на реку Иду с реки Оки (Аха). С тех пор сменилось восемь поколений. Они среди бурят готолова рода считаются пришлыми, устраивали жертвоприношение своим предкам отдельно от прочих бурят. Старики их при жертвоприношении своим  предкам призывали  так:

Алтай дайдасаан

Арюулан   ерэлэйбди,

Хухээ  дайдасаан 

Хунуулэн   ерэлэйбди.

Туруун   суусан   дайдамнай 

Тургэн  урасхалтай  Аха,

Хожом суусан дайдамнай 

Ургэн    ехэ    Эдэ...

 

Освятив  себя,

Мы ушли из Алтая,

Обкурив себя,

Ушли мы с Хухэя.

Ранее  освоенное  место

 Это  река  Ока, 

Позднее занятое место 

Это широкая Ида...

 

Буряты Манжа ураг Загликского  улуса считают себя выходцами с реки Оки, тамошних бурят они называют родственниками. В начале XIX века они ездили к родственникам на реку Оку, также оттуда приезжали буряты в Загликский улус. Они   гостили   друг  у   друга.

Записано со слов 52-летнего Леонтия    Манталаева  из улуса  Заглик Боханского аймака Иркутской области в 1936 году.

 

 

Бажидаев род   (II готольский род)

 

В долине реки Осы живут буряты бажидаевского рода. Их немного  - дворов приблизительно около 40. Они живут по соседству с улусом Дахан и Орлок. Предание говорит, что Ба-жидай был богат, имел девять сыновей и девять табунов лошадей. Ища место для поселения и размещения своих сыновей, Бажидай разъезжал по Забайкалью и Прибайкалью. Когда так разъезжал и высматривал места, то не мог найти удобного места, чтобы можно было жить без стеснения скоту и табунам.

По бурятскому обычаю, нельзя было так разъезжать и плохо отзываться о пройденных местах. Каждое место, по понятию бурят, имеет особого  покровителя, которого надо уважать, а  не говорить о нем надменные слова. А Бажидай, как человек богатый  и имеющий многочисленное потомство, был надменен и отзывался о местах отрицательно: то не было  вблизи ключика для водопоя, то не было дров поблизости, то горы крутые, то степь бедна травой. За это, говорит предание, местные божества покарали его. Он на каждом своем поселении терял одного сына и табун. Наконец он вернулся из Забайкалья, поселился рядом с шошолокским родом на правом берегу Ангары, где теперь находится Иркутск. Тут шаманы камлали и не давали ему покоя. Чтобы шаманы не навлекли на него и его род гнева божеств, Бажидай уехал и поселился в долине реки Куды, где теперь стоит село Урик. Живущие кругом кудинские буряты стали воровать его скот, колоть и есть. Бажидай уехал и поселился в долине реки Уляхи, где расположен знаменитый Александровский централ. Не доезжая теперешней Александровки, на подъеме крутой горы пал его серый жеребец, на котором он ездил сам. Эта гора до сего времени по-бурятски называется Боро азаргайн дабаан - «Подъем серого жеребца». Недалеко жили тунгусы, они стали нападать на Бажидая. Здесь он потерял одного сына, и один табун был угнан тунгусами. Бажидай уехал и поселился в долине реки Иды, где теперь расположен улус Хандагай. Табуны его паслись в низовье реки Иды и доходили иногда до Ангары. Русские, живущие в Верхнем Остроге (Каменке), стали угонять скот и табуны. Тогда Бажидай уехал в долину реки Осы и поселился по соседству с бурятами, со своими сородичами - потомками Моло, укочевавшими от разбоя Амагзая из долины реки Иды. Ко времени приезда в долину реки Осы у него остался один сын и один табун лошадей.

Сыновей Бажидая звали: Бажнай, Башли, Бааhан, Баатар, Бубаа, Бааргай, Барлак, Баршуу, Баанай. Первые восемь сыновей умерли бездетными. Теперешний Бажидаевский улус произошел от Бархана. Одни люди считают его сыном Бааная, младшего сына Бажидая, другие считают его сыном Бажидая, родившемся после его смерти. Сами бажидаевцы считают себя потомками   Бархана,   младшего   сына   Бажидая.

Бажидаев улус входил административно  в IV готолов род и подчинялся Бильчирской инородной управе, а до этого входил в   I   готолов   род.

Бажидай, по словам одних, был сыном  Тудэя Готолова, другие считают его внуком Тудэя, рожденным его незамужней дочерью   Тзлухэн   (Тудэйн   hайхан   Тэлуухэн).

Бажидаев род малочислен: в 1947 году дворов было всего 39,   наличных   душ - 207.

Родословная: Готол, Тудэ, Бажидай, Баархан, Пантай, Це-рен, Сэмээхэй, Нохришха, Юунхээ, Шуушхэ, Буйрхан, hалтаан, hамагар, сыновья hамагара - Ээли и Халтаан (Петр Егоров).

Записано со слов 75-летнего Халтана  Юнхеева   (Петра Егорова)   IV го-тольского рода  из  улуса Бажидай   Осинского аймака  Иркутской области 25-июня  1947 года.

 

Родословная  Бажидаевского  рода

 

Готол, Тудэ, Сооран, Бахидай, Бархан, Танграй, Хутар, Шоодор, Балдуунак, Пеэтшэн, hэлтуу, Шура, сыновья Шуры - Володя   и   Алексей.

Записано со слов 70-летнего  hэлту Позтнинова из улуса Бажидай IV готольского рода 26 июня 1947 года.

 

Бужидаев род бывшей     Бильчирской инородной  управы     ( Балаганского уезда, улус  Бажидай)

 

Было десять братьев^ Бужидай, Бубаа, Бааргай, Барлак, Баршуу, Бархан, Баатар, Бааhан, Башли и Башнай. Бархан, Пантай, Цэрэн, Сэмээхэн, Нохойшха, Юунхээ, Шуушхэ, Буйр-хан,  hалтаан, hаамагар,  Ээли   (13 лет).

Бужидай имел девять сыновей и 9 табунов. Он искал место, где бы поселиться, чтобы не было стеснения. Он жил под Иркутском, в долинах реки Ушаковки и Уляхи, в Хандагае (долина реки Иды), в Нельхае, в долине реки Осы. Восемь сыновей его умерли, восемь табунов были задавлены волками.

Записано со слов 75-летнего Халтана  Юyхеева 25 июня  1947 года.

 

Готолов род, улус Орлок: Готол, Тургэн, Сойрон, Моло, Гухан, Амхай, Буйдар, Нахи, Бугайхан, Энхээ, К--бгэр, Бал-дай, Балдагшан, его сыновья - Петя (11 лет) и Володя (7 лет).

Моло пришел из Тарасы, боясь буйства  и разбоя Амагзая. В пади Орлок никто не жил. Больше жить было негде. Моло поселился   там   и   затем   счастливо   жил.

Записано со слов 85-летнего Балдакшина Балдаева из улуса Орлок й 1936 году.

 

Бужидаев род, улус Бужидай

 

Родословная:  Тугалак, Алагуй, Готол, Тудэ,  Соорон, Бужидай, Бархан, Тангри, Хутар, Моодор, Балдунак, hеэгшэн, hэлтуу,   Шура,   Алексей   (9   лет).

Записано со слов 70-летнего Хеэгшинова из улуса Бужидай 20 июня 1947 года.

 

 

 

 

 

 

ШАРАЛДАЕВСКИЙ РОД

 

Шаралдаевский род входит в племя  булагат. Первоначальна Шаралдай жил совместно с другими сыновьями Сагана в Долине реки Куды.  По соседству с ним жили буряты бубаева, бурлаева, бозоева и других родов. Согласно преданию, они жили около горы Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн. Земли было привольно, скот размножился, зверей и дичи в лесах и тайге было много. Те. которые не ленились и не болели, жили хорошо, всегда у них были хлеб и мясо. Размножились они, женщины рожали детей. Одним словом, жили счастливо и в достатке.

По соседству, на другой стороне, жили сэгэнуты. Они были люди воинственные и храбрые, к тому же многочисленные и богатые. У них было всего  вдоволь: скота было много, леса давали   хорошую   пушнину.

Многочисленность, богатство и сила позволяли им нападать па своих соседей, обирать, грабить и убивать их, чтобы захватить их имущество. Один раз они напали на шаралда-ев род. Так как сэгэнуты были многочисленны и сильны, то ша-ралдаевский род не смог оказать сопротивления. Шаралдаевцы разбежались кто куда: одни уехали за Ангару, другие-в Тун-ку,   третьи - в   Забайкалье.

В Забайкалье они мытарствовали  по тер'ритории теперешней Мухор-Шибири. Они жили одно время на месте теперешнего села Шаралдай. Отсюда они уехали давным-давно, но название это   осталось.

По соседству жили хоринцы и  селенгинцы, они часто нападали на них, грабили, угоняли скот, даже убивали людей. Терпя такие нападки со стороны соседей, шаралдаевцы решили переехать   на   свои   обжитые   места.

Они пришли на Байкал, обогнули его по западному берегу и вышли к реке Иркуту. Здесь провели некоторое время, потом переехали в степь Тайтурки. Здесь дали возможность отдохнуть скоту и табунам лошадей, уставшим от долгого пути.

Когда все отдохнули, то они двинулись дальше. Ангару они прошла выше села блонок и оттуда направились на реку Куду. На их пепелищах жил другой род, который встретил шарал-даевцев враждебно и готов был вступить в борьбу из-за земель. Шаралдаевцы не решились спорить с ним и переехали от них на нижнее течение Куды. Оттуда их прогнали их же родовичи - буинов род. Тогда шаралдаевцы повернули обратно, спустились но долине речки Балей и дошли до Ангары. Прожив некоторое время на реке Ангаре, они решили перебраться на реку Иду.

Когда они дошли до теперешнего улуса Заглик, там жили готольцы. Готольцы встретили их враждебно и решили выкурить их со своих мест. Они ночью подобрали одну мертвую русскую женщину и подбросили ее к своим табунам и стадам, которые на ночь были пригнаны к жилым строениям во избежание кражи. Наутро готольцы обвинили шаралдаевцев в убийстве русской женщины и потребовали откупа. Шаралдаевцы, как народ прямой и неискушенный в таких грязных делах, откупились скотом и табунами. Они отдали готольцам табуны и скот, сами направились вверх по реке Иде.    Они искали места привольные, не обжитые никем (суур мангиhан, сомсогой haраана).

Информация о работе Родословные предания и легенды бурят